Лучшим временем для ритуалов звукоподражания считалась зима. Конечно, можно было проводить их и летом, но православные начинали чаще всего после Варварина дня и заканчивали на Крещение. Основными участниками ритуалов, направленных на повышение яйценоскости птицы, были крестьянки. Так как именно женщины символизировали материнство, олицетворяли собой плодородие. Считалось, что старшая женщина в доме с помощью искусного кудахтанья может помочь домашней птице стать более плодовитой.
Когда проводился обряд, из избы выгоняли куриц и других домашних животных, которые могли там оказаться. В ином случае все действия были бы напрасными и не принесли бы необходимого результата.
Итак, крестьянка должна была имитировать куриное квоханье. Но это еще не все. Голосового умения было недостаточно, надо было изобразить эту птицу, стараясь в точности показать все куриные позы, движения и повадки. То есть женщина должна была, по сути, стать курицей. Это было и весело, и эффективно (по мнению народа).
Крестьянка садилась на пол, выбирая место возле печи, обкладывала себя соломой. Иначе говоря, вила гнездо. Когда все было готово, следовало приступать к кудахтанью. Подходить к делу надо было с душой, иначе ритуал не работал. После того, как все заканчивалось, женщина собирала солому и относила в курятник, где сидели наседки. Звуки были самыми разными: «Кудах-тах-тах. Квох. Ка-ка-ка!»
В некоторых областях, например на Брянщине, подобный обряд проводили в Сочельник. На стол ставился горшок с кутьей, а крестьянки застилали соломой лавки, садились на них и начинали кудахтать. Звук при этом был примерно таким: «Ккох-ккох-ккох!». Считалось, что это поможет домашней птице вывести как можно больше цыплят.
Изображая курицу, женщины старались растрепать себе волосы, сделать их спутанными, косматыми. Это объяснялось тем, что больше всего яиц приносили космоногие курочки. Вот и старались крестьянки походить на них, чтобы цыплятки такими же уродились и в дальнейшем снесли яиц побольше.
Не обходился обряд и без детей. Малыши с удовольствием участвовали в предрождественских магических играх. Мама садилась в импровизированное гнездо, а дети ползали вокруг, издавая тонкий писк. Они словно становились цыплятами. Это нравилось малолетним участникам, так как родители заранее прятали в соломе орешки или монетки, что символизировало изобилие. Дети копошились в сене и собирали мелкие подарочки. Дети-цыплятки цеплялись за юбку матери и когда она покидала гнездо, бежали за ней с громкими криками «Коо-коо-коо!»
Иногда, перед тем как сесть за стол в Сочельник, взрослые раскидывали на полу угощения. Дети охотно собирали их, кудахтая и смеясь. Это действие было направлено на повышение поголовья птицы. Мальчики при этом должны были кукарекать, словно петушки, а девочки отвечали им веселым «Кудах-тах-тах».
Порой диалог проходил и между мужем и женой. К примеру, на Сумщине перед Новым годом пара шла кормить птиц вместе. Жена должна была одновременно с разбрасыванием корма кричать «Квох-квох», чтобы курицы послушно садились высиживать цыплят, а мужу следовало обязательно отвечать женщине «Чив!». Это нужно было для того, чтобы птенцы вывелись и не погибли.
Интересно, что в ритуалах с кудахтаньем задействовались не только женщины, но и мужчины. Забавный обычай существовал в Воронежской области. Перед Крещением хозяин дома должен был надеть старый порванный полушубок, такую же косматую шапку и сесть на порог. И этим дело не заканчивалось — мужчине следовал кудахтать изо всех сил, чтобы курицы получили необходимый знак и начали исправно нести яйца.
Не обходились без курицы и Колядки. К примеру, в Сибири один из участников обязательно должен был быть наряжен в куриный костюм. Вместе с друзьями он ходил по домам, изображая домашнюю птицу, кудахтая, подпрыгивая и желая всем добра и процветания.
Куриные обряды проводились не только на Руси. Например, в южнославянских странах их тоже использовали с большим удовольствием. Отвечал за организацию действия так называемый полазник, то есть первый гость, который приходил в дом после праздника. Он должен был принести с собой прутики для создания импровизированного гнезда. И усесться в него, на некоторое время перевоплотившись в курицу. При этом все остальные занимались тем, что посыпали полазника зерном, кукурузой или пшеном. Это якобы стимулировало рождаемость у домашней птицы.
Не только для ритуала на яйценоскость и большой приплод использовалось куриное кудахтанье. Считалось, что изображая курицу, человек может передать птице свой недуг и излечиться от болезни. Чтобы изгнать лихорадку и освободиться от куриной слепоты, человек садился на куриный насест и кукарекал.
Как кудахтанье, так и приготовленные из курицы блюда помогали человеку во время болезни. Куриный бульон всегда считался целебным блюдом для больных. Куриное яйцо употребляли для лечения кашля. Например, очень хорошо помогает такая паста: немного сливочного масла, два сырых куриных желтка, ложка муки или крахмала и пара ложек меда. «Гоголь-моголь», то есть протертый с сахаром желток до сих пор применяют в качестве смягчающего средства при кашле.
22 декабря ’2020 13:35
Замечательные картины сопровождают этот текст!!!БЛАГОДАРЮ!!!
|