16+
Лайт-версия сайта

Как стать поэтом песенником 8

Список разделов  /  Для писателей  /  Как стать поэтом песенником 8

Ко мне попадает много текстов начинающих поэтов песенников с просьбой «немного подкорректировать». Обычно такая «корректировка» заканчивается написанием нового текста, И очень часто я сталкиваюсь с такими ошибками: не понятно – толи это утро, толи ночь, толи лето, толи зима…
Уже нарисовала себе картинку в сознании после первого запева: яблоки на снегу, а тут бац! в припеве – море, пальмы!

И хотя я очень благосклонно отношусь к импульсивному творчеству, но все же писать нужно так, чтобы смешные ошибки были исключены. Вот, еще одно напоминание об образовании. Для грамотного человека рассуждения на эту тему вообще неуместны, поскольку иначе и быть не может! Текст с такими ошибками просто не может родиться в его голове!
Но, увы, еще Окуджава написал по этому поводу:

Каждый пишет, как он слышит,
Каждый слышит, как он дышит.
Как он дышит, так и пишет…

Мне хотелось бы, чтобы ты и дышал ровно и писал хорошо. А что значит хорошо? Понятно, если ты обозначишь в тексте место и время действия, то это уж точно неплохо. Но текст от этого вовсе не обязательно станет хорошим.
И вообще, как ты думаешь, для чего я стала говорить с тобой о том, что песенный текст – это литературное произведение?
А вот для чего. Когда ты прочтешь роман, или повесть или поэму (при условии, что ты дочитал до конца, а не захлопнул книгу на первых страницах с убеждением, что эта ерунда не стоит твоего внимания) вначале ты себе четко представляешь, о чем в этом произведении шла речь. Но если у тебя память не «стальной капкан», то ты вскоре уже не просто не помнишь детали, но и сюжет толком изложить не можешь, хотя точно помнишь: вещь стоящая!
С песней этот процесс «забывания» проходит гораздо быстрее. Буквально сразу же после прослушивания в твоей памяти остаются только самые яркие фразы или вообще просто картинка, которую нарисовало твое воображение. А возникнуть такой визуальной картинке и помогают фразы с обозначением места и времени действия. Но не только это.
Давай вспомним второй урок. Помнишь, мы брали строчки Дм. Семеновского, находили в нем врагов песни – согласные буквы, и позволили себе вольность: переписывали эти строки так, чтобы они соответствии с требованиями песенного текста.
У нас с тобой получились строки:

Туда, где в голубых просторах
Растут весенние цветы.

И я тебе пообещала, что к «голубым просторам» мы еще вернемся.
Вот сейчас самое время обратить внимание на эти строки.
Цвет – очень важная деталь в песенном тексте. Она вовсе не обязательна, но обозначение цвета всегда вызывает в подсознании визуальный образ.
В качестве примера приходят в голову строки из «хита» прозвучавшего пару лет назад:

Белые обои,
Черная посуда.
Нас в хрущевке двое.
Кто мы и откуда?

Я помню, что эта песня много раз звучала на одной из шумных вечеринок, на которой мне пришлось побывать. Не совсем трезвые гости лихо танцевали под эту песню, и я наблюдала, как они в безудержном веселье подпевали. Характерно, что пели они только первые две строчки:

Белые обои,
Черная посуда…

И все…

Что ж, это лишний раз подтвердило мои умозаключения: у человека в подсознании легче всего откладываются слова, связанные с его визуализированными образами.
Отвлекусь на минутку.
Воспоминания об этой вечеринке, где под песню с трагическим смыслом весело плясал народ, что уже само по себе доказывает то, что к словам этот самый народ не особенно привык прислушиваться, напомнили мне давнишний разговор с моим хорошим приятелем ресторанным музыкантом.
- Я вчера наблюдал за публикой нашего ресторана. – рассказывал он мне, - и размышлял о том, под что же все-таки танцуют люди? И так и не нашел ответа. Ритм они не слышат, топчутся как медведи, мелодию тоже не слышат: им все равно – лишь бы гремело, может они танцуют под слова?
- Может, - уклончиво ответила я.
Но теперь я знаю, что и слова мало кто различает. И в большинстве случаев массы предпочитают английскую речь, которую не понимают, поскольку произносимые слова позволяют спокойно визуализировать свои мысли, предполагая, что эти картинки навеяны песней.
Так вот. Большинство людей танцует под собственные визуализированные мысли!

А, давай подумаем, что, собственно говоря, проще всего визуализировать?
Конечно самые простые, незамысловатые вещи, то с чем сталкиваешься каждый день, вещи, для которых твоему воображению не нужно напрягаться.
Нет, я неправильно сказала. Не «твоему воображению», поскольку у тебя-то воображение – будь здоров! – ты ведь поэт-песенник, а воображению простого слушателя, предположим, швеи-мотористки, чей взгляд восемь часов в сутки прикован к прыгающей игле швейной машинки. (Во всяком случае, я именно так представляю себе труд человека этой профессии, но, может быть, я ошибаюсь). К тому же этот «простой слушатель» наверняка не прилагал столь значительных усилий в деле усердного изучения литературного наследия как ты, и оттого его лексикон весьма скуден и незатейлив. Однако песни он любит и внимательно слушает какое-нибудь популярное в его глухом городишке радио и даже периодически заказывает в ежедневной вечерней программе « По заявкам» песни своего любимого композитора-поэта-исполнителя Игоря Николаева и с умилением ему подпевает:

Мы не склеим разбитую чашку любви…

Ты, как интеллигентный, образованный человек поморщишься:

- Фи! Что за «чашка»? Может быть «чаша»?

Пришло время удивиться швее-мотористке:

- Чаша? Разве есть такое слово? И что оно обозначает?

О, Игорь Николаев большой знаток психологии швей-мотористок! Уж он-то досконально изучил возможности и пределы воображения целевой аудитории, на которую рассчитано его бессмертное творчество.

Если по поводу «чаши» могут возникнуть вопросы, то по поводу «белый, черный, голубой» – вопросов нет. Цвет визуализируется всегда. Если он, конечно, не какой-нибудь мудреный: терракотовый, например.

Вот откуда они появились: «голубые просторы»!

Хотя, конечно же, сами «просторы» визуализируются далеко не всяким человеком. И это не так уж и странно, ведь очень многие люди, шагая по голубым просторам, видят только носы своих ботинок! Но «голубые просторы» все же понятнее, хотя бы составляющей цвета.
Исходя из этого рассуждения, неплохо было бы заменить:
«голубые просторы» на «голубые заборы».
Забор-то, вещь вполне понятная.
Но мы себе не позволим в своем творчестве опускаться до такой «халтуры». Правда?
Но вернемся к нашей визуализации. Извини, но я все же настойчиво возвращаю тебя к этому понятию. И вот с какой целью: чтобы поговорить с тобой о пользе и вреде метафор в песенном тексте.
07 июня ’2013   12:27
Мастер-класс на стыке психологи и песенного творчества, эдакий вариант вокально-музыкального НЛП? Один из методов воздействия на толпу с помощью поэзии? Причем уровень IQ толпы изначально занижен… Для примера взята работница легкой промышленности с монотонным физическим трудом и, смею предположить, определенную автором в категорию людей с невысоким интеллектом. Я бы предложил назвать этот мастер класс ни «Как стать поэтом песенником», а «Как стать популярным на ниве поэта песенника для толпы, не обремененной образованием, умом и … вкусом».

27 июля ’2013   16:54
В песенном стихе мелодия песни прямо звучит
из написанных строк.Научиться этому невозможно....


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор

 
Без музыки нет песни...С Днем Рождения, Валера!
https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/music/shanson/2546324.html?author


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft