Первый межпортальный, третий тур. Из двух предложенных стихотворений ("Сон" Пастернака и "Незнакомка" Блока) надо было выбрать одну строчку и органично вплести её в свой текст. Эту строчку я даю здесь в качестве второго эпиграфа.
"Он умер в январе, в начале года" (с)
"Но время шло, и старилось, и глохло" (с)
И.Б.
Он умер в январе, в начале года,
в Америке, за письменным столом,
под чёрной амальгамой небосвода
по общему согласию сторон.
Ему сказали: "Проживёшь до марта.
Кури поменьше, плюй на пустяки.
Лазоревые голуби Сан-Марко
кириллицу склюют с твоей руки".
Но время шло, и старилось, и глохло,
и стрелки покидали циферблат.
Перетекала дней осенних охра
на ржавчину кладбищенских оград.
Двоились буквы, плыли по бумаге,
как по Неве на запад острова -
безветренно приспущенные флаги,
прощальные безмолвные слова.
А время шло, и реже билось сердце.
Но остальное было, как всегда:
брели волхвы, заслышав плач младенца,
и плакала далёкая звезда.
Дима, поздравляю с Топ-5 третьего тура по произведениям, и выходом всей команды в финал межпортального конкурса!
Твоё стихотворение просто великолепно!
Валера... Мне кажется, это же такой материал, столько интересных авторов. Для жюри большой улов... Столько мыслей интересных, образов... Стихи под номерами, не защищены авторскими правами, все это опасно. Элементарно можно украсть.
А для авторов возможность засветится... Но что это им может дать? Может, издадут альманах? И не заставят платить за публикацию) Как это сейчас делается. Или вступительный взнос)
Мне очень странно, что у этого стиха не первое место. Ну, да Бог с ними, с этими судьями, для меня оно - первое из самых первых! Из тех, что врезается в память и живёт там всегда, прости уж за невольный пафос. Я "настоящесть" стиха оцениваю очень просто - пробило прочтение на слезу или нет (ну любим мы, девочки, всплакнуть)))) Тут вот сразу горло сжимается и не отпускает до конца...
Спасибо тебе за этот стих!
Спасибо всем соучастникам и вдохновителям.)
О, а в читательском - первое! Авторы больше разбираются в настоящей поэзии, чем некоторые не-уважаемые судьи. Я там спросила у убийцы, по каким критериям она ставила оценки ниже 7-ми?
Хочу еще раз поздравить обе наши команды с выходом в финал в таком серьезном конкурсе, где принимают участие 250 сильнейших поэтов с 31 сайта и несколько десятков профессиональных судей! Как сказала Инна, которая знает сайт Литсеть изнутри и знает его авторов: "видя кто играет и зная этих авторов - я просто считаю нас уже победителями... попасть в финал - это сильно!"
И эти стихи, которые помогли нашей команде пройти в финал - это сильно!
Спасибо, Серёга!
И я всех поздравляю, всё наше сообщество. Да, попадание в финал - это уже маленькая победа. Пройти сквозь такое сито - это невероятно) Но у нас получилось.
Очень, очень хорошие стихи. Хит, если можно так выразится. Внутри звучит. Ведь чем отличаются по-настоящему хорошие талантливые стихи от вроде бы хороших, в которых все вроде правильно построено, слоги, ударения просчитаны, - а внутри не звучат. А тут - мелодия внутри остается, послевкусие, гармония...)))
Ну "взыскательны" - это сильно сказано. Разбирать стихи по косточкам я не умею. Но зато у меня чутье на фальшь, без тени хвастовства говорю))) У Вас стихи честные(нечестные - это когда автор хочет показаться лучше, умнее, чем есть на самом деле, т.е. наворотить зауми, выдумки, о простом - сложно, а непонимающие дескать, - дураки), более того, они еще и сильные. Это когда о сложном - просто. Некоторые говорят, Бродский писал сложно.
"Навсегда расстаемся с тобой, дружок,
Нарисуй на бумаге простой кружок,
Это буду я: ничего внутри.
Посмотри на него, а потом сотри." - разве это сложно?
НАСТОЯЩИЕ стихи запоминаются, хотя бы несколько строк, и звучат внутри.
Много ли Вы знаете таких поэтов, даже если стихи их со всех сторон хороши и правильно построены?...
Талантливо о гениальном…
А ведь это поэтическое роскошество могло и не увидеть свет (подумать только!), не организуй Лис конкурса под названием «Остров сокровищ». Спасибо ему!
А тебе, Дима, спасибо за такую щемящую память о Поэте.
«…время, столкнувшись с памятью, узнаёт о своём бесправии», - такой вот мыслью поделился Бродский в одном из своих творений.
Спасибо, Люси!
Да...не организуй Лис...много бы чего не было)
Бродскому забвение не грозит, слава Богу. "От всего человека вам остаётся часть речи. Часть речи вообще. Часть речи".
я декламирую и записываю стихи Бродского
появилась идея прочесть твоё посвящение в его честь, как заключительную часть цикла чтений его стихов.
Не против?
Конечно, нет. Если ты считаешь, что моё стихотворение достойно такого соседства)
Кстати, сейчас читаю книгу о Бродском. Автор - Людмила Штерн, которая знала его ещё до эмиграции.
А ещё в Питере наконец-то открывается музей-квартира Бродского. Правда, одну соседку по коммуналке выселить так и не удалось. Поэтому получилось "полтора музея")))
Я о нем тоже знаю достаточно много.
Спасибо.
Думаю, достойно.
Недавно закончила читать все его стихи, полное собрание.
Эссе - на очереди.
Он был профессором в Энарборском Мичиганском универе.
Читал лекции студентам.
Поэт и лингвист.
Английский неплохо знал.
Его эссе переведены с англ на русск.
Примерно так.
Какая прекрасная задумка. Эпиграфом к стихотворению памяти Бродского взять строчку из стихотворения самого Иосифа Бродского «На смерть Т. С. Элиота» (который тоже умер «в январе в начале года»). И какое прекрасное исполнение. Где цитата из Пастернака уже «работает» на динамическое развитие содержания, которое по идее должно быть статичным в силу специфики подобных произведений. Точные аллюзии, не менее точные образы и ассоциации... У Андрея Макаревича есть произведение о том же, написанное непосредственно тогда (когда ещё не было известно, что Бродского похоронят на острове Сан-Микеле в Венеции, впрочем, как известно, решение этого вопроса заняло больше года) – там, как бы «от противного» (во всех смыслах) выпячивается суетной фон, а собственно о происшедшем в самом конце:
И парад закончив идиотский,
Складывая папки и спеша,
На прощанье фраза: «Умер Бродский.
Сердце. Похоронят в США...»
Здесь же мягче, полифоничнее. И просто достойно…
__________
Татьяна Погодина, 8 баллов http://litset.ru/publ/34-1-0-17369
Понравилось: «Лазоревые голуби Сан-Марко //кириллицу склюют с твоей руки» и «Перетекала дней осенних охра
на ржавчину кладбищенских оград».
Несколько, на мой взгляд, испортили картину грамматические «года – небосвода» и «острова – слова».
И слегка споткнулась на скоплении «заслышаВ ПЛаЧ МЛаденца» и «склююТ С Твоей».
__________________
Говорить не хочется, хочется просто вслушиваться в звучание строчек, и долго всматриваться в эту картину, словно выполненную сепией… Ещё одно из лучших стихотворений в подборке.
_____________________
А теперь мнения читателей (то бишь других участников конкурса):
Виктор Граков (команда «Пришельцы»):
Проникновенное стихо, скупыми выразительными средствами вызывающее массу ассоциаций. Его читать легко так же, как дышать. Прозрачное, чистое, печальное.
"Лазоревые голуби Сан-Марко
кириллицу склюют с твоей руки"
Замечательная метафора и идейный стержень всего произведения.
Лучшего стиха, посвящённого памяти Бродского лично я не встречал.
hoogin (команда «Мушкетёры без Дюма»):
Честно говоря, третий тур меня откровенно разочаровал. Видимо, верхи расслабились, а низы не смогли. Но, надеюсь, в финале будет иная картина, особенно если туда попадёт и автор этого стиха, одного из немногих лучиков в темноте третьетурного межпорталья. Думаю, даже Ося в могилке если и веретелся вокруг своей оси, то несильно. Единственно, я слегка не понял, каким макаром в январь затесалась осень, а в остальном хорошо. Молодец автор.
Галина Пиастро (команда «Пентаграмма»):
Это стихотворение я внесла в свой шорт-лист.
Хорош художественный слог, понятна идея, приятны рифмообразования.
В название вынесена дата (год опущен) смерти Иосифа Бродского, вообще это можно считать стихотворением-эпитафией выдающемуся поэту, эссеисту и др.
Автор взял эпиграфом строчку из стиха И.Б. «На смерть Т. С. Элиота», поставив в параллель практически одинаковые, январские, даты ухода из жизни обоих поэтов – это интересный, даже символичный, факт. Вообще, в стихотворении поэтически обыграны и некоторые другие фактографические сведения из жизни И.Б.
«Он умер в январе, в начале года,
в Америке,…»
И несколько метонимий:
«Лазоревые голуби Сан-Марко
кириллицу склюют с твоей руки".
Здесь и о так любимой Бродским Венеции (где он и захоронен), и о том, вероятно, что свои эссе И.Б. писал уже по-английски, хотя стихи по-русски («кириллицей»).
Весьма оригинально сказано!
Вот и о бывшей родине, родном Питере:
«…по Неве на запад острова».
Следует ли понимать последние строчки как неизбежность ухода одних светил с поэтического небосклона и ожидания прихода последующих? Именно так я поняла концовку. Что ж: это обнадёживает.
Пожалуй, последние строки отражают отношение автора к величию своего героя, его всеобщей значимости. Да, такое признание очень впечатляет, но хотелось бы услышать, понять авторское видение творчества, черт личности такого неоднозначного Иосифа Бродского.
volot (команда «inaya команда»):
Выбрать из такого количества стихов лучшее – непростая задача. Обычно я бегло прочитываю все, сразу отсекая слабые (на мой взгляд) работы, а потом уже более внимательно выбираю из оставшихся.
И все же попадаются стихи, которые уже при первом, беглом прочтении, сразу западают в душу и понимаешь - это настоящее.
Данное стихотворение из таких.
Легкий язык (хотя все пишущие знают как нелегко добиться подобной легкости), прекрасная образность – по общему согласию сторон, склюют кириллицу, охра дней, перетекающая в ржавчину кладбищенских оград – это достойная работа.
И прекрасное послевкусие остающееся после прочтения, светлая грусть, говоря словами другого поэта.
Удачи и успеха автору.
Наринэ Карапетян (команда «Филеас Фогг»):
Думаю, Бродский был бы доволен такой эпитафией себе. Потому что стихотворение 1) чувствуется - от души написано, с неподдельным пиететом 2) при этом не подражательное, а свое 3) подразумевает определенную подготовленность читателя, которому как минимум известна биография Бродского и его творчество 4) написано скупо, без лишнего пафоса, но режущими душу образами. Что сразу выделяется из общего текста: Печальная констатация «под черной амальгамой небосвода по общему согласию сторон». Потрясающе - про лазоревых голубей, которые склюют с руки кириллицу... Время глохло, стрелки покидали циферблат - параллель с останавливающимся сердцем и с останавливающейся в тоске по своему певцу историей. И это предсмертное слияние Бродского позднего с молодым, ленинградским, через приближение двоящихся букв и плывущих островов - пронзительно. И так ненавязчиво, подспудно описана встреча (сретение), ожидающая поэта в будущем веке - того поэта, который на каждое Рождество старался писать по стихотворению как свой скромный дар Создавшему его.... http://litset.ru/publ/30-1-0-17355
Роскошная поэзия у Вас.
Обожаю такие находки.
Читаю и уходить не хочется...
Настолько глубоко и контрастно, ярко и самобытно.
Браво, Дмитрий!
С уважением и теплом - Терри
Приятно это.
Но я о том....что трудно выразить словами...ощущения...
Вот хотела выделить особо сильные места....Скопировала фразу.... а потом поняла...что хочу копировать следующую...и следующую....)))) Но нельзя же все..... Потому и оставляю то....что скопировала в первую очередь...:
Кури поменьше, плюй на пустяки.
Лазоревые голуби Сан-Марко
кириллицу склюют с твоей руки".
Помню, помню эти стихи))) И "Расстрельный сонет" тоже. Интересные раньше под работами дискуссии разворачивались! И даже если стихи не проходили в АИ(допустим, мои), - что-то новое для себя находил, люди раскрывались опять же с разных сторон...
Твоё стихотворение просто великолепно!