16+
Графическая версия сайта
Зарегистрировано –  120 475Зрителей: 63 822
Авторов: 56 653

On-line3499Зрителей: 670
Авторов: 2829

Загружено работ – 2 075 566
Социальная сеть для творческих людей
  

Вадим Сидур


06 сентября ’2015   20:22

Скульптуры, которых мы не видим
О судьбе работ Вадима Сидура



В последние полтора года мы уз¬нали (в частности, из статей, опуб¬ликованных в «ЛГ») немало вопию¬щих фактов, касающихся пренебрежитель¬ного отношения к памятникам старины, расхищения коллекций, безобразного содержания культурных ценностей. Глас¬ность и создание Советского фонда культуры приведут, будем надеяться, к резко¬му улучшению ситуации.
Посетители крупнейшего в мире уско¬рителя частиц, находящегося в Батавии, близ Чикаго, могут увидеть большой брон¬зовый скульптурный портрет Альберта Эйзенштейна. Фотографии этой скульптуры не раз появлялись в печати. Копия ее — тоже в бронзе — установлена в Физиче¬ском институте имени Макса Планка в Мюнхене. Думаю, это этот портрет Эйн¬штейна уже вошел в золотой фонд ми¬ровой скульптуры. Его автор — скончав¬шийся в 1986 году советский скульптор Вадим Сидур.
Монументальные скульптуры В. Сидура установлены в Западном Берлине — «Треб-линка» (1979 г.) и в ФРГ — «Памятник погибшим от насилия» (Кассель, 1974 г.), «Памятник современному состоянию» (Констанц, 1981 г.), «Памятник погибшим от любви» (Оффенбург, 1984 г.), «Взы¬вающий» (Дюссельдорф, 1985 г.) и неко¬торые другие. Эти скульптуры — памятни¬ки нашей многострадальной эпохе с ее войнами и лагерями смерти. Вместе с тем эти памятники столько претерпевшему от ран, болезней и пренебрежения, но обладавшему несгибаемым духом и любовью к искусству Вадиму Сидуру.
А как же обстоит дело с работами Си¬дура у нас? Если не считать двух декора¬тивных скульптур, в СССР можно увидеть лишь его памятники, в первую очередь на¬ходящиеся на Новодевичьем кладбище в Москве, — памятники академикам Е. С. Варге, И. Е. Тамму и А. Н. Фрумкину.
Вкусы в области живописи и скульпту¬ры не являются чем-то неизменным. Пред¬ставители моего поколения, да и более молодью, помнят, как фактически под запретом находились у нас картины импрес¬сионистов, Пикассо, Шагала, Кандинского и многих других. Что же говорить о скромном Сидуре, тогда еще живом и даже на Западе малоизвестном! Не могу без возмущения и отвращения вспоминать заседание какого-то «художественного со¬вета», на котором — кажется, в 1972 го¬ду — мне пришлось присутствовать (к счастью, единственный раз в жизни) с целью добиться лишь разрешения (!) установить надгробье работы В. Сидура на могиле И. Е. Тамма.
Надеюсь, что все подобное в значитель¬ной мере уже позади и понято наконец, что эстетические и художественные вкусы вовсе не должны обязательно отвечать ука¬заниям и нормам Союза художников, Академии художеств и Министерства куль¬туры СССР. В равной мере нужно осо¬знать, что объяснить внимание, проявляе¬мое на Западе к произведениям советских художников и скульпторов, только полити¬ческими мотивами совершенно неверно. Ярким примером здесь являются как раз скульптуры Вадима Сидура. Кстати ска¬зать, он не только никогда не был за гра¬ницей, но никогда и не собирался туда уезжать.
Установка скульптур Сидура на Западе объясняется только одним — их художест¬венной ценностью, по крайней мере в гла¬зах тех, кто тратил большие усилия и деньги, на создание этих скульптур. Как же они вообще оказались на Западе? Аме¬риканские физики, посещавшие СССР, увидели керамическую модель скульптуры Эйнштейна в мастерской Сидура. Узнав, что у нас никто ее устанавливать не соби¬рается, они предложили купить эту скульптуру. Были присланы официальные письма, заплатить хотели, кажется, много тысяч долларов. Началось хождение по мукам. Результат был таков: пришел кто-то из Министерства культуры в мастерскую Сидура и, видимо, дал отрицатель¬ное заключекие о его творчестве. Потом, в разговоре со мной по телефону, один из заместителей министра сообщил, что он «картин и репродукций работ Сидура у себя дома не повесил бы». Я ответил, что придерживаюсь противоположных взгля¬дов. На этом фактически дело и кончи¬лось — продать скульптуру не удалось. Нужно ли объяснять, что для подлинного художника увидеть воплощение его пла¬нов — дороже денег? Поэтому нашелся та¬кой выход (так и хочется мне поставить слово «выход» в кавычки): отнюдь не бо¬гатый. Вадим Сидур подарил гипсовую ко¬пию портрета Эйнштейна Академии наук СССР, а она в свою очередь в 1975 году подарила ее дирекции ускорителя в Бата¬вии. Там на основе присланной гипсовой копии отлили и установили скульптуру из бронзы (как я слышал, это трудное и доро¬гое дело). Как были установлены монументальные скульптуры в Западном Берпине и ФРГ? Миниатюрные прообразы этих скульптур видели посещавшие мастерскую Сидура люди, среди которых были Генрих, Ренато Гуттузо и Джакимо Манцу и многие другие. Нашлись люди (я их лично никого не знаю и подробностей сообщить не могу), на которых даже проекты скульптур Сидура произвели сильное, впечатление. Сам я испытываю такие же чувства. Не говоря даже о большом та¬ланте, силз, с которой Вадим Сидур смог воплотить в скульптуре человеческое стра¬дание и вообще человеческие чувства, да¬леко не случайна. Сидур родился в 1924 году, но успел побывать на фронте, был тяжело ранен, увидел бездну страданий. Замечательный, скульптор и художник, чистая душа, Вадим Сидур сумел в лучших своих работах выразить нечто, что не опишешь словами. Это нужно видеть, нужно чувствовать. Я .не искусство¬вед, но- искусство создается ведь в пер¬вую очередь как раз для неискушенных людей, а не только для знатоков и про¬фессионалов. Поэтому я вовсе не стесня¬юсь своего мнения: для меня Вадим Си¬дур — великий скульптор. Вполне воз¬можно, и даже вероятно, что не многие с этим согласятся. Это их дело. Я ведь, ес¬ли бы даже мог, никому не стал бы навя¬зывать свое мнение и вкусы, а отстаиваю лишь право иметь таковые. Здесь более важно другое: ряд произведений Сидура и у нас высоко оценивают многие. Этого, к сожалению, было недостаточно для того, чтобы Сидуру разрешили организовать персональную выставку и т. д. Но уже этого вполне достаточно, чтобы проявлять к нему, к его памяти и, главное, к его ра¬ботам элементарное уважение,
Выше я хотел лишь объяснить, почему нашлись в Западном Берлине и в ФРГ лю¬ди (и, думаю, не случайно именно там, где у многих имеется комплекс вины), которые затратили массу сил и средств, чтобы ус¬тановить на городских площадях и в парках скульптуры Вадима Сидура. Замечу, что ни за одну из перечисленных скульптур, установленных на Западе, В. Сидур гоно¬рара не получал.
Думаю, что выставка работ Сидура и особенно издание посвященного ему аль¬бома более чем уместны.
Главное, однако, другое. Именно это «главное» и заставило написать настоя¬щую статью. Вадим Сидур 30 лет работал в «мастерской», представляющей собой подвал жилого дома. Подвал время от времени заливает водой. Но другой ма¬стерской у Сидура не было, он лучшего не просил, на лучшее не рассчитывал. Сейчас в этом подвале находится более 500 скульптур Вадима Сидура.
И вот, оказывается, этот подвал нужно освободить. Дело в том, что МОСХ (Мос¬ковское отделение Союза художников) от¬казывает семье Сидура в продлении арен¬ды на мастерскую (кстати сказать, цен¬ность этого помещения ясна уже из того, что В. Сидур за его аренду платил 9 руб¬лей в месяц, правда, со скидкой, полагаю¬щейся инвалиду Великой Отечественной войны). Куда же деть скульптуры Вадима Сидурз? Да выбросить, очевидно! Не в свою же квартиру заберет их вдова скульп¬тора. Такого нельзя допустить, и поэтому группа из шестнадцати писателей, ком¬позиторов и физиков сочла нужным об¬ратиться к председателю МОСХа О. М. Савостюку с письмом от 22 сентября 1986 года. В нем просили только об од¬ном — сохранить мастерскую Вадима Си¬дура за его семьей. Не сомневаюсь, что под этим письмом были бы рады подпи¬саться и многие другие, знакомые с рабо¬тами В. Сидура. Подписавшие упомяну¬тое письмо ответа не получили. Семье же Сидура сообщили, что мастерскую можно оставить, если будет предостав¬лено взамен другое помещение. По сути дела, это отказ — где же вдо¬ва и сын Сидура достанут «другое помещение»? Предоставление скромного по¬мещения, организация выставки и изда¬ние альбома в нормальных условиях не должны составлять проблемы. Но нужно быть реалистами — возможности и сред¬ства у Советского фонда культуры и у Министерства культуры ограниченны, а же¬лающих что-либо получить очень много. Поэтому некоторые возникающие затруд¬нения по крайней мере можно понять. Но когда речь идет только о том, чтобы хотя бы не разрушать уже имеющееся, не ло¬мать, не выбрасывать, то здесь у Совет¬ского фонда культуры должны быть ши¬рокие полномочия — иначе его миссия обречена на провал.
Настоящую статью прошу считать от¬крытым письмом в Советский фонд куль¬туры и в Министерство культуры СССР — не позвольте уничтожить мастерскую Ва¬дима Сидура, что было бы подлинным ак¬том вандализма.
В. ГИНЗБУРГ, академик
Литературная газета, №18 1987 г.

Памятник погибшим от бомб



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи


Трибуна сайта



Наш рупор






© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal
Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft