16+
Лайт-версия сайта

Блог пользователя Ptizelov

Блоги / Блог пользователя Ptizelov


27 июня ’2022   04:58
ГОРЯЧЕЕ ЛЕТО_поэтический конкурс
Конкурс проводит редакция издания - литературный альманах ГРАЖДАНИНЪ (г. Москва).

#конкурспоэзии
Сроки подачи текстов - с 1 по 21 июля 2022.
Подробности тут:
https://contest.litpoeton.ru/konkursy/pervyj-liricheskij-konkurs
Конкурс бесплатный. Предполагает регистрацию на сайте и публикацию своих произведений.

Просмотров: 138   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
28 ноября ’2020   00:29


Заметки о поэзии и критике

Герман Гессе
О так называемом побеге в искусство


Нередко слышишь: художник не должен бежать от действительности в искусство.
Как это понимать? Почему художник не должен от нее бежать?

Если подойти с точки зрения художника, разве искусство не является в первую очередь попыткой восполнить недостатки жизни, исполнить в мнимом мире неисполнимые желания, исполнить в поэзии неисполнимые требования, короче говоря, сублимировать в духе то, что неприемлемо в жизни?

И почему указанное требование всегда предъявляется только к людям искусства? Почему от государственного мужа, врача, боксера или пловца не требуют, чтобы он в порядке любезности прежде одолел неурядицы в своей личной жизни, а уж потом бежал бы заниматься делами, получать удовольствие от службы и спорта.

То, что «жизнь» безусловно более трудна, чем искусство, для мелких критиков, очевидно, аксиома.

Однако стоит взглянуть на многих, слишком многих художников, которые все время весьма успешно бегут от искусства в жизнь, рисуют убогие картины и пишут убогие книги, но зато являются милейшими людьми, радушными хозяевами, добрыми отцами семейства, благородными патриотами!

Нет, если уж человек считает себя художником, я предпочел бы, чтобы он вел свою битву, ставил своего героя там, где велят задачи его профессии. Я полагаю, очень много верного (или, скорее, верного лишь наполовину) скрывается за мыслью о том, что всякое совершенствование творчества поэта оплачивается его жертвами в личной жизни. Иначе творения не создаются. Глупо и безосновательно утверждать, что искусство рождается от избытка, от счастья, от удовлетворенности и гармонии. Если все прочие достижения человека появляются лишь из-за нужды, лишь под суровым давлением необходимости, то почему искусство должно быть исключением?

О так называемом бегстве в прошлое

Другое «бегство», ныне порицаемое злободневной критикой, - это так называемое бегство в прошлое. Когда писатель пишет что-то, решительно не похожее на очерки о модах или спорте, когда он уходит от сиюминутных вопросов, обращаясь к проблемам общечеловеческим, когда погружается в исторические эпохи или во внеисторическое художественное пространство за пределами времени, его немедленно укоряют за то, что он «бежит» от своего времени. Вот так же и Гёте «бежал» в мир «Геца» и «Ифигении», вместо того чтобы просветить нас относительно семейных проблем франкфуртских или веймарских обывателей.

1930 © Герман Гессе
О так называемом побеге в искусство
О так называемом бегстве в прошлое

перевод © Галина Снежинская
Журнальный зал, 2004
Заметки о поэзии и критике (фрагмент)
#критика #литературоведение #Гессе
Просмотров: 294   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
14 ноября ’2020   16:49
Шедевр Джон Кейдж 4 33
.......................#сатира

Хоть «старьё» ласкает уши —
Моцарт, Бах, Рамо, Гретри… —
Я решил шедевр послушать:
Кейдж, «Четыре тридцать три».

Говорят, сей странный опус —
Черный — в музыке — квадрат!*
Натянув сову на глобус,
быть эстетом всякий рад.

Нехотя ползли минуты.
Джон, походу, всех надул!
Да, Малевич — тоже круто,
как на кладбище в аду.

В тишине, пустой до хруста,
Как внимательный осёл,
наблюдая «бунт в искусстве» —
В этот миг я понял всё!

Заливайся черным кофе,
развози везде елей,
чтобы выглядеть как «профи»
в мире голых королей.

Бей культуру всем кагалом!
Вместо речи - волапюк,
вместо Репиных— Шагалы,
вместо Пушкина — Бурлюк.

С ног на голову поставив
смыслы задом наперёд,
храбро чепуху картавя,
шарлатан в эстеты прёт!

Мысли умные прокисли
в тишине концертных стен.
Я узрел в глубоком смысле
кукиш в полной пустоте...

Говорят, что, между прочим —
мировая здесь «душа»!
Я тупой, наверно, очень,
что не понял ни шиша.



P.S.

*«4′33″» («Четыре тридцать три», «Четыре минуты тридцать три секунды») — музыкальный «шедевр» американского композитора-авангардиста Джона Кейджа. Состав инструментов может быть любым. Название обозначает длительность «произведения». По утверждению композитора, оно состоит из трёх частей: 30 секунд, 2 минуты 23 секунды и 1 минута 40 секунд. На всём протяжении исполнения сочинения участники ансамбля не извлекают ни одного звука из своих инструментов. По задумке автора, содержанием каждого из трёх фрагментов являются те звуки окружающей среды, которые будут услышаны во время прослушивания композиции. Некоторые сильно вдумчивые критики говорят, что сей опус «заставляет слушателей задуматься над первоосновой всей музыки».

*«Чёрный — в музыке — квадрат»: «Чёрный квадрат» художника Малевича — такой же «шедевр», как и пьеса Кейджа, только в живописи. И такие же «продвинутые» критики рассказывают, что изображение черного квадрата «заставляет зрителей задуматься над первоосновой всей живописи и вообще всего видимого мира»...

Волапю́к - уродливый, бессмысленный набор непонятных звуков, тарабарщина.
Из истории вопроса:
Международный, общемировой язык на основе латиницы (Volapük: от vol «мир» в род. падеже + pük — язык, то есть «мировой язык»), — искусственный социализованный язык. Создан в 1879 году немецким католическим священником Иоганном Мартином Шлейером. Позже волапюк был реформирован голландцем Ари де Йонгом (1929 г.) и презентован в 1931 году, накануне попытки внедрения мировыми нацистами «нового мирового порядка» в эпоху второй мировой войны. Йонг выпускал на этом языке газету, просуществовавшую до 1965 года. Волапюк отличался примитивностью и уродливой антиэстетикой. Предназначался для того, чтобы порабощённые люди планеты забыли свои родные языки и окончательно были оторваны от своих культурных корней.

П. Фрагорийский
Из кн. PostScriptum


Просмотров: 393   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
01 октября ’2020   19:46
Бори́с Бори́сович Ры́жий (8 сентября 1974, Челябинск — 7 мая 2001, Екатеринбург) — русский поэт.

Сентиментальное путешествие. Вторчермет
Интервью русского поэта Бориса Рыжего, в 1999 году, после вручения ему литературной премии Антибукер (Поощрительный приз)

Просмотров: 354   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
24 сентября ’2020   11:34
#гуманизм #дегуманизация #Дугин #расчеловечивание

Элита - только их слуги. Цель архитекторов современного мира. Александр Дугин
Философ Александр Дугин о том, в чём состоит главная цель Big Data, почему мы недооцениваем последствия цифровизации.
Пессимистический прогноз от Дугина

Постмодерн и человечество: БигДата - метафизическое явление, и ответ человека на этот вызоув может быть только метафизическим.

Мы люди только потому, что еще не окончательно освободились от Бога...

Просмотров: 283   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
24 сентября ’2020   07:57
Думаю, этим надо поделиться
ЭФФЕКТ ГЕРОЯ
Психическая война и технократический морок

Что Россия может реально противопоставить «дивному новому миру»? Сможет ли человек противостоять собственному уничтожению?
Эффект Чапаева. Эффект Александра Невского.
Кто сильнее – человек, генетически избавленный от страха и сомнений, или человек, преодолевший страх? Как соотносятся техника и талант? Можно ли сотворить гения генетически? На что способен дух?


<div>
00:00 — Интро.
00:12 — Путин должен же с кем-то дружить!
02:13 — человечество на пороге конца эпохи биологического равенства.
07:19 — что Путин считает страшнее атомной бомбы?
10:20 — как вчерашняя фантастика стала частью программ национальной безопасности.
12:04 — моральный и иной ответ на вызов технократизации человека.
15:06 — почему «генетическая гонка» грозит гибелью человечества.
20:49 — «гипноз» абсолютизации технического прогресса и возможность его преодоления.
22:44 — как Чапаев победил «психическую», и что это значит для нас.
37:53 — что такое лекарство против страха.
1:04:40 — чему учит американский боксер Рокки?
1:17:19 — генно-модифицированный музыкант потребует генно-модифицированного слушателя.

Сергей Кургинян в очередной передаче цикла показывает, что вопрос редактирования генома человека и связанных с этим последствий встает в мире в полный рост. Причем введение этого вопроса в актуальную политическую повестку произошло не вчера.

Еще в 2015 году известный физик и друг Владимира Путина Михаил Ковальчук, выступая на заседании Совета Федерации, отметил, что элита всегда старалась подчинить большинство, превратив его в обслугу. Но если раньше этому очевидно препятствовал факт биологического равенства людей, то теперь миру, где это так, приходит конец. Уже становится возможным технологически, путем генетической коррекции, создавать новый подвид человека – идеальных «служебных людей».

А в 2017 году уже сам Путин, выступая на Фестивале молодежи в Сочи, подчеркнул опасность такой мировой трансформации, указав, что генная инженерии без морально-нравственных ограничений – это штука пострашнее ядерной бомбы.

Кургинян указывает на то, что ученые и политики прекрасно понимают, что началась общемировая гонка в новой сфере, и дают этому моральную оценку. Далее он объясняет, почему политика морального сдерживания тут «что мертвому припарка». Если в мире принята технократическая парадигма (притом, что ее можно не принять, только если есть другая парадигма развития), то дальше можно только сливать воду и ждать гибели человечества, считает политолог.

Но что в таком случае Россия может реально противопоставить этому «дивному новому миру»?

Кургинян подчеркивает, что главной проблемой является то, что нынешнее человечество абсолютизировало технократическое развитие и представляет его в качестве развития вообще. Осязаемость и мощь технологических достижений таковы, что оказывают определенное гипнотическое воздействие. Это своего рода «психическая атака» на человечество. Кургинян уверен, что морок безальтернативности абсолютно технократического развития нужно развеять – это жизненно важно для государства и всего человечества.

Кургинян ставит ключевой вопрос: можем ли мы осуществлять интенсивное развитие – и историческое, и техническое – за пределами абсолютизации технократического момента? Есть ли примеры такого ответа? Лидер движения «Суть времени» предлагает основы, на которые можно опереться в новой войне. Он обсуждает ряд связанных животрепещущих вопросов. Кто сильнее – человек, генетически избавленный от страха и сомнений, или человек, преодолевший страх? Как соотносятся техника и талант? Можно ли сотворить гения генетически? На что способен дух?</div>
Просмотров: 254   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
07 августа ’2020   02:09
.................#СадКамней

В Вербное воскресенье мессия вошел в Иерусалим, его встречали криками "Осанна", а ровно через неделю его распяли на кресте - потому что те же люди предпочли отпустить злодея и душегуба Варраву, тем самым обрекая Христа на мучительную смерть.
У меня с детства эта история не укладывалась в голове. Как так? Ведь они же на колени перед ним падали - хоть он и не просил об этом. А потом так дружно проголосовали за его смерть. Откуда столько взялось ненависти?
Потом вырос. И понял.
Люди не прощают превосходства. И особенно - нематериального. Именно нематериальное превосходство заставляет их ненавидеть человека. Иногда даже не по своей воле, а бессознательно.
В этом - вечная трагедия отношений личности и толпы.

П. Фрагорийский
Из кн. Сад Камней

<div>
</div>







Скачать MP3

<div>Музыка - группа Гоша и Птицелов "Свадьба в Кане"</div>
Просмотров: 274   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
19 мая ’2020   20:57
19 мая — раньше это был День пионерии — детский праздник в Советском Союзе.Школьники вместе с родителями, учителями, пионервожатыми, собирались на главных площадях городов. Позже на площадь подтягивались местные чиновники, партийные работники — начальство… В ближайших «объектах культурного назначения» — а это мог быть Дом культуры, или Дворец пионеров — работали буфеты. Там продавали всякие вкусные плюшки, от ранних тепличных огурцов в сметане, которые пахли так вкусно, что текли слюнки, от сарделек-сосисок с нежным вкусом и головокружительным запахом, от разрезанных на две половинки вареных яиц под майонезом, ветчины, нарезанной тонкими ломтиками, котлет, в панировочных сухарях — до конфет, пирожных, какао, чая… Это стоило копейки. Вся эта вкусная снедь продавалась в буфетах не всегда — появлялась по праздникам. Не потому, что не хватало. Просто в буфет почти никто не ходил — все «простые» готовили дома, «непростые» — выбирали рестораны, в основном, а питаться в будние дни в буфете было охотников мало. Но в праздничные дни здесь можно было запросто перекусить - рядом с каким-нибудь директором местного завода или партийным секретарём. Буфет по праздникам был открыт для всех.

Посреди площади сооружался внушительный объект из ёлок-палок. Сооружение размером было с новогоднюю ёлку. В назначенный час всё это поджигалось и долго потом полыхало. На следующее утро рабочие разбирали конструкцию, убирали мусор, и к вечеру обычно площадь становилась чистой, как будто и не было этого огромного, жаркого, с летящими во все стороны искрами, пионерского костра.
В селах такие костры разводили на удобном месте, куда могли прийти все жители. На полянке. Что-то в этом было языческое, наверное, если смотреть со стороны...
В Домах культуры, дворцах пионеров, в сельских и городских клубах, по радио и телику шли праздничные концерты — дети пели, танцевали, в общем — был в этом какой-то хороший и глубокий смысл. Выход за границы степенного существования, где будни сменялись праздниками. Массовые праздники как-то дисциплинировали народ. Люди были дружнее. Ответственнее друг за друга, что ли.

День пионерии был связан с историей. Это был день рождения Всесоюзной пионерской организации имени В. И. Ленина. И никакого официоза дети не чувствовали. Официоз проходил быстро — какие-то дяденьки читали речи, где в основном излагались напоминалки — из истории страны.
А потом наступал праздник. Играли, бегали, до темна сновали вокруг костра. Гас он медленно, в сумерках долго еще летали искры. Никто не пьянствовал (во всяком случае на людях), и гулять дотемна в этот день — было обычным делом. Безопасно было. В общем — хорошее послевкусие всегда оставалось после этого праздника.



На фото: Брежнев — бывший Генсек Союза — среди детей, в пионерском галстуке. В общем — добрый был «царь», и жили при нем сыто и размеренно. Как в детском саду, где тебе полагался завтрак, обед, ужин, утренник, медосмотр, учёба, летний организованный (или неорганизованный) отдых, санатории, пансионаты, профилактории, институты, университеты... и прочая невидимая забота. Всё воспринималось как должное, полагалось по закону, происходило по расписанию. И никто не смотрел, какой ты национальности, и какой у тебя разрез глаз.

Капризничали, конечно… Как все дети. Таких терпеливо воспитывали. Но — не уберегли. Как и страну — не уберегли потом. Как-то все очень быстро покатилось вниз, испортилось буквально за десятилетие. А потом — грохнуло… Разнесло всю привычную жизнь — на клочки порвало. Но это уже другая история.

Самая крутая песня, связанная с этим праздником — как ни странно, живущая до сих пор и набирающая популярность в последние лет 7 — «Взвейтесь кострами, синие ночи». Поражает качество текста. Написано — мастерами слова. И музыка — не выветривается из головы, а входит прочно и навсегда. В ней особая энергия — созидательная, что ли. Здоровая, несущая бодрость и уверенность. В наши депрессивные времена — целительная даже.

Не знаю, почему вспомнилось сейчас всё. Может, потому что это — наша история. Красивая, подчас трагическая, но — интересная. Просто — это наша история, всё. Я люблю эту историю. Изучаю, и мне никогда не бывает скучно этим заниматься.
Просмотров: 376   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
02 марта ’2019   02:53


.........#Минимализм

А я становлюсь все ленивее. Сил и времени всё меньше. Стихи всё короче. Знаков препинания почти не стало. Где мысль - там рифмы не важны. Где рифмы - нет мыслей. Даже строчки укоротил до двух-трех слов. Я считаю эту груду бессмысленных черепков в виде буквенных знаков — черновиком, фрагменты которого, при стечении счастливых обстоятельств, станут когда-нибудь семенами чего-то осмысленного. Кто-то называет это — экспериментом. А для поэзии это всего лишь — обрезки плохо организованной речевой ткани, которая всегда остаётся после того, как пошив изделий закончен. Просто псевдолитературный мусор. И всё.

.............................................П. Фрагорийский
<div>Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 433   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
19 февраля ’2019   05:41


Война смыслов
.........................#блокнот_птицелова

Стихи не опасны, пока невнятны, пока непонятно о чём они. Как только проступает смысл — тут и начинается все самое интересное. Налетает рой ос, приползает шипящий террариум, начинают накидываться какие-то сумасшедшие. Критики, эстеты, экзорцисты, бесы, монархисты, либералы, патриоты, идиоты… Настоящая война смыслов!

Сразу становится понятно, «ху из ху». Смысл в стихах проявляет смысл в людях. И все тайное становится явным.



П. Фрагорийский
Триумф ремесленника /Ремарки
Просмотров: 383   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
14 сентября ’2018   22:42








Скачать MP3


Цейтнот
______________________________

Нет времени — остановиться, осознать, что в твоей жизни, собственно, происходит.

Цейтнот — болезнь, поразившая разумное начало в жизни среднестатистического человека. Эпидемия, охватившая всех, кроме детей, стариков и нищих. Посмотри: мы связаны между собой миллионами дел, и сами того не осознавая — подстегиваем друг друга, внося очередную задачу в деловой дневник, втискивая очередную встречу в напряженный график. Цепная реакция. Чудовищная инерция.

Заметь — мы, те, кто вечно торопится, всегда отводим взгляд. Как будто в этой бесконечной спешке заключено нечто постыдное, неловкое, лукавое. Как будто бы мы догадываемся, что нарушаем какой-то внутренний закон. И каждый день вынужденно творим невидимое преступление.

И время летит, как сумасшедшее, сжигая чувства и совесть — потому, что мы вечно куда-то спешим, бежим по делам или по вросшей в наши души, привычке куда-то торопиться.

Если присмотришься к человеку — увидишь неизбывный страх остановиться вдруг, остановиться ни с того, ни с сего, посреди жизни. Просто так. Чтобы взглянуть в глаза другому. Дотронуться. Спросить: ну, как ты? Ответить на вопрос: что с тобой?
Поговорить по душам. О душе.



_________________________________________
П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Psihoved

Муз. Павел Кашин. Виртуальный человек



Просмотров: 554   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
11 сентября ’2018   13:40









Скачать MP3


Личность буду я

Приятель мой — коллекционер. Собирает старинные пластинки, граммофоны, патефоны. Как-то раз пили коньяк. Из компьютерных динамиков тихонько лилась уютная песенка забытого певца Петра Лещенко «У самовара я и моя Маша…»
Задумчиво глядя на кусочек лимона, друг сказал: «… знаешь, Юрка, я не романтик, не люблю я оригиналок, ну этих... с нестандартным мышлением, неформальным мировоззрением, с завихрениями и сюрпризами — зачем это нужно вообще в отношениях? Мне нравятся женщины простые, без затей, тихие, скромные, ласковые. Как говорится, зачем мне личность?.. Личность буду я. А она пусть просто хорошей женщиной будет, понимающей и любящей. Доброй, покладистой, и чтобы готовила хорошо, чтоб даже хлеб испечь умела…»
Слушал его я, слушал… и подумал: вот черт, как же ты прав, Михалыч…


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней

Музыка: Пётр Лещенко. У самовара...
Просмотров: 490   Комментариев: 5   Перейти к комментариям
08 сентября ’2018   12:29
Я скажу тебе тихо ...
Об одном стихотворении Бориса Рыжего





Ибо я не надеюсь вернуться…
Т.С. Элиот


***
Я скажу тебе тихо так, чтоб не услышали львы,
ибо знаю их норов, над обсидианом Невы.
Ибо шпиль-перописец выводит на небе “прощай”,
я скажу тебе нежно, мой ангел, шепну невзначай.
Все темней и темней и страшней и прохладней вокруг.
И туда, где теплей, — скоро статуи двинут на юг.
Потому и скажу, что мы вместе останемся здесь:
вся останешься ты, и твой спутник встревоженный — весь.

Они грузно пройдут, на снегу оставляя следы,
мимо нас навсегда, покидая фасады, сады.
Они жутко пройдут, наши смертные лица презрев.
Снисходительней будь, не к лицу нам, любимая, гнев.
Мы проводим их молча и после не вымолвим слов,
ибо с ними уйдет наше счастье и наша любовь.
Отвернемся, заплачем, махнув им холодной рукой
в Ленинграде — скажу — в Петербурге над черной рекой.

© Борис Рыжий. 1994

Сергей Никитин: В России расстаются навсегда...







Скачать MP3


P.S.

Неприкаянность маленького человека, с его любовью, нежностью, душой — в холодных, тёмных временах «святых90х» получило в творчестве Бориса Рыжего, пожалуй, самое поэтическое воплощение. Время жуткой разрухи, ощущение катастрофичности бытия, невозвратности какой-то, и неизбывности — в стихах поэта лишено глянцевой ретуши, кокетливости, дешевой романтизации. Всё как есть: гибельно, остро, жестко. Иногда жестоко. Резко, реалистично, как на чёрно-белой фотографии. Предельно искренне. И — никакой чернухи.

За мягким флёром безупречной романсовой любовной лирики — осколки огромной страны, в которой ещё вчера было безопасно, а впереди было будущее. Но вдруг всё дрогнуло, сдвинулось, нелогично, против правил, сошло с места, как страшные каменные львы с почерневшей набережной. Изменились знакомые имена улиц, городов…

Стихотворение — расползающийся шов между безоблачным «вчера», тревожным «сегодня», пугающим «завтра». Написанное на небесах «Адмиралтейской иглой» слово «прощай» — печальное пророчество и прощание с Ленинградом, со счастьем и любовью, со страной, в которую уже никогда не вернуться, как не возвращаются в детство. Впереди — чужой, зловещий, «бандитский Петербург», где «черная река» — символ смерти для поэтов. Отражение мертвых вод Леты подземного царства Аида — в глазах Орфея.

Безысходность и горе этих строк заставляет внутренне содрогнуться. Борису Рыжему было всего 20 лет, когда были написаны эти невероятные, слишком ёмкие, для двадцатилетнего поэта, стихи. Через 6 лет его не станет.

Кому были посвящены эти петербургские строчки? Этого не знает, кажется, никто. Борис Рыжий не был болтлив, и пикантными событиями из личной жизни никогда ни с кем не делился. Впрочем, не так уж и важно… Призрак Элизиума мерещится за этими удивительно зрелыми, горькими и нежными, словами стихов о любви, зыбкая тень Эвридики, потерянной навсегда.

П.Ф.


Прим.:

*"святые 90е" — выражение Наины Ельциной, цинично звучащее, но ставшее мемом, который большинство выживших в 90е годы употребляют чаще с горьким сарказмом.

* "Бандитский Петербург" — название одного из первых, после развала СССР, популярных сериалов 90х годов.


.
.
.
Просмотров: 446   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
08 сентября ’2018   04:06
8 сентября 1974 года - день рождения русского поэта Бориса Рыжего
_________________________________________


Такая маленькая жизнь.
Несколько слов о поэте Б. Рыжем


Я жил как все —
во сне, в кошмаре —
и лучшей доли не желал.
В дублёнке серой на базаре
ботинками не торговал,
но не божественные лики,
а лица урок, продавщиц
давали повод для музЫки
моей, для шелеста страниц.
Ни славы, милые, ни денег
я не хотел из ваших рук...
Любой собаке — современник,
последней падле — брат и друг.

(Борис Рыжий)


Борис Рыжий — поэт от Бога. Таких никогда не понимают при жизни — за исключением двух-трех людей. Таких стараются унижать тонко и незаметно. Борис всегда остро чувствовал такие вещи...
Он прожил 26 лет и 8 месяцев. После его смерти было много как искренних, так и фальшивых слез, муссировался диагноз — ах, ведь он пил, он был ходячий суицид…

Думаю, в смерти таких как Борис Рыжий — огромная заслуга литераторов. Не секрет что живых поэтов литераторам (в отличие от читателей, которым нечего делить с поэтом) любить трудно, мертвых — даже выгодно в каком-то смысле. Не помню кто эту мысль сказал… мысль едкая, но к сожалению содержит в себе неприятную правду.
Уж кому как не собратьям по перу дано убивать — молчанием, снобизмом, явной или скрытой завистью, выражающейся в тонкой отраве легкого пренебрежения. Даже показным сочувствием, в которое любит рядится скрытое самодовольство иили злорадство. Да оно и понятно — премий на всех не хватит, публикаций, спонсоров… чего там еще… в общем всяких лилипутских благ и значков, говорящих об официальном признании — по эту сторону жизни. Кстати, как правило (есть, есть счастливые исключения!) официально признанные поэты стараются признавать таких же как они, а настоящих поэтов, пророков — среди них очень мало. Практически нет. Живых же поэтов — боятся, недолюбливают, и уж вряд ли протянут руку, случись что… Увы, увы, антологии, изданные под властными дирижерскими палочками "маститых" и "официально признанных " говорят об этом. Ну это так, к слову...

После смерти Бориса Рыжего некий довольно маститый старший "собрат" воспоминания написал. Так сказать, обозначил причастность к этой короткой чужой жизни. Имен называть не хочется. Ни к чему это. Мне показалось, что в них, в этих странных, искаженных личными пристрастиями и неприятиями, внешне "доброжелательных" воспоминаниях "о себе" в первую очередь — сквозила тайная нелюбовь. И стремление обелить в первую очередь себя, слегка очерняя — невзначай, так, походу — того, кто послужил поводом для этих мемуаров. Ну как-то сверху вниз, что ли… К слову, сам Борис очень любил и высоко ценил автора этих странных воспоминаний...
<div>
Стихи Бориса Рыжего. Горькие, "слишком тяжелые", как принято говорить некоторыми литераторами. Как будто в поэзии эта искренняя тяжесть является чем-то предосудительным… Может, такие стихи и нужны в первую очередь — чтобы душа не глохла, сердце шерстью не покрывалось от сытой и благополучной жизни, которая — как говорится, без греха..

Не надо ничего,
оставьте стол и дом
и осенью, того,
рябину за окном.

Не надо ни хрена —
рябину у окна
оставьте, ну и на
столе стакан вина.

Не надо ни хера,
помимо сигарет,
и чтоб включал с утра
Вертинского сосед.

Пускай о розах, бля,
он мямлит из стены —
я прост, как три рубля,
вы лучше, вы сложны.

Но, право, стол и дом,
рябину, боль в плече,
и память о былом,
и вообще, вобще.
***

Благодарю за всё. За тишину.
За свет звезды, что спорит с темнотою.
Благодарю за сына, за жену.
За музыку блатную за стеною.

За то благодарю, что скверный гость,
я всё-таки довольно сносно встречен -
и для плаща в прихожей вбили гвоздь,
и целый мир взвалили мне на плечи.

Благодарю за детские стихи.
Не за вниманье вовсе, за терпенье.
За осень. За ненастье. За грехи.
За неземное это сожаленье.

За Бога и за ангелов его.
За то, что сердце верит, разум знает.
Благодарю за то, что ничего
подобного на свете не бывает.

За всё, за всё. За то, что не могу,
чужое горе помня, жить красиво.
Я перед жизнью в тягостном долгу,
и только смерть щедра и молчалива.

За всё, за всё. За мутную зарю.
За хлеб. За соль. Тепло родного крова.
За то, что я вас всех благодарю,
за то, что вы не слышите ни слова.

Март 1996

_________________________________________
Изданные книги поэта:
И все такое. СПб.: «Пушкинский фонд», 2000.
На холодном ветру. СПб.: «Пушкинский фонд», 2001.
Стихи. 1993-2001. СПб.: «Пушкинский фонд», 2003.
Оправдание жизни. Екатеринбург: «У-Фактория», 2004.
Типа песня. М.: «Эксмо», 2006.

P.S. Замечу так — к слову — при жизни была издана всего одна книга. В 2000 году. А в 2001 его не стало...

Сайт поэта: borisryzhy.ru

П. Фрагорийский
Из кн.Триумф ремесленника


Видео: документальные съемки
поэт Борис Рыжий, Сентиментальное путешествие на Вторчермет
https://youtu.be/sjFd7Mfr5SU</div>
Просмотров: 518   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
07 сентября ’2018   06:02


Словарь влюбленных

В словаре влюбленных так мало слов… Их речь скудна, невнятна и бессистемна, они похожи на заговорщиков, на сумасшедших, шепчутся, переглядываются, как немые. Но они не говорят лишних, ничего не значащих фраз. В их коротких телеграфных сообщениях друг другу полно мистических знаков, озарений, предзнаменований, легких неправильностей, а еще — не сказанных, но понятых друг другом таинственных, сокровенных, глобальных вещей. Эти вещи ускользают от конкретных определений, но кому нужны конкретные определения? Это им двоим предназначено, и ничего не нужно никому объяснять.

Когда любовь умирает в нас, это слышно по речам. В них все больше случайных слов, пустых, как погремушки. Слова не значат ничего, жизнь происходит где-то за ними, отдельно, и остаются лишь звуки, произносимые в лихорадочной болтовне — мультяшным буратиньим голосом. Безупречные, правильные, мёртвые конструкции, от которых пахнет формалином.
Какая-то ничего не обозначающая, не имеющая отношения к любви, потусторонняя словесная суета, утомительная трескотня. И все больше дурных, язвительных шпилек, неприятных намеков, повелительных наклонений, и проклятых частиц "не". Не думай, не говори, не ходи, не смей, не пиши… Ненавижу… Не смогу забыть… Не прощу… Не буду… Не хочу больше… Не надо... Нет...
И становится холодно. И кажется, что это — навсегда.


П. Фрагорийский.
из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней

Love me tender - Elvis Presley







Скачать MP3
Просмотров: 637   Комментариев: 7   Перейти к комментариям
05 сентября ’2018   14:20
ТЯЖЕЛАЯ МУЗА. Несколько строк Давида Самойлова


Жду исступленно и устало,
Бью в камень медленно и зло…
О, только бы оно пришло!
О, только бы не опоздало!

(Давид Самойлов, Вдохновенье)




Честно говоря, раньше такие стихи мало волновали меня. А сейчас неловко читать у признанных мэтров подобные строки.
Такое впечатление создаёт автор, будто писать стихи — это страшный, тяжелый труд...

Что ценно в поэзии? То, о чем пишешь, и что открываешь читателю? Или — сам факт написания текста в форме стихотворения, под которым стоит твоё имя?

Когда поэзия становится самоцелью — начинается графомания.

Муза — она такая… как жена. Чем ты злее — тем она черствее, равнодушнее.

Мне, наверное, тоже было бы страшно умирать, оставляя после себя горку не-стихов. Наверно, кропал бы усердно. Но, скорее всего, просто не стал бы это публиковать. Хотя, кто знает, как это всё будет.

Для меня последние стихи Давида Самойлова, за несколько лет до смерти — трагедия поэта, художника, мастера. Когда рифмы еще бродили в сознании — но вдохновение уже покинуло его...

P.S.







Скачать MP3

Тот запах вымытых волос,
Благоуханье свежей кожи!
И поцелуй в глаза, от слез
Соленые, и в губы тоже.
И кучевые облака,
Курчавящиеся над чащей.
И спящая твоя рука,
И спящий лоб, и локон спящий.
Повремени, певец разлук!
Мы скоро разойдемся сами.
Не разнимай сплетенных рук.
Не разлучай уста с устами.

(Давид Самойлов)




____________________________________________
П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Муз. иллюстрация - Татьяна и Сергей Никитины, песня на стихи Давида Самойлова
Просмотров: 689   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
03 сентября ’2018   12:15

Глубина

Меня смущают безгрешные люди. Добропорядочные, предсказуемые, они не ведают унизительного стыда, страха перед расплатой, жгучего раскаяния, потому что им не в чем себя упрекнуть.
С ними неуютно тем, кто живет или жил неправильно. При них неловко даже закурить.
Им легче осудить другого, чем понять. Ведь они не падали, споткнувшись о собственный грех. Их взгляд на тебя светел, как песчаная отмель. Но в тех, кто совершал ошибки и захлебывался горем своих грехов, кто был на дне, есть то, чего нет у людей безгрешных — глубина...



П.Фрагорийский.
из кн. Блокнот Птицелова. Сад камней


Муз. - Лана Дель Рей







Скачать MP3
Просмотров: 479   Комментариев: 3   Перейти к комментариям
31 августа ’2018   12:53


Бес формы

...Жизнь во мне давно почти не имеет формы, как облако или сигаретный дым. Твои легчайшие, как листья, слова и шаги, твои тайные бабочки, птицы, такие разные твои голоса, и летящие линии рисунков — все невесомое, трепетное, и светится, и парит, и сводит с ума, как волшебная серебристая пыльца и адреналин…
Но твои ревнивые ангелы решили, наверное, что меня нужно пригвоздить, зафиксировать. Я с ними категорически не согласен. Иначе все потеряет смысл, станет тяжелым, будет разложено по полочкам, раз и навсегда увековечивая ускользающую гармонию.
<div>Слова изменят облик, станут весомыми и плотными, как круто замешанное тесто. Мотыльки потеряют очарование. Лампа, дверь, ванная, либидо, завтрак, ужин, насекомые, яйцекладущие…
Жизнь станет пресной, мой ангел, прописанной по пунктам, как повторяющийся ритуал, пока пластинка не замрёт на вертушке старинного граммофона.
А еще я ненавижу телефон. И всё, что заставляет меня вписываться в кем-то заданный ритм.
Оцепенение и несвобода.
Привкус несчастья.
Бес формы...


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней
Просмотров: 506   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
31 августа ’2018   12:44


Жажда обладания

...Ты говоришь: не пиши, не пиши стихов, я не вижу там себя, но чувствую чье-то чужое присутствие. Тебе необходимо завладеть, захватить все пространство, чтобы ни одна рифма не проскользнула, ни один звук. И неважно, что там, в основе — любовь, тщеславие, ненависть, пожелание смерти или что-то ещё...
Это странное вожделение: завладеть, обладать непонятной чужой душой, как будто украсть у мира его часть. Чтобы все умирало и становилось неподвижным от ревнивого взгляда.
Вся трагедия в том, mon amie, что поэты — это всего лишь люди, со своими слабостями и погрешностями, а спрос с них — как с ангелов. Люди, не обладающие даром любви, хотят всё контролировать — даже самого Бога готовы присвоить. И убить потом.



П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Сад камней
Просмотров: 445   Комментариев: 3   Перейти к комментариям
26 августа ’2018   12:16


ПРИШПИЛЕННЫЙ

Всеобщий контроль. Тотальное наблюдение за всеми людьми.
Насильственная электронная унификация и стандартизация жизни.
Об этом говорят все чаще.
Человек уже внутренне соглашается с положением вещей, исключающим внутреннюю человеческую естественность, непроницаемость личного пространства для чужих глаз.
В этом есть какая-то гибельная неотвратимость, как будто что-то в нас, человеках, должно умереть.
Я все чаще думаю: вот пришпилят всех людей как бабочек... Как писать тогда? О чем?
Психика «пришпиленного» человека - мне кажется - не способна производить поэзию.


П. Фрагорийский
Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника

.
.
.
Просмотров: 493   Комментариев: 2   Перейти к комментариям
25 августа ’2018   05:14








Скачать MP3



БЕЗЖАЛОСТНОСТНОСТЬ ТВОРЧЕСТВА. ПРИЗРАКИ ЛЮБВИ

Из письма М. Цветаевой Петру Юркевичу: «Мне не нужно любви, мне нужно понимание. Для меня это — любовь. Я могу любить только человека, который в весенний день предпочтёт мне — берёзу. Это моя формула»

Из письма М. Цветаевой Пастернаку: «Мой любимый вид общения — потусторонний — сон, видеть во сне. А второе — переписка»

Рот как мед, в очах доверье,
Но уже взлетает бровь.
Не любовь, а лицемерье,
Лицедейство — не любовь!
И итогом этих (в скобках —
Несодеянных!) грехов —
Будет легонькая стопка
Восхитительных стихов.

20 ноября 1918,
из цикла М. Цветаевой "Комедьянт"


… В стихах, музыке, изобразительном искусстве интересен сам автор, и в первую очередь, в том, как он сообщает миру о себе или о ком-то. Чем талантливее написано, чем больше любви и мастерства в материале искусства — тем интереснее нам та личность, которая находится "за кулисами", за историей создания произведения.
Читатель часто испытывает жгучий интерес к адресату того или иного стихотворения, рассказа, картины. Хочется узнать, чья тень, жизнь, чей призрак светится за строками посвящения.

Но я не об этом, а о странной жестокости, иногда бесчувственности, поэтов, писателей, артистов, художников — к тем, кто их вдохновляет.
Там, где касается творчества, реальные люди как бы отходят на второй план. Всё переплавляется в личном опыте — и выражается в созданных предметах искусства. Строительным материалом является буквально все… Хотя это всё — зачастую живые люди, живые судьбы, прикасаясь к которым — вольно или невольно — художники изменяют их, воздействуют на их жизнь. И очень часто такие столкновения становятся чуть ли не фатальными.

Я о безжалостности говорю. О том, что привязанность к творчеству довлеет над привязанностью к людям. О странном холоде по отношению к людям из прошлого. О цинично-бесчувственном порой отношении к людям из настоящего. Призраки любви одухотворяют артефакты искусства.
А что художники, творцы, ремесленники… «Комедьянты», «лицедеи»... В их отношении к близким людям сквозит эмоциональный инфантилизм и безответственность в обыденном понимании слова. Поэтому и платят по самому высокому, штрафному счету, Судьбе — здоровьем, жизнью, честным именем, одиночеством.
Но иначе они не умеют. Не могут. Да и права, наверное, нет — иначе. Поэтому вслед за творчеством в судьбе любого художника следует расплата. Искупление. И покаяние.




П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 596   Комментариев: 4   Перейти к комментариям
23 августа ’2018   07:39








Скачать MP3


ПЛОХИЕ РИФМЫ. ВОЙНА

Как-то один стихосложенец из «украинских патриотов» безобразно зарифмовал драматические куплеты о войне на Донбассе. Рифма была вопиюще бездарной. Я подсказал, что строка «это — моя судьба» неблагозвучна, в ней чересчур много пафоса, и если ее заменить словами «эта земля ничья» — стихотворение зарифмуется хорошо, обретет законченную форму и дополнительный смысловой трагический оттенок.
Он ответил: нет, когда я говорю о земле — я говорю от лица Украины, я люблю эту землю.

Вот как. Оказывается, нет ничего легче, чем взять на себя смелость говорить от лица всей страны. Самое грустное, что он-то и к Донбассу отношения не имеет. И не был там никогда. Но свято полагает, что Донбасс заполонили неведомые «колорады», «сепаратисты», «ватники» и «террористы». И что убивать их - правильно.

Мои слова о том, что ополченцы — это просто местные жители, которые вынуждены защищать свои дома и семьи от карателей, посланных майданной властью для усмирения русских, не согласных с запретом собственного языка, были восприняты с каким-то испугом…

Украина. Донбасс. Земля. Возбужденные запахом крови укропатриоты и трусливые, себе на уме, обыватели считают эту землю своей — это идеологически правильно с точки зрения нынешнего режима. Все ее считают своей! Украинцы, русские, даже американцы и европейцы!
Эта земля нужна всем. Но иногда кажется, что она — ничья. И никому, кроме жителей этой земли, нет дела до того, что на ней убивают свои — своих.

Заметил: ура-патриоты и страдающие черной меланхолией либералы, а также сочувствующие им, имеют одну общую черту: у них совершенно нет вкуса. И рифмуют плохо. И мыслят примитивно. Чем больше брюзжания, уныния или ультра-патриотизма в головах — тем хуже стихи. Странная, но железобетонная взаимосвязь.

Рифмы — показатель аккуратности мышления, чистоплотности личности, признак интеллекта и вкуса. Без всего этого можно спокойно ассимилироваться и скакать на майдане. Или делать вид, что ничего не происходит. Жить беспечально, есть и спать спокойно, не особенно страдая от собственной совести.

А любить — да, легко сказать. Это просто плохие рифмы, за которыми нет реального чувства. Нет там никакой любви, ни к кому. Просто пустые, мертвые, трескучие слова — и всё.


Украина. Юго-Восток. Донбасс, апрель, 2014
___________________________________

П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Моя маленькая война.

Муз. илл. - Трек из к/ф Спецназ, танец Боби-боба

Просмотров: 497   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
20 августа ’2018   22:43

Человечество напоминает компьютер, который работает на последнем издыхании и вот-вот накроется. С перепутанными конфликтующими программами, сумасшедший, непредсказуемый.

Посмотри на официально признанное псевдоискусство! Придается значение явной бесовщине, нелепости, безвкусице. Жизнь в человеческих творениях отражена в кривых зеркалах, поругана, искалечена.Предметы становятся артефактами уродливой эстетики, теряют свое предназначение. Слова утрачивают смысл. Смерть перемешивает краски и запутывает линии. Кажется, всё пропиталось отвратительным запахом серы...

Мир искусства сошел с ума и стремительно деградирует, смешивая в алхимическом котле бессмысленные звуки, искаженные символы, изуродованные образы. Недостаток мастерства компенсируется мудреными рецензиями критиков и глубокомысленным воркованием толпы потерявшихся зрителей, глядящих на это псевдохудожественное изобилие со смесью непонимания и восторга.

Нас заставляют внимать амбициозному примитиву, читать абракадабру, рассматривать откровенное барахло, дышать черти чем, восхищаться голыми королями. Детские рисунки стали выдаваться за нечто высокохудожественное. Настоящее — замалчивается, игнорируется.

Я смотрю на современное искусство с легким ужасом. Множество бездарных и не совсем бездарных людей занимаются имитацией творчества. Эстетизацией уродства подделывают гармонию. Но ведь не звучит все это, не звучит...

Ты когда-нибудь видел картины, нарисованные сумасшедшими? Состояние искусства дегенеративно, как самовыражение параноика.
Претензии на эстетику.
Творчество как бред.

__________________________________
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 607   Комментариев: 8   Перейти к комментариям
18 августа ’2018   11:37


В поэзии нет первых, если иметь в виду соревновательность. Нет «золотых голосов эпохи», «лучших-худших». Здесь не работает тупой, вертикально-сравнительный, принцип конкуренции.

Есть стихи, которые мы любим, возвращаемся к ним. И есть стихи, которые не трогают нас настолько, чтобы хотелось их перечитывать, хранить томик любимых стихов, так, чтобы они были всегда под рукой.

В поэзии работает принцип любви, а не соперничества. Поэтому конкуренция среди поэтов — бессмысленное занятие.


П. Фрагорийский.
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 463   Комментариев: 0   Перейти к комментариям
17 августа ’2018   11:10


Божественный шёпот

Люди, даже косвенно связанные с искусством, часто любят рассуждать о том, что они слышат «голоса». Некоторые даже считают себя чуть ли не «посланниками небес» для тупого, темного и невежественного человечества.
Но почему-то под «божественным шёпотом» или «музыкой сфер», которые люди «слышат» таинственно-необъяснимым образом — практически все любят ставить свое имя. Помечать свои бесценные опусы и нетленки— так сказать, «божественные откровения»— подобно котам.
Тебе никогда не казалось это странным?


© П. Фрагорийский. 
<div>Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
Просмотров: 415   Комментариев: 0   Перейти к комментариям

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft