Питер Пауль Рубенс, один из великих фламандских художников XVII века, был видной фигурой при заказах католической церкви, королевских дворах и аристократических кругах. Обученный в Антверпене, Рубенс отправился в Италию в 1600 году, где он впитал технику и сюжеты итальянских мастеров (Рафаэль, Леонардо, Микеланджело, Корреджо, Тинторетто, Караваджо и Аннибале Карраччи). Художник с высокой выразительностью и творческим подходом, Рубенс также был одним из самых предприимчивых живописцев. В частности, ему удалось организовать большую мастерскую, в которой работали ученики, студенты, а также были представлены многочисленные религиозные и мифологические картины, работы классической и современной истории, а также портреты.
Рубенс оказал настолько значительное влияние на историю искусства, что даже сформировался термин «Рубенеск». Он используется и в наши дни для описания больших, мясистых женщин, которые напоминают моделей с шедевров Рубенса. Появлению термина во многом способствовала любимая жена Рубенса – Елена Фоурмен.
Елена Фоурмен (11 апреля 1614 - 15 июля 1673) была второй женой художника барокко Питера Пауля Рубенса. Его кисти принадлежат многие ее портреты, а также Елена была моделью для ряда религиозных и мифологических картин. Елена Фоурмен была младшей дочерью Даниэля I Фоурмена, богатого торговца шелком и коврами в Антверпене. Даниэль Фоурмен был любителем искусства и владел работами Рубенса и Якоба Йорданса, а также работами итальянских мастеров. Кроме того, он также заказал у Рубенса серию гобеленов, изображающих жизнь Ахилла.
«Я решил жениться, потому что я не хотел жить в отречении и безбрачии. Я взял жену из хорошей, буржуазной семьи, хотя весь мир пытался убедить меня жениться на придворной даме. Я боялся гордости, чумы благородства. Поэтому мне понравилась идея взять жену, которая не краснеет при виде моей кисти». (Рубенс в письме к своему другу Никола-Клоду Фабри де Пейреску).
В лице Елены Фоурмен, 16-летней девушки, на которой он женился в 1630 году в возрасте 54 лет, Рубенс нашел тот тип женской красоты, который был ему ближе остальных. Даже самые близкие друзья Рубенса не воздержались от комментариев по поводу большой разницы в возрасте между женихом и невестой. Однако, это не мешало счастью двух людей. Снова и снова можно встретить в его произведениях эту пряную блондинку, даже там, где речь не о портретах. Она – фламандская Елена, точно созданная природой для Рубенса. Здоровый цвет лица, пышные русые волосы, полные формы создают тип чисто рубенсовской красоты.
На одной из работ она стоит нагая, только шуба наброшена на цветущее тело. Рубенс подарил эту работу своей молодой жене в качестве сердечного подарка. Сама Елена достойно хранила бесценный дар и никогда не продавала картину. Работа была унаследована ее детьми и не зарегистрирована в инвентаре картинной галереи до 1730 года. На картине чувственное тело Елены лишь частично покрыто темной меховой мантией, которая изображена во всей технической детализации. Положение ее рук не случайно: оно напоминает классический тип Венеры Пудики (с лат. «скромная») - невинная дева, которая не приемлет плотской любви. Красный цвет ковра подчеркивает румяные щеки модели.
Таким образом, Рубенс выходит за рамки чисто портретного жанра: образ Венеры, богини любви и красоты, резонирует в этой работе. Кроме того, он изображает свой вариант увиденной работы коллеги. Незадолго до создания «Шубки» Рубенс видел «Девушку в меховой накидке» Тициана в коллекции английского короля и скопировал сюжет.
На других работах она одета в роскошные наряды, как подобает жене посланника, в черное или желтое шелковое платье. Шею и руки украшают толстые нити жемчуга. Иногда она играет на музыкальном инструменте в шелковом платье как святая Цецилия, а вокруг нее резвятся ангелочки. Иногда она сидит на окаймленной колоннами террасе своего замка с сынишкой на коленях. Подобно тому, как Рубенс женился на женщине, которая была словно создана кистью Рубенса, он писал других женщин по типу Фоурмен.
Восхищался красотой Елены не только муж. Елену Фоурмен часто называли самой красивой женщиной всех времен. В частности, кардинал-инфант Фердинанд, тогда губернатор Нидерландов, говорил, что она «несомненно, самая красивая из всех, кого можно увидеть здесь в Нидерландах». Поэт Гаспар Гевартиус, друг Рубенса, частенько хвалил «Елену из Антверпена, которая намного превосходит Елену из Трои».
А следующая работа словно празднует их счастливый брак. Яркость красок и резкое представление фигур делают эту картину одной из самых великолепных в творчестве Рубенса. Он связал эту работу темой Сада Любви. Фонтан и кариатида являются символами плодородия. Теплое заботливое выражение лица художника и нежный жест его руки свидетельствуют о его искренней любви к Елене.
В следующей картине Рубенса молодая жена изображена покидающей свой дворец в Антверпене, напоминающий итальянский палаццо. Здесь появляется вместе со своим сыном Франсом, который родился в 1633 году. Мальчику на вид 6 или 7 лет, он одет в красный костюм с плоским белым воротником. Великолепие портрета воплощено в роскошном наряде Елены. Она одета в черное дорогое платье в испанском стиле с фиолетовыми нежными бантами и шляпку с помпонами. Двухоконный экипаж символизирует супружескую гармонию, а жест правой руки говорит о скромности героини. Рубенс мастерски воплощает различные материалы и текстуры, окрашивая их в очень мягкие монохромные оттенки черного, которые создают яркий намеренный контраст с белоснежной кожей модели.
Ко времени написания этой работы (1639 год) Рубенс, будучи придворным художником эрцгерцогов Фландрии, Альберта и Изабеллы, был богатым и успешным мастером, известным во всей Европе.
В течение своей карьеры Рубенс провел несколько периодов жизни в Италии, что позволило ему вдохновиться классической культурой античности. Портрет его молодой жены создан в традиции великих портретистов эпохи Возрождения, таких как Тициан и Веронезе. Но Рубенс придает композиции особый динамизм, изображая Елену в движении: он поймал момент, когда она спускается по ступенькам их дома. Более того, мы наблюдаем сцену под низким углом, что усиливает величие молодой женщины, занимающей доминирующее положение по отношению к зрителю. Картина является одним из последних портретов Рубенса с Еленой, выполненный в роскошной и живой манере барокко. С моделью, которая так вдохновляла художника в последние годы его жизни.