16+
Лайт-версия сайта

Смехотворчество Чехова

Литература / Статьи / Смехотворчество Чехова
Просмотр работы:
24 ноября ’2010   16:53
Просмотров: 25541

Галина Мягкова



Смехотворчество Чехова.



Период последних десятилетий Х1Х века – между Островским и Чеховым, между старой и новой театральной системой – чрезвычайно важен для русской сцены. Современники были строги к русскому театру даже в лучшие времена. Расхождение идеала с действительностью всегда воспринимается с драматизмом. Слова об упадке театра легко шли с языка. Видимо что-то изменилось в самой действительности, за которой театр не поспевал. «В чем особенная сила театра? – будет размышлять позже Вл. Немирович-Данченко, вспоминая эти годы. Почему к нему тянутся и девушка из глухой провинции, как Нина Заречная в «Чайке», и гимназист, и купеческий сын, и отпрыск княжеского рода князь Сумбатов (Южин)… и лучшие писатели, перед которыми раскрыты настежь двери, предпочитают отдавать свои лучшие чувства театру и актерам?». Чехов, которого современники воспринимали порой как исключение в русской театральной традиции, на деле был призван осуществить связь времен. Скептически настроенный к современной сцене и с юношеских лет атакующий ее своими пародиями и фельетонами, критичный к ней в своих письмах и прозе, Чехов неотвратимо влечется к ней.
Уже в Таганроге начинает проявляться писательский талант Чехова. Он увлекается театром, с успехом выступает как актер в спектаклях любительского кружка, пишет для этого театра сценки. Позже выпускает юмористическую газету «Заика» и посылает ее в Москву братьям. Водевили, написанные в те годы, судя по всему, безвозвратно утрачены. Зато уцелела большая пьеса «Безотцовщина» или «Платонов». Вот с таким духовным багажом приехал Чехов в 1879 году в Москву, чтобы стать студентом медицинского факультета Московского университета. В Москве он стал печататься в еженедельных журналах и газетах. Чаще всего – это были рассказы-сценки. Жанр вполне традиционный, но Чехов вдохнул в него новую жизнь. Как правило – это краткая экспозиция, а дальше начинается сама сценка, в процессе которой, как и в драматическом произведении, персонажи обмениваются репликами и совершают какие-то поступки. Текст от автора сокращается, несколько напоминая расширенные ремарки в пьесе. Такая структура всегда привлекала к рассказам актеров и режиссеров. В ранних рассказах он создал много образов помещиков и помещиц, тиранов и самодуров. Ну а если человек сам, без всякого принуждения унижает свое достоинство? Вот об этом рассказ «Толстый и тонкий». Чехов улавливает кровную связь между холопством и деспотизмом. Писатель сосредотачивает свое внимание на кризисных, переломных моментах в жизни своих героев.

Люди эти – представители самых разных сословий, ничем не примечательные, заурядные: учитель, гробовщик, мужики, мастеровые, приставы. Сцены трагических признаний сменяются комическими картинами. В чеховских водевилях действуют те, которых мы, как правило, не видим в его пьесах. Старинный водевиль, угасший в середине Х1Х века, под пером Чехова приобрел новый характер. Само понятие о водевильном жанре меняется после Чехова и получает совсем иной смысл.
Водевиль – жанр, без которого не возможно представить афиши театров первой половины Х1Х века. С ним связано творчество Н.Дюра, В.Асенковой, М.Щепкина, А.Мартынова. К этому жанру обращались писатели: И.Крылов, А.Шаховской, А.Грибоедов. «Все пустились в водевили»-, справедливо писал драматург Н.Хмельницкий.
Родина водевиля –Франция. Первым, кто начал прививать этот жанр на русской почве, был драматург, издатель и известный театральный деятель кн. А.Шаховской. Его водевиль «Казак – стихотворец» пользовался большим успехом. После «Ревизора» Гоголя, характер водевиля резко меняется, он приобретает более социальный характер.
Четыре составные части традиционного водевиля - переодевание, куплеты, каламбур, остроумие – подвергаются изменениям. Из него практически исчезает куплет. Традиционный герой водевиля – баловень судьбы, легко и свободно устраивающий свои дела, у Чехова становится неудачником. Ему не даются не предложение, не юбилей. По традиции водевильный герой – это простак, подшучивающий над другими. Чеховский герой не так прост и сам попадает в смешные ситуации. В чеховском водевиле ситуация берется не будничная, а требующая особого ритуала. До уровня исполнения этого ритуала персонажи не дотягивают. Ни сделать предложения даме, ни подготовить торжественную речь для юбилея, ни поздравить жениха и невесту на свадьбе. Получается недоразумение, непристойность, скандал. Чехов дал обывательщине разгуляться, он вывел ее на сцену. ( Спектакль «А чой-то ты во фраке» в театре «Школа современной пьесы» в Москве). Наиболее обширные и язвительные наблюдения сделаны Чеховым в «Свадьбе». Старое российское хамство встречается здесь с цивилизованным хамством, идущим в ногу с прогрессом. Персонажи «Свадьбы» очень сценичны, что подтверждает великолепный фильм с участием Э.Гарина, В.Марецкой, Ф.Раневской, О.Абдулова, С.Мартинсона. В 20-е годы Вахтангов поставил спектакль, в котором действовали только маски. И финальный призыв «генерала» - «… человек, выведи меня отсюда»,- звучал трагически. Праздники не удаются, потому что не удаются будни. По мере того, как духовное начало в чеховских героях съеживается и чахнет, тело приобретает необыкновенно важную роль. Человек, отлученный от красоты, от природы, оставшийся один на один с бытом, оказывается наедине со своим телом: болящим, голодающим, обрюзгшим.

В 1935 году Мейерхольд отметил в своем спектакле карикатурную физиологичность чеховских водевилей, придумав для них общее название «33 обморока». Водевили Чехова – комическая сага о житейской пошлости. Водевили дают нам ключ к чеховской драматургии, где трагическое соседствует с комическим. В письме к Суворину Чехов говорит: «Когда я испишусь, то стану писать водевили и жить ими. Из меня водевильные сюжеты прут, как нефть из Бакинских недр».
Бунин вспоминал, что восторгаясь лермонтовской «Таманью», Чехов сказал: « Вот бы написать такую вещь да еще водевиль хороший, тогда бы и умереть можно».

Водевили, написанные А.П.Чеховым:

1. Предложение
2. Юбилей
3. Свадьба
4. Медведь
5. О вреде табака
6. Лебединая песня



Свидетельство о публикации №16665 от 24 ноября 2010 года





Голосование:

Суммарный балл: 0
Проголосовало пользователей: 0

Балл суточного голосования: 0
Проголосовало пользователей: 0

Голосовать могут только зарегистрированные пользователи

Вас также могут заинтересовать работы:



Отзывы:



Нет отзывов

Оставлять отзывы могут только зарегистрированные пользователи
Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

«СЧАСТЬЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ И СЧАСТЬЕ СОЗИДАНИЯ»

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft