16+
Лайт-версия сайта

К методологии гуманитарных наук Часть 4

Литература / Критика, философия / К методологии гуманитарных наук Часть 4
Просмотр работы:
28 мая ’2017   05:17
Просмотров: 13447

Лекция Касаткиной Т.А.

Семинар филологов в ИМЛИ РАН.«Другая научность» гуманитарных наук. Субъект-объектный и субъект-субъектный методы познания. Термин и «ключевое слово» как инструменты субъект-объектного и субъект-субъектного типа познания. Разложение единого комплекса гуманитарных наук (филология-история-философия-богословие) как следствие возобладания позитивизма. Движение в гуманитарной университетской науке: от сущности вопроса к его истории (постмодернизм как научный принцип)
Перевод аудиозаписи в текст


Если мы считаем, что ничто ничего не значит, пока мы не договорились о значении, значит, у нас нет второго субъекта, у нас есть объект. А мы можем его по договоренности наполнять, чтобы обеспечить вот эту коммуникацию друг с другом.

Но на самом деле, если мы представим себе дело так, то коммуникация будет очень неполноценной. Потому что ведь мы же… Вот я в самом начале сказала, мы же давно уже не договариваемся каждый раз собравшись, о наполнении терминов. Мы как бы все равно, где-то в глубине сознания предполагаем, что тот термин, который почему-либо знаем мы, он в общем-то придуман.

Т.е. вот эта идея общности, она совершенно из нас неистребима, хотя при терминологическом подходе к языку описания она должна быть первой истреблена. Потому что каждый раз нужно передоговариваться. Через неделю встретились, а у кого-то что-то изменилось. И каждый раз мы должны определять, что мы имеем в виду.
Но поскольку этого никогда не делается, путаница уже достигла таких масштабов, что страшно себе представить. Естественно, что люди разумные и продолжающие эту позитивистскую научность в филологии, они все-таки все время, в начале всех своих книг, статей и т. д. непременно определяют свою терминологию. Но разумных людей везде не так много.
Поэтому мы имеем дело с этой совершенно неотрефлексированной путаницей, смешением, и мы с этим ничего не можем сделать. Потому что используя слово как посыльного, которое мы нагрузили тем смыслом, которое мы имеем в виду и куда-то отправили, мы каждый раз не можем гарантировать, какую информацию извлечет из посыльного тот, к которому он пришел. А сам посыльный абсолютно безответственен. Потому что мы его полностью опустошили.

Если мы рассмотрим слово как субъект, то оно не есть посыльный. Оно есть посредник. Слово, начиная с Логоса с большой буквы, и кончая самым маленьким логосом, как только можно себе представить, оно есть тот самый неустранимый посредник. И в принципе язык и слово — они есть неутранимый посредник. У нас нет других способов сообщения, хотя слово необязательно может состоять из букв, и не обязательно быть произнесено. Слово может быть разным, но оно всегда — неустранимый посредник. Мы не можем контактировать напрямую. Это такая вещь, которая абсолютно непонятна для гуманитарных наук, потому что она кажется не присутствует в естественных.

В естественных науках существует эта иллюзия доступности вещи самой по себе, вне опосредования языком. Т.е. мы что-то вообще молчим, что-то там делаем. Смешали одну кислоту с другой щелочью, и у нас там — пых! - что-то такое получилось. Допустим, золото. Если долго старались. Так вот насчет золота. Т.е. насчет соотнесения алхимии и химии в данном случае. Это же бросается в глаза всякому незашоренному наблюдателю. Два совершенно разных языка описания.

Поэтому любой современный алхимик встает на уши или в любую другую неприличную позу, когда ему говорят, что алхимия — это предшественница химии.
- Упаси Бог, ребята, мы не имеем к ней никакого отношения. Там вообще не об этом.
Т.е. алхимия с ее языком описания, она неотделима от своего языка описания. От всех этих белых единорогах и прочих…
Точно так же наша позитивистская химия - всеобщая, хотя она существует только внутри своего языка описания. При столкновении это совершенно очевидно.
Т.е. доступ к вещам напрямую вне посредства слов тоже иллюзия. Но эту иллюзию позитивизм внедрил в массовое сознание. Это внедрено до того, что она произвела этот эффект унижения себя гуманитарными науками по признаку этой своей неполноценности. Гуманитарные науки всегда сознавали, что с ними что-то не так. Они никак не могут добраться до своего предмета, не используя слов. Т.е. гуманитарные науки всегда рефлексировали то, что в какой-то момент было сглажено в естественных науках от такой иллюзии всеобщего метода.
(продолжение следует)






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 23 июля ’2017   14:37
Вот ведь странно, что кто-то мнит, что "доступ к вещам напрямую вне посредства слов - иллюзия". Много ль слов между теми, кто охвачен, скажем, эротическим экстазом и видит странный прекрасный мир? Много ли слов в отшельнике, живущем век свой в пустынях и, того мало, дающего даже обет молчания, дабы остановить мысль (слово) вообще. Созерцание - вот единственное, к чему мы были созданы как к "мышлению жизнью" в райском континууме. Но кто на это пойдёт? Ведь тогда рукотворный мир сгинет. Умрут и философии, интерпретирующие не без выгод для себя таковой искусственный мир.
Нет, всё значит без нас. Об этом говорят пустоши на месте бывших вавилонов и фив. Богу нужно нечто иное, чем означение человеком Универсума, достигшее катастрофической оболганности. Чего стоят бестолковые споры на теле-шоу, где толчётся безрезультатно всякая чушь, - зато толчётся к денежной выгоде участников и властей предержащих. Ибо разум удобопревратен. У многих рвотный рефлекс от наукообразного самоуверенного словоблудства. Всё это - вся кошмарная путаница, вызывающая апокалиптическое непонимание друг друга друга - ведёт к политическому хаосу и, ergo, к войне как продолжению зашедшей в тупик политике. Пострадают опять природные люди, тогда как словоблуды, беря пример с Керенского и его последователей, ретируются в тихие места.
А другие способы сообщения есть. Но мы сами себе не дадим их практиковать, обставляя условиями. Взять бы и обнять близкого - нет, надо прежде внушить ему как можно философичней, то есть не эротически, а логически, его неправоту и смысл объятия, заодно объяснить свою позицию (то есть умозрительный по сути свой бред), прежде чем перейти к объятиям. А и обнимая, думать: не держит ли тот, кого обнимаю, камня за пазухой и насколько моё реноме при этом объятии сохраняет маску достоинства как понимаю его я и мои авторитеты.
Коротко. Жизнь существует вне описаний, вспомни детство и детское восприятие окружающего, восприятие мифическое, пафосное (страстное). Мы боремся за описание или за жизнь? За новую интерпретацию бытия или за само бытие?

Оставлен: 23 июля ’2017   15:33
Благодарю Вас, Игорь, за отзыв. Но это, помнится, Маркс говорил, что жизнь есть борьба. А без слов - нельзя. Как бы я могла понять? Вы хотите просто обнять? Вы правы, Вас могут не понять. А вот когда Окуджава спел "Ах, Надя, Наденька" - это понятно. Все-таки - вне слов жизни (человеческой) нет. Жиивотаня жизнь - есть. Но для животных нет Бога. А в Библии сказано "Вначале было Слово" Не хочется обратно к животным - вот в чем дело. У отшельника есть молитва, которая состоит из слов, обращенных к Богу. Про эротику не хочу говорить. Загляните - здесь об эротике http://tanja-tank.livejournal.com/130115.html


Оставлен: 24 июля ’2017   15:26
Вспоминая опыт Дерсу Узала, по-другому трактуешь животных. Вспоминая молчальников святых, по-другому толкуешь человека. Чья природа, человека либо прочей твари земной, не то что выше, но полнее - в этом загадка. Вы, турист, как бы обошлись без животного магнетизма, но исключительно в словной среде... А Слово пришло потом. Прежде был рай (бессловесное бытие). Необязательно артикулировать либо помышлять и спекулировать - есть иные языки, вам ли не знать, как и то, что интуиция, которая нас так очаровывает в носителях высокого духа, не семантична в источнике... Про Окуджаву - понимаю вас, но замечу о наличии в Окуджаве самого, пожалуй, значимого языка, до-словного языка, - музыки. Вспомним Ницше: "Более вразумительно в языке не слово, а — тон, сила, темп, модуляция, что выводят очередь слов, — да, музыка за словами, страстность за музыкой, „я“ за страстностью: в общем, то, что нельзя сказать". Склонен считать музыку искомым и известным универсальным языком. языком изначального мира эдема. Мы, ища истину, пытаемся слушать не слова, но скрытое в них настроение, тональность, интенции, модуляции, - то есть музыку. Отсюда и язык учителей жизни крайне музыкообразен, любезный турист.

Оставлен: 25 июля ’2017   04:22
Затрудняюсь Вам ответить, любезный Игорь. Не хочется вспоминать Ницше, да и в животное царство не хочется. А помню, что фашисты наслаждались музыкой (Вагнера, например), и шли убивать. Для меня все-таки вначале было Слово


Оставлен: 26 июля ’2017   19:20
Всё понятно. Сила словесных штампов сильна. Вагнер и Ницше связаны филистерской респектабельной традицией с фашизмом, ибо, дескать, вне-словны, неакадемичны. Напомню, однако, что ни Ницше, оставивший самые возвышенные замечания о Слове, ни Вагнер, возносивший души в области Слова, не были тем самым филистерством, или попросту быдлом, которое внимало именно словесам Гитлера и избрало его своим вождём. То же самое быдло ни Вагнера не знает, ни тем более Ницше, одного из самых одиноких и труднодоступных для понимания мыслителя. Если где и копится культурная и философская грязь, то в слове. Если что и очищает слова, то музыка как ритм божественного универсума. Конфуций в 6 до Р. Х. уже наблюдал невиданное засорение семантического поля, его крайнюю изолганность, его квазипафосность и призывал к возврату словам первоначальных значений, призывал к исправлению имён - "гэмин"... Главное, что я понял по вашим частым вкраплениям вроде "затрудняюсь ответить", "не хочется вспоминать", что вы здесь на сайте просто презентуете милые вам идеи и не заинтересованы в обмене фразами. Успехов. Прошу извинить за развёрнутые послания.

Оставлен: 27 июля ’2017   04:13
Доброе утро, Игорь. У меня нет милых идей, и я ничего не презентую. Если это не покажется Вам очень громким, то я всю жизнь ищу истину. Осмысленность жизни. А осмысленность опять же невозможна без Слова. Вот здесь - моя работа о смысле жизни. http://lizard.jinr.ru/~tina/world/diskuss/impr002.html Этот текст написан в виде ответов на вопросы по работе Виктора Франка. Есть работа о Гамлете. Она скорее не о Гамлете, а о Клавдии, короле датском http://lizard.jinr.ru/~tina/world/diskuss/impr001.html Музыку я сочинять не умею, хотя любимая музыка есть. Люблю Рахманинова, люблю бардов. Люблю слущать звуки приоды - благо в интернете сейчас много таких звуков можно найти. Но без Слова я жить не могу. Просто - не могу. Но всегда ищу истинное Слово. Когда я училась в школе, нам как истину преподносили марксизм. Я прочитала Маркса - немецкую идеологи. Впрочем, говорить о моих исканиях - это очень долго. По образованию я - психолог. т.е. мне нужно понять душу человека. Не психику, как учили в марксизме, а душу. Я обратилась к Аристотелю и его трактату "О душе". Опять же - без слов понять невозможно. Многое не понимала. А совсем недавно нашла работу П.П. Гайде

Оставлен: 27 июля ’2017   04:16
Нашла замечательное высказывание, которое я отправила на страничку афризмов и цитат Вот это высказывание

Закон тождества — это не более чем закон определенности (именно закон тождества обеспечивает то единство, к которому стремится разум и которое составляет как бы его высший идеал), без которого невозможно ни мышление, ни осмысленная речь; тождество Я самому себе есть условие, без которого человек как существо познающее теряет возможность связно мыслить, а как существо нравственное — быть ответственным за свои дела и поступки, быть вменяемой личностью.

Нам оставили свои тексты замечательные мыслители. Нужно их понять. Это значит понять Слово.
Кстити, мы не говорили о поэзии. Вот здесь - стихи замечательного современного поэта Владимира Козубова. Он пишет не только стихи, но и прозу. Его юмор мне очень нравится. Неоторые его работы есть и на этом сайте http://www.neizvestniy-geniy.ru/users/20837.html Я не против общения. Если оно без "Словесных штампов"



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Ночная фея (WitaliDIESEL & LionNR)

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft