Зарегистрировано — 120 962Зрителей: 64 235
Авторов: 56 727
On-line — 4 644Зрителей: 892
Авторов: 3752
Загружено работ — 2 087 195
«Неизвестный Гений»
Новости
Что зашифровал Брейгель на картине «Вавилонская башня», ставшей символом разобщенности единого народа
![](/images/news/8568.jpg)
![](https://kulturologia.ru/files/u21941/219414770.jpg)
Питер Брейгель Старший - гений своей эпохи, к творчеству которого вновь и вновь хочется возвращаться как к источнику визуального отражения библейских, исторических и политических событий. Его уникальные картины, полны тайн и загадок, символики и аллегорий. Они высоко ценились современниками художника, а в наши дни его работы и вовсе - бесценное достояние. Сегодня в нашей публикации еще один шедевр, поражающий своим грандиозным размахом, а также интересной сюжетной линией, художественной идеей, композиционным решением и неординарной манерой исполнения. Это - легендарная «Вавилонская башня», созданная мастером в 1563 году.
![Рисунок «Художник и знаток», автопортрет, ок. 1565—1568 гг. Рисунок «Художник и знаток», автопортрет, ок. 1565—1568 гг.](https://kulturologia.ru/files/u21941/Pieter-Bruegel-06.jpg)
Брейгель в своих работах всегда выражал критику и власть имущим, и церкви. Будучи неравнодушным очевидцем бурного экономического расцвета своей страны и той напряженнейшей борьбы, которую она вела против испанской короны и церковного гнета, художник категорически отказывался писать портреты и обнаженную натуру, несмотря на заманчивые дорогостоящие заказы. Его главными героями всегда были безликие простые люди голландских провинций, что по тем временам было вызовом существующим устоям и в художественной среде, и в обществе.
Подробнее о гениальном художнике и его пристрастиях вы можете прочесть в публикации:Питер Брейгель Мужицкий: Почему известный художник отказывался от заказов и одевался, как бедняк.
Немного о сюжете картины
Согласно библейскому преданию, потомки Ноя, которые выжили во время всемирного потопа, — были представлены одним народом, говорившим на одном языке. С востока они пришли на землю Сеннаар, что в долинах рек Тигр и Евфрат и решили построить город под названием Вавилон, символом которого должна была стать башня, возведенная до небес. Замысел людей должен был символизировать единство человечества: «сделаем себе знамение, дабы не рассеяться по лицу всей земли».
![До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позже - в виде зиккуратов. До находки в начале ХХ века развалин Вавилонской башни её изображали в виде спирали, а позже - в виде зиккуратов.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219413369.jpg)
Бог, увидев строящийся город и возводимую в небеса башню, рассудил: «теперь не будет для них ничего невозможного». Поскольку он не мог допустить такой дерзости от людей, то решил положить конец их деянию. В скором времени строительство города и башни заметно замедлилось, а позже и вовсе приостановилось. Главная причина крылась в том, что Всевышний, смешал их языки, чтобы строители перестали понимать друг друга. Непонимание и заставило расселиться людей по всему миру. Таким образом, история о Вавилонской башне объясняет появление разноязычия после Всемирного потопа.
Многие тут же зададутся вопросом: так существовала ли в действительности Вавилонская башня, или это библейский вымысел? Разумеется, Вавилонская башня реально существовала. Благодаря раскопкам, было установлено ее местоположение и примерное устройство. Башня не имела определенной структуры, а представляла собой настоящий архитектурный хаос из лестниц, окон и комнат.
Вавилонская башня как символ эпохи, в которой жил Брейгель
![«Малая» Вавилонская башня. (1565) 59.9 х 74.6 см. Питер Брейгель Старший. Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам. «Малая» Вавилонская башня. (1565) 59.9 х 74.6 см. Питер Брейгель Старший. Музей Бойманса ван Бёнингена, Роттердам.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219413374.jpg)
До 16 столетия тема Вавилонской башни практически не привлекала внимания западноевропейских художников. Однако позже ситуация изменилась в корне. Эта тема затронула многих нидерландских мастеров, в частности Питера Брейгеля Старшего. Одной из причин был экономический расцвет Голландии и рост городов за счет переселения в них иностранцев и сельских жителей.
Так, к примеру, Антверпен, который изобразил на своем полотне Брейгель, был наводнен иностранцами. Приморские города стремительно росли, они были переполнены приезжими торговцами и проповедниками разных конфессий. Только за первую половину 16 века население города удвоилось, и по сути город являл собой ту самую разноязыкую Вавилонскую башню. Ко всему прочему городское население уже не было объединено одной церковью: католики, протестанты, лютеране и баптисты - все жили вперемешку. Суета, незащищенность и тревога охватили несчастных жителей Нидерландов. И как тут было не вспомнить о библейской истории про легендарную Вавилонскую башню, которая в ту эпоху стала одой из самых популярных образов в искусстве.
Образ Вавилонской башни в живописи Брейгеля
![«Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563) 114 х 155 см. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена. «Вавилонская башня», Питер Брейгель Старший (1563) 114 х 155 см. Дерево, масло. Музей истории искусств, Вена.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219417429.jpg)
Именно по этой причине легенда о библейской башне привлекла внимание нидерландского художника Питера Брейгеля, который посвятил ей три своих работы. Сохранились две из них: «большая» «Вавилонская башня», хранящаяся в Вене, и «малая» – в Роттердаме. Была еще миниатюра на слоновой кости, но она не дошла до нашего времени.
Эти живописные произведения Брейгеля являются, пожалуй, самым ярким визуальным воплощением той далекой эпохи и в плане политики, и религии, и бытия.
Подробнее о картине
![«Вавилонская башня». Фрагмент. (Верхняя часть башни, которой не суждено быть достроенной.) «Вавилонская башня». Фрагмент. (Верхняя часть башни, которой не суждено быть достроенной.)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219418376.jpg)
Любопытно, что несмотря на распространённость сюжета, никому из художников до Питера Брейгеля не удавалось столь достоверно передать грандиозные размеры постройки. Его «Вавилонская башня» поражает не только размахом, но и фундаментальным знанием инженерного дела, скрупулезной проработкой мельчайших деталей и элементов. В этой работе наилучшим образом проявился уникальный метод Брейгеля, соединяющий сложно совместимое – панорамную живопись и миниатюру.
![«Вавилонская башня». Фрагмент. (Художник показал развитие строительной техники по эпохам.) «Вавилонская башня». Фрагмент. (Художник показал развитие строительной техники по эпохам.)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219411484.jpg)
При внимательном аналитическом рассмотрении полотна Брейгеля можно увидеть, как композиционно художник расположил строительные участки и работы, проходящие на них: на переднем плане — строительство ведется вручную, выше — используются длинные жерди для перемещения каменных плит, еще выше — подъемные приспособления и более мощные краны. По одной из версий историков: таким образом, Брейгель показал развитие строительной техники по эпохам.
![«Вавилонская башня». Фрагмент. (Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть ее жителей.) «Вавилонская башня». Фрагмент. (Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть ее жителей.)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219419361.jpg)
Башня возводится строителями весьма неравномерно. Нижние ее этажи уже заселены – в окнах и дверных проемах можно разглядеть ее жителей. Подняв взгляд выше, видим, что наиболее активно строительство идет на средних ярусах, которые, по логике вещей, должны были быть уже завершены. Поэтому у зрителя создается впечатление, что люди, отчаявшись возвести башню высотою до небес, решили получше обустроить ту ее часть, что ближе к земле, к реальности. Таким образом, художник хотел подчеркнуть, что башне суждено строиться вечно.
![«Вавилонская башня». Фрагмент. (Кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками загордившихся людей) «Вавилонская башня». Фрагмент. (Кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками загордившихся людей)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219415920.jpg)
По задумке Брейгеля эта несогласованность в действиях, придающая башне сюрреалистический вид, говорит о том, что кара господня уже настигла мастеров: разделение языков свершилось, и они начали строить каждый по своему представлению. По итогу разобщенность приведет к тому, что строительство вряд ли будет доведено до завершения и кажущаяся прочной башня вот-вот рухнет и погребет под своими обломками загордившихся людей.
![. «Вавилонская башня». Фрагмент. (Входящие в порт суда изображены с опущенными парусами, что символизирует безысходность и обманутые надежды.) . «Вавилонская башня». Фрагмент. (Входящие в порт суда изображены с опущенными парусами, что символизирует безысходность и обманутые надежды.)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219412712.jpg)
Нимрод - главный персонаж
![«Вавилонская башня». Фрагмент. Библейский царь Нимрод со свитой посещает строительство башни. «Вавилонская башня». Фрагмент. Библейский царь Нимрод со свитой посещает строительство башни.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219419113.jpg)
На переднем плане в левом нижнем углу картины мы видим традиционно брейгелевскую жанровую сценку: библейский царь Нимрод со свитой, по заказу которого возводилась башня, посещает стройку. Чванливый владыка приехал проинспектировать ход строительства и нагнать страху на трудяг. Судя по тому как перед ним упали на колени каменотесы, это ему удалось. К слову, библейский персонаж очень уж похож на вельможу из XVI века, и не случайно. Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особым деспотизмом.
Что же зашифровал Брейгель в своей «Вавилонской башне»
![«Вавилонская башня». Фрагмент. (Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особым деспотизмом.) «Вавилонская башня». Фрагмент. (Живописец всеми средствами намекает на Карла V, отличавшегося в бытность Брейгеля особым деспотизмом.)](https://kulturologia.ru/files/u21941/219417659.jpg)
Создавая это полотно, Брейгель в который раз выступил пророком. В образе Вавилонской башни художник отразил свое представление о судьбе монаршего дома Габсбургов. Заглянув в историю, вспомним, что при Карле V в габсбургскую империю входили земли Австрии, Богемии (Чехии), Венгрии, Германии, Италии, Испании и Нидерландов.
Никто из европейских монархов, ни до, ни после, не имел так много титулов. Одних только королевских корон у Карла было формально более десятка — он одновременно был королём Леона, Кастилии, Валенсии, Арагона, Галисии, Севильи, Мальорки, Гранады, Наварры, Сицилии, Неаполя, Венгрии, Хорватии и прочее, а также королём Германии, Италии и Бургундии и титулярным королём Иерусалима.
![Молодой Карл V. Автор: Бернарт ван Орлей. Лувр. / Карл V. Автор:Пантоха де ла Крус, Хуан. Молодой Карл V. Автор: Бернарт ван Орлей. Лувр. / Карл V. Автор:Пантоха де ла Крус, Хуан.](https://kulturologia.ru/files/u21941/219413682.jpg)
Однако в 1556 году Карл отрекся от короны в пользу сына Филиппа, сложив с себя все титулы и испанскую корону. А сам удалился в монастырь. И это огромное государство, подобное Вавилонской башне под собственным весом начало распадаться.
Мораль, заложенная гением
Так, испокон веков, преодолевая взаимное непонимание и вражду, возводят люди Земли башню человеческой цивилизации. И не перестанут возводить, пока стоит этот мир, «и не будет для них ничего невозможного».
Подытоживая вышесказанное, сам собой напрашивается вывод: Башня - это сама История человечества. Она подобна дереву, возраст которого определяют по годовым кольцам, каждый ее этаж является итогом определенной эпохи в развитии общества. И любопытный момент: пока мы строим новые этажи, приходится постоянно ремонтировать, переделывать или обновлять старые, которые подтачивает и разрушает неумолимое время.
У Питера Брейгеля каждая работа это кладезь метафор, аллегорий, загадок и пословиц. Так в картине "Фламандские пословицы" Брейгель умудрился зашифровать более ста пословиц.
[/URL]
P.S. Современная башня Бурдж Халифа
![Башня «Бурдж Халифа». Башня «Бурдж Халифа».](https://kulturologia.ru/files/u21941/219416600.jpg)
Со времен, которые описывает библейская история, прошло более 5000 лет. От исторического города Вавилон (территория современного Ирана) не осталось и следа. Однако дерзкая попытка "сделать себе имя" была предпринята уже нашими современниками в городе Дубае. Построенный в январе 2010 года небоскреб с помощью европейских архитекторов, стал самым высоким зданием в мире. Его высота поражает воображение — 828 метров, вместивших 163 этажа и гигантский шпиль, венчающий башню.
Комментарии:
![]() ![]() Спасибо!
|
![]() |
![](/images/ico_auth_key.png)