16+
Лайт-версия сайта

Гений режисуры - Товстоногов

Литература / Очерки / Гений режисуры - Товстоногов
Просмотр работы:
10 июня ’2010   22:17
Просмотров: 26792

Мало кто знает, что в числе талантливейших преподавателей был выдающийся театральный режиссер, основоположник целого направления в театральном искусстве, народный артист СССР Георгий Товстоногов. Всей стране известны его гениальные постановки, на которые с трудом доставали билеты. А вот о тридцатилетней работе Мастера со студентами театрального института рассказывалось нечасто.
Питерский театральный институт - не первый, где преподавал Товстоногов. Еще когда он после окончания ГИТИСа работал в Тбилисском русском драматическом театре, ему предложили обучать местных студентов. Ведь популярность молодого режиссера была просто феноменальной.
"Иногда получалось так, что он оказывался моложе по возрасту своих учеников, - рассказывала бывший педагог Академии театрального искусства профессор Ирина Малочевская. - Среди них были Михаил Туманишвили, Отар Иоселиани. Уже в Ленинграде многие студентки уверяли, что не задумываясь прыгнули бы в окно с пятого этажа, если бы Мастер велел им это сделать. Таков был магнетизм великого Товстоногова."
Без одобрения обкома партии, ученого совета и ректора занять преподавательскую должность в ЛГИТМиКе в 1958 году было нереально. Но ситуация была такова, что когда Товстоногов начал возрождать БДТ, он уже обладал неоспоримым авторитетом. Так что инициатором прихода в институт стал он сам. Для него это была лаборатория. Все-таки театр больше производство, а здесь предполагалась свобода творчества, импровизация.Георгий Товстоногов в основном учил будущих режиссеров, и лишь однажды изменил своему правилу. В 1963 году создал совместный актерско-режиссерский курс. Это был эксперимент, и получился он удачным: среди тех выпусников - знаменитые режиссеры Владимир Воробьев и Ефим Падве.
"Георгий Александрович поставил тогда два спектакля: «Зримая песня» и «Вестсайдская история», - вспоминала актриса Малого драматического театра Галина Филимонова. - Первый из них - музыкальная инсценировка знаменитых песен. Изначально взяли 117 композиций, в итоге осталось всего 17. Запретили «Песенку о дураках» Окуджавы. Фрагменты спектакля увидел импрессарио из парижской «Олимпии». Посмотрел и сказал Товстоногову: «Нужно везти в Париж». Для нас та поездка стала настоящим шоком. Жили мы в небольшой гостинице, а рядом - Елисейские Поля, Лувр... Прием был потрясающим. Цветы, гром аплодисментов.Перед поездкой мы показывали спектакль людям из КГБ. В зал пришли несколько десятков человек, все в темных пиджаках. На протяжении всего спектакля - гробовая тишина. Это ведь был 1967 год."
О характере и отношении Георгия Александровича к другим людям ходили легенды.Первый проректор академии профессор Светлана Мельниковавспоминала: "В 1974 году Товстоногов пригласил нас, первокурсников-театроведов, присутствовать на занятиях по актерскому мастерству у будущих режиссеров. И вот однажды он повел разговор о сути конфликтов между героями произведений, что это столкновение двух идей. Тишина стояля гробовая. Все заслушивались Мастером, записывали за ним в свои тетрадки. И вдруг тишина прерывалась, и студентка из Эстонии Хейги спросила Товстоногова: «Прос-ти-те, но в пье-се «Последняя лента Крэппа» нет ник-ка-кого конфликта. Там только один ге-рой и магнит-тофон». Сидевший рядом Аркадий Кацман испепеляюще посмотрел на студентку. А что сделал Георгий Александрович? Он затянулся сигаретой и спокойным голосом спросил у девушки, как ее зовут. А потом начал терпеливо объяснять, что там есть конфликт между Крэппом и его вторым я, голос которого звучит с пленки. Мы были потрясены. Он выказал уважение совсем молоденькой девчонке, которую даже толком не знал. Товстоногов услышал интересную для него интонацию и вступил в разговор. Причем без назидательности и повышенного тона."
Георгий Товстоногов, говорят, не руководил театром, он им жил. Его боялись. Его любили. Под его началом в БДТ была собрана лучшая драматическая труппа страны, для которой он был диктатором. И в то же время, все - в глаза и за глаза, - называли его уменьшительно-ласкательно Гогой.
Георгий Александрови Товстоногов родился в сентябре 1915 года в Тифлисе в семье инженера-железнодорожника. Мать была грузинкой, отец — русским. Когда Георгий приехал в Москву поступать на режиссёрский факультет, то добавил себе два года. Спустя десятилетия у знаменитого Товстоногова возникли проблемы с празднованием юбилея.
В детстве Георгий часто ходил в театр (его дядя был артистом), а в школе организовал драматический кружок.
В 1931 году Товстоногов был принят актером в Тбилисский русский ТЮЗ. Вскоре он стал ассистентом режиссёра, а потом поступил в ГИТИС. Учась в Москве, он смотрел до ста постановок в год — это была отличная школа. Его кумирами являлись К.Станиславский и Вс.Мейерхольд.
В 1937 году отец Георгия был объявлен японским шпионом и репрессирован. Товстоногова, студента 4 курса, исключили из ГИТИСа как сына врага народа. Правда, через несколько месяцев, когда Сталин сказал, что дети за отцов не отвечают, его восстановили. Позже Товстоногов выпустит спектакль к семидесятилетию вождя и даже получит за него Сталинскую премию.
В 1938-1946 годах Товстоногов работал режиссёром Русского драматического театра имени А.С. Грибоедова в Тбилиси. Здесь определились его театральные интересы, убеждения, цели, здесь он в 1939 году занялся педагогической работой в Театральном институте имени Шота Руставели.
В 1954 году Товстоногов дебютировал в Москве, сначала в областном театре, а затем и на большой сцене Центрального детского театра. Вскоре стал главным режиссёром Ленинградского театра имени Ленинского комсомола.
В среднем он выпускал четыре спектакля за сезон. Событием для советской сцены стала "Оптимистическая трагедия" В.Вишневского в Академическом театре имени А.С. Пушкина (ныне Александринский театр драмы). За этот спектакль Товстоногов был удостоен Ленинской премии.
В феврале 1956 года Товстоногов впервые переступил порог Большого драматического театра имени Горького, переживавшего к тому времени тяжёлый период из-за отсутствия зрителя. Он принял театр с широкими полномочиями, с правом полной его перестройки и в истории театра началась новая эпоха. В течение 33 лет, до самой смерти, Г.А. Товстоногов возглавлял БДТ, подобно зодчему терпеливо и настойчиво возводил здание своего театра, учитывая возможности труппы в целом и каждого актера в частности, внешние обстоятельства и собственные режиссерские интересы и пристрастия. У него была своя театральная идея и огромная сила созидания. Он создал театр, который на протяжении трех десятилетий неизменно оставался одним из лидеров отечественного театрального процесса. Внутри театра и вне его, Товстоногов являлся непререкаемым творческим авторитетом. В театре ничто не происходило без его соизволения. Это был хозяин. Все, что делалось в коллективе, было осуществлением в действии его знаменитой формулы: "Театр - это добровольная диктатура". Он был диктатором, лидером, воле которого подчинялись безоговорочно. Но основывалось это подчинение не на должностном уставном величии, а на силе и непререкаемости творческого авторитета. Он был энциклопедически образованным человеком и о театре знал буквально все.
Товстоногову потребовалось несколько сезонов, тобы превратить БДТ в центр театральной жизни страны. Он начал с легких комедий. О необычных, веселых, музыкальных спектаклях заговорил весь город. И в БДТ хлынул зритель. Вскоре весь театральный Ленинград за глаза называл Товстоногова не иначе как Гога.
Одной из сторон режиссёрского дарования Товстоногова было стремление к монументальным, обобщенным формам. Это проявилось в спектаклях "Дорогой бессмертия", по книге Ю. Фучика "Слово перед казнью", "Гибель эскадры Корнейчука и в наиболее значительной работе — "Оптимистическая трагедия" Вишневского, удостоенной Ленинской премии в 1958 году.
Среди лучших спектаклей Г.А. Товстоногова в Большом драматическом театре:"Горе от ума" Грибоедова,"Ревизор" по Гоголю, "Идиот" по Достоевскому,"На всякого мудреца довольно простоты" Островского, "Мещане" Горького,"Тихий Дон" Шолохова,, "Три сестры" Чехова, "Беспокойная старость" Рахманова , "Ханума" Цагарели.Эти и многие другие спектакли стали эпохальными событиями отечественной театральной культуры, вошли в золотой фонд русского театрального искусства.
Товстоногов воспитал коллектив актёров-единомышленников, способствовал успешным дебютам ряда драматургов (А.М. Володина, В.С. Розова).Товстоногов - автор книг по теории и практике режиссёрского творчества — "О профессии режиссёра" и "Круг мыслей" .
В 1987 году, к 70-летию Советской власти Товстоногов поставил в БДТ "На дне" Горького. Ленинградские партийные руководители были в панике. Но на премьеру приехал М.Горбачев, спектакль ему понравился, он пришел за кулисы и поздравил артистов. Умение чутко слушать время, безупречная точность в выборе репертуара, глубина, а подчас и неожиданность трактовки и мастерское воплощение замысла обеспечивали неизменно высокий творческий результат режиссера.
По крупицам Товстоногов собрал ансамбль уникальных актерских индивидуальностей, составивших лучшую драматическую труппу страны. Роли, сыгранные на сцене БДТ, принесли известность И.Смоктуновскому, О. Борисову, раскрыли яркие дарования Т. Дорониной, С. Юрского, Е. Копеляна, В.Стржельчика, Е. Лебедева, Н.Трофимова, К Лаврова, О. Басилашвили, А.Фрейндлих, Л. Макарова и многих других артистов.
Отдельные спектакли Товстоногов поставил в ленинградских драматических театрах им. А.С. Пушкина, им. В.Ф. Комиссаржевской, в Театре комедии, в Театре оперы и балета им. С.М. Кирова, в Учебном театре Ленинградского института театра, музыки и кинематографии, на ленинградских студиях телевидения и радио. Ряд интересных спектаклей, получивших широкую известность, создан им именно в Учебном театре ЛГИТМиК со студентами актёрско-режиссёрского курса, который он вёл на протяжении нескольких десятилетий. Он ставил спектакли в Алма-Ате, Ереване, Киеве, Праге, Будапеште, Варшаве, Софии, Хельсинки, Дрездене, Гамбурге, Белграде, Берлине. Всего Товстоногов поставил около 200 спектаклей более чем в 30 театрах.
Деятельность Г.А. Товстоногова была отмечена множеством званий, наград, премий. Он был народным артистом СССР, Героем Социалистического Труда, членом-корреспондентом Академии искусств ГДР. Он был дважды лауреатом Сталинской премии,Государственной премии СССР Лауреатом Ленинской премии. В 1989 году в Италии ему посмертно была присуждена премия за выдающийся вклад в мировую режиссуру. Г.А. Товстоногов был награжден двумя орденами Ленина, орденом Трудового Красного Знамени,
Успехи, лавры, признание не изменили его. Товстоногов всегда был в меру замкнут, в меру доступен, как человек, знающий себе цену. У него было хобби - коллекционирование театральных масок. Собирал, привозил отовсюду, показывал с гордостью.
23 мая 1989 года в Большом Драматическом шёл просмотр нового спектакля. Назначив день премьеры, Георгий Товстоногов попрощался с актёрами, сел за руль своего "мерседеса", привезенного из Германии, и отправился домой. Машина остановилась на площади Суворова и больше не тронулась с места. В этот день БДТ видел своего главного режиссёра в последний раз.
Георгий Александрович Товстоногов был похоронен в Некрополе мастеров искусств. Его могила с памятником в виде распятия (скульптор Л Лазарев) стала последним по времени захоронением в Некрополе.
Большой драматический театр был назван его именем.






Голосование:

Суммарный балл: 30
Проголосовало пользователей: 3

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 11 июня ’2010   01:15
Была на одном спектакле))))


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Рабы сухих цитат и мёртвых истин

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft