16+
Лайт-версия сайта

О малоазийской культуре русоариев АРАТТА

Блоги / Блог пользователя svobodny / О малоазийской культуре русоариев АРАТТА

01 апреля ’2021   15:31

МАЛОАЗИЙСКАЯ АРАТТА – ДРЕВНЕЙШАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ, ШУМЕРЫ МОЛОЖЕ

В течение многих лет историки были убеждены, что первые ростки цивилизации появились в конце IV – начале III тысячелетия до н.э. в долинах рек Тигр и Евфрат, положив начало шумерской цивилизации. О происхождении шумеров до недавних пор было мало что известно. Считалось, что они являлись наследниками более древней убаидской культуры, у которой шумеры переняли опыт земледельческих работ.
По одному из мифов, своей первой родиной шумеры считали таинственную страну Дильмун, но в других преданиях говорится, что своим происхождением шумеры обязаны «Солнцеподобной Аратте» – цивилизации, стоявшей, как оказалось позднее, у истоков всей иафетической европейско арийской расы. Прошли века, но шумеры не забыли Аратты и помнили о своем культурном соседе, расположенном у излучины Верхнего Евфрата (совр. Г. Элязыг), помнили как о торговом центре, где можно закупить медь, серебро, золото и камень.
О ней нам стало известно из шумерских эпических поэм. Аратта превосходит по всем показателям древнейшие цивилизации Нижней Месопотамии. В то время как на юге Двуречья еще не возводят стен вокруг поселений, а Аратта уже окружена многими рядами белокаменных стен. Шумерский царь Энмеркар просит Аратту прислать мастеров-строителей. В поэме богиня Инанна условием своей помощи ставит приглашение из Аратты мастеров по металлу, изготовителей металлических (священных) сосудов. Квалификация араттских златокузнецов довольно высокая, если они умеют получать серебро рафинированием. В Аратте есть и золото и серебро, и ее жители успешно торгуют с далекими странами. Хотя плодородная земля и разветвленная ирригационная система и обеспечивают шумеро-семитские города продуктами сх-ва, но полноценно города-государства Нижней Месопотамии могли существовать,лишь обеспечив подвоз металла, дерева и строительного камня. Оттого и такой интерес правителей Урука к Аратте.
Аратта имеет развитый институт жречества. Правитель государства – верховный жрец, эн. При этом власть «священного царя» ограничивается народным собранием. Подобная же структура и в Южном Двуречье. Аратту и Урук связывают культы общих богов Инаны и Думузи.
По мнению выдающегося археолога В. Сафронова, центр формирования будущей древнейшей балканской протославянской культуры Винча находился на севере Центральной Анатолии, в долине реки Коньи. Археологически это эквивалентно культуре Чатал-Хююка. Так что чатальцы стали западными соседями убаидцев и жителей Аратты.
Более того, В.А. Сафронов пришел к выводу, что, центром единой цивилизации Месопотамии, Балкан и Египта является именно Анатолийская Аратта.
Древнейшим шумерским центром на юге двуречья был город Эреду, чьим покровителем был Энки. Пришельцы в Месопотамии дильмунцы-островитяне шумеры поклонялись главному их богу Энки, создателю жизни на земле. Энки – древнейший бог, возникший из Хаоса, сын богини Наммму, олицетворявшейся Океаном. После Ана \ Энлиля в древнейшем списке шумерских богов находится Инанна, покровительница Урука. В эпосе об Энмеркаре Инанна приказывает сварить «Рыбьего бога» по имени Оаннес. Исследователи считают, что это эпитет бога Энки. Так выражался переход гегемонии от Эреду к Уруку.
Согласно эпосу, «Энки создал город Эреду, подняв в него пресные воды из подвластного ему подземного пресного океана»; он создал для людей законы-МЕ и, таким образом, Эреду стал первым городом, где установился институт царственности – «царственность спустилась на землю».
Почему мы, столько слыша о Шумере, не знаем, что в половине героических песен Шумера содержатся сообщения об Аратте, что свидетельствует о большом культурно историческом значении этой страны для ранней истории Шумера. Однако к началу раннединастического периода (к 2615 году до Р.Х.) шумеры уже забыли дорогу к Аратте. Содержание эпических поэм цикла «Энмеркар» и «Лугальбанда» показывает уруко-араттские отношения как, в основном, конфликтные при правителе Урука Энмеркаре и правителе Аратты Энсикушсиранне.
Главные герои поэмы – верховные жрецы. В поэме есть отрывок, содержащий память о том времени, когда все территории от Амурру (С.З. Сирия) до Загроса на востоке и северо-востоке говорили на одном языке
«тогда не было ни страха, ни ужаса,
Люди не имели соперников.
В те дни гора Субур и области Хамази,
Говорящие на одном языке Шумер,
Великая гора величественных обрядов
Страна Ури, имеющая все необходимое,
Страна Амурру, покоящаяся в безопасности,-
Вся вселенная и покорный народ Энлиля
На одном языке истину восхваляли».
Идёт ли речь о Едином Праязыке? Видимо, речь идет об эпохе единства на всем пространстве от Средиземного моря на западе до гор Загроса на востоке, от гор Тавра – на севере до персидского залива - на юге.
Единство выражалось, что все население этих областей говорило на одном шумерском языке, что могло иметь место лишь в случае абсолютного доминирования шумеров, и не только в культурном, но и в этническом смысле. В целом из поэмы о Гильгамеше следует, что причиной ухода шумеров на север был Потоп (именно с большой буквы а не локальное наводнение).
Две поэмы об Энмеркаре повествуют о его походе и о походе его сына Лугальбанды в страну Аратту, т.к. центральными событиями эпохи Энмеркара стали отношения между Уруком и Араттой. Эти отношения проходят через правление четырех династов Урука Мескианггашера, Энмеркара, Лугальбанды и Думузи.
При этом (!!!) Гильгамеш уже не знает пути в Аратту!
Действующим лицом двух поэм является сын или дружинник Энмеркара Лугальбанда. Многие опасности поджидают на пути к Аратте, путнику надо преодолеть горы Забуа (Сабум) и Хуррум (соответственно Загрос и Тавр).
Согласно эпосу, Урук и Аратта – равные партнеры, но при этом предполагается зависимость Аратты от Урука, вызванная, вероятно, его военным превосходством. Эпос фиксирует культурно-языковое единство от Ливана до Персидского залива. Главные культы Инанны и Думузи были общими у обеих стран. Зерно Урука - это товарообменный его фонд, который служит для приобретения отсутствующих материалов, имеющихся в наличии в Аратте. Вот почему Аратта осуществляла контроль над торговыми путями и сосредоточивала у себя металлические руды, ценные породы камня, лазурит, медь, олово, серебро и золото. При этом, в случае засухи, Аратта находится на грани голода, т.е. была в стратегической продуктовой зависимости (как знакомо). Локализация Аратты в горных районах Тавра и нахождение в соседстве убаидцев говорит как минимум об их длительном совместном проживании.
В Аратте при строительстве храмов существовал свой архитектурный ордер, который был заимствован шумерами. Храмы возводились на платформах высотой до 13 метров, декорированных нишами. Ныне храмы на платформах рассматриваются археологами как подобие будущих шумерских зиккуратов. Мастера из Аратты принимают участи в строительстве храмов в Уруке а потому строят их исходя из своих предствлений, т.е. «в окружении гор», вот почему «храм на горе» выбран и для Южного Двуречья. Платформа и являлась этой горой. В мировоззрении шумеров долго сохранялось представление о горе как о месте бога, там, где они спасались от Потопа.
Освобождение от старых богов – лейтмотив любой новой религиозной системы. Это было идеологическим оформление политической борьбы. Возвышение Инанны связано было с необходимостью понизить ранг старых богов и прежде всего, конечно, Энки, что было, конечно, непросто и, видимо, потребовались компромиссы. Становление нового религиозного мировоззрения отражено в мифе о мировом древе Хулуппу. богиня Инанна , например, обещает некоторые властные атрибуты Гильгамешу за то, что он срубит это дерево в саду Инанны. Ритуально-символически это означает срубить под корень старую картину мироздания.
Энмеркар, безуспешно осаждающий могучую Аратту, с целью узнать причину своих неудач, посылает Лугальбанду к богине Инанне. Наделенный даром скорохода благодаря чудесной птице Анзуд, Лугальбанда вскоре достигает Урука, где и выясняет, что необходимо сделать Энмеркару для обретения удачи в осаде Аратты.

Тэртэрийские письмена ранневинчанского периода свидетельствуют о том, что культуры Винча, Аратты и протошумер некогда жили в непосредственной близости друг от друга. Такой единой протоцивилизацией, по всей вероятности, была культура Чатал-Хююк.
Если верна расшифровка шумеролога Кифишина А.Г., 35 надписей на Винчанской керамике, содержащих слово Аратта, то связь Аратты и Винча можно считать бесспорной. И это вполне объясняет последующую после троянской войны миграцию. Анатолийцы, уйдя в Европу, не потеряли связи со своей прародиной.
Что касается дошумерской писменности, то видимо, именно Аратта и Винча явились ее первоисточником. В тексте поэмы «Энмеркар и жрец Аратты» есть намек, что в Аратте к тому времени уже была письменность – «хитроумное слово».
…гонец, слово я тебе говорю
Я сделал его хитроумным, возвращающимся, с собой.

Согласно эпосу, спор между Урукрм и Араттой завершается мирно – поскольку засуха закончилась и Аратта больше не нуждается в зерне Урука. Это результат того, что общая для всех богиня Инанна, «госпожа всех стран», обеспечила Аратту половодьем. Между городами устанавливается взаимовыгодный обмен и даже сам Энмеркар отправляется на свадьбу в Аратту.
Судя по данным эпоса, Аратта значительно превосходит Месопотамские цивилизации Раннединастической эпохи, например, серебро подвергают технологии рафинирования, которая является довольно сложной операцией.

Локализация Аратты
Хотя большинство исследователей и помещают Аратту в Иране, а кто-то даже в Прикаспии, однако в поэмах об Аратте описываются только области к северо-западу от Урука, а именно: гора Хуррум (страна хурритов) и гора Кедра(Ливан). Сообщается, что Аратта лежит за семью горами, причем действительно, по дороге на запад, путникам преграждают путь семь хребтов –один в горах Загроса и шесть – в Анатолии, в горах Тавра. Известно также, что существовал реальный путь, соединявший Верхнюю и Нижнюю Месопотамию, который был пройден аморрейцами в конце 3-го тыс. до р.х. Этот путь шел поперек Сев. Месопотамии, а после переправы через Тигр по южным склонам гряды Джебль-Хамрин, у подножия гор, ограждавших Элам, а оттуда – на Юго-Восточный Шумер. Таким образом, Аратта локализуется в верховьях Евфрата. О водном пути в Аратту в поэмах сообщается, что жрец Машмаш обещает вернуться в Аратту с тяжело груженными лодками, при том что единственными водными артериями, связывающими Южное Двуречье с далекими северо-западными территориями являются Тигр и Евфрат, истоки которых лежат в центре Восточной Анатолии, в горах Адамани. Это близко к Элязигу, где обнаружены памятники убаидской культуры.

Аратта находилась севернее Элязига, от которого к северо-востоку находится проход у г. Ашкола длиной в 12 км.,соединяющий Евфрат с небольшим(20 км) притоком полноводной реки Чорох, впадающей в Черное море в 200 км к СЗ от г. Ашколе у соврем. Городка Тиребалу. Вдоль берега до устья Дуная от устья Чороха 960 км. Из воинской реляции царя Саргона видно, что его путь проходил севернее озера Ван, находящегося в 25 км к югу от истоков реки Арацани, которая является притоком Евфрата и впадает в него в 30 км севернее Элязига, от которого Арацани отделяет Восточный Тавр. Так что совпадение гидронима Арацани и топонима Аратты не случайно.
Связь малоазийской Аратты и балкано-дунайской Винча скорее всего могла осуществляться каботажным плаванием вдоль Южно- Черноморского побережья. Об этом свидетельствует и Варненский могильник древних мореходов (Варна и Гумельница – производные от Винча). Таким образом, ныне признается связь Подунавья и Сев. Балкан с Анатолией и проясняется начало зарождения на севере Центральной Анатолии двух великих цивилизаций Аратты и Винча.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft