-- : --
Зарегистрировано — 120 600Зрителей: 63 937
Авторов: 56 663
On-line — 3648Зрителей: 672
Авторов: 2976
Загружено работ — 2 078 489
«Неизвестный Гений»
Маргарита
09 февраля ’2024 17:37
На этой неделе посмотрели на большом экране, в кинотеатре, новый фильм «Мастер и Маргарита». Мне очень понравилось! Но это каждый посмотрит и составит свое мнение, а я здесь о другом.
Знаете ли вы, почему в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова героиню зовут именно Маргарита? Ну конечно знаете: потому что он ориентировался на «Фауста» Гёте, а там как раз история про дьявола, и героиню зовут Маргарита.
А почему в «Фаусте» именно Маргарита – этого вы можете и не знать, но я вам сейчас расскажу. Выбор этого имени – реакция уязвленного мужского самолюбия, причем даже не лично Вольфганга Гёте, а всех мужчин христианской Европы.
Дело в том, что христианская святая Маргарита Антиохийская, жившая в незапамятные времена, прославилась тем, что лично вызвала на поединок дьявола. Дьявол явился к ней в образе дракона, и святая Маргарита победила его, причем не оружием, а лишь силой своей веры. Дракон, явившись, сразу проглотил Маргариту, но она в его брюхе продолжала молиться, и небольшой крест, который она держала в руке, стал увеличиваться, достиг огромных размеров и разорвал брюхо дракона. Маргарита вышла наружу невредимая, а дракон на глазах стал уменьшаться и исчез. Поэтому в европейской живописи св. Маргариту обычно изображают с мелким дракончиком у ее ног, часто даже на поводке.
А вот теперь прикиньте: самый великий воин христианства – это святой Георгий Победоносец, победивший дьявола в образе дракона. Однако св. Георгий был в доспехах, на коне и с копьем, и вообще царскую дочь от дракона спасал, то есть действовал отважно, но по обстоятельствам. А у святой Маргариты не было ничего, кроме веры в Бога, и она по собственному почину затеяла дуэль с дьяволом. То есть получается, что святая Маргарита круче самого святого Георгия! Но она же баба и это несправедливо!!! И как доброму христианину пережить эту чудовищную несправедливость? Только обходным маневром: создать литературное произведение, повествующее о взаимоотношениях героя (Человека! Мужчины!) с дьяволом и, что немаловажно, принизить до уровня плинтуса героиню, которой, конечно же, чисто случайно при крещении дали имя Маргарита.
Вот такая сублимация заложена в «Фаусте», и современники Гёте, в отличие от нас, ее вполне осознавали, но вслух никогда не комментировали, так как даже косвенная хула на святую - это большой грех с несомненными последствиями.
Тимотео Вити, 1505.
Лукас Кранах, 1506. Св. Маргарита справа.
Франсиско де Сурбаран, 1630.
А в православии святую Маргариту Антиохийскую почему-то называют святая Марина и имеется икона, ей посвященная. В нашей традиции, в отличие от католиков, св. Марина изничтожает дьявола молотком, что, на мой взгляд, еще менее правдоподобно и как-то вульгарно.
А это бонус для дочитавших – деревянная скульптура неизвестного французского скульптора 19 века, находящаяся в музее Салар Джунг (Хайдарабад, Индия), и изображающая с одной стороны фигуру Мефистофеля, а с другой стороны – фигуру Маргариты. Поэтому она демонстрируется перед большим зеркалом.
Знаете ли вы, почему в «Мастере и Маргарите» Михаила Булгакова героиню зовут именно Маргарита? Ну конечно знаете: потому что он ориентировался на «Фауста» Гёте, а там как раз история про дьявола, и героиню зовут Маргарита.
А почему в «Фаусте» именно Маргарита – этого вы можете и не знать, но я вам сейчас расскажу. Выбор этого имени – реакция уязвленного мужского самолюбия, причем даже не лично Вольфганга Гёте, а всех мужчин христианской Европы.
Дело в том, что христианская святая Маргарита Антиохийская, жившая в незапамятные времена, прославилась тем, что лично вызвала на поединок дьявола. Дьявол явился к ней в образе дракона, и святая Маргарита победила его, причем не оружием, а лишь силой своей веры. Дракон, явившись, сразу проглотил Маргариту, но она в его брюхе продолжала молиться, и небольшой крест, который она держала в руке, стал увеличиваться, достиг огромных размеров и разорвал брюхо дракона. Маргарита вышла наружу невредимая, а дракон на глазах стал уменьшаться и исчез. Поэтому в европейской живописи св. Маргариту обычно изображают с мелким дракончиком у ее ног, часто даже на поводке.
А вот теперь прикиньте: самый великий воин христианства – это святой Георгий Победоносец, победивший дьявола в образе дракона. Однако св. Георгий был в доспехах, на коне и с копьем, и вообще царскую дочь от дракона спасал, то есть действовал отважно, но по обстоятельствам. А у святой Маргариты не было ничего, кроме веры в Бога, и она по собственному почину затеяла дуэль с дьяволом. То есть получается, что святая Маргарита круче самого святого Георгия! Но она же баба и это несправедливо!!! И как доброму христианину пережить эту чудовищную несправедливость? Только обходным маневром: создать литературное произведение, повествующее о взаимоотношениях героя (Человека! Мужчины!) с дьяволом и, что немаловажно, принизить до уровня плинтуса героиню, которой, конечно же, чисто случайно при крещении дали имя Маргарита.
Вот такая сублимация заложена в «Фаусте», и современники Гёте, в отличие от нас, ее вполне осознавали, но вслух никогда не комментировали, так как даже косвенная хула на святую - это большой грех с несомненными последствиями.
Тимотео Вити, 1505.
Лукас Кранах, 1506. Св. Маргарита справа.
Франсиско де Сурбаран, 1630.
А в православии святую Маргариту Антиохийскую почему-то называют святая Марина и имеется икона, ей посвященная. В нашей традиции, в отличие от католиков, св. Марина изничтожает дьявола молотком, что, на мой взгляд, еще менее правдоподобно и как-то вульгарно.
А это бонус для дочитавших – деревянная скульптура неизвестного французского скульптора 19 века, находящаяся в музее Салар Джунг (Хайдарабад, Индия), и изображающая с одной стороны фигуру Мефистофеля, а с другой стороны – фигуру Маргариты. Поэтому она демонстрируется перед большим зеркалом.
Комментарии:
Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор