16+
Лайт-версия сайта

Небылицы и небывальщицы. Родителям о детях. Чуковский К. и другие о детском словотворчестве

Литература / Детская литература / Небылицы и небывальщицы. Родителям о детях. Чуковский К. и другие о детском словотворчестве
Просмотр работы:
13 мая ’2024   18:08
Просмотров: 175

Небылицы и небывальщины. Родителям о детях. Чуковский К. и другие о детском словотворчестве


К 14 мая - "Дню смешных нелепиц"

(Фото - открытка из моей коллекции)

Для взрослого — это нелепицы, баловство, детские фантазии, а для ребёнка — смешные истории про то, чего не бывает.

""Чепуха, чепуха, это просто враки!" Небылица (небывальщина, нелепица) — это малый жанр фольклора, смешная сказка или стишок, в которой искажена действительность". https://sibmama.ru/nebylitsi.htm

Содержание:

1. Из жизни (полезные примеры как советы с высоты моего возраста для заинтересованных родителей). Моя драгоценная книга, которую сейчас оценивают за 60 000 руб. К. Чуковский и его книга.
2. Как придумать небылицу. Примеры


"Зачем нужны нелепицы современному ребенку? Маленький человек растет и изучает мир. Вначале все что ему говорят, он принимает за истину. Для него все может быть - говорящие звери, шагающая на куриных ногах избушка, деревья, растущие вверх корнями. Но вот наступает момент, когда ребенок осознает, что в реальной жизни дома стоят на своем месте, а телега может ехать, передвигаться, а вот если наоборот - это смешно. Наступает пора потешек и небылиц. Стихи-перевертыши, нелепицы, небылицы, потешки развивают чувство юмора, фантазию, умение мыслить нестандартно.

Когда ребёнок открывает для себя закономерности окружающего мира, новые понятия, он начинает играть этими понятиями, потому что через игру познаёт мир. Вкладывая в знакомое новый смысл, переворачивая всё с ног на голову, ребёнок учится лучше оперировать понятиями, развивает свободу мышления, фантазию и что немаловажно, учится понимать юмор. Как говорил Корней Чуковский - «ребенок играет не только камешками, кубиками, куклами, но и мыслями»." Из http://triz-plus.ru/


В детстве у меня был набор открыток с иллюстрациями В. Васнецова. Когда у тебя в руках драгоценные игрушки, книги, открытки, ты изучаешь это всё вдоль и поперек (название, где сделано, кто автор, п.ч. всё интересно, но это начинается где-то к концу начальной школы, ведь нас уже учили читать книжки "от начала до конца", как наши родители читали газеты, но в детстве нравилась последняя страница, где много интересного и развлекательного: стихи, задачки, ребусы, кроссворды и др.), потому не только читаешь и смотришь красивые картинки, но и запоминаешь авторов.

Не сразу, а постепенно, в сравнении: "Интересно, это ведь я где-то видела!", - говоришь себе, когда где-то в другой книге ты видишь иллюстрации, например, сидя в детской библиотеке, похожие на те, что ты где-то видел, и ты знаешь, что видел дома в книжках или открытках (Сутеев, Чарушин и другие являлись писателями, которые иллюстрировали свои книги). Дома быстро взял в руки книгу или набор любимых открыток, и "увидел" художника, это закрепляется в памяти и радуешься: это, оказывается, один и тот же художник.

Так и сами открытки запомнились, и тексты, что написаны за ними. Вот увидишь Ваню, который сидит задом наперед на коне и сразу же вспоминается:

Ваня, Ваня простота,
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперед,
И поехал в огород.

Детская память - это навсегда. Поэтому с детства можно успеть воспитать в ребенке много хорошего и полезного для его будущего. А, если быть еще точнее, по рекомендации психологов, то ребенка можно научить до пяти лет. Это много или мало - решать родителю.

А в студенческие годы я занималась изучением детского словотворчества, была в студенческой научной группе (руководитель Галина Ивановна Меньшикова), выступала на научно-практической конференции (НПК). Это была моя любимая работа, которую выбрала мне преподаватель. А у меня уже было много материала из жизни (бабушки мне рассказывали потешки и небылицы на татарском и башкирском языках). А саму книгу Чуковского перечитала не один раз за эти годы, она тоже была у меня в библиотеке.

Немало у народов есть стишки-потешки, где много нелепицы и небылиц, также рассказы и сказки (про Шиша, например), в которых рассказывается о чем-то таком, чего не может быть на самом деле.

У каждого из вас есть свои любимые книжки и открытки, и вы, наверное, помните их "от" и "до" - название, автора, картинки, страницы, обложку, наконец. Ведь многие помнят свой первый учебник - букварь, и те страницы и произведения, которые запечатлела память навсегда.

Вот у меня была толстая книга Садовникова Д.Н. "Загадки русского народа" (1901г.), маме досталось от дедушки Нигмата. Бабушка Гакифа подарила мне, тогда мы собирались возвращаться домой, тогда ездили только поезда, и ровно двадцать пять часов по расписанию. Чтобы ребенок провел время с пользой, заботливая бабушка решила, что ученица начальной школы достойна иметь ценный экземпляр из их библиотеки. А там было много интересных и непривычных загадок.

Например, попробуйте угадать, "Чего на свете не бывает?" Ответ вы не найдете в интернете, потому что об этой книге никто уже не знает, содержание не вспомнит даже девяностолетний человек, который, возможно, тоже когда-то ее читал, когда был как я возрастом, либо тот, продавец и тот, кто купил эту книгу за 60 000 рублей (может, это и моя книга, кто знает).

А я знаю ответ, конечно. Из книги запомнила в те годы много загадок и ответов, но с возрастом все куда-то улетучились, а эта вот прикрепилась навечно. Память не считает нужным постоянно хранить поблизости то, что уже давно не вспоминается нами.

Расставание с моей книгой было очень тяжелым и досадным. В поезде я читала ее много, даже, когда к нам сели соседи, я выбрала место для матрацев,чтобы спокойно и с удовольствием читать книгу. Так, лежала там и читала, запоминались они тогда очень легко.

Но к вечеру села мама с дочкой, и я спустилась поиграть, ужин, сон. Потом доехали. Вышли из вагона, завернули за вокзал и тут я вспомнила, что я забыла подарок от бабушки!

Мы побежали к проводнице, и она сказала, что эту книгу держала та самая девочка. Так, видимо, было суждено. Привычка к тому, что у нас и из дома "забирали почитать" книги и не возвращали никогда не станет приятной.

А книгу я не забыла, разве забываются подарки от бабушек, да еще такой древний, который покупал и использовал в работе дедушка, которую любила моя мама, а я ее потеряла. Нечаянно, но это не тот случай, когда можно "еще тебе купим". И с удовольствием бы применяла на работе, загадывала бы детям, и сама бы не раз держала эту раритетную антикварную книгу).

Дети очень любят небывальщины и сами не прочь выдумать, но при этом фантазеры порой с непониманием и неприятием со стороны взрослых, которые вечно стараются уличить в обмане или поправить ребенка, словом, прервать этот поток фантазии. Причина этого лежит в убеждении, что «Детям нужны общеполезные сведения, а не фантастика насчет белых медведей, которые будто бы кричат кукареку. … Мы хотим, чтобы они (детские писатели) разъясняли ребенку окружающий мир, а не затемняли его мозги всякой путаницей!» (К.И.Чуковский «От 2 до 5», собрание сочинений в 15 т., том. 2, М., Терра - Книжный клуб / 2001)"

Небывальщина от Чуковского Корнея:

"По поднабесью, братцы, медведь летит,
Медведь летит, хвостом вертèт.
Свинья на ели гнездо свила,
Гнездо свила, деток вывела,
Милых деточек, поросяточек.
Поросяточки по сучкàм висят,
По сучкàм висят, полететь хотят".

Как придумать небылицу

"В основе небылицы часто лежит оксюморон — сочетание понятий, которые полностью противоречат друг другу. Например, «жил на свете великан маленького роста». Возможны такие сюжеты:

животные поменялись ролями (друг с другом или с людьми);
предметы выполняют несвойственные им функции;
меняются местами участники какой-то ситуации (из-под собаки лают ворота);
используются невозможные определения (по кудрявой каше) и т.д."

Короткие небылицы в стихах
Дед кудрявый, без волос,
Тоненький, как бочка.
У него детишек нет –
Только сын да дочка.

***
У нас лошади в галошах,
А коровы в сапогах.
У нас пашут на телегах,
А боронят на санях.

***
Как по речке по Волжанке
Соловей плывёт на палке.
Сел на доску тонкую -
Развёл гармошку звонкую.

Чепуха, чепуха,
Это просто враки:
Сено косят на печи
Коромыслом раки.

***

Небылицы в лицах
Сидят в светлицах,
Щелкают орешки
И творят посмешки.

***

На заборе чепуха
Жарила варенье,
Куры съели петуха
В это воскресенье.

***

Между небом и землей
Поросенок рылся
И нечаянно хвостом
К небу прицепился.

***

На болоте стоит пень,
Шевелиться ему лень.
Шея не ворочается,
А посмеяться хочется.

***
Из-за леса, из-за гор
Едет дедушка Егор
Он на сивой на телеге,
На скрипучем на коне,
Топорищем подпоясан,
Ремень за пояс заткнут,
Сапоги нараспашку,
На босу ногу зипун.


***

Уж как по небу медведь летит.
Медведь летит,
Головой вертИт.
А несет-то он коровушку,
Черно-пеструю, белохвостую.
А коровушка мычит
Да хвостищем-то вертИт!
Знай медведю кричит:
- Давай вправо,
Давай влево,
А теперь вот напрямик!

Трах-тах, тарарах,
Едет мышка на ежах.
— Подожди, колючий ёж,
Больше ехать невтерпёж!

***

Тимошка в лукошке
Поехал по дорожке.
Собачка на лычке погумкивает,
Медведь на цепи порывается,
Агафон на печи обувается.

***

Ехала деревня
Мимо мужика,
Вдруг из-под собаки
Лают ворота.
Он схватил дубинку,
Разрубил топор,
И по нашей кошке
Пробежал забор.
Крыши испугались,
Сели на ворон,
Лошадь погоняет
Мужика кнутом.

***

Вы послушайте, ребята,
Моей сказки небогатой
От конька-горбунка
И медведя-плясунка:
Уж как пестрая свинья
На дубу гнездо свила.
Гнездо свила, детей вывела.
Шестьдесят поросят
По сучочкам сидят.
Поросята визжат,
Полететь хотят.
Полетели, полетели.

***

Бегала дубинка с мальчиком в руках,
А за ним тулупчик с бабой на плечах.
Кнут схватил собаку парить мужика,
А мужик со страху влез под ворота.
Деревня закричала: «Озеро горит!»
Сено со дровами тушить пожар спешит.

По синю морю корабль бежит.
Серый волк на носу стоит,
А медведь паруса крепит.
Заюшка кораблик за веревку ведет,
Лисичка из-за кустика хитро глядит:
Как бы зайку украсть,
Как бы веревку сорвать.

***
Рано утром, вечерком,
Поздно на рассвете,
Ехал дяденька верхом
В ситцевой карете.
А за ним во всю прыть
Прыгая шагами,
Волк старался переплыть
Миску с пирогами.
Заяц на небо взглянул,
Там землетрясенье,
И из тучи на него
Капало варенье.

В новой-то деревне
Дивное диво:
Утка-то в юбке,
В синем полушубке.
Корова в рогоже -
нет её дороже.
Петушок в сапожках,
Курочка в серёжках.

***
Лиса по лесу бежала,
Лиса хвост потеряла.
Ваня в лес пошёл,
Лисий хвост нашёл.
Лиса рано приходила,
Ване ягод приносила,
Её хвост отдать просила.

Шли бараны по дороге,
Промочили в луже ноги.
Раз, два, три, четыре, пять,
Стали ноги вытирать,
Кто платочком,
Кто тряпицей,
Кто дырявой рукавицей".

Алкинская Гюзель

СССР - 13.05.24






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

"ФОНАРИ".ПЕСНЯ ВИДЕО.НОВИНКА.

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft