16+
Лайт-версия сайта

АРМЯНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ТИФЛИСА

Литература / История, естествознание / АРМЯНСКИЕ СООРУЖЕНИЯ ТИФЛИСА
Пред.
Перейти к предыдущей работе
Просмотр работы:
След.
Перейти к следующей работе
05 ноября ’2010   11:06
Просмотров: 31281

Известно, что в Грузии издавна проживало много армян, большинство из которых владело собственным жилым имуществом. По переписи, проведенной духовенством в 1821 году, оказалось домов:


грузин и русских
армян
Тифлис 417 2951
Гори
121
331
Телави
74 236
Сигнахи
12
377


Почти невероятно, но вместе с тем достоверно, — пишет Владыкин, — что в 1803 году в Тифлисе считалось до 2700 домов, из которых более 2500 принадлежало армянам. Таким образом, столица составляла тогда вполне собственность армянскую". (Путеводитель по Кавказу Владыкина, с.300.)

Негри и Гамба, характеризуя демографическую ситуацию в том же городе в первые десятилетия XIX века, свидетельствуют: "Число жителей Тифлиса свыше 20 тысяч. Из 2-х тысяч находящихся в нем домов почти все (не менее 1800) принадлежат армянам". (М.Полиевктов и Г.Натадзе. "Старый Тифлис", Госкомиздат, 1929.)

"Очень большой процент домов, торговых и промышленных предприятий находился в руках армян..." — констатирует в своих воспоминаниях Дм.Шаликашвили ("Свободная Грузия", 29.01.94).

Наконец, Д.Бакрадзе и И.Бердзенов удостоверяют, что большинство домов в европейском вкусе было обязано своим возникновением предприимчивости армян. (Д.Бакрадзе и И.Бердзенов. "Тифлис в историческом и этнографическом отношениях", изд. Г.Беренштама, С-Петербург, 1870 г).

Собственные дома армян располагались в основном в центральной части города. В частности, на Головинском проспекте (ныне проспект Руставели) находились дома Ми-риманова, Тер-Грикурова, Ананова, Шахмурадова, Арцру-ни, Сараджева, Онанова, Ротинянца; на Эриванской площади (ныне площадь Свободы) — Сумбатова, Харазова, Тер-Асатурова, Ишханова; в Сололаках, в самом престижном районе — братьев Сейлановых, Тамамшева, Гамбарова, Хала-това, Шадинова, Ахвердова, Амирагова, Шароева, Коргано-ва, Алиханова, Манташева, Арамянца, Агабабова, Ионесиа-ни, Питоева, Гургенова, Долуханова, Милова, Бозарджянца, Каламкарова, Казарова, Бебутова, Ениколопова, Тандоева и других. Армяне имели также частные дома на Михайловском проспекте (ныне проспект Давида Строителя), в районах Веры и Авлабара.

Самым большим домом до революции считался дом Манташева по ул.Гановская 3/5 (ныне ул.Галактиона).

Не только жилые, но и ряд общественных, промышлен-ных, торговых и религиозных сооружений, принадлежащих армянам, считались вне конкуренции в отношении своей монументальности. Так, например, самым большим церковным зданием был Ванкский собор, самой большой гостиницей — "Мажестик" (Арамянцевский дом), самым значительным мостом был Мнацакановский, а самыми крупными торговыми объектами считались торговые ряды Манташева и караван-сарай Тамамшева.

Строительство караван-сараев имеет в Грузии давние традиции. Один из первых караван-сараев XIX века принадлежал Арцруни и был выстроен в 1820 году рядом с Сионским собором (ныне Тбилисский этнографический музей). 11 лавок первого этажа занимали портные и сапожники, в 25 магазинах второго этажа торговали европейской и азиатской шерстью, шелком и другими товарами, на верхнем этаже была гостиница на 33 номера.

По плану 1828 года караван-сараев было шесть: Арцруни, царевнин, преосвященного Нерсеса, князя Бебутова, Питоева и Чарвадарова.

В 1830 году у Авлабарского моста возводится караван-сарай Шадиновых, в 1840 году на противоположном берегу — Зуба-лашвили (Зубаловых), в 1850 несколько караван-сараев строится на Воронцовской улице (Тамамшева в 1835 г., Халатова и Гусейн-Оглы в 1858 г.).Караван-сараи появляются позже и2021в новых районах Тифлиса — Тамамшева на Эриванской площади, Арцруни на Дворцовой улице. Их строительство прекращается в 70 гг. XIX века. (Т.Квирквелия. "Архитектура Тбилиси", Стройиздат, 1985, с.62.)

Кстати, к началу 1840-х годов Эриванская площадь как центр нового города в значительной степени представляла пустырь, прорезанный оврагами, через которые для пешеходов были проложены деревянные мостки. Только со строительством в 1845 году караван-сарая Тамамшева площадь приняла более благоустроенный вид.

В старом Тифлисе было много армянских церквей. В прошлом столетии их насчитывалось не менее двадцати четырех. Самой древней армянской церковью являлась ныне действующая Сурб-Геворг, возведенная до 7 и пересторенная в 1251 году, а самой высокой — Шамхорская.

Знаменитые серные бани, о которых с восхищением отзывались А.Дюма, А.Пушкин и другие знаменитые личности, составляли гордость столицы и в основном также принадлежали армянам. Сумбатовская, Бебутовская и Мирзоевская бани считались самыми старыми и были построены в первой половине XYII века. Кроме них, поданным 1916 года, в городе функционировали бани Цовьянова,Тамамшева, Едигаро-ва, князей Абамелика и Аргутинского. Позже к ним прибавились соответствующие заведения "банного короля" Гогило-ва.

Из 7 действующих до революции мостов два имели "армянское" происхождение — Мадатовский, соединявший одноименный остров о правым берегом Куры, и Мнацаканов-ский (на месте нынешнего 300 арагвинцев).


ОНИ СТРОИЛИ ДЛЯ РОДНОГО ГОРОДА

Грузия вошла в состав России в 1798 году, а с 20 гг. XIX столетия Тифлис начал расширяться. Он преимущественно отстраивался за счет армянского капитала как административный центр Кавказа и во многом благодаря армянским предпринимателям-миллионерам стал городом.

До начала XX века было воздвигнуто немало крупных и важных объектов. Армянские богачи, нефтяники, купцы, жившие в это время и являвшиеся в большинстве коренными тифлисцами, вкладывали большие суммы для возведения разнообразных сооружений — как торгово-промышленного и культурного назначения, так и красивых и оригинальных в архитектурном отношении особняков. Они строили дома и дворцы, мосты и заводы, театры и больницы...

Именно в указанный период Г.Адельханов построил кожевенную и обувную фабрики в Ортачала (район Тбилиси), Г.Сафаров и Энфианджианцы — четыре табачные, Х.Афри-кянц — многоэтажный подземный и надземный склад, А.Мнацаканов — мост (построил за 25 тысяч рублей и подарил городу), К.Алиханов - консерваторию, М.Арамянц -больницу.

В середине XIX века в центре Эриванской площади было построено великолепное здание — театр, который был обязан своим рождением богатому тифлисскому купцу, почетному гражданину города Гавриилу Тамамшеву. Проект принадлежал архитектору Джованни Скудиери, а внутренняя отделка была выполнена по эскизам известного русского художника Г.Гагарина. Оно было заложено в 1847 году, а открыто 12 апреля 1851 года. Это было первое в Закавказье здание театра, в котором ставили спектакли различные театральные труппы и оперный театр. Современники с восхищением отзывались о театре и сравнивали его со зданием парижской Гранд-Опера. Писатель В.Соллогуб писал: "Сооруженный в Тифлисе, на111Эриванской площади, театр по внутренней отделке не найдет себе нигде подобного. Он похож на огромный браслет из разных эмалей, сделанный по восточным рисункам..." Столь же восторженно отзывался о театре А.Дюма-отец, посетивший Тифлис в 1859 году: "За всю жизнь я видел почти все театры, но ни один из них по красоте не может сравниться с тифлисским театром". Театр просуществовал всего 23 сезона. 11 сентября 1874 года, когда шла опера "Норма", он из-за беспечности какого-то работника сгорел и впоследствии не восстанавливался.

Тем же Тамамшевым и на том же месте был построен самый крупный в городе караван-сарай, просуществовавший до 1934 года и снесенный при реконструкции площади.

6 февраля 1901 года было торжественно освящено здание "Артистического общества", построенное на средства крупного тифлисского коммерсанта и мецената Исая Питоева. Одно из красивейших сооружений столицы Грузии (в настоящее время - Тбилисский государственный академический театр им.Руставели) строилось по проекту известных архитекторов К.Татищева и А.Шимкевича. Фасад, возведенный в стиле барокко, представляет собой один из лучших образцов внешнего оформления тбилисских построек. Большой интерес представляет внутренняя отделка театрального зала с богатыми лепными украшениями его плафона. Для отделки здания Питоев пригласил в Тифлис лучших итальянских и греческих мастеров лепного дела."

Здание это предназначено служить храмом искусства, ареной для объединения общества на самой благородной и возвышенной почве", — писала газета "Кавказ" от 8 февраля 1901 года.

Выходец из Персии, богатый откупщик, делец и комбинатор В.Аршакуни, перебравшись в Тифлис, построил здесь на ул.Грибоедова в 50-х гг. прошлого столетия (проект архитектора Г.Иванова) огромный дом в восточном стиле, поражавший своей внутренней отделкой. Он вложил свои милли-оны в строительство дворца с целью принять в нем высокопоставленное лицо императорской фамилии, которому по предписанию врачей нужен был юг... После смерти владельца дом стал переходить из рук в руки. До 1886 года здание было занято "тифлисским кружком", потом "тифлисским музыкальным кружком", "коммерческим клубом", а с 1922 года в нем располагается Тбилисская академия художеств.

В районе Сололака находятся два красивых здания, связанные с именем известного нефтепромышленника и мецената А.И.Манташева. В двухэтажном красивом особняке по ул.Паскевича (ныне ул.Кикодзе) он в основном жил со своей большой семьей (сейчас в нем располагается Дом искусств Грузии), а одним из последних его добрых дел стала постройка на его средства в 1910-1911 гг. торговой школы (ныне 43 средняя русская школа), ставшая для армянства поистине просветительским центром и которую в советское время окончили многие видные наши соотечественники, такие как М.Таривердиев, Э.Хагагортян, Л.Кулиджанов, Г.Бежанов, Е.Башинджагян, А.Тер-Григорян, А.Мурадов, Т.Зурабян, Ф.Колунцев(Бархударян) и другие. Интересно, кроме того, отметить, что клубы воспитаников манташевской школы функционируют в Ереване, Москве и Киеве, где живут и трудятся вместе с представителями других национальностей и наши соотечественники.


ОНИ СТРОИЛИ ТБИЛИСИ

Многие грандиозные и уникальные архитектурные со-оружения столицы Грузии обязаны своим существованием не только капиталу богатых армян, но и самобытному таланту их соотечественников — архитекторов, живших и творивших в Тифлисе. Творческая жизнь наиболее известных из них представляет несомненный интерес.

М.П.Оганджанов (1870-1916)Творчество этого архитектора охватывает период с концаXIX века до первой мировой войны.В своих работах активно внедрял стиль модерн. По его проектам в Тифлисе было построено немало жилых и общественных зданий, среди которых следует выделить следующие:
Здание конторы Государственного банка (ул.Пурцеладзе), далее — Министерство финансов Грузии (ныне филиал Национальной библиотеки Грузии), Здание Тифлисского общества взаимного кредита (ул.Лео-нидзе; ныне — Государственный банк Грузии), Здание больницы умалишенных им.Зубалова (ул.Бр.Зуба-лашвили; ныне — детская больница),Жилой дом табачного промышленника Н.Бозарджянца (ул.Чонкадзе),Здание Тифлиссого общества взаимного кредита и жилой дом Бозарджянца были премированы в 1915 году за лучший фасад.

КА.Саркисян (1874-1946)Творчество этого архитектора охватывает период с началаXX века до установления Советской власти.С 1917 по 1924 гг. в должности профессора преподавал теоретические предметы и вел курсовое и дипломное проектирование на архитектурном факультете Тбилисской академии художеств.133Воспитал целую плеяду грузинских архитекторов и проектировщиков, любовно называвших его "отцом грузинской архитектуры".Один из первооткрывателей стиля модерн в Тифлисе. По его проектам были построены ряд общественных и жилых зданий, среди которых следует выделить следующие: Здание народного театра Зубалова (1902 г., ул.Марджанишвили; ныне — Государственный академический театр им. К. Марджанишвили);Здание Офицерского общества (1903, ул.Марджанишвили; ныне — универмаг);Манташевские торговые ряды (1903, Ватный ряд; ныне -обувная фабрика);Манташевская торговая школа (1910-1911, ул.Асатиани; ныне — 43 русская средняя школа);Жилой и доходный дом Манташева (ул.Галактиона 3/5) — самый большой жилой дом в городе в дореволюционный период;Жилой и доходный дом Манташева (пр.Д.Строителя, 27); Жилой дом купца Калантарова, возведенный в отличие от других в мавританском стиле (ул.Асатиани, 27); Жилой и доходный дом крупных промышленников Анано-вых (ул.Грибоедова, 13) - первый дом Тифлиса, построенный в стиле модерн (1903).

Г.М.Тер-Микелов (1874-1949)Самый известный тбилисский архитектор, заслуженный деятель искусств Грузии, член-корреспондент Всесоюзной академии архитектуры.В течение ряда лет Г.М.Тер-Микелов преподавал в звании профессора на архитектурном факультете Тбилисской академии художеств, где руководил курсовыми и дипломными проектами.Творческая деятельность охватывает дореволюционный и советский период.Выделяясь высоким профессионализмом и строгим вкусом, в своих работах в основном использовал стиль ренесанс-барокко.По его проектам были построены ряд общественных и жилых зданий, среди которых следует выделить следующие: Гостиница "Мажестик" (1916, пр.Руставели; ныне-на месте первозданного разрушенного войной возведено новое здание гостиницы), построенная в стиле модерн и удостоенная золотой медали на выставке в Париже; Здание Театра юного зрителя (пр.Д.Строителя; ныне — Дом железнодорожника);Здание железнодорожного вокзала (пл.Вокзальная; ныне — на месте первозданного разрушенного возведено новое здание вокзала);Здание коньячного завода (1940), выполненное в стиле национального грузинского своеобразия и колорита; Жилой и доходный дом купца Мелик-Дадаяна (1915, пр.Д.Строителя; бывший Институт путей сообщения, ныне — железнодорожный техникум);Жилой и доходный дом купцов Миловых (1914, ул.Кикодзе,11) — один из красивых жилых домов дореволюционного Тифлиса;Жилой дом работников Тифлисской республиканской конторы Госбанка СССР (1927, ул.Чонкадзе).

Х.Б.Тер-Саркисов (Сатунц) (1875-1917)Творчество этого архитектора охватывает период с начала XX века до первой мировой войны.По его проектам в Тифлисе был построен ряд жилых и общественных зданий, среди которых следует выделить следующие:Здание театра грузинского дворянства (1905-1908, пр.Руставели; в советский период на протяжении долгих лет здесь размещался Тбилисский государственный академический театр им.А.Грибоедова, в 70 годы в связи с реконструкцией головной части пр.Руставели здание было снесено и на этом месте возведено новое, где в настоящее время размещается указанный театр);Здание канцелярии наместника (1914, ул.Ингороква; ныне -Институт языкознания АН Грузии); Здание Центрального почтамта (1914, пр.Д.Строителя);134135Жилой и доходный дом Пирумова (1911, ул.Боржомская,10; ныне — 2-ой городской тубдиспансер);Жилой дом врача Шахмурадова (1913, ул.М.Костава; впос-ледствии здание было переоборудовано под лечебницу и в настоящее время в нем располагается Институт физиологии и патологии им.Жордания);Жилой дом Манташева (ул.Кикодзе; ныне Дом искусств Грузии).


Здание киностудии "Грузия-фильм", построенного в1929-1931 годах по проекту тбилисского архитектора-армянина М.Бузоглы, ясно выражает элементы поиска грузинского стиля. К этому времени в городе было сооружено много разнообразных сооружений, большинство из которых было обязано своим возникновением предприимчивости армян. Возводили они в массовом количестве жилые дома, а также немало общественных и коммунально-промышленных зданий, которые по своей архитектуре представляли собой сочетание местных строительно-художественных приемов и элементов русской архитектуры XX века (О.Х.Халпах-чьян, "Армяно-русские отношения и их отражение в архитектуре", АН Арм.ССР, 1957).

Интенсивные строительные работы, которые велись, свидетельствовали о том внимании, которое уделялось раз-витию и внешнему облику Тифлиса — прекрасным примером системности его застройки является район Сололака. Здесь много красивых и непохожих друг на друга жилых и общественных зданий, построенных по проектам талантливых архитекторов-армян в конце XIX — начале XX века.

Градостроительный талант армян был известен давно. Знали об этом и в Грузии. В YII веке ее властители обратились к армянскому зодчему Тодосаку с просьбой возвести храмы в их владениях. На стенах построенных им церквей сохранились строительные знаки его мастеров, их армянские инициалы и лапидарные надписи самого зодчего: "Я, Тодо-сак, строитель святой церкви..." Ниже перечислены его помощники - Агарон, Григор и имена других армян. (Энциклопедия путешественника", Ереван, 1993.) Им построен, в частности, Атенский собор, находящийся в нескольких километрах в Гори.

Традиции высокого профессионального мастерства были продолжены через много веков его не менее способными последователями, творившими в Грузии. Молодые архитекто-ры, получив специальное образование в Москве и Петербурге, возвращались в родной Тифлис, где развивали бурную строительную деятельность.

С именем архитектора К.Саркисяна (Саркисова) тесно связана архитектура Тифлиса первой четверти XX века.

В этом же городе прошла вся творческая жизнь архитектора Х.Тер-Саркисова (Сатунц), по проектам которого здесь были построены здание Дворянского собрания, канцелярия наместника и ряд других зданий.

Возведение некоторых впечатляющих особняков богатых и влиятельных армян — плоды деятельности Г.Аладжана.

Интересные страницы в архитектурной летописи столицы Грузии принадлежат известному своими оригинальными постройками Г.Тер-Микелову.

Не менее прекрасные сооружения были созданы М.Оган-джановым.

Плодотворной была деятельность П.Зурабяна — в Тифлисе, Гагре, Боржоми, Абастумани и других местах он сооружал десятки зданий различного характера.

В самых престижных грузинских курортах оставил свой яркий градостроительный след М.Бузоглы. По его проектам были построены в целом курорты Менджи и Цхалтубо.

В Тбилиси провел часть жизни незаурядный архитектор Д.Числиев (Числиян), благодаря которому город обогатился зданиями "Дома офицеров", редакции "Заря Востока" и комплексом жилых домов для трамвайщиков.

Архитектору Г.Микаэляну столица обязана Домом книги и строительством набережных на левом берегу Куры (между мостами Элбакидзе и Бараташвили).

Оставили свое имя на возведенных ими монументальных зданиях цирка и ИМЭЛа С.Сатунц и П.Сардарян, а не имеющий аналогов Пицундский курортный комплекс и вокзал в Гаграх обязаны своим рождением известным советским архитекторам — тбилисцу Ю.Яралову и батумцу М.Мндоянцу.

Наиболее значительные общественные сооружения г.Цхинвали (гостиница, театр, банк, Дом Советов) созданы А.Тер-Степановым.166167

Свою лепту внесли также тбилисские архитекторы Р.Ага-бабян, К.Ахвердов, Е.Галумов, М.Лисинова, Н.Мадатов. А.Саркисов, О.Хизанян.

Архитектурная панорама Грузии, и в частности ее столицы, многим обязана таланту армянских зодчих, и эти прекрасные здания всегда будут напоминать об именах их создателей.


ОНИ СТРОИЛИ КУРОРТЫ ГРУЗИИ

Деятельность архитекторов-армян была сконцентрирована не только в столице Грузии, но и получила свое отражение в других ее уголках, в первую очередь на известных курортах. Архитектурный облик последних в большой степени связан с именами самобытных зодчих, о которых и пойдет речь.

П.А.Зурабян (Зограбян) (1874-1942)
Творчество этого архитектора охватывает период с конца XIX века до 40-х годов XX столетия. До 1921 года деятельность разворачивалась в столице Грузии, а с 1921 по 1938 год была в целом посвящена проектированию и строительству домов отдыха и санаториев для престижных грузинских курортов, в частности Абастумани, Боржоми, Гагра и других.
Из сооружений, возведенных в Тбилиси, следует выде-лить следующие:Здание Нерсисяновской семинарии (1909-1911, Арсенальная гора);
Больничные павильоны им.Арамянца и Зубалова в Больничном городке (ныне 1-ая городская больница на Авлабаре); Здание больницы "Красного Креста" (ул.Узнадзе, ныне больница скорой помощи);
Здание родильного дома (ул.Советская, в течение долгих лет — Городской родильный дом № 1);
Здание больницы и поликлиники Заклечкомиссии (ул.Ме-ликишвили, ныне — Лечкомбинат); Здание Синагоги (ул.Иванидзе);
Здание армянской Камоевской церкви (пр.Руставели, была снесена);
Здание Тбилисского отделения Волжско-Камского банка (ул. Кецховели, ныне — филиал Национальной библиотеки Грузии);
Не менее 30 жилых и доходных больших домов в различных частях города для представителей крупной армянской буржуазии, носивших свойственные для того времени характер эклектизма.

Из сооружений, возведенных на курортах, следует выделить следующие:
Планировка и строительство некоторых объектов курорта Шови;
Здания санаториев Главсоцстраха и "Аразиндо" в Абастумани;
Здания домов отдыха "Чай-Грузия" и бывшего Зак.ГПУ в Гаграх;
Здание дома отдыха Пищевкус в Боржоми. Кроме того, П.Зурабян осуществил реконструкцию и приспособление целого ряда домов под помещения санаториев и домов отдыха в Боржоми, Цагвери, Бакуриани и Абастумани.

М.В.Бузоглы (1879-1959)
Творчество этого архитектора охватывает период с начала до середины XX века.
С 1927 года вел преподавательскую работу в Политехническом институте и в Институте инженеров железнодорожного транспорта. Был членом правления Союза архитекторов Грузии. Деятельность разворачивалась в двух основных направлениях: промышленная архитектура (с 1911 года) и курортное строительство (с 1933 года). Его работы, в частности планировка курортных зданий, исполнены в классических формах.
Первый проектировщик и создатель чайных фабрик в Грузии.
Основоположник национального курортного строительства.
Из сооружений, возведенных в первый период деятельности, следует выделить:
Бензохранилище на 3300 тонн и завод бочек для экспорта минерального масла в Батуми (1911-1915);
Первые чайные фабрики в Чаква (1927) и Зугдиди (1931);

Многоэтажный склад для вина в Поти (1932).
Наиболее плодотворен и неоценим творческий этап курортного строительства, в котором необходимо выделить следующие достижения:
Автор генеральных планов курортов Кобулети (вместе с Залдастанишвили), Боржоми и Бахмаро;
Автор проекта и последующего строительства 50% капитальных зданий курорта Цхалтубо, в том числе санатория, поликлиники, ванных помещений № 7, гостиницы, кинотеатра на 600 мест и т.д.;
Автор проекта и последующего строительства 100% капитальных зданий курорта Менджи (т.е. М.Бузоглы фактически является создателем указанного курорта);
Здание Физиотерапевтического института в Боржоми;
Здание грязелечебницы в Ахтала.
В Тбилиси — здание Госкинпрома или киностудии "Грузия-фильм" (пр. Д.Строителя; ныне - Грузинская студия научно-популярных и документальных фильмов).

М.В.Бузоглы внес ценный вклад в развитие грузинского советского зодчества.


УНИКАЛЬНЫЕ, ЗНАЧИТЕЛЬНЫЕ И ДРУГИЕ СООРУЖЕНИЯ

Дореволюционный период

Самая большая гостиница — гостиница "Мажестик" - архитектор Г.М.Тер-Микелов.

Самый крупный торговый объект — Манташевские торговые ряды — архитектор К.А.Саркисян.

Самое красивое общественное здание — здание Тифлисского общества взаимного кредита — архитектор М.П.Оганд-жанов.

Самый большой жилой дом — жилой и доходный дом Манташева — архитектор К.А.Саркисян.

Самый красивый жилой дом — жилой дом Бозарджянца -архитектор М.П.Оганджанов.

Первый дом в стиле модерн - жилой и доходный дом Анановых — архитектор К.А.Саркисян.

Советский период
Первый комплекс жилых домов — "Дом трамвайщиков"— архитектор Д.Г.Числиев.

Памятник архитектуры Общесоюзного значения — зда-ние ИМЭЛа — архитектор П.М.Сардарян (совместно с А.В.Щусевым).

Памятники архитектуры республиканского значения:

Здание НИИ генеративной функции человека им.Жордания — архитектор Х.Б.Сатунц;

Здание госцирка — архитектор С.Х.Сатунц (совместно с Н.Непринцевым и В.Урушадзе);

Здание гостиницы "Тбилиси" (ранее "Мажестик") — архитектор Г.М.Тер-Микелов;

Здание редакции газеты "Заря Востока" — архитектор Д.Г.Числиев;

Здание Госбанка Грузии - архитектор М.П.Оганджанов;

Здание филиала Центральной публичной библиотеки — архитектор М.П.Оганджанов;

Здание Госкинпрома — архитектор М.В.Бузоглы.

Другие постройки:

Тоннель Тбилисского Ботанического сада — инженер К.Хатисов (совместно с Брайловским, 1912-1913 гг).

Мост над водопадом Тбилисского Ботанического сада -инженер Н.Ротинов (1913 г).

Мост через р. Куру в г.Гори — инженер Н.Ротинов (1908 г).

Мост им.Челюскинцев через р. Куру в г.Тбилиси — инженер К.Завриев.

Архитектурное оформление крупных электростанций -архитектор М.М.Бузоглы.
Тифлис был городом особенным, этнически пестрым, многоконфессиональным и многоязычным, с уникальной городской культурой, которая складывалась веками. Люди, жившие в нем, вносили свой вклад в строительство и развитие города, одаривая друг друга своей национальной культурой. В этом и заключалась прекрасная, таинственная мистика старого Тбилиси исчезнувшей ныне цивилизации.

Сегодня Тбилиси все так же красив, но это уже совсем другой город. И ничего бы не было в этом удивительного каждое поколение вносит свои краски, реализует свои архитектурные замыслы, - если бы не стремление властей и части грузинского общества полностью очистить свою столицу от негрузинского наследия. Город, где изначально формировался многонациональный социум, его культура, менталитет и стиль жизни, уходит навсегда. И хотя в реальности того Тбилиси давно уже нет - в старых домах совсем по-другому живут другие люди, пока эти дома стояли, казалось, что тот город еще существует, а значит, можно было продолжать обманываться внешней идиллией интернациональных двориков, где все друг другу ближе, чем родственники.

Облик Тбилиси, который застало мое поколение, родившееся после Великой Отечественной войны, в основном сложился на рубеже XIX-XX столетий. Армяне, превосходящие по численности, имущественному статусу, богатству национальной культурной жизни всех остальных жителей грузинской столицы, не просто любили этот город - они считали его своим. Известные благотворители и меценаты, владельцы закавказских фабрик и заводов, нефтепромыслов и пароходов Адельханов, Карганов, Яралов, Манташев, Эмфинджиян, Бозарджянц, Навасардян вкладывали огромные средства в развитие и благоустройство Тбилиси. Так же, как и мэры грузинской столицы А.Матинян, А.Аргутинский-Долгорукий, Х.Вермишев, А.Хатисов (и это всего лишь несколько имен), завещавшие любимому городу крупные денежные вклады. Любовью к Тбилиси пронизаны работы архитекторов Г.Саркисяна, Г.Тер-Микелова, П.Зурабяна, М.Оганджанова и многих других, чьими талантами возведены здания, являющиеся и сегодня украшением города...

Но уже в моем детстве имена армянских меценатов, как и тех, кто создавал архитектуру Тбилиси, строил его, благоустраивал, уже не значились в городских названиях, хотя и были еще на слуху. Больница Арамянца, Народный дом братьев Зубаловых, Мнацакановский и Мадатовский мосты, Манташевские ряды, парк Муштаид, Тамашевский караван-сарай, Худатовский лес, микрорайоны Земмель, Орбелиановские бани, дома Мелик-Азарянца, Бозарджянца, Долуханова, Милова - так говорили наши дедушки, бабушки и их друзья старики с изысканными манерами, выпускники Петербургского, Московского или Вильненского университетов, старухи с морщинистыми лицами, но прямыми спинами, воспитанницы Смольного или Закавказского девичьих институтов В их устах красиво звучали грузинский и армянский языки, и неизменно безупречный русский, могли они перейти и на хороший немецкий и французский... Народ попроще говорил на тифлисском наречии, своего рода восточном ассорти, заквашенном на русской основе. Но названия употреблял те же, так как официальные наименования не привились в обиходе, оставались канцелярскими терминами.

В середине 70-х процесс стремительной урбанизации сбросил с огня котел, в котором варился специфический типаж тбилисца. В грузинской столице, ставшей миллионным городом, появилась генерация новых горожан, тбилисцев по прописке, намного более многочисленная, чем коренные жители. Построенные армянами здания перестали быть для них ценностью, зато стали едва ли не главным поводом к армянофобии. Теперь уже не только названия, но и сами эти здания начали исчезать с лица тбилисской земли. Процесс этот продолжается и поныне, поскольку каждая такая каменная реликвия буквально вопиет о том, о чем во имя государственных интересов и национального самолюбия грузинам очень хотелось бы забыть. Дом Мелик-Азарянца уцелел лишь потому, что снос этого огромного здания, занимавшего в центре города целый квартал, обходился казне гораздо дороже, чем строительство нового.

Но было бы неправильно утверждать, что уничтожались и продолжают уничтожаться только армянские следы. Такое же отношение проявляется и к наследию, оставленному Россией, 200-летнее присутствие которой объявлено сегодня в Грузии оккупацией. Может, это и была оккупация, но очень уж странная. Получив разоренный, сожженный дотла город с разношерстным населением, оккупанты стали строить школы, больницы, театры, благоустраивать улицы, поощрять ремесла и торговлю, развивать промышленность, разбивать скверы и сады, создавать благотворительные и общественные организации. И все это на казенные деньги и на деньги тех, кто успел встать на ноги и начал неплохо зарабатывать. Тем не менее имена князя М.Воронцова (в годы его правления Тбилиси достиг небывалого по масштабам развития), прекрасных архитекторов А.Озерова, А.Кальгина, А.Рогойского, князя Гагарина, сформировавшего первый в Тбилиси театр, сегодня не в чести и, как правило, употребляются лишь в негативном контексте. Обходят в Тбилиси молчанием и А.Рубинштейна, перечислившего весь доход от своего концерта в фонд строительства музыкального училища (будущей Тбилисской консерватории), а также Репина и Маковского, благодаря усилиям которых была открыта Академия художеств

Забвение, что совсем уже странно, постигло и немцев, внесших серьезный вклад в городское строительство грузинской столицы, хотя отношения с Германией у Грузии, не в пример российским, очень хорошие. И это невзирая на то, что именно немецкие колонисты, впервые появившиеся в Тбилиси в 1818 году, за 100 лет жизни здесь привнесли в облик города европейские черты. Они построили множество прекрасных жилых домов, общественных зданий, промышленных объектов. Но имена архитекторов Л.Бильфельда, А.Зальцмана, А.Шрегтера, И.Рукса, директора Ботанического сада А.Роллова, сделавшего его научным центром ботаников Кавказа, ученого-естествоиспытателя Г.Радде - создателя первого Кавказского музея, известны сегодня, пожалуй, лишь узким специалистам.

Какие бы ни появились проблемы идеологические, политические или межнациональные, очень трудно понять, какое могут иметь отношение ко всему этому люди, которые вкладывали свой труд и талант в благоустройство и строительство Тбилиси. Какие оценки, кроме слов благодарности, может вызывать их подвижническая деятельность? Как выясняется, может. Стремясь к созданию новой, удобной властям легенды для подрастающего поколения, официальный Тбилиси предает забвению очевидное, убирает следы исторического прошлого, рубит корни, уничтожает традиции. Но это проблемы грузинского народа. Мы реалисты и не требуем от грузинского общества особого уважения к армянам и армянскому наследию. Речь идет об уважении грузин к самим себе.

Нам предстоит решать наши проблемы. Неустанные причитания про заслуги армян в Тбилиси изменить ничего не могут. КПД эмоционального перечисления напрасных армянских трудов и пожертвований в городе, никогда не стоявшем на армянской земле, все равно останется нулевым. В глазах мирового сообщества все определяет политическая реальность. А она в том, что Тбилиси - грузинский город. Конечно, больно слышать лозунги типа армяне склонны всегда забирать чужое, а именно под таким и прошла минувшим летом очередная попытка радикально настроенных грузинских священнослужителей стереть с лица тбилисской земли останки армянской церкви Мугни. Еще горше сознавать, как много армянских культовых сооружений уже уничтожено на территории Грузии.

Но хотя у нас есть все основания сетовать на фанатичную целеустремленность части грузинского общества в деле зачистки своей столицы от всего армянского начиная с ассимиляции и заканчивая присвоением церквей и уничтожением могил, - не стоит демонстрировать миру свои кровоточащие раны понимания все равно не найдем. Строя на чужой земле, там, где ты не можешь рассчитывать стать хозяином, ты можешь полагаться только на милость хозяев. Чем глубже пускаются корни, с тем большим остервенением их будут когда-нибудь выкорчевывать. К сожалению, этот урок, неоднократно преподанный нам нашей историей, мы никак не желаем усвоить.




Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Отзывы:


Оставлен: 20 апреля ’2012   20:22
"Памятник архитектуры Общесоюзного значения — зда-ние ИМЭЛа — архитектор П.М.Сардарян (совместно с А.В.Щусевым)." Не умаляя заслуг арх. Сардаряна автором проекта был А.В.Щусев а вышеупомянутый вами тбилисский архитектор участвовал в реализации проекта, утвержденного в результате конкурса.
Опять же с почтением к памяти замечательных меценатов,граждан Тифлиса (Тбилиси) - Народный дом Зубаловых, учрежден и построен на средства братьев Зубаловых(Зубалашвили)из семьи нефтепрмышленника Константина Яковлевича Зубалова (Зубалашвили). Присоединение Грузии к Российской империи началось в 1801 году.Хочу также заметить,что Мадатовский мост никогда не существовал, был мадатовский остров и Большой и Малый Михайловский мосты (арх. Скудиери,Брикс), Орбелиановская баня - так называемая пестрая баня построена в XVIII веке князем Орбелиани до сих пор существует. Микрорайон Земмель-увы название неправильное. В Тбилиси Земмелем называют небольшую площадь как раз рядом с домом Мелик-Азарянца, название происходит от имени владельца аптеки Земмеля,которая находилась на углу в началке Верийского спуска. Что касается арменофобии и уничтожения армянского наследия в Тбилиси - не надо перегибать палку. На протяжении нескольких веков Армяне и другие вами же перечисленные представители разных национальностей живут в Тбилиси. Много раз во время войн и бедствий Армяне находили приют в Грузии и в Тбилиси и в других городах и областях Грузии. Никогда в Тбтлиси не было погромов армянсеого населения. В XVIII веке царь Картли-Кахетии Ираклий передал Армянским беженцам земли в вечное владение на территории Тбилиси. Упомянутые вами меценаты были гражданами Тифлиса и считали грузию своей родиной.Большинство из них участвовало в формировании и работе дворянского банковского общества,тифлисской думы, до сих пор тбилисцы чтут память всех уважаемых граждан нашего города в том числе и армян на домах где жили или учились они висят мемориальные доски с грузинскими и армянскими надписями. Урбанизация или рост города в советское время происходил не только в грузии,но и в большинстве городов СССР. Церкви уничтожались в Тбилиси намного раньше и не только армянские. Сегодня проводится неправильная политика в отношении культурного наследия в Тбилиси, но не только по отношению к Армянскому наследию, церковь Могни,Сурб-Нишан не уничтожались намеренно,население и грузинское и не грузинское никогда не приветствовало равнодушие нынешних властей города к культурному наследию. Рядом с кафедральным собором Сиони построили уродливое здание казино,уничтожили старейшие улицы Мирза-Шаф и царя Ираклия,провели непрофесиональную косметическую реконструкцию пр.Плеханова и мн. другое. Ну и наконец о 200 летнем правлении-120 лет правления Российской империи. Советский союз это уже другая эпоха. Музей оккупации да есть - мне он не нравится, но справедливости рад надо сказать экспозиция посвящена только Советскому периоду. Да, не все так гладко и приятно,но как говорил Остап Бендер -Жизнь диктует нам свои суровые законы. Мы забыли о мусульманском и иудейском населении Тифлиса. Ну и все таки грузины ,с вашего позволения, тоже внесли свою лепту в процесс созидания большого наследия.
P.S. И о ассимиляции небольшая справка - с 1801 года по 1917 год все во всех госучебных заведениях Тифлиса и в семинарии и в богослужении грузинский язык был изъят. Армянские и Азербайджанские школы существуют по сей день. И не надо обижать "не коренных тбилисцев". Думаю так-же не очень корректно хотя бы вести "речь" о самоуважении какого-либо народа,тем более если многие обвинения в его адрес, мягко говоря, не справедливы. Я думаю не даром многие представители разных народов живут в Тбилиси,Кутаиси,Батуми,Ахалцихе,Ахалкалаки и.т.д не такой уж пропащий грузинский народ.
С уважением, Александр Саралидзе.


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Я тебя позову.... ЖЕНЩИНАМ рекомендую

Присоединяйтесь 




Наш рупор









Новости с «Субмарины»  
Загрузка ...





Loading...


© 2009 - 2018 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика ArtNow - картины, продажа www.webmoney.ru
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  Google+ FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft