16+
Лайт-версия сайта

Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области

Литература / Проза / Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области
Просмотр работы:
06 мая ’2011   10:36
Просмотров: 27481
Добавлено в закладки: 1

Церковь с.ХОТЕТОВО Свердловского района Орловской области

Данная церковь была построена раньше, чем церковь в с.Становой Колодезь. И поэтому жители Станового Колодезя, хутора Редькина были приписаны к храму с.Хотетово, а до этого – к церкви с.Семендяево. Даже тогда, когда в Становом Колодезе была возведена своя церковь, редькинцы оставались при храме с.Хотетово. И лишь в начале ХХв, после строительства церкви в селе Луплено, они были приписаны к Лупленскому храму. Так что у нас есть все основания рассказать немного о церкви с.Хотетово, ныне Свердловского района. До 1928г Хотетово, как и Становой Колодезь и хутор Редькин, входили в состав Орловского уезда, тянувшегося, кстати, до самого истока реки Оки, т.е. до границ сегодняшних Орловской и Курской областей. Была вначале и Хотетовская волость. *
Село Хотетово находится на расстоянии 25 вёрст от г.Орла, от ближайшей почтовой станции Змиёво – в 12 верстах, от ближайшей железнодорожной станции Становой Колодезь – в 5 верстах и от местного Благочинного – в 15 верстах. Ближайшие к нему сёла: Становой Колодезь и Архангельское, что на Вишневце – оба в пяти верстах. Знаменская Церковь сего села построена в 1824г бывшею известною помещицею княгиней Надеждой Афанасьевной Юсуповой. О постройке Церкви есть предание, подробно описанное в местной церковной летописи. Здание Церкви каменное, с такой же колокольней – строение в целом крепкое. Вокруг Церкви – ветхая ограда, фундамент которой также каменный, а верх – деревянный.
К церковной ограде примыкает ветхая каменная сторожка, в которой, за неимением собственного дома, проживает местный псаломщик. В 13 саженях от церковной ограды, параллельно с улицей, устроена довольно красивая, с воротами и навесом над ними, деревянная сторона ограды в 47 саженей длины, обсаженная тополями. Церковь холодная, престолов в ней два: главный – во имя знамения Пресвятой Богородицы; придельный – во имя святителя чудотворца Николая. Причт при сей церкви по штату 1885г состоит из священника, диакона и псаломщика. Земли при Церкви имеется: усадебной – 2 десятины, пашенной и сенокосной – 29 ½ десятины.
Земля эта очень неудобная: с одной стороны вследствие гористой местности, с другой – по причине близости полотна железной дороги. Плана и других письменных документов на эту землю у Церкви не имеется. По преданию, земля поступила в распоряжение Церкви от её устроительницы княгини Юсуповой. Всей земли было 36 десятин, но 4½ десятин усадебной и пашенной земли отрезала Московско-Курская железная дорога, нищенски вознаградив церковь 300 рублей.
На месте прежней деревянной церкви, существовавшей до 1824г, издавна застроена бывшим местным помещиком Потёмкиным бывшая каменная часовня, в которой устроен склеп для его погребения с родными. С 20 мая 1874 года близ церкви, вне её ограды, значится 1840 квадратных саженей земли, пожертвованной бывшим местным помещиком Николаем Тиньковым для прохода в Церковь богомольцев. Опись церковного имущества имеется, но когда она составлена – неизвестно. Церковные приходо-расходные книги имеются с 1895 года, копии метрических книг и исповедные ведомости – с 1804 года, текущая обыскная книга – с 1890 года, а прежние хранятся при церкви. Богослужебные книги имеются все, но они не вполне прочны. Кроме них, в церковной библиотеке села Хотетово имеются: церковные ведомости, издававшиеся при святом Синоде, «Орловские Епархиальные ведомости» – те и другие с начала издания. Других изданий религиозно-нравственного содержания - трёх названий в 9 томах.
При церкви имеется специальный капитал в 2601 руб. 62 коп. на устройство церковной ограды. Общецерковный – 300 рублей, и вышеозначенный, причтовый – 300 рублей, с которой в пользу причта получается ежегодно 10 руб. 80 коп. В с.Хотетово с 1896г имеется школа грамоты, помещающаяся в наёмной крестьянской избе, которая содержится на случайные местные средства с ежегодным пособием 15 руб. от епар-хиального училищного совета. В декабре 1898 года в этой школе обучалось 6 мальчиков, четыре девочки. В приходе существует земская школа. В приходе с.Хотетово состоят: сельцо Гостиново Мценского уезда и два хутора – Оловенниковых и Редькиных Орловского уезда. Всех дворов в них 274, число душ мужского пола – 1096, женского пола – 1059, а всех вместе – 2155 душ.
При Церкви имеется церковная летопись, заведённая с 1871 года. В летописи, между прочим, значится следующее: с.Хотетово было до 1791г? деревней с приходом в с.Семендяево Мценского уезда. Построение святого храма в с.Хотетово относится к 1768-1778 годам (см. выше.-В.А.) с благословения архиепископа Севского и Брянского Кирилла. Первоначально деревянный храм был построен стараниями помещика, генерал-майора Кавалинского. //Как видим, помещик, генерал-майор Ковале(и)нский в конце XVIIIв село Хотетово не покупал, чтобы встретиться со старцем и философом Сковородой: оно было уже его собственностью!-В.А.//
Св. Антиминс на престоле был архиепископа Кирилла, то есть им освящён и надписан. Антиминс долгое время был и в настоящем каменном храме. Помещик, генерал-майор Кавалинский, построивший святой храм, долгое время не решался освящать его по каким-то предубеждениям. Кавалинский был полковым начальником в чине ротного командира, а в этот период началась война с Турцией, и он должен был идти в поход под Очаков под предводительством Суворова. Кавалинский молился Господу о благополучном походе и о своём возвращении с поля брани. Он дал обет Господу, что если Господь-Бог сохранит его на поле брани, то он, благополучно возвратившись, обещался торжественно освятить святой храм. По окончании войны с Турцией, к освящению храма были приглашены окрестные жители, даже из самых отдалённых мест, прибыли также и торговые люди из Орла – собрание народа было многочисленное. После освящения святого храма, все товары по лавкам были раскуплены господами и розданы народу. На площади около церкви для угощения народа выставлено было много кадок с вином и хлебом.
Освящение Храма было 21 мая, с этого давнего и уже незапамятного времени и до сих пор 21 мая здесь ежегодно проходят однодневные ярмарки для продажи пеньки, конопли, гречки и т. д. Этот день служит также народным памятником освящения первого деревянного храма во имя Честного Образа Знамения Пресвятой Богородицы. Вместо ветхого деревянного храма, на другом месте, в 1824 году с благословения Епископа Орловского и Севского Гавриила иждивением и стараниями княгини Надежды Афанасьевны Юсу-повой построен каменный храм во имя Знамения Пресвятой Богородицы.
Настоящий Храм был освящён 17 сентября 1827г. Придел этой Церкви – во имя святителя и чудотворца Николая построен той же помещицей и освящён в 1824 году, 22 ноября. Придел освящён прежде настоящего храма потому, что трапеза храма и придел отстроены были прежде. На месте прежнего деревянного Храма была построена каменная часовня со сводами под нею, где теперь похоронены Потёмкины с его потомками. Она была построена помещиком Потёмкиным – лишь однофамильцем, но не родствен-ником светлейшему князю Потёмкину. Служит памятником прискорбного разногласия прежних владельцев местности – Потёмкиных и Юсуповых – при построении настоящей Церкви. Потёмкин, получивший план построения храма и благословение Епископа Орловского и Севского Гавриила, распола-гая большим богатством, не желал иметь других участников в построении храма. Но госпожа Юсупова желала участвовать половиною стоимости построения. После некоторого разногласия, спорившие согласились строить храм вместе, но не там, где была деревянная церковь, а на рубеже их общей земли, среди села. Материал был изготовлен крестьянами обоих господ, но Потёмкин отложил построение храма до последующих годов.
А материал для построения оного употребил для постройки конюшен и скотного двора. Юсупова обиделась, уведомив предварительно Епископа Гавриила, изготовила новый план храма, получила благословение Владыки и за одно лето устроила трапезу храма и в нём придел во имя святителя чудотворца Николая. А Потёмкину было отказано в построении храма, поэтому Потёмкин на месте деревянной церкви построил часовню.
Помещице Рутценой - дочери Потёмкина, ныне умершей, преосвящен-нейший Никодим Евлампий и Смарагд советовали отстроить часовню в виде церкви, поставить в ней иконостас и обеспечить поддержку другого храма вкладом на оный достаточной суммы в опекунский совет и обещались освятить новый храм. Но часовня по-прежнему стоит в первоначальном виде памятником былых событий и прений. Можно сказать и о злоупотреблении материалов, отобранных на храм Божий, а употреблённых на строительство конюшен и скотного двора. А с другой стороны – памятником прямого желания и усердия строить храм Божий неотложно, за что и Господь благословил окончанием построения оного госпожу Юсупову.
//В книге Ю.Лощица «Сковорода» говорится о том, что Михаил Коваленский, служивший у всесильного Потёмкина, купил с.Хотетово по совету друзей. Мы предположили, что такими друзьями могли быть члены семьи Потёмкиных, владельцев сёл Никольское, Гнилец, Берёзовка и др. Кромского уезда. Оказывается, в Хотетово уже был свой Потёмкин. Известно, что царицу Екатерину II в Крым сопровождал её фаворит Потёмкин. Если допустить, что столичный Потёмкин и хотетовский Потёмкин были родствен-никами, то теперь понятно, почему именно в Хотетово останавливалась Екатерина для замены лошадей. Не исключаем того, что именно в Хотетово для царицы был устроен пышный приём.-В.А.//.
В настоящей Церкви иконостас один, тот же, без перемены; придельный алтарь перестроен был в 1845 году и освящён 22 апреля оного года в бытность ктитором полковника Заичневского. Особенно почитаемою приходом иконою в сем Храме считается Балыкинская Икона Божьей матери, находящаяся на левом клиросе. Кроме того, замечательно находящееся на престольном приделе большое Евангелие в серебряном окладе лучшей чеканки Сазикова и древний серебряный позолочёный крест.
Церковной земли для причта обычное количество, но от неё отрезано в 1865 году 4 десятины под Московско-Курскую железную дорогу, за что вознаграждения причту не было, но было обещано (?). И причт терпит нужду из-за недостатка земли. Приходское кладбище расположено по дороге на село Хряпино (видимо, Богородицкое.-В.А.) с правой стороны от дороги. Старое кладбище находится в полуверсте от нового, оно упразднено по «неповме-стительности». Замечательных памятников на кладбище нет. Причту сначала было положено три лица: священник, дьячок и пономарь, но перед построением каменной церкви был определён и диакон. Содержать причт предполагалось «от земли и от доходов с прихода и за отходной означенной части земли под линию железной дороги».
Дома у причта собственные, устроенные после пожара, а потому скудные. Училище сельское в приходе есть, оно впервые было открыто в крепостное время помещиком Руцыном, и помещалось при его доме на его содержание. Потом, с отменою крепостного состояния, оно располагалось в здании волостного управления. С переводом же последнего в село Яковлево, и по настоящее время помещается в доме помещицы Татариновой – сестры господина Руцына – и ею поддерживается. С начала открытия училища до 1871 года в нём обучалось более ста детей.
//Каюсь, я тоже поддался чарам И.С.Тургенева и других, написав о Николае Карловиче Рутцене то, что он был фантазёром, хотел освободить крестьян посредством выкупа. Но, собрав 50 рублей, на этом остановился. Иван Сергеевич, получив письмо от Марко Вовчок о том, что Рутцен заказал за границей свою машину для перевозки тяжестей зимою, ответил 10 (22) июля 1859г следующее: «Изобретение Рутцена повергло меня в недоумение… После этого найдётся человек, который придумает машину, которая будет час нести ложку ко рту». Тургеневы знали Рутценов раньше этого срока. Так, В.П.Тургенева в 1838г сообщала Ивану Сергеевичу о том, что зиму она располагает жить в Орле, Рутцена дом нанимаем, куда дядя сейчас едет».
Вот как пишет о Рутцене один автор: «Немец по фамилии, русский по душе и воспитанию, Рутцен, на манер провинциального помещика, любил рассуждать и прожектёрствовать. Но прилагать длительные усилия к какому-то реальному делу совершенно не умел. У него не было решительно никаких навыков и способностей для практической деятельности». А разве, позвольте спросить, открытие за свой счёт училища, в котором обучилось бесплатно более 100 детей, это ли не практическая деятельность?! Или важно было всех помещиков «построить в одну шеренгу» и сказать – плохие! По отзывам жителей г.Малоархангельска, в д.Костюрино, принадлежавшей Рутценым, местные помещики никого из крестьян не обижали, давали обездоленным муку и другие продукты питания бесплатно, за что во время революции никто усадьбу не разорял. А вот писатель И.С.Тургенев – это барин, привыкший жить за счёт труда крестьян, хотя он, для красного словца, и любил «рассуждать и прожектёрствовать» по поводу тяжёлой жизни простолюдинов. Вспомним хотя бы о том, что Иван Сергеевич жаловался одному адресату о том, что он нашёл себе плохого управляющего, мало, видимо, собирающего денег с крестьян.
Не нравился Рутцен и тем, что носил «странную одежду и выглядел странно». В то же время губернатор Левашов покровительствовал Рутцену и дал ему хорошую аттестацию. И как мировой посредник, Рутцен был на стороне крестьян. Этим он, конечно, и не нравился барам-дворянам!-В.А.//
Село Хотетово получило своё название от владетеля помещика, князя Хотетова, от которого постепенно переходила к Мацневу, затем – к Кавалинскому, потом – к Бестужеву-Рюмину, после того – к Потёмкину и Юсупову и т.д. Первоначальное название села было Верховье Вишневец, и тогда оно было деревнею Мценского уезда.
С начала построения церкви приход состоял из одного села. В настоящее время он состоит из села Хотетово, сельца Гостиного, хуторов Оловенниково и Редькино и выселок Седых. Прихожане все чисто русские, между ними есть помещики, немного мещан, гос. крестьяне, крестьяне собственники и временно-обязанные. В ограде при церкви похоронены устроительница храма кн. Юсупова и её дочь. Других достопамятных лиц и раскольников нет.
Частные училища имеются в хуторах Оловенниково, где по желанию жителей обучает детей заштатный дьячок; Редькино, где также по желанию жителей детей обучают случайные учителя. Учение бывает преимущественно в зимнее время. В 1866 году церковь была окрашена изнутри, оштукатурена и побелена снаружи. В том же году обновлены глава на настоящей церкви, шпиль на колокольне и стропила по всей церкви, крыша починена жестью с благословения священного Епископа Поликарпа иждивением всего крестьян-ского прихода и малою частью церковной суммы.
В 1871 году ко дню святой Пасхи, а именно – 28 марта – на горнем месте поставлен большой образ Спасителя в резной позлащённой раме, писанный помещиком Николаем Николаевичем Тиньковым на добровольные подаяния прихожан в 70 рублей. 19 мая того же 1871 года прежний ветхий святой Антиминс был заменён на новый. Священник сего села Яков Георгиевский, «поступивший в оные по окончании наук Орловской семинарии» с 3 декабря 1839 года, в 1853 году «был определён общим духовником по ведомству благочиния»; 28 июня 1858 года он был награждён набедренником и в том же году награждён «в память Севастопольской брани» бронзовым крестом. 21 августа 1865 года награждён скуфьею. Прихожане к церковному послужению ходят, говеют, причащаются, исповедываются.
Кроме немногих, которые не каждый год причащаются «по наклонности своей к хмельным напиткам», поучения слушают, умерших родных поминают, по всеобщему обыкновению молебны слушают и в храме, и на домах. Расколов или каких-либо совращений не было, благотворительных заведений нет, в училище детей – посылают и грамотностью утешаются; суеверий и предрассудков нет. По открытии вольной продажи вина, наклонность к хмельным напиткам у крестьян собственников и временно-обязанных – обыкновенная, тем более что они ещё не понимают своей вольности и не умеют ею пользоваться. Государственные крестьяне, хотя и пьют вино, но дома, и хозяйства их из года в год улучшаются, «без нужды они не делят себя в семействе, тогда как бывшие господские крестьяне делятся до одиночества, а потому дома их и хозяйства теряются и упадают».
//Государств. крестьяне – это редькинцы, которые без нужды не делятся, а живут одним семейством. Хозяйства их из года в год улучшаются.-В.А.//
*






Голосование:

Суммарный балл: 20
Проголосовало пользователей: 2

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:


Оставлен: 06 мая ’2011   10:37
Василий Иванович, всегда узнаю, что-то новенькое! Спасибо, Вам!
1784

Оставлен: 06 мая ’2011   11:30
ОЧЕНЬ ИНТЕРЕСНО!!!!!

Оставлен: 03 января ’2022   02:59
здравствуйте! это мой прапрадедушка, сыном у него был Александр Георгиевский.
удалось собрать немного информации о нем, если интересно, могу поделиться.
напишите мне пожалуйста monk39@yandex.ru

Оставлен: 03 января ’2022   02:59
если вам есть еще что добавить, пишите


Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Премьера песни "Частный Случай"

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft