…Любые: «ДА ЛАДНО!» на съёмках, обращаются в «КОШМАР!!!» на монтаже!(ищите соответствующие синонимы!) Проверенная мудрость.
Данные рекомендации не носят характера ликбеза ни в вопросах операторской техники, ни в отношении художественного вкуса и т.д.... Но имеют прямое отношение к операторскому искусству и могут быть полезны как профессионально практикующим операторам, так и начинающим художникам. В контексте полного цикла видеопроизводства, как алгоритмы творческого, участливого и логичного, взаимодействия, с соавторами конечного продукта.
В первую очередь, разговор касаются «горячего» съёмочного процесса, с небольшим (или отсутствующим), подготовительным периодом, с минимальным набором технических средств. Но рекомендации применимы, в полной мере, и в любых других случаях...
Если Вы возьмёте данные приёмы на вооружение, Вы, непременно, перейдёте из когорты исполнителй в касту творцов, как полноправный соавтор Ваших будущих произведений, а ещё заслужите благодарность и уважение: режиссёра постановщика, режиссёра монтажа, монтажёра и продюсера, что немаловажно!
Итак!
1. Если Вы видите как снять цельную сцену, без «склеек»- это высокий стиль! Наполненная внутренним содержанием и действием, точными акцентами и логикой, «чисто» отснятая сцена-лучшее из решений!Но не самоцель, разумеется.
1.1. Продумайте вход в сцену и выход(переход к следующей сцене, эпизоду) и помните (распишите, запишите, нарисуйте) до конца всего съёмочного периода.
Далее по списку:
1.2. Даже для съёмки самой маленькой сцены есть минимум 2 направления(8-ка), а лучше найти- 4 и более! Ищите «субъективные», «верхние» и «нижние» точки, за пределами возможностей штатива, в том числе.
1.3. Но, мыслите категориями полной сцены, а не только отдельного кадра(много, не синоним- хорошо и точно!)
2. Продумайте и предлагайте свою обоснованную логистику съёмки: сцены, эпизода, съёмочного дня.
3. Не «перескакивайте» с точки на точку, без острой необходимости. «Возвраты», технологически, менее эффективны, чем подробная «отработка» точек.
3.1. Устанавливая камеру на каждую точку - снимите, без дополнительных указаний режиссёра (или корреспондента), технический и вариативный минимум: общий, средний и крупный планы.
4. Если «съёмочная ось» и время(задача) позволяют, снимите, используя трансфокатор, «ровный» отъезд от крупного плана до общего, с фиксацией на начальной и конечной точках, сообразно ритму будущего материала.Если «ось»не позволяет, снимите несколько таких «монтажных», подвижных кадров.
4.1.Продолжительный «чистый» «наезд» без использования тележки, как правило, не удаётся, в отличие от отъезда.
5. Панорама-даже со штатива(и с рук!) иногда очень, даже!
<div>5.1. Панорама, как и любое иное движение камеры, должна иметь начальную точку и точку "прихода". Не "ходите из неоткуда, через ничто, в никуда". Начните со статики, придите в статику. Не "рвите и не бросайте" движение.
6. Следите за возможными(нежелательными) изменениями внутри кадров сцены (объекты, предметы, детали одежды, позы, жесты, и т.п.)Вам это виднее, чем кому бы то ни было!
7. Каким будет первый кадр в будущем фильме(программе,передаче, ролике, клипе)?
7.1. Какой кадр должен стать финальным?
8. Чудовищное, на мой взгляд, понятие: «Перебивка», но пусть это будут Акценты и Уточнения!</div>
<div>P.S. Это для затравки. Если Вам покажется подобный разговор интересным, пишите! Готов продолжить. Спасибо за внимание.
http://www.youtube.com/watch?v=VAJOrKC_s34
</div>