Начнем, впрочем, не с изображений тропических растений, а с существ, к ботанике не имеющих отношения – радиолярий. Впрочем, именно рисунки Геккеля представляют собой эталон того, к чему стремится ботаническая иллюстрация – красота форм, выразительность линий, удивительная детализация. Эрнст Геккель – выдающийся немецкий ученый, автор терминов «питекантроп», «онтогенез» и «филогенез», разработал теорию происхождения многоклеточных, сформулировал биогенетический закон, согласно которому в индивидуальном развитии организма как бы воспроизводятся основные этапы его эволюции, построил первое генеалогическое древо животного царства. Значительную часть жизни он отдал изучению радиолярий в Мессинском проливе. Там же он познакомился с писателем Германом Аллмерсом – дружеское общение с ним вдохновило Геккеля вернуться к занятиям рисованием. Его очаровывали местные пейзажи, он много писал акварелью, но сегодня широко известны его научные иллюстрации, изображающие преимущественно многоклеточных и эмбрионы на разных стадиях развития. Современные исследователи считают, что созданные им рисунки и схемы содержат массу неточностей (как и некоторые его теории), и многое в них просто придумано ради подтверждения его же теорий. Но они настолько красивы, что сегодня, с развитием науки, можно простить Геккелю ошибки – и любоваться его невероятной графикой.
Отто Вильгельм Томе был ученым-ботаником, систематиком растений. В отличие от своих коллег по цеху, он посвящал свои труды не флоре далеких стран, а родной природе. В 1885 году вышел его сборник ботанических иллюстраций в 4 томах «Flora von Deutschland, Österreich und der Schweiz in Wort und Bild für Schule und Haus» (Флора Германии, Австрии и Швейцарии в рассказах и образах для школы и дома). Ему удалось передать не только строение растений, но и свойственные им оттенки. По крайней мере, зеленый Томе – безупречно реалистичен.
Мария Сибилла Мериан, художница эпохи барокко, занималась книжной иллюстрацией, гравюрой, росписью текстиля – она изобрела невыгорающие красители, позволяющие использовать ее скатерти и салфетки очень долго. Занималась исследованиями насекомых – особенно художнице нравились гусеницы, подверженные метаморфозам, им она посвятила целый научный труд. Уже в зрелом возрасте в сопровождении дочерей совершила поездку в Суринам, откуда привезла множество рисунков суринамской флоры и фауны – яркие цвета, поразительные формы, динамика и экспрессия, ранее несвойственные ботанической иллюстрации. Она обожала завитки, а поэтому завороженно рисовала узоры на крыльях бабочек, чешую, побеги растений. Мериан – культовая фигура не только в своем жанре, но и в искусстве вообще. Ее работами вдохновляются дизайнеры, ей посвящают книги и фильмы, ее именем было названо одно из немецких многоцелевых научно-исследовательских судов.
В Викторианской Англии иллюстрация была занятием, для женщин, в общем-то, одобряемым. Но Марианна Норт, дочь богатого землевладельца, возмущала общественность своим поведением – наотрез отказалась выходить замуж и вести жизнь добропорядочной англичанки, а вместо этого с красками и этюдником отправилась в Америку и на Ямайку, побывала в Бразилии, Индии, Африке, Тенерифе, Шри-Ланке, Японии, Южной Африке. Ее восхищала природа дальних стран. Она писала не отдельные части растений, как большинство ботаников, а цветы и побеги в природной среде – это были полноценные картины, которые при жизни художницы выставлялись в картинной галерее Ботанических садов Кью в Лондоне – построенной, кстати, по ее инициативе и на ее средства. Да и оформленной ею же – у входа художница нарисовала чайное и кофейное деревья.
Австрийский художник Фердинанд Бауэр создал более трех тысяч ботанических рисунков. В Вене он изучал ботанику и живопись одновременно – чтобы максимально точно передавать морфологию растений. В 1801 году Бауэр участвовал в экспедиции Мэтью Флиндерса к берегам Австралии, исследовал заливы Спенсер, Сент-Винсент, полуостров Йорк и прибрежные острова, где беспрестанно рисовал – более половины его работ создано именно в этот период. Его брат и сын также занимались ботанической иллюстрацией.
Редуте происходил из семьи потомственных бельгийских художников. В тринадцать лет он покинул отчий дом, чтобы странствовать и учиться ремеслу. Дорога спустя десять лет привела его в Париж, где он под руководством ученого-ботаника занялся рисованием растений, преимущественно цветов – именно поэтому впоследствии он, сперва придворный иллюстратор Марии-Антуанетты, а затем любимый художник супруги Наполеона Бонапарта, Жозефины, был назван «Рафаэлем цветов». С Наполеоном его связывает и участие в египетской кампании, к которой он присоединился как исследователь и привез из Африки сотни иллюстраций местной флоры. Изданные при жизни сборники его работ содержали детальные зарисовки растений Японии, Южной Африки и Австралии, а также Европы и Америки. Но сейчас любят его за нежнейшие акварели и гравюры с изображением пышных роз и лилий, а альбомы с репродукциями Редуте стоят немалых денег.
Текст: Софья Егорова.