Антироскошь – такое название получила концепция, которая предписывает пересмотреть свои потребительские привычки и отказаться от излишеств, декоративности, стремления показать высокий статус. Это противоположность тому обществу, что захватило мир к концу XX века – обществу, зацикленному на материальных благах, попытках обогнать самого себя, бесконечно покупая и обновляя купленное. Разговоры о том, что каждый из нас является частью общества потребления, встречают, как правило, в штыки: вырваться из привычных установок, в которых уровень доходов и объемы расходов определяют суть человека, довольно трудно.
А между тем, тенденции последних десятилетий наводят на мысли о том, что вскоре общепринятыми станут другие идеи. Дауншифтинг как явление зародилось в конце XX века – тогда чудаков, отказывающихся от устроенной офисной работы и переезжающих в намного менее комфортные условия, воспринимали настороженно и искали объяснение их поведения чуть ли не в области психиатрии. Как можно добровольно отказаться от материального благосостояния, а тем более от роскоши, если для большинства людей планеты и то, и другое является недостижимой мечтой?
И тем не менее, таких чудаков становится все больше – тех, кто задумывается не о материальных ценностях, а об экологической чистоте товаров и услуг, о своем влиянии на окружающий мир, о справедливости, о борьбе за права тех, кто не может сам себя защитить. Кто чаще выбирает «не покупать», чем «купить», или «выбрать простое» вместо «шикануть», «сделать», а не «приобрести». На первый план для этих людей выходят не деньги, а время, внимание, энергия, и выгодой становится не увеличение размера банковского счета, а нечто другое.
И дауншифтинг, и экологические программы оказались несколько скомпрометированы рядом своих радикальных адептов. Но большое количество людей ценности философии антироскоши все же разделяют, тем более, что следование ее принципам хорошо сказывается на качестве жизни: то самое неуловимое состояние счастья, к которому стремится каждый человек, куда чаще достигается благодаря вещам нематериальным, чем приобретению денег или товаров. Можно предположить, что естественным путем человечество в итоге придет-таки к тому, что сейчас носит название «антироскошь».
Не следует путать этот термин с понятием «тихой роскоши». Второе не подразумевает снижения запроса на качество потребления, а сводится к достижению комфорта и удовлетворения от дорогих товаров и услуг без нарочитой демонстрации богатства и излишеств. О простоте в этом случае речи не идет и об осознанном потреблении тоже. Скорее, «тихая роскошь» – это демонстрация своего вкуса все тем же окружающим, тому же обществу, которое избыточно внимательно ко всему материальному и имеющему не только ценность, но и цену.
Но человек почему-то устроен так, что ему часто небезразлично, какое влияние он оказывает на окружающий мир, делает ли он его лучше или, по крайней мере, не наносит ли ему чрезмерного вреда. В таких случаях главным фактором выбора при покупке становится не попадание в тренды или следование моде, а экологическая чистота продуктов, этичность товаров и услуг, осознанность потребления. Все это перестает быть просто словами или лозунгами непонятых одиночек: вполне возможно, вся мировая структура потребления еще при нашей жизни развернется в сторону той самой антироскоши, которая сейчас воспринимается скорее как временный каприз пресыщенного потребителя.
Добиваться снижения уровня потребления, отказа от ненужного и избыточного, бережного отношения к ресурсам планеты уже давно считается хорошим тоном в развитых государствах. «Старые деньги» вообще не любят демонстративность, хоть и не всегда наследник-миллиардер в третьем поколении и далее склонен к аскетичному образу жизни. Что же до тех бизнесменов, которые сделались лидерами на рынке самостоятельно, а не благодаря семье, для них отказаться от всех возможностей, которые предоставляет общество потребления, куда сложнее. Но и среди них вполне можно встретить тех, кто ясно дает окружающим понять: деньги – не главное.
Среди тех инициатив, которые дополняют философию антироскоши, можно выбрать ту, что ближе и интереснее: движение за использование возобновляемых источников энергии, снижение выбросов углерода и загрязнения окружающей среды, минимализм, идея безотходного производства, борьба за права животных. Противоположностью концепции антироскоши является, по сути, то общество, что существует сейчас: общество потребления и бесконечной рекламы товаров и услуг.
Главными принципами же общества будущего последователи идей антироскоши признают умеренность в потреблении, сосредоточение не на количестве материальных благ, а на качестве жизни, ответственность перед окружающей средой, осознание ценности времени и свободы. А еще – помощь другим, социальная ответственность, отказ от конкуренции в материальном плане, жизнь в гармонии с собой.