Как я посмотрела и УВИДЕЛА.
Размышления лузера-дилетанта с фотокамерой телефона над фотографией профессионала.
Говорят, сеть забита нетленными творениями графоманов. Куда не тыкни виртуальным пальцем курсора - наткнёшся на "стишок" с рифмой "кАрова-мАлАко" или на прозаическое нечто с фразами, подобными чеховской "Жалобной книге".
Нет, господа, Вы глубоко заблуждаетесь. Сеть просто зас-на (простите великодушно, но другого названия этому явлению я не могу подобрать, ибо масштабы явления потрясают) МИЛЛИАРДАМИ фотографий, причём подавляющее большинство - если и фото-, то с -графией имеют очень мало общего. Я сама внесла "вклад" в это дело, правда, очень скромный, но всё же…
К чему это я? А вот к чему. За всеми этими миллиардами любимых родственников на групповых фотках, выставленных на всеобщее обозрение (хотя некоторых выставлять… не стоило из соображений эстетических), любимых питомцев, детских попок и щёчек, загородных шестисоточных "фазенд" ("Да рабыня Изаура удавилась бы на такой "фазенде"" - как говорил Михаил Задорнов), "портретов", в глазах которых полная пустота натуры, бесконечно унылых пейзажей, бесконечно пошлой "эротики" и ню, более похожих на фото криминалиста с места преступления, за всем этим шквалом визуальной информации уже не видно ничего стоящего и настоящего для простого посетителя сети, который "не в теме" профессиональной художественной фотографии.
Что это? Просто фото артефакта прошлого? Так сказать, археологическая констатация? Посмотрите на каменный монолит. Кажется, он вечен, но самый неумолимый убийца - время - оставило на нём свои следы. И он тонет в сумерках и в прошедшем. И помнит ли кто-то, ради чего каменотёсы далекого прошлого высекли его. Пройдут, может быть, тысячелетия, и он исчезнет, рассыплется песком, который унесёт ветер. Но всегда будут появляться над горами золотистые (на восходе? закате?) облака, меняющиеся каждый миг, мимолетнее, чем мотыльки по сравнению с камнем, и, тем не менее, ВЕЧНЫЕ в своём полёте по небу.
Но это не о тщете человеческого бытия по сравнению с вечностью. Вы видите золотистые блики на камне? Их видели те, кто вытесал этот мегалит. Такие же блики играли и на лице того, кто похоронен в гробнице. Может быть, это сам Беллерофонт, оседлавший Пегаса, лежит здесь. А теперь эти блики видим мы. Мы вечны во всём сущем. И вечно стремимся к сияющему горизонту. Каждый - по-своему.
Фото - не просто красивая картинка, хотя во многих случаях и это - тоже. Фото надо читать, как стихи. Не просто смотреть, но постараться увидеть то, что осталось "за кадром", как и в поэзии - между строк: эмоции. Те пресловутые "чувства", который сейчас так немодны в проявлении на людях, и фальшивые аналоги которых так приветствуются в быту и у психоаналитика.
Оказывается, фотографии Мастера порой переполнены метафорами, аллюзиями и прочими поэтическими приёмами, как и стихи Поэта. Оказывается, главное - не увидеть внешнее (цвет, форму), а понять и почувствовать.
Для меня это было открытием. Нет, я всё это знала "на словах", как, думаю, и многие другие, кому не чуждо прекрасное. Но впервые осознала КАК надо смотреть и ВИДЕТЬ.
Надо учиться видеть. Это сложно для меня. Но так прекрасно, когда получается. Может быть, я вижу совсем не то, что задумывал автор, может, чувствую совсем не так, как должно по его мнению. Но не в этом ли задача и цель искусства вообще - чтобы каждый увидел Красоту мира, увидел хотя бы часть картины, писаной не им и не для него, но гармоничной и оттого бесконечно прекрасной, от созерцания которой то, что называют душой, поднимается к небу, распахивает крылья и летит туда, где нет места злобе, предательству, черствости, зависти, а есть любовь, дружба, справедливость, туда, где за добро и зло платят воздаянием по заслугам, туда, где… нас нет.
Спасибо, Серёга, за твою "неудачную" фотку. Для меня она - шаг к горизонту.
Да, от этого трудно отказаться, но натура в этом случае ВСЕГДА хороша, что и спасает частично... Мусорить такими фотками и я горазда... Надо предложить Серёге папочку сделать... Для любимцев...
Знаешь, с тобою трудно не согласиться по существу. А частности и детали - они у каждого свои... Ты открыла кусочек не совсем знакомого мира, кто-то закрыл крышкой кастрюлю с супом... Это просто жизнь. такая, как она и должна быть. ))
Спасибо, Таня, за рецензию, а главное за то, что наши "вИдения" совпали, ведь многие просто смотрят и просто фотографируют, но не видят, а "зорко одно лишь сердце")).
Катя, сейчас столько мусора фотографического... Ещё больше, чем графоманьского...
И если литературе ещё как-то учат, то никто, между прочим, не учит детей ВИДЕТЬ. А уж про ассоциативный ряд, который несёт каждое изображение, претендующее на название художественного - вообще никто не говорит...
Человечество в современном состоянии - тупиковая ветвь развития, и просто обречено на вымирание. А знаешь, как оно вымрет? Погребёт себя под горами мусора (материального, информационного, духовного).
Производит впечатление. Очевидна схожесть с поэзией: старина и молодость, тяжесть греха и мимолетная лёгкость раскаяния, магия слов и дар прозрения. Поэзия заставляет думать, делает чище, помогает жить в трудные времена.
Неожиданно в Ваших работах увидеть рецензию) И мне даже стало немного удивительно, до чего человек может проникнуться одной лишь фото. Ведь не зря говорят, что фотограф - это в первую очередь художник. Спасибо, было приятно почитать Ваш обзор.
я засоряю фотами любимых кошек. Жить буду? Или...