16+
Лайт-версия сайта

Философия эгоизма.

Литература / Критика, философия / Философия эгоизма.
Просмотр работы:
04 февраля ’2013   15:33
Просмотров: 38608

Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью направленные на его Я, на его благо (удовольствие, выгоду, успех, счастье). Согласно эгоизму, удовлетворение человеком личного интереса рассматривается в качестве высшего блага. Противоположностью эгоизма является альтруизм.
Эгоизм может быть явным, открытым и скрытым, замаскированным импульсивным и осознанным, дальновидным и нет. Эгоизм может быть моментом поведения, чертой личности и собственно Эгоизмом.
Эгоизм может иметь семейный, этнический, экономический, групповой, государственный, религиозный, национальный, классовый характер.
Эгоизм проявляется в себялюбии, корыстолюбии, тщеславии, жажде первенства и признания, попытках реализовать право на счастье и самовыражение, равнодушии к окружающим людям и пренебрежении их интересами, отношении к другому человеку, как к объекту и средству для достижения личных целей.
Развитие Эгоизма и превращение его в доминирующую направленность личности является следствием серьезных дефектов воспитания. Если практика семейного воспитания объективно направлена на закрепление таких проявлений, как завышенная самооценка и эгоцентризм, то у ребёнка может сформироваться стойкая ценностная ориентация, при которой принимаются в расчёт лишь его собственные интересы, потребности, переживания и пр.
Эгоизм становится недопустимым с этической точки зрения, когда чужой жизни и личности придается меньше значения, чем собственной, когда попираются права других.
В зрелом возрасте концентрация на своём Я, себялюбие и полное равнодушие к внутреннему миру другого человека или социальной группы может привести к отчуждению, как переживанию человеком одиночества во враждебном ему мире.
3.Эгоизм в его классическом представлении
Чтоб в этой жизни победить –
Совет, пропитанный цинизмом:
Сумейте полюбить себя
С неимоверным эгоизмом!
Под понятием эгоизм в классическом его понимании мы представляем человека полностью зацикленного на себе и делающего все для удовлетворения собственных потребностей. Это не просто жизненный принцип, а также психологическое состояние. По-моему мнению, эгоистами не рождаются, ими становятся. На это могут повлиять негативные ситуации, как в детстве, так и в более старшем возрасте.
В разнообразии человеческих отношений эгоизм может проявляться по-разному. Во-первых, как «диктаторский эгоизм», который выражается в убежденности, что «все должны служить моим интересам». Во-вторых, как «эгоизм собственной исключительности», согласно которому признается, что «все должны следовать моральным принципам, кроме меня, если это мне не выгодно». В-третьих, «анархический эгоизм», согласно которому «всем позволительно преследовать собственные интересы, как им заблагорассудится».
Эгоизм, или себялюбие,- древнейшая особенность жизни. От простейших микроорганизмов до человека все живые существа должны, прежде всего, защищать свои интересы. Едва ли можно рассчитывать, что кто-то станет заботиться о нас добросовестнее, чем о себе самом. Себялюбие естественно, но, поскольку его считают отталкивающим и некрасивым, мы пытаемся отрицать наличие этого качества в нас самих. Мы боимся его, потому что в нем таятся семена раздора и мести. Любопытно, что, несмотря на врожденный эгоизм, многим из нас доступны сильные альтруистические чувства. Более того, эти два противоречивых на первый взгляд импульса отнюдь не являются несовместимыми: инстинкт самосохранения не обязательно вступает в конфликт с желанием помогать другим. Альтруизм можно рассматривать как видоизмененную форму эгоизма, коллективный эгоизм, помогающий обществу тем, что он порождает благодарность. Побуждая других людей желать нам добра за то, что мы для них
сделали - и, вероятно, можем сделать еще,- мы вызываем положительные
чувства к себе. Это, возможно, самый человечный способ обеспечения
общественной безопасности и устойчивости. Он устраняет пропасть между
себялюбивыми и самоотверженными порывами. Внушая окружающим доверие и признательность, мы побуждаем их сочувственно воспринимать наше естественное стремление к благополучию.
Каждый человек по своей сути эгоист, разница лишь в степени сконцентрированности на своей персоне. Люди смотрят на мир через призму своего «Я». Даже великий Оскар Уайльд говорил: «Любовь к себе - это начало романа, который длится всю жизнь».
Для истинного эгоиста идеальное окружение это альтруисты, которые являются средством для достижения его целей. Эгоизм обнаруживается в ситуации конфликта интересов, когда удовлетворение личного интереса происходит в ущерб интересу другого человека. В этом плане эгоизм следует отличать от себялюбия, т.е. естественного чувства самосохранения и благоволения к самому себе. При себялюбии забота человека о собственном благе может не противоречить благу других людей и сочетаться со стремлением к благу других людей, к общему благу. «Эгоизмом» также иногда называют самомнение, или самодовольство, при котором благоволение к себе может осуществляться за счет других. Эгоизм неправильно смешивать с индивидуализмом, то есть такой позиции или принципа, в соответствии с которыми интерес индивида признается приоритетным по отношению к интересу; а его благо, свобода и личностное развитие в качестве высшей цели, по отношению к которой социальные институты и группы являются средством или условием ее достижения.
Любой вопрос можно рассмотреть с точки зрения эгоизма, даже любовные отношения. Каждому человеку необходимо взаимодействовать с обществом и находить человека, который будет всегда рядом. Любовь это лишь чувство, однако, отношения это взаимовыгодный союз, в котором два человека посредством друг друга удовлетворяют свои духовные потребности. Анна Сталь говорила: «Любовь – это эгоизм вдвоем». Даже такое чувство как ревность можно отнести к эгоизму, так как человек хочет, чтобы его партнер «принадлежал» только ему.
Я считаю, что к эгоизму можно отнести теорию о том, что люди не меняются. Все мы не идеальны и в каждом из нас люди хотят видеться какие-то качества, в первую очередь, удовлетворяющие их потребности или же желания, в чем также проявляется эгоизм со стороны окружающих. Однако, сформировавшуюся личность нельзя сломить или изменить его поведение, его действия, мысли, поэтому человек начинает искать положительные стороны своего преобразования для самого себя. Найдя их, он создает лишь иллюзию произошедших в нем изменений, так как эта поможет ему в достижении собственных интересов.
Также нельзя оставить без внимания такое утверждение, как «Все лгут». Какие бы намерения ни носила ложь, будь то «ложь во благо» или же «ложь во спасение», но она всегда остается ложью. Разница лишь в том, врем мы себе или же окружающим. Когда мы врем окружающим, то мы думаем не об их чувствах или реакции на наши слова, а лишь о себе, так как правда иногда может испортить нашу репутацию или же отношения с человеком.
3.1Проблемы в социуме
При крайней степени эгоизма у человека могут возникнуть такие проблемы как:
1. Отстраненность от общества
2. Сужение круга общения
3. Одиночество
4. Замкнутость
Эти проблемы обусловлены поведением человека, иногда его колкими высказываниями по отношению к другим, а также чрезмерной самоуверенностью, которая порой не имеет никакой основы или же просто отталкивает.
Эгоисты – это люди, которые не боятся сказать правду в лицо, хоть иногда она и имеет негативный окрас. Однако не все готовы воспринимать критику в свой адрес и поэтому относят обидчика в отдельную группу под названием «эгоисты», хотя каждый из нас является частью этой группы.
Человека имеющего своё мнение, отличное от мнения большинства, общество также может отнести к эгоистам. "Мнение большинства важнее собственного мнения!". Придерживаясь этой позиции, вас никогда не упрекнут в эгоистичности. Зато вы превратитесь в безвольного раба - заложника общепринятых убеждений.
Человек, проявляющий безразличие к другим людям или же к их проблемам вызовет негатив у общества. Все мы делимся проблемами друг с другом, будь то для того, чтобы получить совет или же сочувствие, однако не получив или же просто не скрывает своего самолюбия никакой реакции или же осуждение, у нас не возникает желание продолжать общение с таким человеком.
Всё это является причинами вышеперечисленных проблем. Люди начинают отворачиваться от тебя. Однако, по-моему мнению, мы не должны выделять людей в отдельную категорию, если они чем-то отличаются из всего общества. Каждый из нас думает лишь о себе, но кто-то делает это с особым энтузиазмом. Каким бы противником эгоизма не являлся тот или иной человек, в конечном итоге он всё равно будет преследовать свои интересы.
Противоположностью эгоизма является альтруизм. С моей точки зрения это является патологией, так как я не могу согласиться с существованием абсолютной бескорыстности каждого действия. Например, такую социально важную и полезную профессию как врач можно рассмотреть с точки зрения эгоизма. Врачи лечат не людей, а болезни. Можно сказать, что они проявляют заинтересованность лишь к физическим проявлениям слабости человеческого организма, а не к самому человеку. Будь то действительно желание бескорыстной помощи, а не просто разрешение головоломки, врачи проявляли бы к вам интерес и после излечения болезни.
4.«Разумный эгоизм» по Чернышевскому
Разумный эгоизм — термин, часто используемый в последние годы для обозначения философско-этической позиции, устанавливающей для каждого субъекта принципиальный приоритет личных интересов субъекта над любыми другими интересами, будь то общественные интересы, либо интересы других субъектов.
Потребность в отдельном термине обусловлена, по-видимому, негативным смысловым оттенком, традиционно связываемым с термином «эгоизм». Если под эгоистом часто понимают человека, думающего только о себе или пренебрегающего интересами других людей, то сторонники «разумного эгоизма» обычно утверждают, что такое пренебрежение в силу целого ряда причин попросту невыгодно для пренебрегающего и, следовательно, представляет собой не эгоизм, а лишь проявление недальновидности или даже глупости. Разумный эгоизм в бытовом понимании - это умение жить собственными интересами, не противореча интересам других.
"Общечеловеческий интерес стоит выше выгод отдельной нации, - пишет Чернышевский, - общий интерес целой нации стоит выше выгод отдельного сословия, интерес многочисленного сословия выше выгод малочисленного"*. Следовательно, выше интереса личного у него выступает интерес общий. Человек должен осознавать это и руководствоваться таким знанием в своем поведении, только тогда тот или иной его поступок, то или иное его действие будут носить действительно этический характер. Другими словами, Чернышевский обращается здесь к разуму человека. Отсюда и появляется его термин "Разумного эгоизма". Следуя этому принципу, человек поступает в соответствии с требованиями общей пользы, а его действия характеризуются как определенное выражение добра. В конечном счете, понятия добра и пользы у него отождествляются. Справедливо в этой связи пишет Зеньковский: "Это контрабандное использование чисто эгоистического критерия мнимо обосновывается у Чернышевского отождествлением добра и пользы"**.
Таким образом, этика Чернышевского не ограничивается узким эгоизмом. Его рациональный эгоизм включает в себя и альтруизм, и героизм, и благородство, причем основой этого должно стать общественное устройство, гармонически сочетающее общественные и личные интересы. Важно учитывать, что для этики Чернышевского характерен и подлинный моральный пафос, его вера в благородство человеческой натуры, которое, в конечном счете, основывается на осознании человеком, личностью приоритета общей пользы перед чисто эгоистическим. Иллюстрацией воплощения принципа "Разумного эгоизма" в практической жизни явилось поведение главных героев романа Чернышевского "Что делать?".
В романе «Что делать?» впервые рас¬сматривается «новый подход к проблеме», «новые люди» Чернышевского создают «новую» атмосферу. По Чернышев¬скому, «новые люди» видят свою «выгоду» в стремлении приносить пользу другим, их мораль — отрицать и разру¬шать официальную мораль. Их мораль освобождает твор¬ческие возможности человеческой личности. «Новые люди» менее болезненно разрешают конфликт семейного, любов¬ного характера. В теории разумного эгоизма есть бесспор¬ная привлекательность и рациональное зерно.
*Чернышевский Н. Г., Антропологический принцип в философии / Избранные философские сочинения в 3-х томах, Том 3, «Госполитиздат», М., 1951 г.
**История русской философии. Л., 1991. Т. 1,ч. 2.
«Новые люди» считают труд абсолютно необходимым условием человеческой жизни, они не грешат и не каются, их ум нахо¬дится в самой полной гармонии с чувством, потому что ни ум, ни чувства их не искажены хронической враждой про¬тив остальных людей.
Заключение
Подводя итоги, хотелось бы отметить, что эгоизм можно рассматривать с двух сторон.
С одной стороны, эгоизм - неотъемлемое и важнейшее свойство человеческой натуры, как одна из основных побудительных (движущих) сил всех её нравственных поступков, управляющих поведением человека, как способ обретения человеком своей сущности, самоутверждения и вообще как рычаг развития человечества. Он необходим для осознания и реализации ценностей, заложенных в личности, для исполнения морального долга, состоящего в доведении до наивысшего совершенства собственных задатков и способностей.
Личная заинтересованность присуща каждому поступку человека, так как выбор всегда совершается им самим при любых обстоятельствах и любом принуждении извне. Легко показать, что за каждым вроде бы возвышенным мотивом может стоять эгоистичное побуждение. В этом смысле абсолютно неэгоистичный поступок психологически невозможен. Некоторые люди на этом основании убеждены, что все люди в конечном итоге заботятся только о себе.
Человек, руководствуясь расчетом, стремится к удовлетворению своих потребностей, поступая так, как лично ему выгоднее и приятнее поступать, избегая всего невыгодного и неприятного. Заботы человека о себе самом, о реализации себя как личности вполне естественны и оправданы, до тех пор, пока они не идут в ущерб другим людям.
С другой стороны, эгоизм - одна из форм индивидуализма (наиболее открытое его проявление), доходящего до эгоцентризма, утверждающего абсолютное превосходство собственного Я над другими. Сознательная приверженность эгоизму, как псевдонравственному принципу, вырождается в аморализм.
Эгоизм глубоко антигуманистичен. Поэтому, хотя иногда в это понятие вкладывался и некий положительный смысл, как моральное качество эгоизм обычно оценивается отрицательно. Эгоизм осуждается в нравственном плане и с точки зрения цели достижения общественного благополучия.






Голосование:

Суммарный балл: 10
Проголосовало пользователей: 1

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 04 февраля ’2013   19:23

Оставлен: 04 февраля ’2013   21:29
Спасибо, рада, что понравилось)


Оставлен: 12 февраля ’2013   01:04
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЭГОИЗМА ЮЛИИ СЕРГЕЕВНЫ.

Прочёл я тут работу автора (shimkevich) Юлии Сергеевны: "Философия эгоизма".

Что хорошего в данной работе?
То, что:
1. Автору, не праздно интересны этические явления жизни, но он действительно пытается делать некий анализ их, и понять их природу (их суть), приложив к этому труд.
2. Автор предоставил некоторые (но не все) известные и бытующие понятия или представления об эгоизме и связанными с ним явлениями, и некое взаимоотношение всего этого между собой.

Но на этом всё дело и кончилось. Сделан практически только первый шаг, - то есть мы зашли только на часть кухни, где варятся эти понятия. Однако ничего, сверх 1. и 2., мы, (как не искушённые в этом деле вообще), так и не поняли.

Я же со своей стороны замечу, что у автора полная путаница в голове, в связи с этим предметом. И это неизбежно, при таком, в основном идеалистическом, подходе к изучению реальных вещей.

Автор, первоначально, исходит из идеи. То есть, так и начинает:
"Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью направленные на ...", и так далее.
Никакой тут истории возникновения эгоизма из материальных условий нет. А это уже означает, что мы никогда ничего в эгоизме так и не поймём, ибо у нас нет этого изначального предмета в руках. Но мы и не можем сознательно держать его в руках, поскольку не знаем ещё что это такое. То есть, - эгоизм для нас, есть нечто не определённое ещё.

..........................


ПОЛНАЯ МОЯ СТАТЬЯ НА http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/850744.html

Оставлен: 12 февраля ’2013   13:03
Цитата:  unanaum, 12.02.2013 - 01:04
НЕСОСТОЯТЕЛЬНОСТЬ ЭГОИЗМА ЮЛИИ СЕРГЕЕВНЫ.

Прочёл я тут работу автора (shimkevich) Юлии Сергеевны: "Философия эгоизма".

Что хорошего в данной работе?
То, что:
1. Автору, не праздно интересны этические явления жизни, но он действительно пытается делать некий анализ их, и понять их природу (их суть), приложив к этому труд.
2. Автор предоставил некоторые (но не все) известные и бытующие понятия или представления об эгоизме и связанными с ним явлениями, и некое взаимоотношение всего этого между собой.

Но на этом всё дело и кончилось. Сделан практически только первый шаг, - то есть мы зашли только на часть кухни, где варятся эти понятия. Однако ничего, сверх 1. и 2., мы, (как не искушённые в этом деле вообще), так и не поняли.

Я же со своей стороны замечу, что у автора полная путаница в голове, в связи с этим предметом. И это неизбежно, при таком, в основном идеалистическом, подходе к изучению реальных вещей.

Автор, первоначально, исходит из идеи. То есть, так и начинает:
"Эгоизм (от лат. ego – я) – точка зрения, позиция, поведение человека, полностью направленные на ...", и так далее.
Никакой тут истории возникновения эгоизма из материальных условий нет. А это уже означает, что мы никогда ничего в эгоизме так и не поймём, ибо у нас нет этого изначального предмета в руках. Но мы и не можем сознательно держать его в руках, поскольку не знаем ещё что это такое. То есть, - эгоизм для нас, есть нечто не определённое ещё.

..........................

В том и состоит суть философских вопросов, что мы никогда не сможем точно ответить на них. Каждый сам для себя отвечает на них. Это зависит от возраста и отрезка времени, в котором живет тот или иной человек в данный момент.

ПОЛНАЯ МОЯ СТАТЬЯ НА http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/850744.html


Оставлен: 12 февраля ’2013   18:37
Не красиво Юлия Сергеевна, не ожидал от вас такого! Ваш этот ответ, я расцениваю не иначе - как попытка скомпрометировать идеи моей статьи, для защиты собственной. Однако, это очень глупо и низко. Примените, хотя бы даже, упомянутый вами, рациональный эгоизм, - и увидите в перспективе оплошность. Но ваш эгоизм, оказался намного ниже идей рациональности Чернышевского. И вы тут сами жертва, отчасти, своей философии.


Оставлен: 12 февраля ’2013   18:33
Не красиво Юлия Сергеевна, не ожидал от вас такого! Ваш этот ответ, я расцениваю не иначе - как попытка скомпрометировать идеи моей статьи, для защиты собственной. Однако, это очень глупо и низко. Примените, хотя бы даже, упомянутый вами, рациональный эгоизм, - и увидите в перспективе оплошность. Но ваш эгоизм, оказался намного ниже идей рациональности Чернышевского. И вы тут сами жертва, отчасти, своей философии.

Вставочку, которую вы так "безобидно" сделали в цитату моего отзыва на вашу статью, после моих точек, - принадлежит вам, а не продолжение и не фрагмент моей работы:
..........................
shimkevich (Юлия Сергеевна): " В том и состоит суть философских вопросов, что мы никогда не сможем точно ответить на них. Каждый сам для себя отвечает на них. Это зависит от возраста и отрезка времени, в котором живет тот или иной человек в данный момент."

Этот фрагмент, вы же представили, как часть моей статьи, без всякого указания на своё авторство его. Зачем?
Эта ваша вставочка, - лишь ваше или убеждение, а скорее не убеждение ваше, но выдумка для того, что бы неугодный вам мой отзыв расценили другие, - как нечто не истинное, а сугубо субъективное и для самого меня.

Но, ваша вставочка, для меня, - есть полный вздор!!! Что-то вы его не поместили в отзыв на мою критику! Там ему место, и тут, но отдельным вашим возражением, а не инкогнито - контрабандой.

Я же был больше доволен за то, что молодые девчонки начинают вникать в жизнь искренне (и это главное), чем огорчён за ошибки. А тут такой сюрприз!

В момент сильных переживаний за наши ошибки, философия (диалектика) учит нас, давая нам силу (благодаря абсолютно точному её выводу, а не болтовне о не точности диалектики), - не впадать в рабское подчинение своим эмоциям и инстинктам, но понимать их слепоту и будить мысль в эти редкие и тяжёлые моменты, дабы (незаметно для себя) не погибнуть в своём падении. И это, едва ли не самый главный, - вывод научной мысли.

Оставлен: 18 февраля ’2013   13:13
Милая Юля! Надеюсь, что у вас нервы крепкие, и вы думаю не обиделись на мой натиск.
Поэтому сообщаю вам о дальнейшем развитии этой темы в моих понятиях:

http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/856046.html?author

или тоже самое на:

http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/polit/856050.html?author


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

О прекрасной Лебеди...

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft