16+
Лайт-версия сайта

ПРОФЕССИЯ "ЗВУКОРЕЖИССЕР"

Список разделов  /  Для киношников  /  ПРОФЕССИЯ "ЗВУКОРЕЖИССЕР"

РАЗДЕЛ 1.
ВОСПРИЯТИЕ И ЛОКАЛИЗАЦИЯ ЗВУКОВ В ПРОСТРАНСТВЕ.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

Цель: целью данных упражнений является повышение способности студентов к локализации звуков в пространстве и тренировки внимания относительно восприятия звуков.

УПРАЖНЕНИЕ 1.

1.1. Возьмите ручку (или карандаш), блокнот (или бумагу) и пойдите в то место, где Вы могли бы слушать.

1.2. Засеките 5 минут (либо Вы можете выбрать время произвольно, но в дальнейшем используйте именно этот промежуток времени) и начните записывать все звуки, которые Вы услышите в течение выбранного промежутка времени.

1.3. Пойдите в другое место и выполните пункт 1.2.

1.4. Пойдите в третье место и выполните пункт 1.2.

ПРИМЕЧАНИЕ: Количество мест и времени может быть увеличено по желанию студента.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Выполняется на следующий день или через некоторое время. (Ваши списки из упражнения 1 должны быть при Вас).

2.1. Пойдите в то же место, что и в 1.1.

2.2. Засеките 5 минут и начните записывать все звуки, которые Вы услышите в течение выбранного промежутка времени (время, в течение которого Вы будете записывать звуки, должно быть тем же самым, что и при выполнении упражнения 1).

2.3. Сравните Ваш список, который Вы получили сейчас, со списком, полученным при выполнении пункта 1.2.

Если Вы записали меньше звуков, или столько же, то проделайте 2.2 и 2.3 еще раз.

Если Ваш список 2.2 превысил по количеству 1.2 , то переходите к следующему пункту.

2.4. Пойдите в то же место, что и в 1.3 (это то «второе» место, в котором Вы были, выполняя упражнение 1).

2.5. Выполните пункт 2.2.

2.6. Сравните полученный Вами список со списком 1.3.

Если он меньше или одинаков, то выполните пункты 2.5 и 2.6 еще раз.

Если Ваш список получился длиннее, то переходите к следующему пункту.

2.7. Пойдите в то же место, что и в 1.4 (это «третье» место, в котором Вы были, выполняя упражнение 1).

2.8. Выполните пункт 2.2.

2.9. Сравните Ваш список с аналогичным списком из упражнения 1.

Если он больше, то Вы закончили выполнять упражнение 2.

Если нет, то повторите 2.8 и 2.9

УПРАЖНЕНИЕ 3.

(Выполняется время спустя или на следующий день).

Проделайте те же действия, что и в упражнении 2, но измените одно условие: «Ваши списки должны быть значительно длиннее».

ПРИМЕЧАНИЕ: Эти упражнения можно выполнять и в большем объеме, но предложенного количества вполне достаточно, чтобы достигнуть цели данных упражнений.

Если Вы не уверены в том, что достигли цели, то тренируйтесь до тех пор, пока результат не станет для Вас очевидным.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Для получения большего опыта можно учесть следующее: при выборе мест, в которых Вы проводите ваши тренировки, было бы полезно избежать однообразия (например, одна комната в квартире, другая комната в квартире, кухня и т.д.). Эффективней был бы контраст. Например, шумная улица и тихий двор, квартира и завод, город и лес (или дача). Такое разнообразие не только обогатит вас дополнительным опытом, но и может привести к ряду интересных открытий и озарений.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
«ОПИСАНИЕ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА».

Цель: Ознакомление с навыком пространственного восприятия.
Для выполнения этого задания Вам необходимо опять запастись ручкой и бумагой и пойти куда-нибудь, где не очень шумно и не очень тихо, и где Вы сможете поупражняться в использовании ранее полученных Вами навыков.

Вам нужно описывать звуки, указывая их местонахождение и удаленность относительно Вас.

Пример: Слева от меня, метрах в пяти, дворник метет тротуар; над головой, высоко, пролетает самолет; где-то во дворе, в метрах 100 справа от меня слышны «отдаленные» крики играющих детей; за моей спиной, где-то далеко за городом, прогремел гром; под ногами дрожит земля и слышен низкий гул (это поезд метрополитена).

Чем подробнее Вы сможете описать звук (его характер и качество), чем точнее Вы сможете определить расстояние и направление по отношению к источнику звука, тем более ясным будет Ваше звуковое пространство.

Примечание: Это упражнение даст Вам навыки не только относительно пространства. Описывая звуки, последовательно Вы определяете их положение во времени.

В нашей профессии (и в этом упражнении) вы вольны переустанавливать время. Вы можете «развести» одновременно звучащие звуки и расположить их последовательно. Вы так же можете «сжимать» время: располагая рядом два (или более) звуковых события, хотя в «реальном времени» они могли находиться очень далеко друг от друга, и никак не были между собой связаны. Вы так же можете «переустанавливать» их временную последовательность.

Вы можете поиграть с этим, но не забывайте, что время не является целью данного упражнения. Я обратил ваше внимание на это только потому, что, описывая звуковое пространство, Вы обязательно будете иметь дело со временем, т. к. любой звук (как, впрочем, и любое другое физическое явление) имеет свою временную протяженность.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
«СОЗДАНИЕ ЗВУКОВОГО ПРОСТРАНСТВА».

Цель: Отработка способности создавать звуковое пространство.
Напишите краткое эссе, с описанием звукового пространства, которое Вас окружает. Вы можете пользоваться теми же звуками, которые Вы уже описывали ранее или придумать новые. Вы так же можете выдумывать любые звуки (даже не существующие в природе) и размещать их, где Вам будет угодно. Главное, чтобы Ваше эссе давало ясное представление, о том звуковом пространстве, которое Вы создаете.

Вы можете просто последовательно описать звуки и их местоположение в пространстве, или Вы можете ввести временные характеристики ваших звуков и соотнести их между собой во времени. Это сделает ваше эссе более выразительным и полным.

Пример:

- в 100 м справа проехала машина, а в это время дворник продолжал шаркать метлой в трёх метрах позади меня.

Примечание: При выполнении этого задания помните, что ваше воображение, в творчестве, является более важным фактором, чем всё остальное. Не фиксируйтесь на достоверности событий и соответствии реальности. Дайте волю вашей фантазии. Пусть процесс будет творческим.

РАЗДЕЛ 2
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ЗВУКИ.

Цель: Целью данного Раздела является повышение способности студентов к избирательному восприятию в области звука; так же этот раздел дает хорошие навыки для работы со звуком в кино.
В этом разделе мы будем иметь дело с выразительными звуками.

Слово «выразительный» означает -- хорошо выражающий что-нибудь, яркий по своим свойствам, внешнему виду и т.д. (из «Толкового словаря русского языка» С. Ожегова и Н. Шведовой).

Если Вам понятно, что такое «выразительный звук», то Вы можете приступать к выполнению упражнений. Если нет, то попробуйте представить себе звук, который был бы для Вас многозначительным, как бы сообщающим что-нибудь. Это и будет пример «выразительного звука».

В этом Разделе Вы будете выполнять те же действия и в той же последовательности, что и в Разделе 1, но с одной существенной разницей: Вы будете записывать только выразительные звуки.

Либо Вы можете сделать список звуков, которые услышите в отведенное время, а затем выбрать из них самые выразительные.

ТРЕНИРОВОЧНЫЕ УПРАЖНЕНИЯ.

УПРАЖНЕНИЕ 1.
1.1. Возьмите ручку (или карандаш), блокнот (или бумагу) и пойдите в то место, где Вы могли бы слушать.

1.2. Засеките 5 минут (или Вы можете выбрать время произвольно, но в дальнейшем используйте именно этот промежуток времени) и начните записывать все выразительные звуки, которые Вы услышите в течение этого времени.

1.3. Пойдите в другое место и выполните пункт 1.2.

1.4. Пойдите в третье место и выполните пункт 1.2.

ПРИМЕЧАНИЕ: количество мест и времени может быть увеличено по желанию студента.

УПРАЖНЕНИЕ 2.

Выполняется на следующий день или через некоторое время. (Ваши списки из упражнения 1 должны быть при Вас).

2.1. Пойдите в то же место, что и в 1.1.

2.2. Засеките время, в течение которого записывали звуки, в упражнении 1. Записывайте все выразительные звуки, которые Вы услышите в течение этого времени.

2.3. Сравните Ваш список, который Вы получили сейчас, со списком 1.2.

Если Вы записали меньше выразительных звуков, или столько же, то проделайте 2.2. и 2.3 еще раз.

Если Ваш список 2.2. заметно превысил по количеству 1.2., то переходите к следующему пункту.

2.4. Пойдите в другое место (это то «второе» место, в котором Вы были, выполняя упражнение 1).

2.5. выполните пункт 2.2.

2.6. Сравните полученный Вами список со списком 1.3.

Если он меньше или одинаков, то выполните 2.2. и 2.6 еще раз.

Если Ваш список получился длиннее, то переходите к следующему пункту.

2.7. Пойдите в то же место, что и в 1.4 (это «третье» место, в котором Вы были, выполняя упражнение 1).

2.8. Выполните пункт 2.2.

2.9. Сравните Ваш список с аналогичным списком из упражнения 1.

Если он больше, то Вы закончили выполнять упражнение 2.

Если нет, то повторите 2.8 и 2.9

УПРАЖНЕНИЕ 3.

(Выполняется время спустя или следующий день).

Проделайте те же действия, что и в упражнении 2, но измените одно условие: «Ваши списки должны быть значительно длиннее».

ПРИМЕЧАНИЕ: Эти упражнения можно выполнять и в большем объеме, но этого количества вполне достаточно, чтобы достигнуть цели данных упражнений.

Если Вы не уверены в том, что достигли цели, то тренируйтесь до тех пор, пока результат не станет для Вас очевидным.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №1
Описание выразительного звукового пространства.
Цель: Тренировка внимания и наблюдательности, а так же способности подмечать выразительные звуки.

После того, как Вы разобрались, что такое выразительные звуки, Вам необходимо проделать следующее. Опишите звуковое пространство, но при этом выбирайте либо выразительные звуки, либо их сочетание, либо сочетание нескольких звуков, которое дает выразительность.

ПОЛЕЗНЫЙ СОВЕТ: Возможно, если Вы будете обращать свое внимание на «сложносоставные звуки» (или «полифонические фактуры»), то Вы сможете найти там для себя много «звуковых моментов», которые станут для Вас яркими мазками в общей картине выразительного звукового пространства.

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ №2
Создание выразительного звукового пространства.*

Цель: Повышение способности к творчеству в области звука.

В этом задании Вам нужно написать эссе, в котором Вы опишите созданное Вами звуковое пространство, состоящее в основном или преимущественно из выразительных звуков.

Вам совершенно не обязательно стремиться к «высокому литературному стилю». Главное, чтобы вам самим было понятно: что выражает ваше звуковое пространство, какую эмоциональную и I или смысловую нагрузку оно несет, и как практически реализовался ваш замысел.

Последовательность «замысел - реализация» в этом упражнении может быть нарушена, т. к. вполне возможно, что Ваши идеи будут «выкристаллизовываться» и получать дальнейшее развитие уже в процессе создания. В творчестве это бывает достаточно часто.

______________

* При наличии технической базы это задание может быть выполнено в виде фонограммы.

Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft