-- : --
Зарегистрировано — 120 475Зрителей: 63 822
Авторов: 56 653
On-line — 15254Зрителей: 2992
Авторов: 12262
Загружено работ — 2 075 549
«Неизвестный Гений»
К методологии гуманитарных наук Часть 4
Пред. |
Просмотр работы: |
След. |
28 мая ’2017 05:17
Просмотров: 13447
Лекция Касаткиной Т.А.
Семинар филологов в ИМЛИ РАН.«Другая научность» гуманитарных наук. Субъект-объектный и субъект-субъектный методы познания. Термин и «ключевое слово» как инструменты субъект-объектного и субъект-субъектного типа познания. Разложение единого комплекса гуманитарных наук (филология-история-философия-богословие) как следствие возобладания позитивизма. Движение в гуманитарной университетской науке: от сущности вопроса к его истории (постмодернизм как научный принцип)
Перевод аудиозаписи в текст
Если мы считаем, что ничто ничего не значит, пока мы не договорились о значении, значит, у нас нет второго субъекта, у нас есть объект. А мы можем его по договоренности наполнять, чтобы обеспечить вот эту коммуникацию друг с другом.
Но на самом деле, если мы представим себе дело так, то коммуникация будет очень неполноценной. Потому что ведь мы же… Вот я в самом начале сказала, мы же давно уже не договариваемся каждый раз собравшись, о наполнении терминов. Мы как бы все равно, где-то в глубине сознания предполагаем, что тот термин, который почему-либо знаем мы, он в общем-то придуман.
Т.е. вот эта идея общности, она совершенно из нас неистребима, хотя при терминологическом подходе к языку описания она должна быть первой истреблена. Потому что каждый раз нужно передоговариваться. Через неделю встретились, а у кого-то что-то изменилось. И каждый раз мы должны определять, что мы имеем в виду.
Но поскольку этого никогда не делается, путаница уже достигла таких масштабов, что страшно себе представить. Естественно, что люди разумные и продолжающие эту позитивистскую научность в филологии, они все-таки все время, в начале всех своих книг, статей и т. д. непременно определяют свою терминологию. Но разумных людей везде не так много.
Поэтому мы имеем дело с этой совершенно неотрефлексированной путаницей, смешением, и мы с этим ничего не можем сделать. Потому что используя слово как посыльного, которое мы нагрузили тем смыслом, которое мы имеем в виду и куда-то отправили, мы каждый раз не можем гарантировать, какую информацию извлечет из посыльного тот, к которому он пришел. А сам посыльный абсолютно безответственен. Потому что мы его полностью опустошили.
Если мы рассмотрим слово как субъект, то оно не есть посыльный. Оно есть посредник. Слово, начиная с Логоса с большой буквы, и кончая самым маленьким логосом, как только можно себе представить, оно есть тот самый неустранимый посредник. И в принципе язык и слово — они есть неутранимый посредник. У нас нет других способов сообщения, хотя слово необязательно может состоять из букв, и не обязательно быть произнесено. Слово может быть разным, но оно всегда — неустранимый посредник. Мы не можем контактировать напрямую. Это такая вещь, которая абсолютно непонятна для гуманитарных наук, потому что она кажется не присутствует в естественных.
В естественных науках существует эта иллюзия доступности вещи самой по себе, вне опосредования языком. Т.е. мы что-то вообще молчим, что-то там делаем. Смешали одну кислоту с другой щелочью, и у нас там — пых! - что-то такое получилось. Допустим, золото. Если долго старались. Так вот насчет золота. Т.е. насчет соотнесения алхимии и химии в данном случае. Это же бросается в глаза всякому незашоренному наблюдателю. Два совершенно разных языка описания.
Поэтому любой современный алхимик встает на уши или в любую другую неприличную позу, когда ему говорят, что алхимия — это предшественница химии.
- Упаси Бог, ребята, мы не имеем к ней никакого отношения. Там вообще не об этом.
Т.е. алхимия с ее языком описания, она неотделима от своего языка описания. От всех этих белых единорогах и прочих…
Точно так же наша позитивистская химия - всеобщая, хотя она существует только внутри своего языка описания. При столкновении это совершенно очевидно.
Т.е. доступ к вещам напрямую вне посредства слов тоже иллюзия. Но эту иллюзию позитивизм внедрил в массовое сознание. Это внедрено до того, что она произвела этот эффект унижения себя гуманитарными науками по признаку этой своей неполноценности. Гуманитарные науки всегда сознавали, что с ними что-то не так. Они никак не могут добраться до своего предмета, не используя слов. Т.е. гуманитарные науки всегда рефлексировали то, что в какой-то момент было сглажено в естественных науках от такой иллюзии всеобщего метода.
(продолжение следует)
Семинар филологов в ИМЛИ РАН.«Другая научность» гуманитарных наук. Субъект-объектный и субъект-субъектный методы познания. Термин и «ключевое слово» как инструменты субъект-объектного и субъект-субъектного типа познания. Разложение единого комплекса гуманитарных наук (филология-история-философия-богословие) как следствие возобладания позитивизма. Движение в гуманитарной университетской науке: от сущности вопроса к его истории (постмодернизм как научный принцип)
Перевод аудиозаписи в текст
Если мы считаем, что ничто ничего не значит, пока мы не договорились о значении, значит, у нас нет второго субъекта, у нас есть объект. А мы можем его по договоренности наполнять, чтобы обеспечить вот эту коммуникацию друг с другом.
Но на самом деле, если мы представим себе дело так, то коммуникация будет очень неполноценной. Потому что ведь мы же… Вот я в самом начале сказала, мы же давно уже не договариваемся каждый раз собравшись, о наполнении терминов. Мы как бы все равно, где-то в глубине сознания предполагаем, что тот термин, который почему-либо знаем мы, он в общем-то придуман.
Т.е. вот эта идея общности, она совершенно из нас неистребима, хотя при терминологическом подходе к языку описания она должна быть первой истреблена. Потому что каждый раз нужно передоговариваться. Через неделю встретились, а у кого-то что-то изменилось. И каждый раз мы должны определять, что мы имеем в виду.
Но поскольку этого никогда не делается, путаница уже достигла таких масштабов, что страшно себе представить. Естественно, что люди разумные и продолжающие эту позитивистскую научность в филологии, они все-таки все время, в начале всех своих книг, статей и т. д. непременно определяют свою терминологию. Но разумных людей везде не так много.
Поэтому мы имеем дело с этой совершенно неотрефлексированной путаницей, смешением, и мы с этим ничего не можем сделать. Потому что используя слово как посыльного, которое мы нагрузили тем смыслом, которое мы имеем в виду и куда-то отправили, мы каждый раз не можем гарантировать, какую информацию извлечет из посыльного тот, к которому он пришел. А сам посыльный абсолютно безответственен. Потому что мы его полностью опустошили.
Если мы рассмотрим слово как субъект, то оно не есть посыльный. Оно есть посредник. Слово, начиная с Логоса с большой буквы, и кончая самым маленьким логосом, как только можно себе представить, оно есть тот самый неустранимый посредник. И в принципе язык и слово — они есть неутранимый посредник. У нас нет других способов сообщения, хотя слово необязательно может состоять из букв, и не обязательно быть произнесено. Слово может быть разным, но оно всегда — неустранимый посредник. Мы не можем контактировать напрямую. Это такая вещь, которая абсолютно непонятна для гуманитарных наук, потому что она кажется не присутствует в естественных.
В естественных науках существует эта иллюзия доступности вещи самой по себе, вне опосредования языком. Т.е. мы что-то вообще молчим, что-то там делаем. Смешали одну кислоту с другой щелочью, и у нас там — пых! - что-то такое получилось. Допустим, золото. Если долго старались. Так вот насчет золота. Т.е. насчет соотнесения алхимии и химии в данном случае. Это же бросается в глаза всякому незашоренному наблюдателю. Два совершенно разных языка описания.
Поэтому любой современный алхимик встает на уши или в любую другую неприличную позу, когда ему говорят, что алхимия — это предшественница химии.
- Упаси Бог, ребята, мы не имеем к ней никакого отношения. Там вообще не об этом.
Т.е. алхимия с ее языком описания, она неотделима от своего языка описания. От всех этих белых единорогах и прочих…
Точно так же наша позитивистская химия - всеобщая, хотя она существует только внутри своего языка описания. При столкновении это совершенно очевидно.
Т.е. доступ к вещам напрямую вне посредства слов тоже иллюзия. Но эту иллюзию позитивизм внедрил в массовое сознание. Это внедрено до того, что она произвела этот эффект унижения себя гуманитарными науками по признаку этой своей неполноценности. Гуманитарные науки всегда сознавали, что с ними что-то не так. Они никак не могут добраться до своего предмета, не используя слов. Т.е. гуманитарные науки всегда рефлексировали то, что в какой-то момент было сглажено в естественных науках от такой иллюзии всеобщего метода.
(продолжение следует)
Голосование:
Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Проголосовало пользователей: 1
Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0
Голосовать могут только зарегистрированные пользователи
Вас также могут заинтересовать работы:
Отзывы:
Оставлен: 23 июля ’2017 15:33
Благодарю Вас, Игорь, за отзыв. Но это, помнится, Маркс говорил, что жизнь есть борьба. А без слов - нельзя. Как бы я могла понять? Вы хотите просто обнять? Вы правы, Вас могут не понять. А вот когда Окуджава спел "Ах, Надя, Наденька" - это понятно. Все-таки - вне слов жизни (человеческой) нет. Жиивотаня жизнь - есть. Но для животных нет Бога. А в Библии сказано "Вначале было Слово" Не хочется обратно к животным - вот в чем дело. У отшельника есть молитва, которая состоит из слов, обращенных к Богу. Про эротику не хочу говорить. Загляните - здесь об эротике
|
Оставлен: 27 июля ’2017 04:13
Доброе утро, Игорь. У меня нет милых идей, и я ничего не презентую. Если это не покажется Вам очень громким, то я всю жизнь ищу истину. Осмысленность жизни. А осмысленность опять же невозможна без Слова. Вот здесь - моя работа о смысле жизни.
|
Оставлен: 27 июля ’2017 04:16
Нашла замечательное высказывание, которое я отправила на страничку афризмов и цитат Вот это высказывание
Закон тождества — это не более чем закон определенности (именно закон тождества обеспечивает то единство, к которому стремится разум и которое составляет как бы его высший идеал), без которого невозможно ни мышление, ни осмысленная речь; тождество Я самому себе есть условие, без которого человек как существо познающее теряет возможность связно мыслить, а как существо нравственное — быть ответственным за свои дела и поступки, быть вменяемой личностью. Нам оставили свои тексты замечательные мыслители. Нужно их понять. Это значит понять Слово. Кстити, мы не говорили о поэзии. Вот здесь - стихи замечательного современного поэта Владимира Козубова. Он пишет не только стихи, но и прозу. Его юмор мне очень нравится. Неоторые его работы есть и на этом сайте |
Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Трибуна сайта
Наш рупор
Нет, всё значит без нас. Об этом говорят пустоши на месте бывших вавилонов и фив. Богу нужно нечто иное, чем означение человеком Универсума, достигшее катастрофической оболганности. Чего стоят бестолковые споры на теле-шоу, где толчётся безрезультатно всякая чушь, - зато толчётся к денежной выгоде участников и властей предержащих. Ибо разум удобопревратен. У многих рвотный рефлекс от наукообразного самоуверенного словоблудства. Всё это - вся кошмарная путаница, вызывающая апокалиптическое непонимание друг друга друга - ведёт к политическому хаосу и, ergo, к войне как продолжению зашедшей в тупик политике. Пострадают опять природные люди, тогда как словоблуды, беря пример с Керенского и его последователей, ретируются в тихие места.
А другие способы сообщения есть. Но мы сами себе не дадим их практиковать, обставляя условиями. Взять бы и обнять близкого - нет, надо прежде внушить ему как можно философичней, то есть не эротически, а логически, его неправоту и смысл объятия, заодно объяснить свою позицию (то есть умозрительный по сути свой бред), прежде чем перейти к объятиям. А и обнимая, думать: не держит ли тот, кого обнимаю, камня за пазухой и насколько моё реноме при этом объятии сохраняет маску достоинства как понимаю его я и мои авторитеты.
Коротко. Жизнь существует вне описаний, вспомни детство и детское восприятие окружающего, восприятие мифическое, пафосное (страстное). Мы боремся за описание или за жизнь? За новую интерпретацию бытия или за само бытие?