Давно это было. Когда - не ведаю, но в наших краях. Про то, баяли наши старики, а им, их деды сказывали. Богата земля была. В реках - рыбы вдосталь, в лесу - дичь не пуганная. Хлебушек родился, лён рос. По лугам заливным, тучные стада бродили. В загородях овощи сами росли, стоило только семя по весне в землю пхнуть. Сыто люди жили, бед не ведали. Но пришла напасть незванна, ране не ведома. Злая Ведьма-старуха - росту пятисаженного, нраву лютого, силищи не мерянной, колдовства бесовского - надумала себе забрать земли богатые, а люд в полон полонить да на себя работать заставить. Прокралась она тёмной ночью, когда Солнышко красное за горизонт закатилось, нашла то место где Ярило ночевало, пологом своим его укутала да камнями для надёжности привалила. Прокралась, Проклятая, в городище да в амбаре всю муку в огромный, свой куль, пересыпала. Вскочила в сани, запряжённые стаей огромных серых ворон, и в небо поднялась. А там, стала муку на землю рассыпать да заклинанья страшные бормотать. Вороны её, своими крылами, ту муку по земле разметали да в небо подняли. И леса, луга, поля и пашни снег белыми сугробами покрыл, а небо ясное тучи заволокли. Не стали боле звёзды сиять и луна, светило ночное, светить. Лютый мороз окутал тогда земли наши, а Старуха править стала. Только на несколько часов свет из темницы выпускала - каменюгу огромную отвалит да крайчик покрывала откроет. Солнышко, едва, лучик-другой выпустит - землю мёрзлую осветит. А после снова темень тёмная.
У Ведьмы было много помощников - огромные вороны, которых она запрягала в свои сани, злые, серые волки, исполняющие обязанности стражников, чёрные, жирные крысы-пасюки, которые следили за всеми, а после Хозяйке, об увиденном, докладывали. Всех их кормить надо было да вдоволь. И сама она любила вкусно покушать. Потому обложила данью всех вокруг и людей и зверей. Недовольных, кои, бывало, появлялись иной раз, отправляла в глубокие шахты, золотую руду да камни самоцветные добывать. Ни кто оттуда ещё не вернулся. Поговаривали, что Ведьма и человечинку любит, да не видал ни кто, а кто и видал - о том не расскажет уже.
Все её подданные должны были работать и заработанное Хозяйке отдавать. Всё, что добыли-сробили, а уж та, после, по своему разумению да хотению, наделяла продуктами да товарами, от щедрот своих. Понимала Костлявая, что и рабы, хоть толику малую, хоть изредка, есть должны, что без одёжи, пусть и ветхой, пусть на рыбьем меху, на морозе долго не проживут, не наработают. Мужики да молодые парни по лесам охотились - пушного зверя били, мясную дичину на Хозяйский стол добывали, рыбу в реках да озёрах ловили. Бабы да девки по домам сидели, куделю да шерсть пряли, ткани ткали, одёжду шили, шкуры пушные мяли-скоблили, к продаже готовили. Время от времени снаряжала Ведьма обоз, на торги дальние, пушнину да золото с самоцветами на хлебушек да на прочее съестное выторговать, себе на пропитание. Не всякий возвращался с тех торгов. Кто по дороге с голоду помирал, кого звери дикие драли, кого лихие люди жизни лишали да, и охранники - волки серые, порой, одного-другого съедят, не побрезгуют.
Любила Старуха вкусно да сытно покушать, потому брала себе в услужение девок незамужних, чтоб стряпали для неё да по дому работали. Но ни одна из тех стряпух, долго у Ведьмы не рабатывала. Кто неделю, кто поболе, но всё одно - пропадали. Старуха говорила, что, мол, хорошо служили, потому наградив, отпускала она девок замуж, в дальние края. Да мало кто в это верил, баяли, что Ведьма сама их съела. Но роптать не смели - запугала Лютая до смерти. Вскоре девок молодых не осталось. Одна была только, да и та, малолетка - восьми годков от роду.
Сиротой росла девчушка - матушку её, Ведьма на шахты отправила, где и сгинула та насовсем; батюшка не вернулся с торгов - обоз пришёл, а людей, чуть живых, лишь трое из дюжины осталось да, и те, вскоре, померли. Вот и пришлось малышке хозяйство самой вести. Правда не мудрёное оно было - коза Машка да кошка Глашка, да пёс Дружок. Прозванье той девчонке люди дали - Веснушка. Потому как была она, словно солнышко весеннее: волосы золотые, тугими косами до земли спускались, личико белое да румяное, конопушками сплошь усыпано, улыбка с губ не сходит, смех, колокольчиком весенним, по округе разливается. Всегда других приободрит, кому надо пособит, кого утешит, кого развеселит. А чтобы Ведьма её на шахты не отправила, надоумили люди конопушки сажей мазать, а золотые волосы под косынкой прятать да помалкивать, коль Хозяйкины слуги, иль она сама, поблизости окажутся. Так и жила Веснушка, хозяйство вела, другим помогала, покуда не пришёл её черёд Хозяйке служить.
Ничего не поделаешь, отказываться нельзя - Ведьма людям житья не даст, всех изведёт. Вот и отправилась девочка к Злой Старухе в услужение. Но, хоть, мала была Веснушка летами да мудра зимами. Надумала она Ведьму хитростью побороть, Солнышко на небо вернуть, людей освободить. Стала она на Старуху работать, готовить ей кушанья разные да сытные. После сытного обеда, та любила вздремнуть, а чем больше съедала, тем почивала дольше. Того-то Веснушке и надо было. Хоть и следили за ней соглядатаи Ведьмины - пасюки, но и их девчёнка перехитрила. Каждый раз, как Хозяйке еду подавать, роняла она, как бы невзначай, кусок-другой кушанья вкусного, но сон-травой сдобренного. Пасюки, от жадности своей, на еду набрасывались и, сожрав всё до крошки, засыпали на несколько часов. В том они, конечно же Хозяйке не признавались. А Веснушка, тем же зельем, и ворон и волков Ведьминых подкармливала. Пока все спали, она успевала чуть-чуть, что бы ни кто не заметил, муки да соли с сахаром отсыпать, маслица отлить и домой отнести - на полатях, под старой одёжей спрятать. Что бы Хозяйка пропажу яиц не заметила стала девочка, подоив свою козу, омлеты пышные делать - Ведьме они понравились, а сколь яиц там было положено, она и не догадывалась. Когда всего припасено было вдосталь состряпала Веснушка огромный обед, из семи перемен. Да вкусный такой, что Ведьма ела-ела, пока всё до крошки не слопала. Но и сон-травы девчонка не пожалела. Сморил злую Старуху сон глубокий и слуги её, тоже заснули, отведав Веснушкиного угощения.
Побежала девчушка домой, достала припасённое и стала тесто творить. Надоила молока козьего, парного да два стакана в кринку вылила. Пару стаканов муки туда же просеяла и в тесто смешала. Ложку столовую сахара да пол-ложки чайной соли добавила. Развела кусочек дрожжей в полстаканчике парного молока и в тесто вылила, а кринку на полок поставила. Тем временем четыре яичка куриных разбила, белки от желтков отделила, по отдельности в густую пену взбила. Желтки с ложкой сахара, белки со щепоткой соли. К тому времени и тесто поднялось. Аккуратненько, яйца с тестом смешала, масла постного полстакана добавила и стала блины на раскалённой чугунной сковороде выпекать. Пышные да румяные блины получались. Огромная гора вскоре выросла.
Побежала Веснушка по деревне народ созывать да каждому по блину вручила и, что дале делать, поручила. С последним, самым румяным, самым пышным, самым большим, влезла она на дерево перед окнами злой Ведьмы-старухи. Повесив блин на сук, она зажгла позади свечку и стала Старуху будить. Та проснулась, в окно глянула, а там Солнышко сияет. Перепугалась Костлявая побежала на улицу - хотела Светило схватить да обратно в темницу запрятать. На дереве сидела серая Веснушкина кошка Глашка. Только Хозяйка руки протянула - она хвать блин в зубы и бежать. Та за ней. Смотрит, Солнышко то в одной стороне появится, то в другой, то под ногами, то на дереве. Это люди с блинами в рука по улицам хороводили - Старуху путали. Закружилась голова у Ведьмы, хлопнулась она в сугроб и стала своих слуг звать.
Кой как проснувшись, прилетели вороны, в сани запряженные, волки прибежали вместе с крысами. Вскочила в сани Хозяйка и приказала в тайное место всем отправляться. А вслед за ними Веснушка и все её друзья таясь побежали. Прилетела Колдунья в место, где Солнышко было закрыто, камни разбросала и полог откинула, что бы посмотреть, что там. А Светило выскользнуло и на небо полетело. Завизжала Ведьма от боли, когда Солнечные лучики стали её жечь-сушить, хотела спрятаться-укрыться куда-нибудь, но не тут-то было. Подскочил верный Дружок, схватил её за подол. Следом и Веснушка, и остальные люди прибежали. Схватили Ведьму за одежду и держали так, пока та не высохла да не занялась ярким пламенем. Солнышко в небе высоко сияло, землю согревало. Вскоре побежали весёлые ручейки и снег растаял. Тогда и праздник начался. Все стали петь, танцевать, друг дружку блинами Веснушкиными угощать. А Ведьмины слуги, сами куда-то сгинули.
С той поры так и повелось: чтобы проводить лютую зиму люди пекут блины, похожие на Солнышко, угощают ими друг друга, сжигают чучело Зимы , хороводы водят вокруг него, песни поют, пляски пляшут - Весну встречают.