Анималистика - это искусство изображения животных. Анималистика существует в различных видах изобразительного искусства: в скульптуре, в живописи и графике. Наверняка, найдутся примеры анималистики в архитектуре, если поискать, конечно. Как и многие другие жанры в искусстве, анималистическое произведение начинается с набросков. Мне не пришлось рисовать животных в природе. В городе они находятся в зоопарках- дикие, в квартирах- одомашненные. В парке можно, конечно встретить белку или стайку дроздов, да воробьев с голубями. Но эта натура не слишком усидчивая.
Лебедева Л. "Лошадка", бумага А-2, соус. Краткосрочный рисунок. В зависимости от задачи наброски могут быть рассчитаны на разную длительность рисунка: от 3 минут до 1 часа.
Самая древняя анималистика- это пещерные росписи. Датировка их может делаться по животным, которые изображены. Мамонт, шерстистый носорог, пещерный медведь,-этих животных человек уже смог зафиксировать на своих рисунках.Рисунок носорогов из Шове (юг Франции)самый древний в мире. Его возраст около 32 тыс. лет назад. Рисунки делались цветными глинами, углем, процарапывались на камне. Из сцен, которые нарисовал доисторический художник, можно узнать кое-что о поведении и образе жизни древних животных. Художник до какой-то степени уже стал летописцем событий. Многие ли современные художники могут так масштабно и реалистично отразить окружающий мир!
С натуры на пленэре обычно делают зарисовки или пишут красками. Но в этом случае художник- анималист может стать исключением. Он может лепить с натуры. Ему не важно состояние погоды, положение солнца над горизонтом,-то, что так ценят живописцы. Можно прикормить стайку птиц, занять место у аквариума с рыбами или черепахами, познакомиться с соседской собакой или лошадью. Проще всего, наверное, рисовать на глиняном (или пластилиновом) пласте. Еще древние римляне писали стилусами на деревянных табличках, залитых темным воском. Изображение можно легко стереть, заменить новым. Исправленное изображение древние переносили на более устойчивые материалы, например,пергамент. В нашем случае рисунок на глине можно обжечь, а пластилиновый- отформовать в гипсе.
В Древнем Риме предметы часто были украшены изображениями, имеющими отношение к играм. К играм относились цирковые состязания на лошадях,выступления атлетов, борьба с животными, театрализованные представления охоты или боя. Гладиаторы боролись с медведями, пантерами и волками. Мотивы звероборчества можно встретить и в произведения более поздних времен.
В древние (и не очень древние) времена в разных странах люди представляли себе мир населенным не только реальными людьми и животными, но и мифологическими персонажами. У них были свои области обитания. Мир делился на 3 части: подземный, земной и небесный. Конечно, этих сфер обитания могло быть и больше. В Москве есть ресторан "Седьмое небо", например. Реальные существа обитали в среднем, земном, мире. Под землей обитали духи земли, драконы, души предков (в некоторых верованиях). На верхнем ярусе обитали божественные силы. В книге Б. Рыбакова о русском прикладном искусстве есть фотографии ритуальных браслетов с делением изображения на такие 3 яруса. Встречается такое деление и в древнерусской каменной резьбе. Из анималистических изображений в резьбе присутствуют птицы, грифоны: обитатели небесного мира, осуществляющие связь земного и небесного миров,- и звери: драконы, львы: обитатели нижнего мира.
Мифологические персонажи- вполне достойные объекты для анималистики. В средневековых бестиариях есть упоминания о гидре, единороге, василиске и других животных, которых в природе уже не встретишь. Сведения об этих существах скорее всего перешли в бестиарии из древнегреческой литературы и мифологии. Конечно, могли возникнуть фантастические версии и на основе изображений Древнего Египта. Конечно, придумывали несуществующих животных и позже. Главное, чтобы оно выглядело правдоподобно и имело реалистическое описание.
Один из самых древних городов мира- Сузы. Он находится в 250 км от реки Тигр, основан в 4 тысячелетии до н.э. На стенах города при раскопках обнаружили изразцы с изображениями грифонов, крылатых львов и других фантастических созданий. Современные художники- прикладники иногда обращаются к свободному копированию исторического материала. "Сфинкс из дворца Дария". Картинка с сайта www.gorodamira.biz/goroda/55-drevnij-gorod-suzy.html
Средневековые бестиарии содержали в себе сведения о самых разных животных (бест, бестия-животное). Составители бестиария включали туда описания животных, которых видели сами, читали о них в древних книгах, о которых узнали из рассказов мореплавателей и путешественников. Конечно, сведения не всегда были достоверными. Так, например, в описании страуса говорится о том, что птица глотает и переваривает железо. На картинке страус изображен с подковой в клюве. Не знаю, куда делся груз железа, который перевозил караван. Наверное, после нападения стаи диких голодных страусов при форсмажорных обстоятельствах железо исчезло. Прошу тех, кто прочитает этот пост: не проверяйте, пожалуйста, жизнеспособность страусов на страусиных фермах, не кормите их металлическими предметами. В одном из зоопарков Нижнего Новгорода произошел трагический случай. Посетительница накормила лебедя кормом с иглами (мне так запомнилось, но, возможно, это была другая отрава). Лебедь Гвидон умер. Его пара умерла через некоторое время от тоски. В зоопарке объявили конкурс на лучшую памятную лавочку(не знаю, удалось ли найти и посадить отравительницу). Проект памятника лебедям.
Я хорошо понимаю людей, которые не очень любят размещать графику в своем интерьере. Графику обычно размещают под стеклом. Это значит, что с каких-то точек зрения будут заметны только блики и отражения в стекле. Зато, когда из-под загадочного мельтешения стеклянных бликов вдруг промелькнет кусочек изображения, он начинает притягивать своей загадочностью. Хочется подойти и рассмотреть, так что же изображено на картинке за стеклом, уводящем ее в зазеркалье. В крайнем случае стекло можно заменить безбликовым.
Еще одна графическая картина. Она выставлялась на ежегодной выставке "Бестиарий" в Дарвиновском музее в Москве. Я выставляла там работы в течение 15 лет. Обычно на выставке принимало участие около 100 человек из разных городов России. Это только малая часть анималистов России, работающих в скульптуре, живописи, графике и декоративно- прикладном искусстве. Лебедева Л. "Красные ибисы",45,0 см/60,0 см, картон, акрил.
Одна из моих первых работ в керамике. Когда я ее делала, то самый большой вопрос был у каких копытных какие рога, сменяются ли они ежегодно,в какой период. До того ,как стать свободным художником в конце 1990-х гг., я работала в НИИ художественной промышленности. Чаще всего над полноценной темой работали искусствовед, художник и технолог. Интересно, смогли бы искусствовед с технологом просветить художника по вопросу роста рогов у копытных. Но,т. к. ни советчиков, ни компьютера у меня в то время не было, животные остались безрогими. Как правы те анималисты, которые рисуют то, что хорошо знают! Тузик, Барсик, Буренка,- чудесная натура, которая иногда может заменить и компьютер, и искусствоведа. Лебедева Л. "Косули".
Недавно я попробовала представить одну из своих картин в качестве раппорта для обоев. По-моему, получилось забавно,вполне можно было бы составить конкуренцию фотообоям. В истории архитектуры были случаи, когда архитекторы разрабатывали для своего проекта все, даже рисунок для гобеленовой обивки мебели. К сожалению, я не архитектор и выпустить рисунок в тираж мне не удастся.
Изображения животных иногда присутствуют и в книжных иллюстрациях, в авторской графике, посвященной героям литературных произведений. Реальные и фантастические животные присутствуют во многих повестях и романах. В разделе "Изобразительное искусство", карандаш я нашла совершенно замечательные рисунки автора sarmant 2, посвященные М. Булгакову. Конечно, Кот Бегемот для многих привлекательный персонаж. http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/design/graphika/1881726.html?author#content
Из Википедии: Бегемот(ивр. букв. «животные») — мифологическое существо, демон плотских желаний (в особенности чревоугодия). Еще это слово обозначает что-то огромное. Мне встречалось это слово в сочетании со словом Левиафан. Бегемот и Левиафан по преданию будут бороться в конце времен. У известного английского художника Уильяма Блейка есть иллюстрация к Книге Иова "Бегемот и Левиафан"(http://www.zaumnik.ru/drevneevrejskij-jazyk/begemot-gebraizm.html).
Шерстистый мамонт. Чуть толще 5,5 т, чуть ниже 3,5 м.
Слоны , как люди , есть чуть толще и чуть выше ... В России мамонты шерстистые были равны размерами с африканским слоном ( локсодонт ) И по массе и росту , у мамонта голова крупнее относительно тела , много отличий ... По описям у нас самый большой старый самец ( ленский ) 3 м 22 см . (реконструкция скелета в зоомузее ) Летом мамонт линял и становился изящным , без подшерстка , только остевые волосы .
Как и слоны, мамонты были разных разновидностей. Но этой темой я пока подробно не занималась. Часто разновидности породы различаются величиной и формой бивней. Бивень мамонта- ценный поделочный материал для мелкой пластики. Неповрежденные куски бивня в Москве стоят до 15 т.руб/кг (покупка, цена из ин-та). Резьба по бивню- традиционное якутское искусство. Сейчас многие мастера, как и везде, наверное, покупают сырье для изделий за свой счет. Т.к. разведкой залежей мамонтовой кости никто не занимается, то мастера чаще работают по рогу лося или оленя. Моржовый клык- тоже ценное сырье для предприятий художественных промыслов и художников-резчиков.
В период плейстоцена на территории современной Европы можно было встретить не только мамонтов или шерстистых носорогов, но и предков современного овцебыка. Лебедева Л. "Овцебык", бумага А-2,смешанная техника. Эскиз к картине.
Африканский слон (Loxodonta africana)- самый крупный из современных. 3,5 м высотой, 12 т весом. Мельчаем!
Это Вы о слоне убитом 1973 году в Кении . Вес его был 12 тонн , но рост не корректно измерен , потому и не точен . Это выдающиеся экземпляры , как и Йоси , ( африканский слон )живущий в Рамат Гане ( Израиль ) в " сафари парк", самый крупный слон живущий в неволе . Его рост (последние измерения ) 3м 76 см. Вес 6, 300 т. А Намадикус , это средняя величина вида , как средняя величина африканца 3м 20 см .
"ОТЧЕГО КОШКУ НАЗВАЛИ КОШКОЙ?"
У старика и старухи
Был котеночек черноухий,
Черноухий
И белощекий,
Белобрюхий
И чернобокий.
Стали думать старик со старухой:
- Подрастает наш черноухий.
Мы вскормили его и вспоили,
Только дать ему имя забыли.
Назовем черноухого
«Тучей».
Кошки очень обаятельные создания,с большим количеством диких родственников. В том числе и доисторических. Самый интересный, наверное, сумчатый саблезубый тигр. У этой кошки корни верхних клыков продолжались до лобной области. Чудный персонаж для фантастического фильма.
Анималистика в иллюстрации может быть очень разной: от натурных зарисовок до самостоятельного произведения, когда художник использует текст для раскрытия своего отношения к предмету. У меня в детстве была книга Серой Совы "Саджо и ее бобры" с трогательными картинками, иллюстрирующими жизнь маленькой индианки и ее бобрят. Картинки были похожи на знаки, процарапанные на бересте или камне. В них было передано отношение главного персонажа, картинки не заслоняли собой текст. Сейчас в интернете я увидела другие издания книги. Почему-то разочаровало то, что я не нашла тех иллюстраций, которые мне запомнились.
Среди авторов сайта НГ я нашла художника sergesun
, который пишет картины, стиль которых можно назвать сюрреализмом или магическим реализмом. В сюжетах картин, чаще всего фантастических, можно встретить анималистические реплики. Одна из них "Ядовитое молоко герметической коровы". http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/design/holst/1748612.html?author
Автор создает мифологический мир, и сам его иллюстрирует.Среди художников такой подход к теме чаще встречается у графиков, но вот пример и живописной мифологемы.
Я редко подписываю свои рисунки. И однажды встретила в журнале черно-белый рисунок, очень похожий на мой крашенный. Совпадение, наверное. Но лучше подписывать.
Много лет назад мне пришлось преподавать курс росписи по дереву. Большое впечатление на меня произвели росписи Русского Севера 18 века. В сундучных росписях встречаются мотивы, напоминающие графические иллюстрации бестиариев. Среди персонажей много животных и птиц: львы, единороги, кони, орлы, грифоны. Переосмысленные народным мастером геральдические животные приобрели декоративный характер, превратившись или в элемент орнамента, или в сказочного героя.
- Довольно изящные линии, свободные участки старательно заполнены цветочками - народные мастера не терпят пустот (за исключением разве китайских умельцев)
Много лет назад я пыталась устроиться на работу. Одна из возможностей работы для художника- это работа на предприятии, выпускающем сувенирную продукцию. Вакансии, появляющиеся на таких предприятиях, закрываются обычно в тот же день. И вот, увидев объявление о вакансии на дочернем предприятии нхп, я взяла
изделия, которые у меня были на тот момент и пошла на собеседование. Народные росписи довольно многообразны по стилю. Наиболее популярен стиль миниатюр, темперных, масляных, керамических и даже акварельных. Минимализм- стиль большого города. Дочернее предприятие тоже ориентировалось на миниатюру. Когда девушка -кадровичка увидела, что миниатюр у меня нет, то продолжать разговор не стала. Можно сколько угодно восхищаться народным примитивом, но заработать им вряд ли.
У различных видов животн. своя "музыка" движений.
Изображая стаю, надо к тому же понимать характерное поведение вожака, самки и молодняка.
Хорошо, когда неподвижное изображение кажется ожившим.
Главная фигура- олень- настолько выделена тоном, что кажется зависшей над всем остальным. Не очень нравится деление композиции на правую и левую часть.
"Деление" нивелируется активным движением самки и потенциальным движ. самца и оленёнка - через секунду семья воссоединится.
"зависание " - одна из функций вождя... Он уже принюхивается и возможно через мгновение внезапно появившийся противник получит от защитника стаи прободающий укол отростками рогов и отправится восвояси залечивать какой-нибудь пневмоторакс или иную проникающую неприятность.
Кстати, цвет шерсти у разных представителей стаи (или вернее сказать стада) - несколько различается.
С чего начинается работа над произведением анималистического жанра? С изучения натуры, если тема свободная. С изучения темы, если она задана. Зарисовки иногда имеют самостоятельное значение. Не всегда они входят в большую картину, хотя и так бывает.
Лебедева Л."Птенец", бумага А-4, акварель. Птенец-слеток. Родители прилетали его кормить несколько дней. Он довольно высоко подлетывал, кошек в палисаднике не было. Надеюсь, ему удалось забраться на ветку. Помогать ему я не решилась, чтобы не спугнуть взрослых птиц.
Далее работа над наброском может вестись по разному, в зависимости от материала, в котором работает художник. Художник-прикладник, например, первым делом ищет красивый силуэт. Силуэт может быть важен и для станковиста, но для прикладника силуэт-это одно из важнейших качеств изображения. Я не составляю учебное пособие, поэтому беру уже существующие материалы по теме. Соответственно, рисунок не является продолжением предыдущего.Лебедева Л."Цапля, рыба и парусник", силуэтный эскиз для композиции.
Искусство вырезания силуэта возникло, видимо, почти одновременно с изобретением бумаги в Китае во 2 веке н.э. Первоначально вырезанные силуэты имели магическую функцию привлечения благополучия в дом владельца. Изображения птиц, животных, мифологических существ в искусстве цзяньчжи встречаются очень часто. Силуэтами украшают предметы интерьера, дарят как открытки. Цзянчжи отнесен ЮНЕСКО к культурному наследию народов мира. Картинка с сайта http://russian.cri.cn/3072/2016/12/09/1s593177.htm
Силуэтное изображение- основа любого орнамента. Но только его начальная стадия. После того,как силуэт найден, художник ищет варианты тонального решения. В тональном решении орнамента или картины может быть заложена эмоциональная составляющая произведения. Для сравнения: тонкие нюансы сближенных тонов дают совершенно другое настроение,чем резкие сочетания контрастных. Даже рисунок не так важен в живописи, как верно угаданный тон.
Еще один вариант применения тонального контраста. Наиболее резким контраст является на главных по смыслу деталях: лапах и голове. Лебедева Л."Черепаха",бумага А-2, цв.карандаш, белила.
Из истории анималистики. Один из крупнейших пейзажистов Голландии 17 века Альберт Кейп. Он работал в разных жанрах, но наибольшую известность ему принесли пейзажные картины. Его пейзажи носят чаще всего жанровый характер, они насыщены деталями окружающего быта. Кроме того, что в пейзажах художника почти всегда присутствуют изображения животных, есть и картины чисто анималистического характера. Кто на них изображен? Куры, петухи, индюки и индейки, козы, овцы, собаки, лошади, кошки,-в основном, те домашние птицы и животные, которые жили рядом с человеком. Локальный цвет, яркое солнечное освещение,- во второй половине 17 века искусство Голландии начинает испытывать влияние итальянского. А.Кейп считается предшественником Вермеера. Альберт Кейп – Пейзаж с дояркой у реки
1650-55, https://gallerix.ru/storeroom/781866358/N/3928708008/
Энди Уорхол- знаменитейший художник поп-арта, который часто является примером для современных художников. В 1963 г. он создал серию шелкографий "Вымирающие виды"("Животные в гриме").Конечно, обращения к анималистике у Э.Уорхола не часты по сравнению с другой тематикой, тем не менее они очень интересны. В 2016 году эта серия выставлялась в Москве в Дарвиновском музее. "Зебра Грэви" с сайта https://muzei-mira.com/kartiny-amerikanskih-hudozhnikov/2261-zebra-endi-uorhol-opisanie-kartiny.html
Художники-анималисты жили и творили в разные времена. Естественно все направления художественной жизни отражались и на их творчестве. Художник, живший во Франции в 19 веке,- Антуан-Луи Бари-скульптор- работал в стиле романтизм. Его современниками были Теодор Жерико и Эжен Делакруа. Т.Жерико считается одним из лучших художников, рисовавших лошадей.Э.Делакруа часто изображает сцены охоты. Э.Делакруа и А.Бари были хорошо знакомы, вели переписку. Делакруа тоже иногда занимался скульптурой, например,лепил льва в 1828 г. Делакруа и Бари часто посещали зоопарк ,считая удачей, когда удавалось зарисовать экорше с умершего животного. Парижан это очень удивляло, ведь большинство художников работало с гипсовыми моделями. Если Делакруа писал картины с изображениями львов, тигров, лошадей , то Бари натура была нужна для скульптуры.