ПОЛИТИЧЕСКИЙ ЛЯПСУС или «BACK IN USSR»
(из цикла «Непридуманные истории»)
События, о которых пойдёт речь, произошли зимой 1972 года.
Наш ансамбль играл в Доме культуры Газпрома на танцах. А в нескольких кварталах от него находился городской ДК, где в те же дни проводились свои танцевальные вечера в сопровождении ВИА «ЛИРИКА», имевшего звание «Народного коллектива».
Так получилось, что наш репертуар, манера исполнения и цветовая подсветка, бывшая тогда новинкой, пришлись по душе большому количеству молодёжи. Вечерами по выходным у «Факела», именно так назывался наш ДК, собиралась огромная толпа молодых людей. А в фойе ДК, где и проходили танцы, просто яблоку негде было упасть. Танцующие готовы были снести и нас, музыкантов.
В городском же ДК в эти дни сиротливо подпирали стены человек 40-50 тех, кому по какой-либо причине не хотелось толкаться в «Факеле».
В этом не было бы ничего страшного, если бы не одно «но». Деньги! Да-да, именно они! Билет на танцы стоил 30 копеек. Вроде бы мелочь. Но при 600 посетителях этого мероприятия набегала приличная сумма. Её хватало и на оплату администратора с билетёром, и на зарплату музыкантов, да кое-что ещё и оставалось на премии другим работникам ДК.
Точно такие же расчёты проводили и в городском ДК с поправкой на их посетителей. И вот тут-то дебет с кредитом никак не сходились.
Руководство отдела культуры города решило выяснить причину популярности «Факела» и ансамбля братьев Муранов. В один из воскресных вечеров на танцы в «Факел» прибыла представительная комиссия во главе с зав.отдела культуры-депутатом горсовета с двумя подчинёнными в сопровождении начальника РОВД.
На их беду в этот день в «Факеле» при полном аншлаге состоялся концерт польской группы «NO TO ZO». Члены комиссии были буквально вжаты в стену выходившей с концерта возбуждённой толпой и рвущейся в фойе молодёжью. Начало не предвещало ничего хорошего.
Закрывшись в кабинете директора ДК, комиссия терпеливо дожидалась перерыва между отделениями. А из-за кулис поглазеть на развлечения советской молодёжи вышли польские музыканты (когда такое ещё увидишь?). Улучив момент, к нам подошёл ударник «NO TO ZO» и попросил разрешения отработать с нами пару-тройку песен. Согласие было получено и патлатый поляк в поношенной майке с английской надписью на ней водрузился за ударной установкой, чем привёл танцующих в дикий восторг.
Мы дружно грянули «BACK IN USSR». Восторг толпы достиг предела. Поляк вытворял чудеса. Отбивая такт, он одновременно жонглировал палочками, высоко выбрасывая вверх свои костлявые руки.
Дверь кабинета директора распахнулась и на её пороге появились две фигуры – зав.отдела культуры и начальника РОВД. Женщина-депутат была вне себя. Указывая пальцем в нашу сторону и силясь перекричать ансамбль, она потребовала немедленно арестовать «этих наркоманов», видимо имея в виду нас.
К слову сказать, я в те годы носил шикарную шевелюру, спускавшуюся почти до плеч. В институте меня из-за неё даже прозвали д*Артаньяном. Однако, в отличие от поляка, моя причёска выглядела ухоженной и опрятной. Да, и костюм с галстуком не оставляли никаких сомнений в моей «благонадёжности». То же относилось и ко всем членам нашего коллектива.
Однако совсем иначе смотрел на всё это начальник РОВД. Слова депутата были для него непререкаемы. В момент он, обогнув сцену, подскочил к ударнику и, вцепившись тому в волосы, ловко стащил поляка на пол. Напрасно парень, стараясь вырваться из цепких рук стража порядка, кричал: «Пан! Пан! Я есть пОляк!» Из уст майора советской милиции, как приговор, прозвучала всего лишь одна фраза, ставшая крылатой: «У меня таких пОляков полная кутузка!»
Лишь вовремя подоспевшим коллегам ударника удалось объясниться с майором и вернуть своему другу свободу. Меня же, как руководителя ансамбля, вызвали «на ковёр».
Перерыв затягивался. Народ стал волноваться. Разговор в кабинете мог продолжаться сколь угодно долго. Поэтому, чтобы окончательно не сорвать мероприятие, беседу решили перенести в райком комсомола на понедельник. С этим комиссия и убыла восвояси. А вечер продолжился, как ни в чём не бывало.
На следующий день я, без особого по такому случаю трепета, вошёл в кабинет второго секретаря райкома ВЛКСМ. К моему удивлению членов комиссии здесь не оказалось. По-видимому, «второй» предварительно был поставлен в курс дела, и в его задачу входило уточнение некоторых деталей и проработка «наркомана».
Беседа началась издалека – Who is who, говоря нынешним языком. Мой ответ поверг секретаря в шок – «Как? Вы – студент пединститута?» Я непонимающе вскинул брови. И непонимание это было искренним. В моём коллективе никто не только не употреблял алкоголь, но даже не курил, что выглядело, по меньшей мере, странно и подозрительно. «Второй» был явно смущён. А репертуар? Он утверждён Ростовским Объединением Музыкальных Ансамблей (РОМА) и количество зарубежных песен не превышает допустимых норм (были и такие нормы!).
Заканчивая складывавшуюся не в его пользу беседу, «второй» воззрился на мои кудри – «А как Вы объясните вот это?» - его перст указал на мою шевелюру.
Я только и ждал подобного вопроса, подготовившись к нему заранее, ибо знал об антипатии номенклатуры ко всему, не вписывающемуся в определённые ими же рамки.
«Горестно» вздохнув, я предложил секретарю по идеологии мысленно представить себе два портрета – Карла Маркса и Гитлера. «Второй» сначала не понял о чём речь. Мне пришлось уточнить – с кого, позвольте, брать пример?
Мой вопрос прозвучал, как гром среди ясного неба. «Идеолог» поперхнулся и стал хватать воздух открытым ртом. Картина была просто комичной! Через минуту, слегка придя в себя, он единственно, что смог вымолвить:
«Это – политический ляпсус!»
На этом беседа и закончилась.
А через неделю ДК «Факел» по распоряжению райкома партии был закрыт на «Капитальный ремонт».
Спасибо, Евгений!
Небольшое послесловие к рассказу - через 6 лет зав.отделом культуры и народный депутат в одном лице села на 5 лет за крупную растрату средств, выделенных на развитие культуры. "Второй" секретарь пошёл на повышение в райком партии (промышленный отдел), потом переводом в Газпром и теперь крупная шишка в бизнесе. Естественно, член "Единой России" и ярый обличитель коммунизма!
Я во второй класс ходила в 72-м) Но атмосфера тех лет памятна (в этом плане, что рассказано)
Насчёт политического ляпсуса - это супер! )
Замечательный рассказ, Павел!
Лариса.
СПАСИБО, Елена!
И не помышлял никого потрясать.
Просто рассказал об одном нелепом случае из прошлой жизни.
А уж сама жизнь тогда нас всех потрясала неоднократно.
Замечательный рассказ! Напоминает всем нам (и мне тоже), голосующим за КПРФ, какой "не подарок" идеология этой партии, и голоса за нее отдают только для того, что бы было кому "гавкать" на безобразия нынешней власти.
Один поэт (не будем называть его по имени) как-то сказал:
Мне на днях попалась на глаза
Фотография с улыбкой на устах.
Вроде тот же образ, тот же взгляд...
Меня людям трудно не узнать.
Только, стоя с молодыми в ряд,
Сам себе я разве буду врать?
Каких только историй с этим поэтом не приключалось!
Светлана!
Конечно же это "Битлз"!
Но, смею Вас заверить, мы исполняли эту песню с неменьшим энтузиазмом. Правда, было это в далёком 1972 году!
Аж самому страшно, какой я старый! Без всякой рисовки!
Замечательный экскурс в прекрасные времена нашей молодости, студенческой, я же тоже ПЕД заканчивала и так мне все это близко! И горько и смешно... Но самое восхитительное,Павел,это Ваш вопрос о К.М. А. Г. Действительно, ведь абсурд, не в длине волос совсем дело...
Спасибо, классно!И, конечно, песня, А фото - СУПЕР!!!!
Скажу Вам по секрету, что этот снимок сделан осенью 1983 года, когда я уже стал играть в ресторане. А вот фото из "Факела", где мне 20 лет, я, к сожалению, так и не нашёл!
))) Сейчас смешно подобные казусы вспоминать, а ведь ходили строем, читали тупые речевки на улицах города и все принимали с энтузиазмом! И неудивительно, идеология с детского возраста вдалбливалась, и мыслящим было опасно быть! Впрочем, как и сейчас! Для простого народа ничего не меняется!)) Мы должны быть послушным, бездумным стадом! Такими проще управлять!
Да, Павел, интересная история, хорошим языком изложенная! То, что "Лирика" стояла на месте и не двигалась вперёд, это факт. Зато делали вид, что играют с листа по нотам. А вот то, что в Аксае были "НО ТО ЦО", для меня это новость. В 72-м мне было 10 лет.