Владимир Дашкевич..Все мы с замиранием слушали его знаменитую увертюру к фильму "Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона"!! Фундаментальнейшая вещь,не правда ли?!
Вот что пишет режиссер фильма И.Ф.Масленников об истории создания музыки :
«Композитор Владимир Дашкевич долго не мог понять, чего я от него хочу, когда твержу об «имперском, викторианском» музыкальном стиле.
Наконец я засел ночью к радиоприемнику с диктофоном в руках и записал сквозь рев глушилок позывные дорогого моему сердцу Би-Би-Си. Ночью было слышнее.
А утром по телефону из Ленинграда в Москву я проиграл Дашкевичу свои записи.
Реакция его была мгновенной:
— Бриттен на темы Пёрселла!
Он положил телефонную трубку на рояль и… я услышал ту мелодию, которую все вы знаете. Дашкевич всегда был превосходным стилистом, но тут он превзошел самого себя».
А вот как повествует об этом сам Владимир Дашкевич:
«…А Масленников каждый раз говорит: «Это Британия, это империя, в ней и джентльменство, и ирония, и могущество, и оптимизм, и благородство…» И всё время он мне про это наговаривал. И короче, когда я снова забыл, а он снова позвонил, я от отчаяния просто взял телефон на длинном шнуре, пододвинул его к роялю и сыграл первое, что пришло в голову. И эта была заставка к Шерлоку Холмсу, о которой говорил Игорь Фёдорович. Он как мудрый человек сказал: «Владимир Сергеевич, только ни в коем случае не оставляйте так, вот сейчас возьмите карандаш и запишите, вы ж потом забудете». Ну, у меня память хорошая, но я всё же взял и записал, как режиссёр сказал – режиссёр главный человек в кино, его надо слушаться».
Не обошлось и без казусов...
Из интервью на радио "Свобода": "ленинградские музыковеды поспорили. Они были продвинутые и знали, что это не Гендель, но один сказал, что это поздний Пёрселл, а другой сказал, что это ранний Бриттен.
Я был как раз в это время в Репино, в Доме творчества композиторов, под Ленинградом. И они решили разрешить этот спор, чтобы я честно признался, кто это. И тогда я честно, действительно, признался, что я сам написал - просто ввиду большой безграмотности (ну, не знаю я, что они там писали), пришлось самому сочинять. Тем более, в кино времени на размышления абсолютно нет".
Вот так бывает,что стилизация может толкнуть некоторых на принятие авторского произведения за работу авторитетного мэтра.
И ,конечно же,ни о каком плагиате речь идти не может!!Послушайте оригинал,подвигший Дашкевича.. Уверен - услышите знакомую характерность..
Музыка Дашкевича органично вписывается в музыкальный ряд этого концерта, как говорится - на одной мелодической и тембральной волне написано... Но музыка другая. Это не плагиат, это - вдохновение.
Спасибо за очень интересную и познавательную работу!)
Мне тоже развитие темы у Дашкевича больше нравится - это как хитовый припев, делающий всю песню!) Кстати, слушая первоисточник, можно реально найти место откуда идёт развитие темы Дашкевичем, а дальше первоисточник и слушать уже не интересно, да и пересечений тем с Дашкевичем больше нет, вероятно, он дальше и не послушал...)
В поэзии тоже так можно вдохновиться и темой, и размером, вот как здесь например) Кое-кто принял все стихи за написанные рукой одного автора)) http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/playcasts/pozdravleniya/985827.html?time=1375830075#comment9956968
Но плагиата нет - ни в музыке, ни в поэзии, лишь вдохновение на одной волне написанного.
Слава! Вам, музыкантам, конечно и разбираться в таких вопросах. Но бывает ведь, что в музыкальном произведении одного автора просто слышишь фразу другого композитора, то же и в песнях. Сколько таких случаев! Как к этому относиться? И вот ещё: в стихах бывает, что автор заимствует у другого 2-3 ключевых слова, которые и делают, собственно стихотворение, да ещё и, возможно, - оригинальную мысль. Излагает всё это в другом тексте и что? Проверка на идентичность ничего не обнаруживает, но ведь, по-сути, - заимствование!!!!. Думаю, аналогичные ситуации есть и в музыке. Как они разрешаются, не знаю, но очень интересно!
Мне трудно судить о том, что бывает плагиатом в музыке, а что является стилизацией или аранжировкой мелодии. Убеждена лишь в том, что семь нот дают право музыканту создавать любые композиции и повтор некоторых музыкальных моментов неизбежен, несмотря на то что, вполне возможно, композитор никогда не слышал чьё-то произведение с похожей музыкальной фразой. И в словесном творчестве слова и выражения могут повторяться - язык-то имеет тоже ограниченное количество слов. Всё в нашем мире относительно: и объективность, и субъективизм...
Именно поэтому шахматы не считаются искусством.Хотя в них 64 клетки и 32 фигуры,тем не менее все логически верные цепочки,ведущие к выигрышу, давно прописаны.Тем не менее различное сочетание комбинаций приводит к феноменальный развязкам.Так и с музыкой.Все каденции и секвенции упорядочены И.С.Бахом.Но связки..Отсюда и похожесть,но есть определенные правила.Если в течении 16 тактов повторяется ранее написанная фраза - плагиат.Если меньше - доказать почти невозможно.Всем будет ясно,но санкций не будет.В данном случае плагиат у Дашкевича отсутствует напрочь.Свою точку зрения я высказал выше.
Если честно..Не знаю,как кому,а мне тема Дашкевича нравится больше.Все-таки любовь и тяга к мелодизму у меня преобладает над чисто гармоническим выстраиванием правильных,но не радующих ухо и душу фраз.
Интересный рассказ. И произведение - "муза". Я согласен, вряд ли это плагиат,но Дашкевич явно услышал то, чего не слышим мы. Между нот. ))
Всё из классики.
Безусловно.По большому счету: все уже в жизни было,и не раз..Все упирается в вопросы времени и пространства.В каком-нибудь ином мире кто-то только сейчас выстраивает законы,строит теорию музыки,пишет "Евгения Онегина"..Так это или нет,доказать невозможно,как и опровергнуть.
Саксофон тоже не "женский" инструмент.И вообще духовые.В музыке много разрушающие то стереотипы.В струнных в основном скрипач "звезды".Не очень типичен в данном случае Растропович.А вот контрабас стоя мирового уровня..Не бас-гитара стоя,а именно контрабасистов.В вокале в основном тантры и сопрано на первых местах.Но все ломается.Я о стереотипах.И это просто прекрасно.
Очень интересно было узнать о создании этой чудесной музыки Дашкевичем!
На мой слух, она, действительно, более красива, торжественна и насыщена!
Спасибо за просвещение, Слава!
Любому ежу с козой понятно, что к БРИТАНСКОМУ Шерлоку Холмсу
нуьна БРИТАНСКАЯ музыка!
А где есть британская музыка? В БРИТАНИИ,
у её композиторов - народа, то есть!
Но как ловко этот ...ГЛОР-Явтор - об..лёвывающий свою(ли?) страну
и её людей /замечательного композитора Владимира Дашкевича в данном случае/
ради пропаганды "ВСЕСТОРОННИХ ПРЕИМУЩЕСТВ" ИХ ЗАПАДНОГО ДИКО-КАПИТАЛИСТИЧЕСКОГО МИРА,
/располодившего кровавый терроризм в реале с вонючими тролль-подгузниками в виртуале/
приплёл НАВЯЗЧИВУЮ ПРОПАГАНДУ ВЕЛИКОЙ ВСЕМОГУЩЕЙ БРИТАНИИ
(типа "Я уеду жить в Лондон!", где всё так распрекрасно!)
к своим переливам из пустого в порожнее:
"В защиту тех музыкантов,чья музыка кому-то напоминает ...
ВСЕМУ МИРУ С ДРЕВНИХ БИБЛЕЙСКИХ ВРЕМЁН ИЗВЕСТНО,
что "нет ничего нового под солнцем"!
ВСЁ ТВОРЧЕСТВО(в том числе - музыкаи поэзия )
ОСНОВАНО НА ТВОРЧЕСТВЕ ПРЕДШЕСТВЕННИКОВ!
А потому ВСЁ ВСЕГДА "напоминает"..."услышите знакомую характерность.."
Но это не оправдывает воров-плагиатчиков,
ворующих словесные или музыкальные фразы,
и не указывающих, что
"Я воодушевился вот этим, а потому -
это вариация на вот эту тему вот этого композитора или поэта".
А ПРЕДШЕСТВЕННИКИ ЛЮБОГО ТВОРЧЕСТВА - это НАРОДЫ,
чьи души творят народную музыку, стихи и песни
НА РОДНЫХ ЯЗЫКАХ О РОДНОЙ ЗЕМЛЕ,
/а не на ломаном суржике стрекочут о заморском "рае""хозяев",
нанявших тролль-подгузников - за 30 $-сребрянников-
поганить родную землю!/
Как говорил Немцов : " Иобнутая!"..Причем на всю голову! Что при чем? Тема творческая,музыкальная.. "Дубам" здесь делать нечего. Сама выставила себя на посмешище.. Что курим? Или уже колемся?