«Пока есть такой язык, как русский, поэзия неизбежна...»
.......... Иосиф Бродский
«Никто не говорит о том, как изменился читатель. (...) Современный человек с неограниченным ресурсом доступа к практически любой информации утерял главные свойства читателя - наивность и тягу к открытиям. Ему нужны развлечения. И его трудно в этом винить...»
...................Виталий Мамай «Смерть читателя»
_____________________________
Многие считают: современная поэзия — это какие-то скучные, запутанные, непонятные стихи, а слава русской поэзии осталась где-то там, в эпохе «Серебряного века».
Это ошибка.
Откуда возникло расхожее мнение насчет того что «русская поэзия умерла» и почему сложилось такое неестественное положение вещей в официальной издательской системе — это отдельный разговор. Долгий, печальный и нелицеприятный.
О «смерти русской поэзии» обычно уныло рассуждают те, кто разочарован в читателе, страдает от невостребованности собственной «поэтической продукции». Литературная тусовка реального читателя не заменит. И каждый пишущий хорошо чувствует подмену, и всё понимает. Потому и сетует...
Реальный, живой читатель, бескорыстно и беззаветно любящий стихи, никуда не делся, не «исчез». Читательская аудитория, по понятным причинам, переместилась в Сеть — туда, где обитают (за неимением выбора и за нежеланием биться в глухие стены головой) хорошие поэты, стихи которых люди просто любят читать.
Читателей стало не намного меньше, чем раньше. А может, и больше.
Поэзия же существует и здравствует. Она живет своей незаметной жизнью — отдельно от горластых манифестантов, «ультрамодных литературных тусовок» , от «толстых академических журналов», которые взялись определять, кому «полагается» или «не полагается» представлять поэзию, и что поэзией называть. От тех, кто создали свою, глубоко субъективную, прикладную эстетику, которой обосновывают свой узенький «мейнстрим». И ретиво формируют «эстетические вкусы» за нас. Вернее, уродуют их.
Все эти «законодатели модных тенденций» во всех областях культуры давно уже надоели здоровым людям. Они отталкивают вменяемых зрителей-читателей от того, что сами показывают, навязывают, нарекая лучшими образцами «современного искусства». Чтобы потом те, кому «надо», говорили: посмотрите, русского искусства нет, было — да вышло всё. Осталось в допотопном Серебряном веке. А всё, что после — барахло, нецивилизованная «совковость», «старьё». Кроме постмодернизма, разумеется, который давно уже искусство «мировое», то есть элитарно-обезличенное. Предназначенное не для всех, а только для тех, «кто понимает», для «прогрессивного человечества», а не для непонятливого, застрявшего в своих традиционных смысловых координатах, «быдла».
Такие утверждения есть ничто иное, как один из способов расчеловечивания русской культуры, обесценивания русского языка, искажения эстетики русской поэзии.
Поэтому реальный читатель бежит от толстых журналов. Редко посещает литературные междусобойчики. Не сидит на литературных сайтах. Это — закономерно. Народная любовь, она такая... Молчаливая. Её не приобретёшь в обмен на нахальную рекламу, не купишь за взаимные лайки.
История показывает: аудитория русской поэзии во все времена составляла процентов 15 от читающей публики. Этот процент не изменился, а если даже изменился — то разница не существенная.
Не надо на народ грешить. Это не народ «не такой». Это нам, подчас, нечего ему предложить, нечего показать, кроме своей вечной эгоистической потребности в литературных «вассалах», «рейтингах», «афишах», «кубках», «золотых перьях»... Кроме самодовольно-шизофренической «инаковости» нарциссов, да псевдоинтеллигентской спеси. Кто виноват в том, что наши личные мизантропические «душевные вавки» никому не понятны, да и не интересны, по большому счету.
Беда в том, что мы сами — никого не любим, кроме себя и собственных виршей. В грош не ставим читателей, их жизнь, ценности, которые им близки. Не знаем, о чем они, наши читатели, мечтают. Чего хотят, на что надеются, чего боятся… Не интересен он нам, живой реальный читатель.
Не любим, но относимся — потребительски. Ждем, что будут читать и почитать — только потому, что мы такие вот необыкновенные личности. И ведь пишем об этой нелюбви так, как будто это — круто, презирать окружающую среду, выискивая в ней любые гадости, мерзости, любой негатив — лишь бы самоутвердиться в мелочном, сварливом «эго» , в закукленном личностном превосходстве. Как правило, мнимом.
А поэзия без любви — механический набор мертвых слов. Трескучая уродливая пустышка, каких бы мы туда не впихивали необычных рифм, каких бы ни плодили противоестественных метафорических монстров. Сколько бы ни прилагали «ледяного мастерства».
Наши стихи таковы — каковы мы сами. Читатель лишь платит взаимностью.
Так что давайте, господа пииты, без драм и пессимизма. Талантливых поэтов, с интересными, качественными текстами и щедрой, доброй душой — ценят, читают, цитируют, да еще как…
Русская поэзия есть!
И она «не может не есть». Как бы кое-кому ни мечталось о том, что она всё-таки умрёт.
P. S.
«Если только Россия откажется от бесконечных разговоров об особой духовности русского народа и особой роли его… … Они так собой любуются, они до сих пор восхищаются своим балетом и своей классической литературой XIX века, что они уже не в состоянии ничего нового сделать… Россия наконец должна расстаться с образом великой державы и занять какое-то место в ряду с Бразилией, Китаем, Индией…»
(Альфред Кох, интервью русскоязычной радиостанции США WMNB, 23 октября 1998)
Имеющий уши - да услышит. Как говорится — без комментариев.
2018 год
______________________________
П. Фрагорийский
Из кн. Блокнот Птицелова. Триумф ремесленника
«... Обособляйся и позволяй себе все что угодно. Если ты озлоблен, то не скрывай этого, пусть оно грубо; если весел - тоже, пусть оно и банально. Помни, что твоя жизнь-это твоя жизнь. Ничьи - пусть самые высокие - правила тебе не закон. Это не твои правила. В лучшем случае, они похожи на твои. Будь независим. Независимость - лучшее качество, лучшее слово на всех языках. Пусть это приведет тебя к поражению (глупое слово)- это будет только твое поражение. Ты сам сведешь с собой счеты: а то приходится сводить счеты фиг знает с кем».
Бродский , конечно!
Да. и вот представь - именно его адепты-эпигоны вопят везде что читатель помер, поэзия умерла, и едиинственное что еще как-то котируется "на рынке поэзии" (цитирую, так и сказали) - это некий прозападный постмодерн (-изм). в общем, мрак. читал-читал... вроде неплохо сложено, но скучища, три стиха - и "сей Верлен" уже понятен. и не интересен.
Полностью разделяю позицию автора.
Статья очень своевременная и важная.
Можно добавить, что не только Литсайты создают союзы и сохраняют нашу литературу.
В каждом маленьком городке России, несмотря ни на что, жила, или выживала, наша поэзия и проза.
В содружестве с местными библиотеками, местными союзами художников и музыкальными коллективами.
Поэзия в России была, есть и будет.
благодарен. некоторые литераторы ругались со мной. даже здороваться перестали. такие дела... ну а нам крестьянам - до лампочки. но за державу - обидно!=))
Вы замечательно держите свою высоту.
И союзники у Вас есть.
А без врагов, или Не-союзников, куда же?
Тоже имеют место быть.
Это просто жизнь.
========
Не мы первые - за свою высоту стоим.
А я пошёл в народ.) Как смог конечно. Каждое новое стихотворение распечатываю и вешаю в курилке на работе, а книжку потихоньку оставляю в отделениях больниц.
Мне вообще непонятна земная жизнь. А уж критерии выбора заслуженных и натруженных поэтических лидеров и членов - вообще тёмный лес. Поэзия существует. конечно, но проблема в другом. Большинство обалденных авторов бросают сайты, закрывают страницы, исчезают в небытие. Обидно, да? На виду всегда какой-то бред от стихописи. Настоящее в тени.
Моя подруга создала страничку ВК "Ловец снов" - туда мы приносили стихи, которые нравились особо. Многие из них с давно закрытых страниц. А кто эту страничку читает? Никому это не нужно. Что делать настоящему сильному автору, которого не печатают и никогда не напечатают(он же в литтусовках не состоит членом не является а может упаси боже и институтов не кончал). А сам он себя никогда не станет пиарить. Сколько их? Их реально много. Их и раньше было много больше, чем мы знаем, но не было интернета. Ходить и хвалить друг-друга любому нормальному поэту быстро надоест. Кто судьи? Какие критерии? Душное кольцо междусобойчиков. Пару книжек издал сам себе, оплатив расходы и спи отдыхай. И то если деньги есть. А выйди с этими книжками в народ и попробуй их продать. Да их даром не возьмут, будь ты трижды талантлив. Особенно в глубинке. А отсюда вообще никуда не вырваться. Что там где хранят, вот Людмила пишет. Хранят... У нас хранят бездарные стихи тех же самых местечковых распиаренных супер типа поэтов. Что значит - нечего предложить? А что нужно? Что интересно массовому читателю? Да ничего не интересно. За глаза хватает того что есть. За жизнь не перечитать всех знаменитейших. Перечислить и то сложно. Да. Поэзия жива, но из поэзии творящих-избранных и на самом деле одарённых, из таинства и магии она стала поэзией массовой. Где они нынешние ахматовы, есенины, матвеевы, бродские... яркие и всеми признанные и всем известные и интересные современные авторы, которые войдут в учебники литературы поколения некст. нет их.(как бы нет!) Критерии стёрлись и размылись. Мнения народа разошлись по параллелям и каждый ищет как умеет и где хочет для себя. Мама говорила - зачем писать ещё стихи? Если надо мне стоит руку к полке протянуть. Там есть всё. А вот так поболтаешься по стихосайтам и понимаешь, что на самом деле... А зачем? Любой даже самый талантливый автор может просто забыть что он писал стихи и погрузить себя в конный спорт к примеру или в стрельбу из лука, в астрологию... Стране нет дела до сумасшедше прекрасных авторов...(она их не видит и знать не хочет). Людям тоже по большому счёту - не знают и знать не хотят. И если вглубь не вникать а посмотреть со стороны, на картину в целом, то да... У нас нет теперь таких авторов - тех, которые пишут на века. Или есть они? И кто это может понять? И где они? Кто их может показать?
Ничего не понимаю.
Инна,все о чем ты пишешь - было всегда.
ну советские времена можно особо выделить: никогда так сладко не жилось литераторам, как в те времена, с 30х по 70е. но заметь - сколько грязи любят вылить на эти времена "успешные литераторы", дорвавшиеся до кормушки в 90е.
жили хорошо, защищены были более-менее. ага, в пресловутых "золотых клетках". а несчастья, доносы и т.д. - так они же делаются руками людей, а не безликой "системы". так сказать, сотоварищей по перу... коллегами. соседями...
Поэзия никогда массовой не была. Никогда...
Есенина народ любил, Северянина, еще некоторых поэтов читали (10-15% читающих) - ну так они шли на площадь и читали стихи. Северянин в кабаках выступал, Есенин тоже. да, пиарились как могли. им ничего не надо было - просто чтобы их услышали. им было что сказать. о любви. о людях. и даже в советские времена благословенные - поэзия массовой не была. но она питала массовую культуру. эстраду... это была культура слова.культура внутренняя. но и она не была тотальной. были всегда маргинальные слои в обществе. или просто кроме жратвы ничем не интересующиеся. такие тоже были всегда.
когда думаешь скажем так не о собственной личности и признании - а о культурном пространстве, все становится на свои места. а читатель находит то, что ему близко. кому то нравятся твои стихи, кому-то мои, а есть люди которым параллельны стихи - но они любят песни. а какой то музыкант их пишет на твои стихи. ну мы ж не лягушки-путешественники: это всё я, я, я! и бульк - тут же.
а кто-то слушает блюзы и балдеет от мелодекламаций в таком стиле... ну например как Юра делает.
это такой круговорот поэзии в природе))
вопрос признания... не знаю. рано или поздно понимаешь что все это - иллюзия. Ахматова всю жизнь скиталась по голодным квартирам чужим. кто ее читал? те кто читал - потом собирали каждую строчку. беспокоились об этом. издавали потом. и уж потом наступила народная любовь (15% читающих). но Анны Андреевны уже не было.
Цветаева? А кто её читал? где было это "признание"? а Глазкова кто читал? да куча... да вот всегда так и было. тусовки. но были разные условия.
я заметил много литераторов страдают от непризнания. но они не любят поэзию. от непризнания всегда страдали некоторые литераторы. часть - забивала на это. и лишь единицы получали пряники.
ничего нового...
Пока у нас будет виноват читатель, страна, еще кто-то - дела не будет. помогать друг другу - да. болеть друг за друга. вообще как-то отвлечься от себя. взглянуть иначе на все.
мне кажется нам этого не хватает многим.
когда каждый начнет думать о других - система сама начнет самоорганизовываться.
так тоже было всегда.
к сожалению, народ испортил "квартирный вопрос". Но это тоже - поправимо, как следует из истории. придет Мессир, Бегемот, и найдется пара Маргарит чтобы нас всех ткнуть носом в наши ошибки и свинство. по отношению к поэзии вообще.и некоторое время еще поживем. потом все начнется заново. и так все время.
мир же во зле лежит.
мы пишем ради стихов - или ради чего-то другого?
А что касается хороших поэтов - их есть немало, сильных, интересных (я об этом и пишу). настанет и их черед.
привыкай, время поэтов наступает почти всегда - посмертно. или предсмертно. так тоже было всегда. те кого не устраивает такое положение вещей - в астрологию и прочие успешные занятия. думаю, литература не потеряет ничего. а астрология может даже и приобретет.
человечество всегда в долгу перед поэтами. поэты кредит дают. а получить назад - не успевают. дожить. так тоже было всегда.
потому и остаются - единицы. те, кого все это не впечатлило и не испугало. те для кого без стихов жизнь не мыслилась. а все остальное - было второстепенным.
вот и все.
Никогда поэтов не было МНОГО. таких чтоб НА ВЕКА.
живем рядом с людьми - и пока они живые долбаем их. а помер поэт - ого, и тут начинается... такой поэт, такой поэт ушел... и если находятся люди готовые тратить на это свои силы и время - то эта поэзия остается. а если всем надо только себя... то поэзия жддет пока придут люди не столь озабоченные собой самими.
возьми том коллективный стихов дореволюционных. сколько там отвратительнейшей графоманщины. и на всю толстенную книгу-журнал - ну 4, 5 имен... Блок, Ахматова... Бальмонт (умер в овраге нищий в Париже кажется). да взгляни на их жизнь. кроме нас некому этим заниматься. а мы что? да плевать мы хотели на весь этот литературно-исторический процесс.
как-то так.
и сейчас поэты есть. говорить что их нет - обесценивать вообще все. зачем? это неправда. поэзия есть и будет. а степень нашего эгоизма будет влиять на скорость "дохода" текстов поэта до читателя.
но для этого надо любить читателя. и поэта. думать что мы им можем ДАТЬ, а не что ПОЛУЧИТЬ.
Да, да... всё так.
Есть ещё объективная реальность. А она такова, что некоторых очень хороших поэтов слава и посмертно не догонит никогда...
И понять от чего это зависит невозможно.
Хотя опять же и моё мнение субъективно. И весь этот мир иллюзорен. Творчество вообще способ самовыражения прежде всего.
Что значит "думать о других", когда и тебя у тебя нет...и не было почти никогда. Не знаю. Да и другие другим разница. Вообще "думать о других" - общая размытая фраза. Наше вон правительство кричит что только и делает что думает о других. Особенно о пенсионерах думает... В общем не знаю. Мне непонятно к чему призыв - думать о других и в чём это может выражаться у авторов-поэтов. И о каких других. Вот некоторые авторы очень думают о других - пишут легкодоступные пониманию простенькие стишки - которые не утомляют сознание. Как Наильевна. Люди хотят любоваться разноцветными бабочками, а не грузиться психологическими проблемами. Поэт им это даёт.Массы ликуют в восторге. Видимо она думает о других. Или иначе не умеет писать? Вообще не имеет значения. Главное, чтобы тебя читали. Другие. Иначе зачем всё? Но рассыпать цветные стёклышки и вертеть калейдоскоп не каждому дано, когда думаешь о других других особенно. Проблема в восприятии мира.
Ну, и думать о других каждый может в меру своего восприятия других и мира вообще. А это всё равно призма эго - индивидуальности, личности, как угодно.
Инна, каждый пишет как он дышит.
это - нормально.
я эгоист. но если мне нравится например тот же Рыжий - я трачу время на то, чтобы поделиться этим с другими. и так далее.
да не знаю я. не думаю вообще об этом)
делаю то что нравится.
а мне нравятся некоторые вещи простые.
есть простые стихи. есть сложные.
кто то Есенина любит. кто-то - Волошина. кто-то Бродского.
это - естественные вещи.
что тут может смущать?
Есть такая банальная штука: делай что должно, и будь что будет.
да и всё...
=)
Главное чтоб тебя читали (с) - нет и это не главное.
главное - чтоб стихи вообще читали.
А стихи читать не перестанут никогда. Я в это верю свято. Пока живая душа в людях будет присутствовать. А без неё и людей не будет и читать некому станет и писать)
Просто кого-то будет читать 15 процентов а кого-то пол-процента. И от чего это зависит я тоже не понимаю)
А вот так и живём "делай что должно и будь что будет".
Просто кого-то будет читать 15 процентов а кого-то пол-процента. И от чего это зависит я тоже не понимаю)
От Бога и от нас. а еще от любви - читателей. от их уровня. будут по телику показывать гарцющих баб и киллеров маньяков - будут интересоваться одним. будут другие ценности - будут читать другие вещи. главное чтобы они БЫЛИ эти другие вещи. а это уже от нас зависит.
а так-то я тоже не понимаю.
поэтому не вникаю.
пишешь, дышишь - и хорошо=)
У поэтов есть интернет и это очень много.
Бумажные публикации мало кто читает, это уже не актуально.
Но поэзия жива, пока живы поэты и любители поэзии. Она развивается по законам диалектики, как и любая живая наука. Большая ошибка, когда писатель только пишет. Надо много читать, просматривать и прослушивать произведения искусства. Вот там то муза и обитает. Тихо "сидит", заметить ее легко, стоит только захотеть.
Вот. это да. правда рыться в этом секонд-хэнде выискивая что-то интересное - тоже работа.
но так тоже было всегда.
в бумажных изданиях тоже приходилось перелопатить кучу страниц.
это ж мы сейчас уже умные: знаем - Блок, Ахматова, Северянин... а тогда они не были известны так. из 300 имен попробуй вылови то что по настоящему ценно.
Да, у поэтов карьеры я даже и не припомню. Наоборот, долбали их более тупые и горластые, и менее талантливые собратья) Даже доносы писали - а уж жизнь отравили скольким) Судьба - как жертвоприношение почти всегда выглядит у поэтов. А почему - Бог знает. Может, так и надо. Для чего-то.
Понравилось? Может, мне его в конце стоило обругать?
По-моему русофобское, ненавистническое интервью.
И отношение его понятно - как и всех, кто хоронит русскую литературу, народ и страну. Заживо.Как бы ни приговаривали все эти "кохи" поэзию (в частности) - а она есть и будет есть. Пока существует язык. Правда, его уничтожать пытаются на уровне смыслов. Примитивизировать.
Но такое уже было не раз. Прорвемся.
Спасибо.
да дело то в том, что его слова столетней давности очень трудно опровергнуть и сейчас(они ведь не случайно здесь приведены). Не языками болтать надо о "великодержавности", а конкретные дела делать. А вот на эмоционально-патриотическом уровне - всё понятно. Но жизнь-то идёт, а мы хвалимся былым
Тут да, согласен. Бери и делай, как говорится, а не нытьём занимайся)). Об этом и статья. А то я смотрю, некоторые авторы переживают, что читателей нет. Ну так кто ж нам доктор, что мы наплевали на читателя и позволили всё это сотворить с культурой.
"Наши стихи таковы — каковы мы сами. Читатель лишь платит взаимностью." Точное наблюдение. Очень часто на литсайтах стихи о любви не выстраданные, т.е. не личный опыт, помноженный на талант, - а вымученные, вымороченные, взятые с потолка...
Мне как-то написала одна читательница: что у неё такое впечатление, что на литературных сайтах авторы вместо любви к читателю - ненавидят друг друга)
Это конечно, наблюдение такое... радикально рассказанное. Но в чём-то она права.
Спасибо)
А вот моя настольная цитата:
«... Обособляйся и позволяй себе все что угодно. Если ты озлоблен, то не скрывай этого, пусть оно грубо; если весел - тоже, пусть оно и банально. Помни, что твоя жизнь-это твоя жизнь. Ничьи - пусть самые высокие - правила тебе не закон. Это не твои правила. В лучшем случае, они похожи на твои. Будь независим. Независимость - лучшее качество, лучшее слово на всех языках. Пусть это приведет тебя к поражению (глупое слово)- это будет только твое поражение. Ты сам сведешь с собой счеты: а то приходится сводить счеты фиг знает с кем».
Бродский , конечно!