16+
Лайт-версия сайта

О культуре

Просмотр работы:
07 июня ’2018   05:22
Просмотров: 11115

Предлагаю вашему вниманию стенограмму фрагмента передачи В.Р.Соловьева - беседа с Кончаловским А.


Владимир Соловьев
Культура определяет политику, а не политика — культуру. Цензура помогает художнику. Актуальность вредна искусству. Режиссер, философ, мыслитель, почетный профессор МГУ Андрей Кончаловский, мастер формулировок и идей, над которыми можно долго думать и вечно спорить. Поэтому каждое появление АС Кончаловского в эфире — для нас праздник и честь.
Андрон Кончаловский
Я как-то сразу скуксился от такого представления.
Владимир Соловьев
А не надо, не надо!Потому что вы же оказывается революционер.
Андрон Кончаловский
В каком смысле?
Владимир Соловьев
В прямом. От вас ждут, чтобы вы были сторонником либеральных идей, и учитывая вашу биографию, учитывая, как вас любят на Западе, как много было заслуженного признания, какие были блестящие работы. Во всех возможных жанрах от кино и до постановок на театральной сцене и опер. И вдруг — охранитель. Кто же вы на самом деле? Что же вами движет? Кто мы такие? Кто вы и кто мы?
Андрон Кончаловский
Я не знаю. Я вообще думаю, что любым человеческим существом движет прежде всего желание избежать неприятностей.
Владимир Соловьев
Это мудро.
Андрон Кончаловский
Это закон жизни. И муравей тоже хочет избежать неприятностей, как и человек. Но очевидно еще движет любопытство и размышление. Поэтому я много раз менял свои точки зрения. Когда говорят о хранителе, я не совсем… Эти слова — либерал, охранитель — они делят все общество на две половины — белую и черную. В то время необходимо как у китайцев иметь нейтральную аксеологическую зону. Там, где черное и белое находят компромисс.
Владимир Соловьев
Некий инь-янь в нашей жизни.
Андрон Кончаловский
Но нам несвойственно это. Русским несвойственен компромисс. Ведь у нас главное качество — бескомпромиссный человек. А без компромисса жизни нет. Эта философия нам помогает, и одновременно нам мешает.
Владимир Соловьев
Но при этом вы же постоянно пытаетесь определить наше особенное: кто мы? Какие мы? Почему нас никак не может понять и принять Европа? Понимаем и принимаем ли Европу мы? Чем мы отличаемся от других? Есть ли у нас свой путь, свое представление?
Андрон Кончаловский
А зачем нам стараться, чтобы нас кто-то понял? Не поймут. Я имею в виду Запад. Потому что Запад делится на Запад и не-Запад, а не на Запад и Восток. Тот самый Запад, который сегодня… Был такой английский писатель О. Хаксли, он сказал, что Запад едет к пропасти на рос-ройсле, а русские — в трамвае. И какое счастье, что мы не доехали! Поэтому и получается… Я ведь очень люблю Западную Европу, с удовольствием туда езжу, и пытаюсь как можно больше впитать в себя те чудные остатки цивилизации, которые медленно рушатся. У меня такое ощущение, что Россия через 10 лет и будет носительницей европейских ценностей. Потому что мы — отсталые. Т.е. мы сохранили те ценности, на которых родилась великая европейская цивилизация. Она очень быстро отказывается от своих ценностей. И это, к сожалению, видно по многим признакам. Поэтому мне кажется, что лет через 20 европейцы будут сюда ездить для того, чтобы посмотреть какими они были.
Владимир Соловьев
А что это за европейские ценности, которые мы законсервируем?
Андрон Кончаловский
Кажется Пришвин сказал, что европейская культура родилась от евреев и греков. Но он еще не добавил: римлян. Еврейская схоластика, греческая философия и римское право - это три слона, на которых покоится европейская цивилизация. И мне кажется, что эти самые ценности — это прежде всего человеческая личность, уважение к человеческой личности, размышление о том, какими мы должны быть, никогда не утверждая, какими мы должны быть. Потому что как только мы говорим какими мы должны быть, в определенном смысле это большая иллюзия, потому что мы не должны быть никакими. Поэтому мне кажется, что сейчас получается немного безжалостная толерантность Запада. Она похожа на оруэлловский мир. Оруэлл думал, что это будет в России, так он писал о коммунистическом обществе, а получилось так, что сейчас политическая корректность зашкалила настолько, что то, что мы можем сказать здесь, в России, в Европе сказать невозможно. У нас в этом смысле свободная страна. Мы такое можем говорить политически некорректное….
<…..>
Владимир Соловьев
Но при этом вы говорите, что свобода личности, уважение к личности… Тогда по идее казалось бы творчество должно расцветать при абсолютной свободе, хотя ваше утверждение как раз обратное, что творчество живет настолько по своим законам, что не факт, что свобода ему полезна.
Андрон Кончаловский
Свобода от чего? Когда на Западе говорят, что нет свободы, я говорю: какая свобода вам нужна? Как будто свобода гарантирует произведение шедевров. Великие произведения, начиная от Микеланжело, или Сервантеса, который творил шедевры в условиях инквизиции, или Чехов, который знал, что не пропустит цензура, шедевры все равно появлялись. Все по-настоящему великие произведения делались в условиях войны, трагедии, чумы, каких-то страшных испытаний, когда дух жил этими испытаниями. Вот стихотворение: жди меня, и я вернусь. Это прежде всего преодоление. А если нет преодоления… На мой взгляд, человеку необходим дефицит. Без дефицита человек становится животным. Когда все есть… Когда слишком много еды, или когда слишком много вещей, иногда заходишь в детскую, у ребенка завалено все игрушками, а ребенок сидит измученный. Вспоминаешь какого-нибудь деревенского мальчика, который играет с деревянной куколкой. И он счастлив. Дефицит делает человека человеком. Другой вопрос — каков лимит дефицита. Абсолютное отсутствие, как и абсолютное изобилие, не дают человеку быть человеком. Человека можно сделать животным, либо лишив его всего, либо дав ему все. Это приходит с возрастом. Между прочим Холстомер у Льва Николаевича говорит: люди — странные существа. Чем больше они имеют, тем они считаются счастливей. Он говорит о вещах, о домах… Мне кажется, это большое заблуждение считать прирост экономики — это замечательно. По-моему это — ложная мысль. Есть такой экономист - Седлачек, он в Гарварде читал лекции, он написал замечательную книгу, которая называется «Экономика добра и зла». Он говорит о том, что экономика не должна говорить о цифрах. Потому что когда считается, что один мерседес — это хорошо, а два — еще лучше, а три дома — еще лучше. Это — колоссальная иллюзия. Потому что ты можешь найти счастливых людей, где экономическое развитие не такое мощное. У них принцип счастья, наверное, не в количестве вещей. Наверное, это сложно понять всем нам.
Владимир Соловьев
Вы читали сейчас лекции в МГУ. Причем читали на экономическом факультете. Поэтому задам вам вопрос как экономист экономисту. Почему у нас такая экономика? Почему у нас такая власть? Как это соответствует нашему национальному характеру? Отражает ли она наш национальный характер?
Андрон Кончаловский
Вполне. Честно говоря, я в экономике совсем ничего не понимаю. Просто наглость была такая. Мне предложили…
Владимир Соловьев
Вы первый человек, который честно, будучи профессором, сказал о своих знаниях в экономике. Я думаю, что большинство экономистов, когда очнутся от своих заблуждений, скажут: честно говоря, мы ничего в этом не понимаем.
Андрон Кончаловский
Честно говоря, экономика — это не наука.
Владимир Соловьев
Абсолютно верно. Это здравый смысл в применении к практике. И еще: здравый смысл должен базироваться на национальных ценностях. Почему у нас такая? Да потому что… Был такой замечательный историк Булдаков, он написал замечательный книги, он сказал, что российские либеральные круги не понимают, что народ создает власть согласно своему представлению о ней. А что такое народ? Это колоссальная плита архаическая, тектоническая, которую пока не удалось сдвинуть никому. И в этом смысле требовать от людей, когда у нас развалилось огромное государство, и людям сказали: обогащайтесь! - они не поняли что это такое. Небольшая группа людей стала решать этот вопрос. Большинство людей никогда не знали что такое обогащаться. У большинства людей России никогда не было собственности. У 80% крестьян не было своей земли. Крестьян освободили, а землю не дали. Очень много признаков того, что мы не есть страна, которая готова для капитализма. Потому что для капитализма должно быть готово буржуазное сознание. Я все время об этом размышляю, что для буржуазного сознания должен быть рынок, а чтобы был рынок, нужен излишек. А излишка продукта в России никогда не было. Наша страна всегда была страна рискованного земледелия. И отсюда такие пословицы «навоз Бога не обманет». Что это значит? Как ни унавоживай, будет урожай, не будет урожай, это…. Запад не может понять русского человека. Вот я задаю вопрос англичанину: у вас коровы где пасутся? В поле. А у нас стоят в хлеву 7 месяцев в году. И надо еще сена накосить на семь месяцев. И за 5 месяцев все это убрать. Мы друг друга вряд ли можем понять, потому что наша великая культура строится на минимальных потребностях. И это — феноменальная сила нации. Мы можем выжить в любом состоянии. Электричество выключить — и ничего не изменится. Попробуй выключить электричество в Америке. Там разграбят все магазины. У нас другое представление о том, что нужно человеку чтобы жить.
Я задаю себе главный вопрос. Мы немного запутались в том, что мы строим. Говорить о том, что мы строим капиталистическое общество — смешно. Капитализм приходит к своему логическому концу. Ленин сказал, что высшая стадия капитализма — империализм. Мы строим социальное государство? А что такое социальное государство? Сейчас путаница, потому что все марксисты сидят тихо, потому что не дай Бог ты скажешь, что ты — марксист. А экономисты говорят об открытом обществе, что должна быть свободная конкуренция. Какая свободная конкуренция в архаической стране? Все сразу берут монополии. Потому что большинство людей никогда ничего не имело. Человек не знает, как бороться за свои права. Путин точно чувствует дыхание этой архаической плиты, которая его поддерживает и верит в него. Это надо чувствовать.
Владимир Соловьев
Но вы сказали как-то, что Россия изменила Путина. Не Путин изменил Россию, а Россия — Путина.
Андрон Кончаловский
Конечно, изменила. Но не только Россия. Запад тоже изменил Путина. Путин — западник. Но он — реалист, в отличие от предшествовавших ему лидеров. У него тоже были иллюзии. Как размышляющий человек, он быстро понял реальность. И я думаю, что эта реальность помогает ему не делать каких-то поспешных шагов, потому что такой гигантский корабль как наш… Когда он понял, что чтобы строить экономику, надо уметь защищаться, это, я думаю, это было важное открытие для него. Что ни строишь — надо уметь защищаться прежде всего. Я думаю, что это было важное открытие для него. Он же говорил в 2003 году, что мы можем рассматривать возможность вхождения в НАТО. Невероятно революционная мысль. А Запад что сказал? Кто вы, мистер Путин? Запад думал, что история кончилась, теперь все будет в порядке, и мы будем командовать вами. Очень большая иллюзия у них была. Путин в этом смысле великий стратег. И способность не отвечать на какие-то вещи - я у него в этом смысле учусь. Способность терпения — высшее качество бойца.
Владимир Соловьев
Мы сейчас живем в очень тревожное время. Постоянно вводятся экономические санкции. Идет постоянное осуждение России. Идет разговор о том, что Россия не имеет право на свое мнение. Британские министры заявляют, что Россия должна заткнуться и отойти. В Америке заявляют, что мораль американцев стоит так высоко, что Россия не имеет право даже пытаться судить на темы морали. У многих возникает ощущение, что в последние годы отношения с Западом стремительно ухудшаются. Экономическое давление нарастает, и тревожное ощущение неминуемой войны либо страшного конфликта. К чему мы на самом деле идем?
Андрон Кончаловский
У меня сочувствие к заблуждающимся людям. Надменность — это прежде всего причина неграмотности. Американская, или западная надменность строится на том, что им трудно проецировать свое понимание мира на Россию. Русский человек может жить в любых условиях, и выживать. В 1987 году ЦРУ сделало доклад, в котором было сказано, что в 1991 году в России будет голод, восстание, и все снесут. Не понимая, что русский народ всегда жил под санкциями Бога. Погода — вот санкции. Это очень важно. А им кажется, что если санкции, что там начнется волнение, потому что предположим нет французских булок. Или нет чего-то еще. Это такая иллюзия. А у нас другая ментальность, немыслимая выносливость, что является великим качеством и огромным недостатком одновременно. Это трудно понять, но это нельзя изменить. Эту ментальность надо любить и понимать какая она есть. Наверное, это изменило мое представление о том, как в нашей стране можно жить и работать. Прежде всего надо слышать этих людей. Я вот «Почтальона» делал, (Белые ночи почтальона Алексея Тряпицына ) на Севере, невероятные люди, аристократы духа. Я имею в виду, какие глубокие моральные ценности у этих людей. Настоящие. Я говорю: давайте, ребята, без ругательств. Они говорят: без ругательств у нас немое кино получится. Это интересный феномен. Когда очень хороший артист ругается грубыми нецензурными словами, то это выглядит как то, что он хорошо сыграл. Но тебя режет. А когда мужик сидит на крыше, и он уронил молоток и матюкнулся, это вообще не смотрится вульгарностью. Это странный феномен эстетики. Когда мы пытаемся быть простыми или грубыми, и когда мы не думаем об этом. Это совсем другое эстетическое ощущение. Я об этом недавно задумался. Я там поставил три камеры, у меня один герой. Я ему сказал, что он должен прийти к мужику и сказать, что у него что-то украли. Я говорю: ты говори как хочешь, а второй, Витя, не знал ничего. Я поставил камеры и сказал, что мы пошли на обед. Все ушли. Стоят три камеры. Я одел наушники, вышел на улицу, сел в крапиве. И пошел разговор. Это было что-то! Я катался по земле! Столько смыслов в одном очень сильном выражении! Невероятное количество богатств интонаций. Конечно, я это потом не мог вырезать. И им все простительно. Им все можно. Это не заучено.
Владимир Соловьев
Вы каждый раз просто как мальчишка заражаетесь новой историей. Вы пропускаете через себя любое, за что беретесь. Будь это театральная постановка, будь это фильм. Откуда эта неуемная любовь и интерес к каждому новому проекту? Я смотрю на многих людей, даже относительно молодых, - они уже старички. Они знают все ответы, им ничего неинтересно. Они каждый день повторяют одни и те же движения. Они проговаривают одни и те же мысли. У них нет никакого развития. Они закончили школу, институт, и каждый день одно и то же. Вы живете так, как будто проживаете 150 жизней одновременно.
Андрон Кончаловский
Мне кажется, что молодые старички были во все века. Евгений Онегин. Толстой называл это энергией заблуждения. У творческого человека должен быть некий огонек, и он начинает плыть к этому огоньку. А потом оказывается, что огонек в другом месте. Но энергия заблуждения нужна, чтобы куда-то плыть. Это единственное, что отличает личность творческую от человека, который не нашел своей профессии. Сапожник может гениально увидеть обувь и сделать из нее произведение искусства. Так же как повар может придумать некое блюдо. Я думаю, что творчество — это некое видение, которое тебя толкает. И окунаться в неизвестности, и прятать в ней свои шаги, как прячется в тумане местность, когда в ней не видать ни зги. Это счастье — вот и все. Кому-то повезло иметь эти иллюзии. Потому что конечно это иллюзии.
Владимир Соловьев
Спасибо. Продолжая вашу мысль, я не знаю что вы имеете в виду. Для меня это золотые слитки. Каждое ваше произведение — это шедевр.
Андрон Кончаловский
Фильм, в отличие от спектакля, это строительство здания из кирпичей. И бывает, что все кирпичи — золотые. Сколько денег, сколько усилий. А здание — дрянь. А бывает — из кизяка делаешь, а здание — шедевр. Поэтому можно делать из кизяка, ходить с камерой, а потом начинать отбор. Ведь главное — не слитки, главное — что ты отбрасываешь.
Владимир Соловьев
Главное — что ты видишь. И что ты оставил.
Андрон Кончаловский
Главное — это отбросить ненужное. Это — сложный процесс. Особенно в кинематографе.
Владимир Соловьев
Очевидно, что вы поклонник Микеланжело. Вы отсекаете все лишнее.
Андрон Кончаловский
Трудно не быть поклонником. Поражаешься им всем. Микеланжело был самым невыносимым из них всех. Противный характер. Хитрый. Скупердяй. Масса недостатков, которые мне страшно нравятся. Потому что недостатки — это главные качества, которые нас радуют в гениях. Хочется узнать, что у гения те же недостатки, что и у меня. Когда я узнал, как он жил, этот характер, сварливый, невыносимый, говорил: вы все, Рафаэль, Леонардо, у вас нет ничего титанического, так же как Врубель говорил Коровину: Костя, ты не умеешь рисовать. И Репину сказал. Репин страшно обиделся. Мне нравится эта резкость у гения. Гению прощается. Скрябин был невыносимый. Говорил Рахманинову: у тебя вся музыка — старая. Рахманинов смотрел, слушал музыку, а потом говорил жене: я так не могу. Тоже гений. Еще про гениев скажу. Рихтер и Сафроницкий — два великих музыканта, решили выпить на брудершафт. Сафроницкий был величайший исполнитель Скрябина. И Рихтер, который обожал Сафроницкого, был старше. Они взяли по рюмке, выпили, и Сафроницкий сказал: Гений. А Рихтер посмотрел на него и сказал: Бог.
Владимир Соловьев
На этой высокой ноте я вынужден закончить нашу беседу.







Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 07 июня ’2018   06:57
Да, и немыслимая выносливость, и немыслимое терпение, и потому - пьянство. После отмены крепостного права прошло более 50 лет, прежде чем народ взялся за вилы. А гении... Все же - гений и злодейство не совместимы. Но недостатки... Спасибо     

Оставлен: 07 июня ’2018   08:49
Доброе утро, Джеймс. Согласна с Вами об истоках пьянства. Добавили бы, что еще из-за того, что были разрушены смыслы. А бессмысленное терпение, как и бессмысленный бунт- это тупик. Потому так много уделяется внимания у Соловьева поискам смысла - и истории, и жизни. Если есть смысл, терпение не ведет к пьянству.
А о гениях... Кончаловский - очень неоднозначный человек. Его фильм о почтальоне - есть в сети на ютюбе. https://www.youtube.com/watch?v=r3xmalxTwVQ Много внимания уделяется психологии, медитациям.
Спасибо Вам за отзыв.     



Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Репка, Тарзан, Весна, Конкурсные!

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft