16+
Лайт-версия сайта

Мои Детские книжки

Литература / Проза / Мои Детские книжки
Просмотр работы:
10 декабря ’2018   21:49
Просмотров: 10301

Детские книжки
Я ранее отмечал, что меня принялись учить читать и писать в очень раннем возрасте. Мать мечтала во мне открыть вундеркинда, как модно было говорить в то время. Может быть это слово вползло в умы простого народа после демонстрации антифашистского фильма «Мы – вундеркинды», а может быть повлияла, очень модная в то время, книга Доктора Спока «Ребенок и уход за ним». Хотя написана она была еще в 1946 году, но у нас появилась, по-моему, после визита Хрущева в Америку. Моя мамка и все ее знакомые читали ее запоем. Дурь какая-то – сотни тысяч поколений рождались и воспитывались безо всяких книг, систем и теорий – и выросли нормальными людьми. Гарантия тому – факт нашего существованию! Вдруг появляется краснобай, который советует как растить детей. И все, что удивительно, прислушиваются к его мнению. Не к словам старших, не к словам своих родителей, и даже не к собственному сердцу, а к словам какого-то трепача… Бред! Но факт!
Впоследствии, меня так же потешала Камасутра, по-моему, это такие области, которые в теориях не нуждаются.
В общем, читать я научился рано, вундеркиндом, правда, на горе своей матери, не стал, зато испортил себе зрение, что перевернуло всю мою взрослую жизнь. Романтика для меня была перечеркнута крест-накрест ─ я не мог стать, ни геологом, ни офицером, ни машинистом электровоза (о чем я очень сильно мечтал в раннем детстве). Даже профессия строителя и та - не для меня! Какой, к черту, строитель в очках! Смех – да и только! Вор или бандит из меня бы также не вышел. Не дай бог потерять очки - куда бежать, в какую сторону махать кулаками или ножом? Мне оставалось только тупое сидение за столом в какой-нибудь конторе или научном институте. Жалкое существование...
Поэтому, ставши взрослым, книги я особенно не жалую. Мне кажется, что люди должны больше слушать или смотреть книги. Приблизительно так, как наша Мать-Природа рассказывает нам шумом водопада или птичьим пением и показывает в поле или с холма. А не ломать глаза при плохом освещении, держа в руках, вблизи глаз, качающуюся книжку. Ведь все «природные» функции человека, связаны намного больше со смотрением вдаль, чем со смотрением вблизь. Охота, собирательство, сельское хозяйство, строительство – минимальное расстояние более полуметра. А дети держат книги в своих ручонках на расстоянии 15 сантиметров, причем многие часы! Вот и вырабатывается близорукость.
Если кого-то удивило слово качающуюся, то вспомните какого-формата делались тогда детские книжки. Большого! Еще добавить к этому плотную мелованную бумагу - вес получится тот еще. Удержать такую тяжесть четырехлетнему ребенку трудно. Вот и скачут перед глазами буквы, словно зайцы, унося куда-то далеко твое зрение.
Детских, сугубо детских, я прочел очень мало.
Из них мне в память крепко-накрепко въелись, полные бессмыслицы, строки: «А синички, взяли спички, к морю синему пошли, море синее зажгли…» Почему – чем глупее текст, тем крепче он врезается в память. Но это - непреложный факт! Не только я один запомнил эти, полные идиотизма, строки. Много людей, их до сих пор помнят.
Примечательно что когда, в конце 1970-х годов, создали мультфильм на эти дебильные стишки, там «синички» стали в «лисичками». Художники не решились визуализировать тот факт, что синицы берут в клювики спичку, а в лапки ─ коробок и поджигают море. Видимо им показалось это слишком нереальным. Неверно! Поэзия абсурда, должна плавно перетекать в кинематографию абсурда.
Принадлежат эти вирши, самому гадкому, по моему мнению, писателю ─ Корнею Чуковскому. Мать, бездумно, читала мне этот бред – «Тараканище», «Айболит», «Мойдодыр» и, наконец, «Бибигон». Я выдержал три бредятины с честью, но, когда мать дошла до «Бибигона», я сломался и начал вопить так, что чтение пришлось отложить. Несколько раз она пыталась продолжить начатое, но я сразу же начинал визжать и замолкал только тогда, когда она умолкала. Я ей так честно и сказал – «Бибигона» не хочу. Хотя фразу «стал, как негр черномазым» помню до сих пор и поддеваю ею, иной раз, своих приятелей «северных негров», родившихся в Этойстране и отлично понимающих русский язык.
Воспитанный на ласковых мамкиных колыбельных с понятными словами и объяснимыми чувствами, я не мог воспринимать «поэзию абсурда», оценить красоту бессмысленности фраз. Возьмем «Тараканище»: «Ехали медведи. На велосипеде. А за ними кот. Задом наперед». Рифма «кот» ─ «задом наперед» запоминается отлично. Но это же полный бред – задом наперед ходит рак, а не кот. Зачем этот Корнюшка дурит голову детям?
Читаем «Айболит»! Даже совсем маленьким (что значит инстинкт самосохранения), я понимал, что ─ одно дело ─ ужалила оса или стукнули в нос, а другое дело ─ попал зайчик под трамвай и ему ножки отрезало. Слушая этот словесный понос, я никак не мог поверить в то, что отрезанные ножки можно пришить. А также почему «шакал на кобыле прискакал».
(Много лет спустя в пьяной компании таких же охальников как и я, мы догадались, что Зайчик - это намек на Маресьева, а «шакал на кобыле прискакал» - грязная насмешка над основателем Чечни Буденным, везущим телеграмму из Кремля от Кремлевского Бегемота)
Ну, а «Мойдодыр», осмеяный вдоль и поперек великим пародистом Ивановым. «Вдруг из маминой из спальни, Кривоногий и хромой, Выбегает умывальник И качает головой…» Это ли не бред? Со времени сочинения Чуковским этого шедевра до моего детства прошло около сорока лет. Жизнь изменилась и я не видел никогда тот «настоящий» умывальник, именуемый «Мойдодыром». В мои годы их уже не ставили в спальнях, в наших домах была ванная комната. Я заходил туда к блестящей керамической штуке, которую мать называла «умывальник» и думал: «Как она может убежать, если приделана к стене на таких больших железных держалах?»
И много, очень много, из этого словесного поноса, оказалось ложью. Практически все. А дети не прощают тех, кто им врет. Дети вообще не любят, когда их принимают за детей, то есть выделяют из «взрослого» сообщества, когда им подсовывают именно «детские» книги, музыку, одежду, пряча от них «взрослое». Дети хотят идти со взрослыми наравне, а им ─ «кот, задом наперед…». Сплошная ложь.
Вот сказки ─ другое дело, недаром говорится, что «сказка ложь, да в ней намек». Там тоже разговаривают звери и деревья, там совершаются чудеса… Но это ─ мечта, а не ложь. А это большая разница. Волк в сказках, остается волком, несмотря на то, что ходит на задних лапах и беседует с зайцами. Может и характер у него в сказках совсем не волчий, но – он волк. Серый, громадный с нечесаным хвостом. Такой же как и в действительности.
А в «детских» шедеврах Чуковского мир стоит дыбом. Ничего близкого с реальностью. Очень обидно то, что пронеся в памяти через всю свою жизнь такие, не побоюсь этого слова, дурацкие, строки, я позабыл и Пушкина, и Лермонтова, и могу вспомнить только: «Мой дяд самых честных правил...», как хрестоматийное, да «Я помню чудное мгновенье..» и то, только благодаря романсу Михаила Ивановича Глинки. Обидно…
Когда я вспоминаю произведения Чуковского, то мне кажется это для него Максим Горький сказал: «Для детей, как для взрослых, только лучше…». К сожалению большинство, так называемых, «детских писателей», совершенно не помнят себя детьми и очень высокого мнения о себе. Посему, считая детей существами низшего умственного сорта, пишут для них полную околесицу. Вроде как ─ взрослые такое читать не будут, а детям все сойдет ─ они же глупые – не поймут, что околесица. Ой, неправы! Ой, неправы! Поймут, поймут и всю жизнь будут их проклинать за то, что в детстве, вместо прекрасных стихов Тютчева или Фета им приходилось слышать: «А подушка, как лягушка ускакала от меня…» Б-р-р-р-р!
Но были и другие книжки ─ хорошие ─ например, «Как я ловил Человечков» Бориса Житкова. Мне достался отменный экземпляр большого формата с картинкой парусника во весь лист. Да… Как завороженный я смотрел часами на этот корабль. Мне казалось, что если долго на него смотреть, то можно оказаться на нем, среди маленьких матросов и уплыть куда-то далеко, туда, где чудеса.
Мне очень нравился Носов, но не всем известный «Незнайка», которого я терпеть не мог, а «Веселая семейка», зачитанную мною до дыр. Там было все понятно и просто. Я даже хотел смастерить инкубатор, чтобы вывести цыплят, но мать предупредила, что из продажных яиц цыплята не получатся, надо брать яйца из-под курицы.
Был очарован произведениями Михалкова. «Веселые зайцы», «Трусохвостик» настолько сильно полюбились мне, что я включил себя в клан «Зайцев». Я превозносил зайцев, собирал фигурки, рисунки, рассказы о зайцах. Потом и себя стал считать зайцем.
Недавно я почитал снова эти произведения и понял, что меня в них так привлекало. Ну, конечно же ─ естественность и правдивость! Какие там к черту зайцы! Это обыкновенные люди с человеческими чувствами и страстями, с масками зайцев. Маскарад! Даже не сказка и, уж тем более. Не околесица. Трусохвостик боится, также как боимся мы, Зайка-Зазнайка ─ врет и зазнается, тоже как мы. И ничего фантастического, нереального. В этих произведениях я видел то же самое, что и в окружающем мире. Поучительные и полезные книги, эзоповым языком растолковывающие детям понятия этики, морали и поведения. Учебник жизни.
Еще мне нравилась книга «Буратино в Ленинграде» или, как я недавно выяснил, «Побежденный Карабас» Елены Данько. Что меня в ней восхитило? Наверное – современность. К сожалению, Алексей Толстой просто переписал старинную книжку про Пиннокио, сменив идеологию, но не изменив старинно-сказочной обстановки. Для меня эта сказка как бы висела в воздухе. Я, по малости лет, даже не мог предположить когда и где такое могло случиться. Сто лет назад, двести, триста? Никаких опознавательных знаков, кроме итальянских имен, не было,. А у Данько, был и самолетик, был и конкретный город Ленинград, были реальные современные люди и современные сказочные персонажи, вроде, Айболита. Читалась она очень живо и интересно и ее, как все любимые книги, я зачитал до дыр. Но купить ее повторно, ни матери, ни мне, не удалось ─ в те годы книги (хорошие) были таким же дефицитом, как и колбаса. Слава Богу, сейчас есть Интернет, позволивший перечитать эту книгу. И был очень-очень удивлен тем, что она написана в 1941 году ─ за двадцать пять лет до того, как я ее прочитал, такой современной она мне показалась. Хотя, если бы я был внимательнее, взрослее и умнее, то заметил бы, что там нет ни слова о, модной тогда, военной теме. Значит - книга довоенная. Но...
Попала мне в руки такая необычная книга, что полностью перевернула мое представление о книгах вообще. Не помню - сам ли я ее увидел в книжном магазине или мне принесла ее мамка. Не помню. Она называлась «Остров Тайн» Акеньтьева и Лобачева. Удивительная книга, полная ребусов, шарад, загадок и прочих хитростей. Я до этого уже разгадывал, и шарады, и кроссворды, и ребусы. Но! Они были сами по себе. А в этой чудесной книге загадки вмешивались в описываемое действие. Эту книгу нельзя было «просто читать» ─ не разгадав загадку нельзя было понять смысла дальнейшего. Поэтому хочешь-не хочешь, а приходилось ломать голову и разбираться. Потрясающее произведение. Сколько времени я провел над разгадыванием загадок в этой книге! Ой! Много! Зато разгадал все. И дочитал книгу до конца. Осталась только одна неясность ─ я не знал слова «бравада». Про написанное шифром сообщение персонаж говорит «глупая бравада». Обидно, что и мать не смогла разъяснить его смысл. Не могу считать себя знатоком русской литературы, но мне кажется, что второй подобной книги на русском языке нет. А жаль!
Читал с удовольствием книги «Занимательной» серии Перельмана – физику, математику, геометрию. Много полезного, интересного и примечательного я подчерпнул там. Если бы так писались школьные учебники, я бы, наверное, с интересом учился в школе. Могу сказать, что этими сведениями я прожил все десять классов, стараясь заглядывать в учебники только в случае крайней необходимости.
«Учебной» книгой, которую я читал с несоизмеримым удовольствием была Левшинская «Карликания и аль-Джебра». Настолько интересно (в чем большая заслуга автора иллюстраций, фамилию которого я не помню, но до сих пор помню Икса в его черном плаще) и занимательно преподнести основы арифметики и алгебры, мог только истинный мастер. Спасибо автору за его труд. Математику, которую я не любил в детстве, и не люблю до сих пор, считая, «неестественной» наукой, я изучал по интересным приключениям Нулика в волшебной стране. Чудесное было время.
И последняя «детская» книга, которую я прочитал, была «Карлсон, который живет на крыше». Мне, русскому, было в этой, шведской, книжке понятно все ─ и юношеская любовь Бетан, и безразличие Боссе к Малышу, как к младшему брату. Но от хамства Карлсона меня воротило! Я тогда еще не мог понять, что Малыш и Карлсон ─ это две стороны одного и того же человека. Что все в мире имеет две противоположные стороны, находящиеся в постоянном соперничестве. Поэтому я очень переживал за Малыша, насколько же он одинок по жизни, что вынужден дружить с этим, стервецом, Карлсоном, который обманывая, пользуясь доверчивостью мальчика, постоянно остается в выйгрыше. Карлсон мне дико не нравился, поэтому все картинки с ним я исчеркал черным карандашом. А, после того, как прочел книгу в третий раз, просто выбросил в помойку. И только впоследствии осознал, что «Карлсон...» не детская книга, а книга про деьтей для взрослых, дабы они лучше понимали своих чад.
Других детских книг у меня либо не было, либо они, не произведя на меня никакого впечатления, начисто вылетели из памяти.
Помнится в каком-то классе нам потребовали прочесть какого-то «Оле Лукойе». Такой книги у меня в доме не было, я пошел в библиотеку, но и там ее не было. Второй раз было идти лень да и читать не хотелось, поэтому я спросил у ребят - про что там и кое-как, на троечку, сдал изложение
Я очень рано потянулся ко «взрослым» книгам, которых у нас было предостаточно - мать покупала первые попавшиеся книги, разных заграничных авторов, но по занятости и, одновременно, своей лености, не читала их. Поэтому на огромной книжной полке я мог найти, и Стендаля, и рассказы австралийских авторов, Стефана Цвейга и африканскую лирику, Альфонса Доде и воспоминания Ивана Рахилло, Греческие Эпиграммы и даже «Золотого осла» Апулея с пикантными иллюстрациями, несвойственными нашему социалистическому книгоиздательству. Я же набрасывался на них, как голодный на буханку, поскольку пытался найти в них то, что прятали от нас детские борзописцы в «детских» книжках - ПРАВДУ ЖИЗНИ!






Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

«СЧАСТЬЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СЧАСТЬЕ СОЗИДАНИЯ»

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft