16+
Лайт-версия сайта

Когда метафоры не к месту

Литература / Критика, философия / Когда метафоры не к месту
Просмотр работы:
02 мая ’2017   07:45
Просмотров: 13342

Рецензия на стихи Юрия Тара «К черту возраст!»
http://www.proza.ru/2016/04/01/184

«Прыгало по комнате, ходило ходуном,
а потом оказалось пьяным мужиком»
(В. Высоцкий)

Лирика. А что такое лирика? Это просто ритмы, число гласных и согласных, слогов, рифмы, метафоры, затасканные сотнями поэтов и все..? Или что-то большее? Наверно есть что-то еще? Бывает, читаешь стихи, и сразу перед глазами встает зримый и понятный образ. А бывает ничего не встает, как телефонный справочник прочитал.

Почитал я лирику Юры, которая написана им после большого перерыва, перечитал, и какая-то оскомина - не верю и все! Двойственность - вроде да, именно та лирика, которая у Юры меня всегда восхищала и в то же время - не то, нет, не то. Нет образа и никаких чувств стих не будит, нет сопереживания, будто читаю текст зарифмованный. С чего бы такое ощущение? Может от этого:
«я туда метафор самых лучших вложил, красочных» - из разговора.

Метафоры конечно хорошо, но это не самоцель. А если метафоры не свои, а позаимствованы из учебника, или которые вспомнил, видел где-то, то полная ерунда выходит. Как Генрих Гейне сказал: "Первый, кто сравнил женщину с цветком, был великим поэтом, но уже второй был олухом".
Но что сказать про сотого и тысячного, а так и выходит, если штампы, метафоры переходят из стиха в стих, да еще и не к месту.
Например, эти строки:
«Плещется вино в твоем бокале,
Улица ночная за окном.» (с)
http://www.proza.ru/2016/04/01/184

Вино, стоящее в бокале на столе плещется? С чего ему плескаться? Может, плещется в дрожащей старческой руке, которая бокал держит на весу? Хотя акцентировать, что рука дрожит - не украшает любовных стихов. Совсем не к месту это выражение. Просто лишнее оно, ненужное. Нет ему здесь места!

Или дальше читаем:
«Города огни как мини-звезды,
Каждый подмигнуть нам норовит.
Легкого тумана прячет роздымь» (с)
Подождите, герои ведь сидят в ресторане! Значит, туман (роздымь), и огни города они вряд ли видят. Наконец, в ресторане, с любимой женщиной, вдвоем и куда мы смотрим, на нее? Нет, ни разу, город обозреваем! Женщина и ресторан за рамками стихов, образ ночного города подменяет ресторан.
Метафора заимствованная, лишняя, портит все.

«И огнем неоновым витрины
Только нам с тобою дарят свет.» (с)
Опять! Эти пара строк могут иметь отношение к прогулке по ночному городу, но никак не к ресторану! В ресторане освещение, а вовсе не свет от витрин. Как сидя в ресторане уличные витрины видеть, да еще так, чтобы они заслоняли обстановку в ресторане? Странно.

Апофеоз в конце!
«На меня лукавыми глазами
Смотришь ты, как будто ворожишь,
Будто знаешь, что случится с нами,
Знаешь и отчаянно молчишь.» (с)
Любимая женщина, которую в ресторан привели, не хочет даже разговаривать? Она уставшая, или неприятно ей что-то? Она, значит, не разговаривает, молчит, а мужчина разглядывает витрины и машины за окном, не обращая внимания на спутницу? Тяжелая и безрадостная картина складывается, два чужих друг другу человека сидят в ресторане и не знают, зачем они туда пришли? Если и складывается образ, то только тот, что выше написано.

Не хочу заканчивать на столь безрадостной ноте. Конечно, не так все грустно, просто автор перестарался с метафорами, насовав их в стих числом побольше, а смыслом - ни к селу, ни к городу. Часть их имеет отношение к ночной прогулке по городу с любимой женщиной, предпоследнее не пойму даже и откуда? Очень грустное молчаливое отсиживание в ресторане с женщиной.
Наверно надо не метафоры почерпнутые из учебников, других стихов, а личные ощущения? Что чувствовал сидя напротив любимой - то и в стихи, а метафор, которые не к месту не надо?
Убрать метафоры, очистить от них стих, оставив личные переживания, робость перед любимой женщиной, или наоборот напористость - было же что-то, на чем стих построен? Вот это «что-то» и вызовет сопереживание души, а вовсе не метафоры и аллегории. Это «нечто» и есть то, что поэт творит душой, оно нам и ценно и сопереживание вызывает.

***
И наконец классики, а куда нам без классиков?

«Я сидел у окна в переполненном зале.
Где-то пели смычки о любви.
Я послал тебе чёрную розу в бокале
Золотого, как небо, аи.

Ты взглянула. Я встретил смущённо и дерзко
Взор надменный и отдал поклон.
Обратясь к кавалеру, намеренно резко
Ты сказала: «И этот влюблён».»
(Блок. В ресторане)
http://strochki.ru/blok/v_restorane.html

Все понятно! Никаких тупых метафор, ни одной! Переполненный зал, музыка, гордая и недоступная красавица. Активное действие и восприятие и мужчины и женщины. Просто зримый образ встает перед глазами - обида признанной красавицы на излишнее мужское внимание. У каждого читателя нет никакого сомнения, что с Блоком этот случай реально имел место. Потому и отзывается в душе каждого как в зеркале, именно так, как оно было реально.

А вот здесь метафора, но одна и... но посмотрим сами:

«Ты рванулась движеньем испуганной птицы,
Ты прошла, словно сон мой, легка...
И вздохнули духи, задремали ресницы,
Зашептались тревожно шелка.»
(Блок. В ресторане)
http://strochki.ru/blok/v_restorane.html

Первая строка - испуганная птица, взлетает стремительно. Очень к месту. Дальше то, что мы обычно замечаем за женщиной - духи, легкое, шелковое платье, ресницы.
Четверостишие создает однозначный образ! Зримый и понятный всем нам. Наконец это необыкновенное событие, которое запомнилось автору и достойно увековечить его в стихах. Это не рифмованный от скуки текст ни о чем.

А что было с Блоком реально?
Из примечаний к стихотворении в "Собрании сочинений" Блок:
"Нелидова рассказывала (записано в 1948г. А.Г.Лебедевой): "Мы сидели за столиком. "Посмотри, - сказала мне belle soeure, - с тебя Блок глаз не спускает" (он сидел неподалёку от нас). Я отвернулась так, чтоб он не видел моего лица. Он послал мне бокал с вином, а в нём - красную розу. В этом я увидела дерзость, мне не захотелось больше оставаться там, я встала и вышла. Потом я как-то была у А.М.Ремизова. К ним пришёл Блок. "А-а, незнакомка, - сказал он. - Отчего вы тогда ушли?" Мы познакомились. Он прочёл стихи: "Я сидел у окна в переполненном зале..." Мы встречались ещё..." .

Яркие и горячие чувства переполнили поэта при виде красивой женщины, которая рассердилась от неприкрытого к ней интереса и убежала. Женщина всколыхнула душу поэта, и получились великолепные, образные стихи...

Вот поэтому я и не принимаю объяснений некоторых поэтов-любителей - У меня мол ни о чем, никакой связи с реальность, образы собирательные и вообще я нафантазировал все.

Нафантазировал? Наверно нет? Скорее всего в ресторане романтический вечер имел место, как и что, мы не узнаем, но автору показалось или обыденно, или неинтересно и он, через пару дней, лежа на диване, попивая текилу и сочиняя стихи занялся украшательством, добавляя в них метафоры, образы, где-то увиденные, красивости. Метафор стало много, одно плохо - они не к месту и потому не создают желаемый образ, а разрушают имеющийся.

Во всем надо знать меру.






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 02 мая ’2017   09:32
Дельный разбор. Другое, кому он тут нужен?.. Мне кажется, снова актуально то, о чём ещё сто пятьдесят лет назад говорил второй неистовый критик - Писарев.
"Но вы подумайте всё-таки, что такое лирика? Ведь это просто публичная исповедь человека? Прекрасно. А на что же нам нужна публичная исповедь такого человека, который решительно ничем, кроме своего желания исповедоваться, не может привлечь к себе наше внимание? Чем его огорчения или радости интереснее моих или ваших? Тем, что он умеет укладывать их в рифмованные ямбы и хореи"?
Сейчас уже даже и "укладывать" толком не умеют. А красота... это вообще бабушкины сказки.
Вот у Пушкина слова ещё не девальвированы.
Как мимолётное виденье,
Как гений чистой красоты.
Дух красоты, платоновская идея, нам предлагают просто шаблон, в который каждый может вложить своё собственное содержание. И вот живёт столетиями, несмотря на то, что тот самый критик Писарев пытался в пылу запала объявить Пушкина пародией на поэта. Пародия то, что делается сейчас. Небоскрёбы из пустых слов. Нам упорно описывают фальшивые детали некой искры, когда надо описывать не детали, но то, что эту искру вызывает, нечто общее для всех людей, нечто единое.
Авгиевы конюшни из пустых слов необходимо расчищать.
Чтобы люди снова вспомнили о Красоте.
Красота спасёт мир.

Оставлен: 02 мая ’2017   20:08
Спасибо! Да, именно - сопереживание, какие-то слова, которые отражают душу человека, чувства, которые найдут у нас отклик, а просто красивости никому не нужны.

Здесь поставил, потому что ставлю на все свои сайты. Но только здесь получил подробный отзыв.



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Разговор с дочерью, или Большой секрет

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft