26 июля ’2014 17:53
Свершилось, наконец то!)) Супруга помогла, конечно. Времени в обрез у меня как обычно.)) Тут не самый развёрнутый анализ, но уж хоть так...
Давно /меня не было/здесь -
Под кронами этого мира.
Но вновь оказалось: я есть,
Как будто и не уходила.
Я время /вливаю /в себя,
Сама в его реку вливаюсь,
И кажется, что поднимаюсь
До светлых сторон бытия.
Небесные /своды /легки,
Октябрь, проявив постоянство,
Заполнил собою пространство,
Мои предваряя шаги.
Вот-вот/ победит листо/пад –
Излюбленный месяц поэтов,
Художников, теплых предметов
И старых домов мне как брат.
Здесь ржавчина палой листвы
Дорогу мне выстлала к дому…
И мне, и кому-то другому, -
Но не повстречаемся мы.
Вот лиственниц ломаный ряд,
Вот желудя грань восковая.
А сердце глядит не мигая,
Вбирая в себя все подряд.
Когда доведется опять
Найти совершенство в изъяне:
На сломе, на срезе, на грани, –
Я стану стихи сочинять.
Пока же стою в тишине
Без мысли, без слова, без звука –
И тает, как сахар, разлука,
Сочась по остывшей земле.
24 сентября 2013г.
Стихотворение написано в размере трехсложного анапеста. На сегодняшний день, кроме пяти основных размеров, существует довольно распространённое количество новых размеров и классификация их велика и объёмна. Хотя, и 200 лет назад и Лермонтов, и Пушкин во времена, когда о диком разнообразии размеров и помыслить не было возможности, привнесли довольно много нового и разнообразили существующий в то время Державинский классицизм стихосложения, а потому они и были великими и останутся ими, как те, кто посмел рушить стереотипы и двигать вперед, находя все новые и новые виды и приёмы стихосложения.
Стихотворение потому и называется - творением, что оно неизменно должно быть красиво, пусть и не слогом, но тогда чем – то, что это компенсирует. Как, например, в Вашем произведении)) обратите внимание, слоги первых строк четверостиший… (катренов) Особенно меня заинтересовал первый катрен, не совместимый с рифмовками всех последующих, однако, четкий и выдержанный ритм сливает его, и сглаживает общее впечатление (возможно специально, а возможно и ошибка автора, хотя, в стихотворение есть право авторского слога.)))) Такие приемы, но глубоко сложные, применяла в своем творчество Цветаева, конструктивно её стихи - есть слияние нескольких ритмов, например двустопные дактили в сочетание с цезурой приводили порой к тому, что вся строка становилась своеобразным пятидольником!!! Еще один пример Столпа русской поэзии.)))) Конечно же, Ваши попытки и близко не дотягивают до этого примера.
Теперь, что касается рифмовки этого стихотворения. Рифма здесь невероятно бедная. Она более относится к виду субъективных рифм, в которых упор идет на созвучность и сочетание фонетики восприятия. Нет ни одной абсолютной рифмы и тем более нет ни одной глубокой рифмы. (то есть той, где есть идентичность по своему звуковому составу, за исключением ударной гласной (твёрдая в одном слове и мягкая в другом). В Ваших примерах чаще всего встречаются рифмы бедные, одной части речи. Примитивными считаются рифмы (сегодня!!!) – глагольные, однокоренные и часто употребляемые, такие как «розы-морозы».)))) Ну и в Вашем случае – «есть-здесь», «ряд-подряд», и уж совсем непонятен принцип рифмовки – «тишине – земле»???
Форма рифмовки Вашего произведения, как и сказано выше, довольно странная, она относится к виду самой распространённой опоясывающей, называемой четверостишием или катреном, но!!! Их два вида и у Вас они оба присутствуют один в первом катрене – abab – чередующийся у Вас он только в первом катрене и прослеживается, все последующие подчинены принципу рифмовки -- abba.
Теперь спецэффекты Вашего произведения. Местами применена антитеза, но очень блекло, в виде чередования. Главное украшение - это конечно же метафора. От ее сложности и зависит красота восприятия всего произведения. Ваши метафоры примитивны и часто используемые классиками, например: «на сломе, на срезе, на грани», «найти совершенство в изъяне» и мн. др. И что совершенно недопустимо это перегрузка Вашего произведения вспомогательными частями речи, такими как – «это, он, я,» и уж самый пик примитивизма приемы – «Пока же», «Дорогу мне выстлала к дому. И мне, и кому-то другому,», безумный перегруз союзными связками.
Теперь смысловая нагрузка. Очень легкая и ненавязчивая. Не несет в себе сложного философского рассуждения, либо темы. Понятно, что речь идет о мире искусства, который оживает (по Вашему восприятию ) с приходом октября и листопада. Здесь время постоянства октября(?) это время которое «заполняет пространство», души поэтов, художников. Метафорически все выдержанно, но:
Вот-вот/ победит листо/пад –
Излюбленный месяц поэтов,
Художников, теплых предметов
И старых домов мне как брат. -
О том, что это излюбленный месяц поэтов и художников еще можно согласиться, но с ними в ряд Вы ставите предметы и дома. Место спорное, но профи применяя метафору не должен допускать подобных сочетаний приводящих читателя к недопониманию. Метафора в том и прекрасна, что с кажущейся сложностью, делает и красиво и понятно! Ну и далее тоска о том, что время идет, а надежда о возврате этого времени все более угасает. Вот, в общем, и весь смысл.
А вообще-то при чтении Ваших произведений складывается ощущение, что они были написаны как примеры для работы в аудитории студентов, где Вам необходимо было показать в одном случае ритм, в другом – форму, а в третьем звукосочетание формы строф.
Перейти к данному сообщению на форуме
|
|