28 марта одному из лучших классических гитаристов-виртуозов России, уникальному,
в своем роде, гитаристу Игорю Коперлес, отмечали бы очередной день рождения...
Но день в день с днем рождения семья отмечала полгода со дня его смерти.
20 лет Игорь прожил с Татьяной.
Она исполняла песни и романсы под аккомпанемент его гитары, оберегала его от бытовых неурядиц, готовила любимую еду…
В общем, делала всё, что делают жёны, хотя, наверное,немного больше.
- С уходом Игоря я особенно остро поняла,
как хорошо нам было вместе, - говорит Татьяна.
– За все эти годы мы ни разу не поссорились.
Были разногласия в творческом плане, но я находила подход, уговаривала, а чаще смирялась. Наверное, на этом смирении и основывался добрый мир дома.
В самом начале, когда мы только начали вместе работать, мне доставалось больше аплодисментов, и он жутко ревновал.
Много лет спустя признался: «Я тебя тогда ненавидел. Но в то же время понимал: ты пела так, что слушая, я куда- то улетал вместе
со звуком голоса, а звук ласкал ухо.
Я же, как ни старался, из-под пальцев выходил сплошной скрежет...
Мне еще надо расти и расти до тебя».
У него в голове всегда звучала музыка.
Он жил этим.
Иногда возникали проблемы из-за неудобной пальцовки, которая мешала технике исполнения.
Он мучительно искал удобную пальцовку,
чтобы можно было исполнить этот кусочек произведения качественно и искромётно!
Огорчался, когда ничего не получалось…
И вдруг среди ночи ему снилось искомое решение...! Он вскакивал, хватал гитару, пробовал прием, и с облегчением говорил: «Танька, всё нормально, теперь у меня нет проблем! Всё получится!».
Сейчас я занимаюсь обработкой его произведений.
Слушаю все концертные и студийные записи много-много раз.
Раньше Игорь всегда отслушивал записи сам, и очень огорчался. когда что-то не нравилось...!
Он невероятно требовательно относился к себе. С тоской говорил: «Когда же я научусь играть так, как ты поешь? У тебя придраться не
к чему!» - так ему казалось.
Чаще всего получалось так: приходили с концерта, слушали записи.
Игорь с горечью говорил: «Какой ужас! Я же ведущий гитарист России, а играть совершенно не умею. Ты послушай, что это за безобразие.
За что мне люди только аплодируют!».
Убедить в обратном его было невероятно трудно...
Я откладывала записи. Проходил месяц...
Он снова слушал и спрашивал:«Где ты такую классную запись нашла?»
«Это та, из-за которой ты собирался из окна выбрасываться», - говорю.
Потом поняли, что сразу, после концерта, слушать не надо, надо, чтобы всё это устоялось, отлежалось, нервы после концерта, успокоились!.
Тогда восприятие услышанного приобретает совершенно другие краски.
У Игоря была амбарная тетрадь,куда он записывал свои мысли.
Однажды, спустя 2 месяца после смерти Игоря,
я взяла в руки эту тетрадь, и меня холодный пот прошиб!
Там было написано: «Танюшка, завещаю тебе:
отнесись к моим записям серьёзно...!
Ты же знаешь, для меня каждый звук – это боль в сердце. Когда будешь работать над звуком, постарайся сделать так, чтобы мне не было больно это слышать – даже на том свете».
Он написал это за два года до смерти на верхней корочке тетради...
Я прослушиваю каждый миллиметр звукозаписи.
И только сейчас по-настоящему понимаю, какой человек был рядом со мной. Это не возвышение его владения гитарой, – нет, ни в коем случае.
Но каждое произведение, сыгранное в концерте,
на студии или дома, – каждый раз звучит по Коперлесовски...
У него своё яркое звукоизвлечение своя аранжировка.
Одно и то же произведение каждый раз звучит по-новому. Просто диву даёшься, и одолевает гордость за гитариста, который создал сам себя...!
Я не ожидала, что так рано потеряю Игоря.
Нам раньше и в голову не приходило делать «минусовки».
Я считаю, что все это – мёртвая музыка.
Его гитара передает сиюминутное состояние души, поэтому оно находит отклик в душе слушателя, бьёт по нервам.
Он под меня подстраивался, чувствовал мои настроения. Поэтому вчерашняя музыка сегодня звучала бы уже неинтересно.
Только сейчас начинаю осознавать, насколько этот человек был важен в моей жизни, как вовремя Господь подарил его мне.
За три года до того, как встретиться с Игорем и выйти с ним на сцену, я погрузилась в сады-огороды, вообще забыла о сцене.
Поставила крест на себе, своей личной и музыкальной жизни.
И вдруг в мою жизнь в полшестого утра ворвался человек, изменивший всю мою жизнь.
Я провожу такую аналогию: он неожиданно ворвался в мою жизнь, и так же неожиданно ушел, просто растворился – и всё…
Игорь никогда не жаловался на своё состояние, хотя порой
чувствовал себя очень плохо. Не хотел огорчать
и обременять меня своим плохим самочувствием...!
Если бы пришлось вернуться в прошлое, я бы рада была вновь впустить его в свою жизнь.
Мне трудно представить кого-то другого рядом с собой.
Он был полон сил, энергии и творческих планов.
Во второй половине декабре мы собирались ехать в Санкт-Петербург на конкурс инструментальных коллективов.
Уже прошли прослушивание, получили «добро» на участие.
В Китае и Японии нас ждали с концертной программой. И еще, в начале декабря, мы были приглашены для участияв международном конкурсе романса в Москву...
Всё рухнуло.
Когда Игоря не стало, я потеряла гибкого аккомпаниатора, который чувствовал меня, осторожно и бережно сопровождал моё настроение
и состояние души.
Без него я не смогу реализовать свои замыслы.
Нет любви, нет ощущения родного плеча, нет ЕГО рядом...
Не то состояние души.
Выходя на сцену, Игорь совершал ежедневный подвиг. О, эти наши трехчасовые концерты!
Люди ждали наши концерты.
У нас на концертах дети за 20 лет вырастали, превращались в юношей и девушек...!
В последнее время, началось выдавливание нашего дуэта новым руководителем филармонии, Уткиным, со сцены филармонии (успех, аплодисменты, цветы, поклонники не давали покоя злопыхателям).
Нам отказывали в аренде сцены, задирали за неё баснословные деньги, старались ограничить продолжительность концетра...!
Было ощущение, что мы выработали у БОГА
ресурс необходимости...
Игорь говорил: «Мне неинтересно жить».
Несмотря ни на что, он много работал, занимался, готовил новые произведения...
У нас есть записи, которые ни разу не прозвучали в концертах.
Мы просто не успели их вынести на публику.
Сейчас я занимаюсь обработкой записей Игоря, чтобы потом свести в CD.
Ищу почитателей классической гитары, которые помогли бы их растиражировать.
Сейчас так мало инструментальной гитарной музыки, настоящей гитары.
В настоящее время у меня 187 произведений – записанных и обработанных.
"ТЕРНИСТЫЙ ПУТЬ
К ГИТАРЕ"
Как будто предчувствуя близкий конец, Игорь увлечённо писал воспоминания из своей жизни.
Он расказывал о том, как мальчишка из малообеспеченной семьи, из российской глубинки, самостоятельно овладел классической
гитарой.
Не имея ни секунды музыкального образования, нашёл свой звук, свой стиль игры на гитаре, своего зрителя.
Имел в своём концертном репертуаре произведения от Баха до Цыганской венгерки, массу собственных обработок, аранжировок и авторских произведений, большое количество
вариаций на темы народных песен и романсов...
Он хотел назвать свою книгу - воспоминания
«Мой тернистый путь к гитаре».
Теперь ответственность за редактирование, печать и тиражирование книги о жизни и становлении ведущего гитариста России Игоря Коперлес,ложится на мои плечи.
Видео- и аудиозаписи наших концертов, а также студийные звукозаписи будут включены в комплект книги.
Это были счастливые 20 лет. Свое счастье начинаешь понимать тогда, когда оно уходит. Есть пословица: «Что имеем – не храним, потерявши – плачем».
Я хранила. Очень хранила...
Я хранила его покой от злобы мира, от нежелания его принять, как могла.
Бывает, человек уходит из жизни, и ты понимаешь, что чего-то ему не додал.
Но для Игоря мы сделали абсолютно всё.
Я даже охраняла его от желания выпить.
Некоторые полагают, что раз человек закодировался – проблема решена.
Нет, это огромный труд и его, и того, кто рядом, тем более в нашей работе, где частые застолья.
Меня называли его ангелом-хранителем, БЕРЕГИНЕЙ...
За четыре часа до смерти он как будто попрощался, столько сказал слов благодарности – и мне, и маме.
Когда он был жив, не было ощущения его необыкновенности. А теперь даже мама удивляется: «Это ж надо, какая музыка –
магия, сплошная пена звуков».
Раньше он мог взять гитару и сыграть любое произведение в любой момент.
Он всегда и всего достигал сам…
Сейчас многие сожалеют, что не были на наших концертах, откладывали на потом...!
А сейчас это "потом" состояться не может!
Ничего нельзя откладывать на потом.
При прощании с Игорем Коперлес много говорилось о том, как мало ценили музыканта при жизни.
Он успел стать лучшим концертмейстером России, хотя так и не получил официального звания "НАРОДНЫЙ АРТИСТ".
Он стал народным по факту.
Елена ОГНЕВА
Статья из газеты: Еженедельник
"Аргументы и Факты"
№ 13 31/03/2010
В посте прозвучали произведения
ГИТАРА: исполнитель - Игорь Коперлес
ударные- Татьяна Коперлес
На "Сопках Маньчжурии",
"Дремлют плакучие ивы",
"Сальвадор" Пако де Лусия,
"На заре ты её не буди",
"Легенда Альбениса",
"Ноктюрн № 2" Шопена,
"Альфонсина и море",
"Бразильский танец"
"Прелюд и Ария" Баха -вариации Игоря Коперлес
"Воспоминания об Альгамбре"
"Отцвели хризантемы"
"Ах, не лист осенний"
Романсы:
"Изумруд"
"Капризная, упрямая"
исполнители Татьяна и Игорь Коперлес