Раздел «мастер-класс» - заведение очень полезное. Особенно, если здесь помещать материалы понятные тем, кто в них нуждается. Поэтому хочу обратиться к собратьям по перу (конкретно, к пишущим стихи) с некоторыми (с вашего позволения) советами чисто прикладного характера.
Если вы пишете уже несколько лет (и более) и вам до сих пор нравятся ваши первые стихи, то вам явно пора критически отнестись к своему творчеству. Это относится и к тем, кто первые стихи написал уже будучи ознакомленным с основами стихосложения. Владеть теорией не достаточно для того, что бы писать хорошо. Но некоторые требования, выдвигаемые к современной поэзии, знать чрезвычайно полезно.
Их не так много и касаются они чисто технической стороны дела, то есть того, чему можно (и нужно) научиться (таланту не научишься))).
Вот несколько основных свойств графомана:
1. Недержание размера и ритма.
2. Злоупотребление морфологической рифмой.
3. Слипание согласных.
К пониманию этого начинающий поэт придёт и сам без подобных подсказок, если у него есть главное – стремление к новизне.
Немного подробнее.
Касаемо размера и ритма:
Человек, не придерживающийся их, находит себе оправдание в том, что он стремится к форме свободной, но, поверьте, когда он научится (если научится) размер держать (а впоследствии чувствовать его без всяких усилий), он не станет более искать этих свободных форм.
Рифма.
Как раз этот момент напрямую касается поиска новизны.
Для начинающего поэта всё в новинку. Любая строгая рифма кажется ему находкой и он жадно хватает всё что лежит на поверхности не подозревая, что это, мягко говоря, мусор.
А на поверхности как раз морфологические рифмы. Особенно глагольные. Проще всего найти рифму к глаголу среди глаголов (ввиду абсолютной идентичности их окончаний).
Я уж не говорю о рифмах однокоренных – «быть-забыть», «мочь-помочь», «ходить-находить».
Рифмуйте разные части речи, или (на худой конец) разнородные и разносклоненные.
И тут парадокс. Начинающему нужно больше писать. Пока вы сами не перемусолите все эти затёртые поколениями «горбушки», они будут казаться вам свежими.
И только наевшись, таким образом, собственным творчеством у вас начнётся настоящий поиск. Вы станете копать всё глубже, оставляя то, что лежит на поверхности, тем, кто ещё не наелся.
Слипание согласных.
Здесь, пожалуй, и объяснять нечего. Слово «всплеск» выговорить не трудно, но в стихах оно лишнее. Ещё представьте, что перед ним стоит слово, заканчивающееся на «В», а после, начинающееся на «К». Тяжеловесно, не так ли.
Не стану распространяться о штампах среди образов, используемых начинающим, поскольку это уже касается таланта. Тут один совет:
Старайтесь не повторять хотя бы себя.
Ещё много чего можно посоветовать, но не хочется перегружать.
И, пожалуй, ещё одно.
Век популярности басен давно прошёл во всём мире. Только у нас он ещё не канул в лету (свежи предания великих кормчих).
Читателю не нужны ВАШИ ответы. Он ищет свои.
Дарите ему вопросы.
26 апреля ’2010 11:33
Это самый лучший, и наиболее соответствующий разделу мастер-класс.
Без "воды" и абсолютно по делу.
Мне, к великому моему сожалению, "не дано", а то бы распечатала и на самом видном месте повесила, по типу: "О воин, службою живущий! Читай устав на сон грядущий! И утром, ото сна восстав, читай усиленно устав."
Начинающим - рекомендую!
Красиво и умно написано. Но вот бы сюда ещё и графоманов затащить, чтобы и они знали что к чему... Или кто к кому...
А вот с размерностью ващще беда. Гении конечно молодцы - назовут или выдумают какой-нить новый стиль и говорят, что мол так и так, все в размерчик, а шапка то и мала...
Ладно, не пугайте молодёжь заумью рифмостряпаной...
С уважением, Борис
спасибо за такт и иронию напутственных слов...я из разряда начинающих...
Мне нравится русского слова звучанье,
в любви признаюсь я ему с обожаньем!!!
Богатство значений и образность фразы.
Былины и песни, поэмы, рассказы...
Мне нравится слово, я с ним породнилась,
да, жаль, в обиходе беда приключилась -
слова затерялись в вульгарном общенье,
утратив своё вековое значенье!!!
Давайте очистим же их и отмоем,
и для поколений грядущих откроем!
Пускай заблестят первоклассным брильянтом,
а платья из нот им сошьют музыканты!!!
(из начинающих) Что обидно: ведь вроде всё знаешь, все правила, но... Значит, еще не "наелась". С другой стороны, два года не бралась за перо, а тут раззадорили... И.. будто снова в первом классе.
Спасибо за урок!
От публикатора. Кто автор этого нетленного шедевра – неведомо. Рукопись, найденная мною в месте, о котором и говорить-то неудобно, (что соотносится с известным откровением А. Ахматовой «Когда б вы знали, из какого сора растут стихи, не ведая стыда») натыкана мною из бескорыстного желания донести до сведения сообщества безвестных, но поименованных, гениев нечто такое, что принадлежит перу поистине безвестного автора. Вся рукопись состоит из двух неравных (но только по количеству затраченных слов!)частей и обрывается незавершённой. М. Стюхин.
•
Безвестному читателю от столь же безвестного автора.
«О, неведомый мне читатель! К тебе в руки попал гениальный шедевр. Открой своё сердце, пробуди свой разум, проникнись желанием узнать более того, что было ведомо тебе до знакомства с ним. И твои усилия будут вознаграждены».
1. Гениальный Шедевр.
Бреду
В
Бреду…
2. Авторский комментарий
Определения «гениальное» в данном конкретном случае - не плод
эмоционально выраженных авторских амбиций, но лишь скромная констатация непреложного факта.
Общеизвестно, что краткость – сестра таланта. А поскольку короче этого шедевра стихотворений не бывает (!), то вполне резонно причислить его к ряду гениальных творений.
Обратите внимание на то, что в подлинном произведении поэтического искусства необходимы не только рифма, размер, форма, но и - что не менее важно – образная сфера, создающая простор для ассоциативных странствований по необъятным просторам бытия. И даже еще шире, и глубже. И просторней. То есть – и за пределами бытия.
Что касается рифмы, то она - абсолютна. Вы только вслушайтесь - «Бреду – Бреду»! Категорически не согласен с замечанием о том, что «Бреду» и «Бреду» - одно и то же слово. Так утверждать может человек, совершенно не различающий смысловые оттенки в словах-ОМОНИМАХ. Пояснить? Омонимы, это… ну как бы попроще… Ну, да вы и сами поймете на таком простейшем примере:
«Одна КОСА – орудье сельского труда,
Другая – в заводи речной песчаная полоска…
Но есть КОСА – сплетение волос на миленькой головке».
(Ну, никак не ожидал, что вдруг родится еще один шедевр-экспромт! Не правда ли – тоже хорошо?).
Так вот, вернемся к нашим баранам, то есть к тем, кто бредет по жизни в некоем тумане неизведанности, в некоем сумеречном, пограничном состоянии…
Впрочем, стихи не об этом. Но и об этом – тоже.
Давайте рассмотрим с формальной точки зрения.
Данное стихотворение по форме представляет собой предельно краткий, супер лаконичный продукт поэтического творчества. Короче сделать – невозможно.
Всего лишь три элемента, образующих материальную форму данного стиха, из коих одно речевое образование – ПРЕДЛОГ «В», а два других - точное повторение одного и того же - НО ТОЛЬКО по ЗВУЧАНИЮ и НАПИСАНИЮ, но не по СМЫСЛУ - слова.
Что дает основание говорить о них как о самостоятельных явлениях данного шедевра. «БРЕДУ» первое – это не то же, что «БРЕДУ» второе. Улавливаете разницу?
Явно в данном случае мы имеем дело с многозначным феноменом.
Назовем лишь некоторые значения, аспекты. «БРЕДУ» - глагол и «БРЕДУ» - существительное (в каком-то, не помю, падеже). Но это, так сказать, лежит на поверхности. Заглянем чуть глубже. Или шире? Выше было сказано о том, что стиховая фактура сложена из ТРЕХ элементов.
(Обратите внимание на скромность автора, честно признающего именно это количество. А так велик соблазн быть признанным гением в еще большей степени. Вы спрашиваете «Куда уж больше?»).
Так вот, если признать эти два слова («БРЕДУ» №1 и «БРЕДУ»№2) как абсолютное (и по звучанию и по смыслу) повторение одного и того же слова, то это могло бы означать, что мера гениальности (та, что обусловлена краткостью) и стихотворения, и автора, была бы еще выше, на целую треть!!! Ведь тогда можно было бы утверждать то, что стихотворение состоит из ДВУХ!!!!!, а не ТРЕХ слов. Но не таков автор. Ему не нужна дутая слава, тем более, что… Впрочем. Ладно, пусть уж будет ТРИ слова. Я не жадный. Все равно короче (т. е. - гениальнее) не бывает. Если только самого себя превзойти? Но это уже – слишком.
А что касается образно-смысловой символики, то она - безгранична. Кто бредет, куда бредет, почему бредет, с какой целью, откуда бредет…. А может быть, и не бредет вовсе, а только воображает себя бредущим. И где он бредет. Как щас помню, была такая песня: «Сколько смысла и значенья мне в бредятине твоей…»
Нет, нет, не в бредятине. Как бы точнее выразиться… Ага, нашел: «в бредении».
Если герой перемещается в материальном пространстве (дорога, поле, каменистая тропа, наконец..) – то здесь мы имеем дело с передвижением посредством перестановки ног по какому-либо участку земной поверхности. А сознание в это время не контролирует ситуацию, оно – не от мира сего. (Кстати, еще одна безграничная, вполне диссертабельная тема, в процессе раскрытия которой интересно было бы выяснить, что привело героя к такому ужасному состоянию, что послужило причиной его внутреннего разлада, и как он победит обстоятельства – если победит).
Но есть еще и экзистенциальный аспект. (Я достаточно понятно изъясняюсь? Хорошо, продолжим).
Так вот, герой, быть может, вовсе и не перемещается в материальном пространстве, а находится в неподвижности физически, но ему кажется, что он – движется к некоей цели. Представим, что он (герой), лежит на диване, сидит в шезлонге, стоит один как перст во поле чистом, или на пне - в лесу густом… Но ощущает себя бредущим. Если это так, то возникают те же вопросы (куда, зачем, откуда и пр.). Но теперь ответы могут оказаться совершенно иными...
•
От публикатора: какими? – кто знает. Впрочем, м.б. среди неизвестных гениев найдутся те, кто сможет продолжить начатое гением ещё более безвестным?