16+
Лайт-версия сайта

100 оттенков красного Часть 2

Литература / Критика, философия / 100 оттенков красного Часть 2
Просмотр работы:
09 ноября ’2017   04:04
Просмотров: 12202

Предлагаю Вашему вниманию выступление Быкова Д.Л. на форуме "100 оттенков красного"
в С-Петербурге 5 ноября 2017 года.

Стенограмму составила Татьяна Красных
Картина - автор Василий Кандинский

Если у вас есть вопросы, я на них с удовольствием отвечу. Да-да, слушаю
- (нрзб) октября здесь. .(нрзб). Вожде, а истинное содержание революции (нрзб). Вот с Вашей точки зрения, если глубже эту тему копнуть, она сильно отличается от тезисов, потому что люди здесь говорили,… В чем истинное содержание революции, по-Вашему, до 25 октября?
- 25 октября — это попытка взять под контроль то, что разгулялось в первых числах марта. Это попытка взять ответственность и подобрать власть. А содержание революции всегда — это разрушение власти, это разрушение прежнего. Понимаете, какая штука? Я вообще к Ленину отношусь весьма уважительно. Потому что кто-то должен брать на себя ответственность. Но говорить, что, как сказал Пастернак, что ураган пронесся с его благословения, это не совсем так. Ураган пронесся ДО его благословения, и без всякого его участия. Ураган пронесся через две недели после того, как Ленин в феврале 1917 года сказал: Ну, мы не доживем до революции, может, наши внуки доживут.
А через полгода он был хозяином страны. Это произошло помимо его воли. Россия им воспользовалась. Но настоящая революция, настоящий ураган — это не контроль. Это не террор. Это на самом деле — чувство страшного, великого облегчения, когда на твоих глазах рушится огромное здание Бастилии. Вообще русская революция случилась не для того, чтобы в России был построен социализм. Русская революция случилась для того, чтобы Блок написал «12», чтобы несколько миллионов вышли на свободу с каторги, и еще несколько миллионов испытали огромное облегчение от отмены цензуры, от прекращения запретов, от окончания войны. Апропо́ - не последний фактор в этом плане. Т.е. русская революция случилась не для того, чтобы 25 октября один не очень грамотный человек сказал «Которые тут временные, слазь». Главным содержанием русской революции была книга Пастернака «Сестра моя жизнь». Книга о лете 1917 года. И это вообще… когда мне все время говорят про кровь русской революции, про ее хаос, понимаете, всегда мне вспоминаются слова Метерлинка, великого символиста.
Фея. Ничего не поделаешь, я должна сказать вам правду: все, кто пойдет с детьми, умрут в конце путешествия...
Кошка. А кто не пойдет?..
Фея. Те умрут на несколько минут позже...
Умрут все. Только одни перед этим жили, а другие — нет.
- Спасибо про Ленина. Давайте вернемся к Блоку.
- Давайте.
- Дмитрий, как известно, дневники Блока после смерти были отредактированы любовью Дмитриевной и матерью Блока. Я хотел спросить у Вас не по поводу «12», а вот Вы в дневниках видели что-нибудь отраженно, как Блок с красным знаменем в 1905 году стоял у Казанского собора?
- У Блока нет об этом ни слова. Но редактировали его дневники не мать и не жена. Блок в июле 1921 года вырезал из дневников все, что ему казалось лишним. Но у него есть одна запись, стихи
О, Дева, иду за тобой —
И страшно ль идти за тобой
Влюбленному в душу свою,
Влюбленному в тело свое?
Деве революции. Вот это и касается единственной известной нам ситуации с красным флагом. На самом деле революции 1905 года Блок попросту не заметил. И вы мне, кстати, легко назовете известное блоковское стихотворение 1905 года. «Девушка пела в церковном хоре». К русской революции это имеет только то отношение, которое русская революция имеет к мировой буре. Происходило что-то великое, и из этого Блок сделал великие стихи. Одним из частных проявлений этого был мятеж на Очакове, другим — броненосец Потемкин. Третьим — убийство Баумана, четвертым — манифест, пятым — газета «Новая жизнь», и т. д. Это все — отражения мировой бури. Которую Блок слушал непосредственно. А то, что он где-то засветился с красным знаменем, ну у нас есть более наглядные свидетельства. Нашли же архивную съемку 1917 года, где есть на улицах лицо Блока. 5 секунд. И вот там у него замечательное выражение лица. Он с такой безумной улыбкой смотрит в кадр «Ну ни фига себе!», и потом сразу помрачнев, резко проходит. Вот восторг обреченного. Восторг человека, который ходит с этой толпой по улицам. Он пишет матери: удивительно, как все друг к другу доброжелательны, как рушится много отвратительного.
Уже через два месяца он запишет, что никто не хочет работать. Но тут же добавит, что все-таки мне уютно в этой холодной бездне, называемой Петроградом 1917 года.
Вот уютно в бездне — это и есть нормальная характеристика отношения поэта к революции.
- Один вопрос про Александра Эткинда и Вас. Когда Саша преподавал в Университете в С-Петербурге, (нрзб) профессор Флоренции, насколько я помню тезис книги «Хлысты» главы про Блока заключается в том, что надо отрезать, потому что это мешает революции. Ну если Катька является главной героиней вместо Татьяны Лариной русской литературы, то как сочетать соответственно желание отрезать и возвеличение проститутки?
- Ну так в том и заключается смысл, что проституция — это напоминание о самом прекрасном и самом отвратительном одновременно. Женщина — это средоточие всего наилучшего, прекрасного, святого, но это и путь к раздору, смерти, быту и т. д. И это отношение к женщине в русской литературе чрезвычайно наглядно. Потому что убийство женщины в русской литературе — это очень частый мотив. Как замечательно заметил В.В. Розанов, почему Рогожин убил Настасью Филипповну? А что с ней еще можно сделать? В некотором смысле — вот мне , как всегда на лекции, пришла эта мысль, в некотором смысле «Идиот» - это и есть прообраз русской революции. Самое точное ее описание. Потому что стать святым, как Мышкин, можно только одной ценой — если ты совершенно откажешься от этого проклятия, проклятия полового чувства. Скажем, отношение Мышкина к Аглае — совершенно не имеет этой коннотации. А с Настасьей Филипповной, действительно, как это ни ужасно, Рогожин поступил радикально революционным образом. Это очень горько, потому что… ну а с другой стороны, Настасья Филипповна — это один из самых узнаваемых и страшных образов России. И тема инцеста, тема властного растления, растления со стороны власти, которая потом в полный голос зазвучит в «Тихом Доне», в «Докторе Живаго», в «Лолите». Всех этих героинь, которые являются олицетворением России в общем, растлили в 12-ти и 15-ти летнем возрасте. И Настасью Филипповну растлил Тоцкий. Ему было там 40, а ей — 14. И вот этот образ растления, инцеста со стороны власти, он очень точен. Вот ее растлили, и вот что из нее получилось. Если бы это был «Идиот»… Вот я сейчас подумал, если бы это был роман о русской революции, то в полном соответствии с «Доктором Живаго», «Тихим Доном», «Лолитой», «Цементом» и т. д., она бы бежала с Мышкиным, родила бы от него мертвого ребенка, и он бы погиб, а она бы сгинула в лагерях. И это была бы русская фаустиана. Вот это — тема русского Фауста. И кстати, обратите внимание, «Идиот» ведь и есть русский «Фауст». Фауст там — Мышкин, а Мефистофель, конечно, Рогожин. И тема с Гретхен там решена удивительным образом. Эта Гретхен обречена погибнуть, потому что она и есть Россия. В общем, как это ни ужасно, образ России в русской литературе — это образ Гретхен, пошедшей по рукам. Как это ни ужасно звучит. Это же касается и русской интеллигенции.
-Один вопрос можно?
- Да.
- Можно ли считать русскую революцию результатом русской литературы?
- Да, безусловно.
-Не получилось ли так, что после этого русская литература стала результатом русской революции?
-Нет. Понимаете, и русскую литературу, и русскую революцию можно считать проявлением одной и той же духовной стихии. Русская революция не дитя, а сестра русской литературы. Они — одновременные проявления великих магнитных возмущений. Вот так бы я сказал. Больше того. Русская литература — самый ценный результат произошедшего. Потому что как-то мы не очень хорошо производим товары, но гениально производим среды. Русская литература — это великая среда, в которой мы еще , кстати говоря, можем жить. Мы же не будем о себе говорить, что мы живем сегодня вот в такой вот России. Нет, мы живем в том, что осталось от русской культуры. И это — последние остатки кислорода, которые нам даны. К счастью, хватит еще очень надолго.
- Как Вы думаете, будет ли в ближайшем будущем тот расцвет России, о котором гласили все великие классики русской литературы?
- Понимаете, сбывается ведь то, о чем говоришь. Давайте говорить, что будет. Говорим об этом последние 300 лет. И он происходит, как видите. Цветет уж так, что… Нет-нет, что все будет хорошо, это безусловно. Давайте чаще вспоминать эпиграф к «Братьям Карамазовым»
«если падши в землю не умрет, то останется одно. А если умрет, то принесет много плода.» Мы видим с вами и то, что умерло, потому что очень многие сегодняшние проявления, всякий этот сбор биологического материала и прочее, это уже проявления ну как бы другого мира. Но когда мы смотрим на сегодняшних студентов и школьников, мы видим, что да, принесло много плода. И хотя и умерла, и может разложилась прежняя матрица, но не ее гумусе будут блистательные плоды. Которые обеспечат нам вполне комфортную старость, если будут как-то терпеть.
(аплодисменты)
Мне бы.. если честно, будь моя воля, я закончил бы на этой оптимистической ноте, но если есть еще какие-то… А, пожалуйста, это представитель племени молодого и незнакомого. Вот оно нам сейчас скажет.
- У меня вопрос в продолжение метафоры, в которой Вы рассказали о втором пришествии, и сейчас.. червяки… в гниющем теле… Вот что Вам самому дает силы работать, такие потрясающие писать книги, романы?
- Спасибо! Спасибо на добром слове. Ну что я могу вам сказать? Есть ощущение величия переживаемого момента. Величия — не шутя. Потому что все, чему нас учили, оказалось правдой. Все, о чем писала русская революция, все, о чем она говорила в 1917 году, все, о чем писала русская проза XIX века, все, что нам обещала русская поэзия, начиная с «Грядущих гуннов» (В.Брюсов) и кончая «Незнакомкой» (А.Блок) — все это, понимаете, дает мне силы жить. Потому что момент, который мы переживаем, великий.
Я когда-то своим школьникам дал задание на тот самый семантический роумер объяснить, почему «На железной дороге» и «Незнакомка» написаны одним и тем же размером. И они мне придумали великолепный центон.
В моей душе лежит сокровище
Лежит и смотрит как живая
Ты право, пьяное чудовище
Красивая и молодая.
Вот в этом смысле это и дает мне силы жить. Спасибо! Друзья! Спасибо большое! Дмитрий Быков! С-Петербургский Государственный Университет! Европейский Университет в Петербурге! Ассоциация выпускников и вы, горящие глаза! Спасибо вам друзья! Спасибо!






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Грусть тоску мою развей. Песня от сердца.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft