Расположенный рядом с Кронштадтом на искусственном острове, Толбухин маяк является старейшим ныне действующим сооружением в России. Построенный в 1719 году по приказу самого Петра Великого, он не одно столетие является путеводной звездой на Котлинской косе. Изначально он был деревянным сооружением и подавал сигналы мореходам скромным свечным фонарем. 29-метровое сооружение, которые мы можем увидеть сейчас, было построено спустя почти сотню лет, в 1810 году по проекту известного русского архитектора, автора здания Адмиралтейства, Андреяна Захарова. А вот назван он в честь первого коменданта Кронштадта – Федота Толбухина.
Примечательно: Все ныне действующие маяки России находятся в подчинении Министерства обороны РФ, что делает их режимными объектами, закрытыми для посещения. Так что посетить стратегически важные сооружения, пусть и имеющие важное историческое или архитектурное значение для туристов и любопытствующих, не получится. Зато на их фоне всегда можно сделать фото, издалека, конечно же.
Дербентский маяк – самый южный навигационный объект России, построенный в 1,5 км от побережья Каспийского моря. Как следует из названия, он находится в Дербенте – одном из старейших городов страны. Инициатором строительства почти 19-метровой сигнальной башни считается князь Михаил Воронцов, но в 1853 году выбор места оказался не совсем удачным, поскольку маяк находился далеко от побережья. По этой причине спустя полтора десятилетия перенесли важный объект в Дербентскую крепость, на ее северную стену. В наше время старинный маяк оказался рядом с городским парком им. С. Стальского, что делает его главной достопримечательностью города. Хотя он закрыт для посещения, поскольку является действующим навигационным ориентиром, рядом с ним можно находиться и даже фотографироваться.
Одним из самых ярких узнаваемых маяков России считается Северный Кильдинский маяк. Построенный за Полярным кругом в северной части одноименного острова, омываемого Баренцевым морем, он как магнитом притягивает фотографов и романтиков морских путешествий своими бело-красными полосками, ставшими главным рукотворным украшением пустынного сурового края.
Авторы Nvate.ru хотели бы отметить, что первые навигационные объекты на острове появились в конце 1900-х гг., а живописную башню выстой 19 метров построили лишь в 1953 году, что не помешало ей стать главной героиней на многих открытках и даже марках, особо уважаемых филателистами.
На Дальнем Востоке, точнее сказать на крупнейшем острове России, на Сахалине, имеется особая достопримечательность – маяк Анива, построенный на одноименном мысе японцами в 1939 году (тогда южная часть острова принадлежала им). В их бытность он носил название Накасирэтоко. Впечатляющая 30-метровая башня поражает своим расположением и тем, как органично сливается со скалой Сивучья, являясь ее естественным продолжением. Стоит отметить, что с 2006 года маяк Анива снят с баланса Министерства обороны и сейчас является притягательным туристическим ориентиром, который требует поддержания и грамотной реконструкции.
В 40 километрах от Калининграда (в современном Балтийске, прежнее название Пиллау) находится самый западный маяк России, хотя его история началась еще в 1600-х, когда прусские строители на возвышенности Пфундебудеберг построили первый навигационный объект. В последующие годы его не просто перестраивали или модифицировали, за два столетия он побывал на холме Лемберг, где еще не были установлены даже лампы, а огонь разводили в чугунном котле. Тот маяк, что мы можем видеть сейчас построили на Лицентштрассе. Это основательное каменное сооружение строилось со знанием дела, поскольку помимо гранитных блоков, для укрепления фундамента использовались 11-метровые сваи и кованые цепи.
Он многие годы служил путеводной звездой для моряков, затем стал туристической достопримечательностью города, но, начиная с 2012 года он присоединился ко многим навигационным объектам Министерства обороны РФ и обрел статус стратегически важного объекта. Несмотря на то, что сегодня гражданские лица в само строение попасть не могут, но 33-метровый Балтийский маяк, как и прежде, является идеальным фоном для фотосессий.
На берегу живописного Ладожского озера у мыса Осиновец можно увидеть 70-метрового исполина – Осиновецкий маяк, построенный в 1910 году. Именно он вошел в историю Ленинграда поскольку был архиважным объектом, обеспечивающим навигацию и эвакуацию во время Великой Отечественной войны, той самой «Дорогой жизни» во время блокады крупнейшего города СССР. Маяк и сегодня является значимым памятником истории и стратегическим навигационным сооружением, на территорию которого попасть невозможно, но благодаря его высоте, рассмотреть или сфотографировать гиганта может каждый.
Одним из символов Владивостока является Маяк Токаревского, построенный в 1910 году по инициативе города, но при содействии финского предпринимателя Отто Линдгольма – основателя китобойного промысла. Чтобы обеспечить безопасность судам, проходящим через пролив Босфор Восточный, маяк возводился в конце рукотворной дамбы на искусственном островке диаметром 25 метров на оконечности мыса Михаила Токаревского (отсюда и название). Примечательным является тот факт, что помимо светового сигнала в обязанности смотрителя маяка входил и звон колокола. В туманные дни или в периоды плохой видимости он каждые 3 минуты ударял в 50-килограмовый колокол, что было совсем не легкой задачей. С 1959 года его заменили специальным звуковым излучателем, наутофоном, а сам колокол хранится в Музее Тихоокеанского флота.
Источник: https://novate.ru/blogs/190324/69128/