16+
Лайт-версия сайта

Драматургия Виктора Танюкевича

Блоги / Блог пользователя yoho / Драматургия Виктора Танюкевича

03 октября ’2018   20:57

Признаюсь честно: не приходилось мне до сих пор анализировать драматургию сюрреалиста. "А разве она поддаётся анализу", - иронично спросите вы... И будете правы: ПОНЯТНЫЙ СЮРРЕАЛИСТ - это оксюморон, подобный таким сочетаниям, как "горячий лёд" или "холодный жар". Я сразу для себя определила цель: не тщиться понять, а попытаться почувствовать, воспринять на одной волне с автором ЕГО мыслечувствование, то, что он нам предлагает в своих пьесах.
Живопись Виктора Феликсовича я ТАК и ощущала: "Непонятно, а трогает настолько, что отойти невозможно - вот тебе, консервативной традиционалистке, и сюрреалист со своими заморочками и тайнами!"
Зачем я стала читать его пьесы? Да просто знаю, что талантливый человек, как правило, талантлив не в чём-то одном, да и я не из тех упрямых традиционалистов, которые позиционируют себя как антоним авангардизму, знать не хотят ничего другого. До чтения текстов пьес я обновила свои знания о сюрреализме в живописи, в литературе, почитала о тех, кто может о себе сказать: "В сюрреализме мы были первыми!"

Трудно вам, ребята, существовать рядом с традиционным искусством! Традиционное всегда удобно, понятно и привычно с детства. А непонятное, непривычное в лучшем случае настораживает, а в худшем вызывает агрессивное неприятие.
Стилистическая особенность сюрреалистического произведения, по мнению исследователей, это одобрение природы инстинктов, "тотальная эротизация вселенной" с помощью сексуальных грёз...
Одна из основных черт сюрреалистического отражения мира - это любовь к парадоксам (замысел автора часто нуждается в расшифровке), использование интуиции, как творческого метода; жёсткие, шокирующие метафоры.
Часто использование бессознательного - через погружение в сон, транс, в болезненный бред; внешняя реальность рассматривается, как сфера чувственных знаков действительности высшего порядка, доступной лишь мистически-интуитивному постижению...
Давно замечено, что цель сюрреалиста - увидеть мир «чистым разумом» - глазами ребенка, душевнобольного, дикаря... дать выход энергии либидо...
Оригинальна форма (язык) сюрреалистического произведения : часто используется игра со словом, звуками, ассоциациями, грамматическими формами, оборотами речи ( изменение традиционного синтаксиса); сочетание литературного слова с жаргонной лексикой...

Общее мнение специалистов, анализирующих произведения сюрреализма: "провести анализ работ поэтов, художников, драматургов, работавших в данном стиле, практически невозможно, и неподготовленный зритель или читатель не сможет в полной мере понять смысл сюрреалистических полотен или произведений. Можно сказать, что произведения данного направления имеют ориентацию на создание идей и образов, а не самого предмета. Только человек, обладающий хорошим воображением и способностью широко мыслить, может погрузиться в мир творчества сюрреалистов и открыть для себя нечто новое и неизведанное".
Вот так!
Ну... На отсутствие воображения я не жалуюсь, а посему - вперёд, на сцену, в действо, которое нам организовал Виктор Танюкевич - поэт, художник, драматург.

Когда читаю пьесы (любые), думаю, в чём сложность рецензирования произведения драматургии или даже простого отзыва на него.
- В той самой двойственной природе пьесы. Она (пьеса) имеет две жизни: литературную и сценическую.
Причём драматург, работая над текстом пьесы, уже ВИДИТ её на сцене - в подробных ремарках отражая это видение и представляя, как актёры будут отображать характеры. Игра разворачивается не в «безвоздушном пространстве»; она переплетена, как правило, с сюжетными линиями, построенными по законам традиционного театра, со своими завязками, развитием и развязками. Вопрос: кто, когда и как доминирует... В нашем случае (сюрреалистической пьесы) доминирует игра.
Все признаки сюрреалистического подхода в изображении мира - налицо и здесь - в пьесах В. Танюкевича.
Для постановки на сцене он использовал мотивы произведений Ричарда Якубовского "Лицедеи", Зухры Куранбаевой "Превратности жизни в откровениях женщины", сказки Роальда Даля "БДВ, или Большой и Добрый Великан"...
Пьеса "След рыбы, идущей за белым светом" представлена как сюрреалистический этюд. Есть пьесы, где персонажи остаются в границах жизненного правдоподобия. А есть такие, где мысли и чувства персонажей, внешние проявления их переживаний требуют ярко выраженной театральной формы. Сюда относятся образы романтические, фантастические, символические, сказочные. Это характерно и для образов указанных пьес.

Больше всего фантастических образов в сказке "Ночь превращений или Как мороженное спасло мир". Обратившись к произведению Роальда Даля, взятому за основу для этой пьесы, я поняла, насколько лучше этот - созданный для сцены - сюжет с учётом детского восприятия. Оставив сказочную фабулу и основные образы, Виктор Танюкевич убрал второстепенных персонажей, не важных для раскрытия замысла пьесы, а также многие ненужные (и даже вредные!) "страшилки" о людоедстве. Действие происходит на улице, действующих лиц немного. В беседе между Великаном Снодувом и девочкой Софи выясняется, что утро не наступит, поскольку злая королева страшных снов Сновильда остановила время.
Разумеется, эта сказочная ситуация должна разрешиться по закону справедливости! Так и происходит в результате сказочных превращений - Софи в Попугая, Сновильды в Розалинду и в мыльный пузырь, Страшилок в мороженое...Тут и сказочные образы Часов Земли, Пещеры Снов...заклинания звучат как детская считалочка.
Разумеется, добро побеждает зло, как и положено в фантастических ситуациях, предназначенных для восприятия детской психикой.
Форма интересна для детей: много "говорящей" окказиональной лексики, на которую зритель-ребёнок обычно хорошо реагирует (Снодув, Сладкодрём, Золотой Сладкосон, Страховей-кошмарик и др). Звучит простая эмоциональная речь персонажей, понятная детям. Речевые характеристики прекрасно отражают характеры сказочных героев. Подробные авторские ремарки способствуют усилению выразительности сказочного сюжета.
Своё резюме по поводу этой пьесы выразила бы коротко: "От души советую бабушкам и дедушкам сводить своих внуков на этот спектакль, когда он будет поставлен на сцене!"
А драматурга мне хочется поблагодарить за деликатность по отношению к ребёнку, его восприятию... За воспитательные моменты, отражающие борьбу ЗА добро ПРОТИВ зла.

А вот и сказка для взрослых: "След рыбы, идущей за белым светом".
Интересна история её создания. Вначале появилась картина. Вот как сам автор говорит об этом: "— Я обратился к произведениям Ницше, к духовной и философской литературе, стал открывать себя и окружающий мир заново. Коричневый период закончился, работы стали получаться красно-желтыми, жизнеутверждающими…
Одна из картин названа «След рыбы, идущей за белым светом». На ней красные мазки, проложенные широкой кистью, смыкаются кое-где в плотный рельеф, через который просвечивает солнечно-желтый цвет. В центре — очертания рыбы, устремленной к свету. Смысл картины можно скорее почувствовать подсознательно, чем пытаться объяснить".
Как выяснилось, это было только начало этой темы, она со временем превратилась в пьесу. Философская направленность пьесы раскручивается с помощью фантастического образа рыбы, в диалогах этой рыбы с человеком. Есть ещё один образ помимо Рыбы, участвующий в раскрытии темы: это образ яблока.
Нам известно, что яблоко с давних пор в мифологиях многих стран, в сказках и легендах использовалось как серьёзный и сложный символ. И здесь этот символ обыгрывается широко: Это и символ древа жизни; и символ любви, зачатия и рождения; и символ раздора, отравления, и символ познания...
Рассуждения о смысле жизни, о смерти, о вечности, об истине звучат из уст персонажей пьесы и через действие: говорящая рыба и рождение (ею же) взрослых людей, и появление мальчика, который оказывается космонавтом в детстве. Читая пьесу, я не могла избавиться от ассоциаций с "Солярисом" Станислава Лема: действие тоже разворачивается на космическом корабле, и "странности" происходят не менее интересные. Но на этом, правда, ассоциативность и заканчивается Я, как филолог, посоветовала бы автору усилить различия в речевых характеристиках персонажей, чтоб сделать их образы более выпуклыми. И ещё, мне кажется, длинные монологи Сергея и Юлии надо бы разделить какими-то действиями.
А в целом интересно и сюрреалистично! Я бы посмотрела эту пьесу на сцене.

С интересом и удовольствием прочитала пьесу "Дом свободной любви". В ней всего четверо действующих лиц (не считая Дома). Мне кажется, автору удались характеры главных персонажей, и если б подобрать хороших актёров, посмотреть эту пьесу на сцене было бы очень интересно. Пара людей, у которых прошлые взаимные страсть и чувства, судя по всему, не остыли. А отношения между мужчиной и женщиной - это вечная тема, интерес к которой не пропадает, и, вероятно, не пропадёт никогда...
Экскурсы в историю с мистическими деталями тоже интересны;
«Дублёры», которые помогают развивать тему смерти, одну из популярных в сюрреализме. И наконец: Дом, который вмешивается в жизнь своих хозяев - тоже сюрреалистичный образ, несомненно. Мне, правда, хотелось бы тему Дома усилить. Она как-то незаметно прошла. Выпячивать, конечно, ни к чему, но акцентировать не мешает.
Гибель главных героев, которых мы уже успели полюбить - это неожиданно, но воля автора - так провести тему смерти.

И наконец, последняя из прочитанных мной пьес - "Дистанция". Это своеобразный монолог женщины, рассказ о превратностях её судьбы. Здесь больше действующих лиц, действие развивается так, как проходит во времени жизнь главной героини, её воспоминания.
Некоторые из сюрреалистов считают, что в этом стиле не должны присутствовать воспоминания, память: жить надо сегодня и только. Забудьте, что было вчера, и не думайте о ЗАВТРА.
Не все согласны с такой позицией.
«Кровяной фонтан», произведение 1927 года Арто, только по счастливой случайности избежало ярлыка «пьеса для чтения».
"Несмотря на краткость произведения и на образы, практически не поддающиеся осознанию, в нем отражались сюрреалистический мир фантазий и его зацикленность на памяти. Как писал Бретон, когда твоя рука, ведомая сюрреализмом, окажется в мире смерти, «сюрреализм обтянет ее перчаткой, запрятав в ней полное глубочайшего смысла «П», с которого начинается слово «Память». Память героини пьесы "Дистанция" - это то, что угнетает её! Но куда же деться от воспоминаний! Вот сквозь призму памяти автор и организует действие пьесы. Некая экзотичность, связанная с национальностью героини, только подогревает интерес к действию.

Тексты всех четырёх пьес сопровождаются такими подробными авторскими ремарками, что хочется, чтоб драматург и режиссёр объединились в одном лице.
Не разочаровал меня в очередной раз Виктор Танюкевич. Я думаю, это понятно из содержания моего отзыва.
Я не театральный критик, я филолог, познакомившийся с текстами пьес. Но если б они были поставлены на сцене, я с удовольствием написала бы отзыв и о спектаклях. Автору хочу пожелать работать в этом направлении и достичь дальнейших успехов!

Цитируемая литература:
Любовь Егоренкова "Мои разноцветные дни" (Газета "Минский курьер" №95, 28.08, 2018)
"Сюрреализм в литературе" (Общеобразовательный журнал "Сезоны года" 2018)
Иван Мин "Спектакль отменяется: перформанс и бюро сюрреалистических исследований" (Theory&Practice 13.01, 2014)

Наталья Волкова, русский филолог.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft