16+
Лайт-версия сайта

Центральная русоарийская культура балкано-анатолийского круга ВИНЧА

Блоги / Блог пользователя svobodny / Центральная русоарийская культура балкано-анатолийского круга ВИНЧА

03 апреля ’2021   11:45

КУЛЬТУРА ВИНЧА – ЦЕНТР РУСОАРИЙСКОЙ КУЛЬТУРНОЙ ИРРАДИАЦИИ

Небольшое дополнение о формантах БЕЛ-ВАЛ
В русском языке прилагательное «белый» употребляется в смысле светлый, чистый, незамаранный, незапятнанный. Некоторые известные словосочетания еще более расширяют круг связанных с ним ассоциаций. Белым днем называют Божий день, белой землей, белым местом – церковную землю, белыми крестьянами – свободных от податей и повинностей, а белым грибом – лучший из грибов. Выражение бел-свет означает «вся земля и все наши люди». Все эти значения как нельзя более кстати подходят в качестве характеристик верховного бога, поэтому мы должны признать имя Бел славянским по происхождению.
Пеласги оказали базовое влияние на эллинов, позаимствовавших у пеласгов немало богов. Одним из них был бог Бел, которого греки стали называть Гелий (Гелиос). Это очень древнее доолимпийское божество, культ которого принесли в Грецию предки русских и славян – пеласги. Согласно греческим мифам, у Гелиоса во владении было множество стад, которые он держал в самых разных уголках Греции и даже на Сицилии. Лучшее из священных стад находилось на острове Эритеи (божественной Яры), что также указывает на арийские корни этого божества. При переделе земель, устроенном Зевсом, – верховным богом греков, Гелиосу достался лишь единственный остров Родос (у юго-западного побережья Малой Азии), названный так в честь его жены Роды. Ее имя понятно всякому русскому человеку и, очевидно, заимствовано греками у наших предков. Имя тещи Гелиоса – Левкотея, что значит «Белая богиня» (женская параллель Бела): вот и еще одна «ниточка», связывающая греческого и русского богов. По легенде, один из сыновей Гелиоса основал в Египте город Гелиополь и был первым, кто обучил египтян астрологии. Арийским Гелиополем был знаменитый город Белой в Скифии.
Но истинные их имена совпадают и звучат не иначе как Бел-город. Один из предводителей пеласгов назван потомком Арея (Ареса). Этот бог входил в олимпийский пантеон, но для греков слыл чужаком, родиной его была Фракия – земля варваров (по представлениям греков). Арес является еще одним воплощением Яра, греки (так же как хетты и семиты) переделали его в бога войны, так как враждовали с ариями. После Троянской войны (в 1190-х или 1180-х гг. до Р. Х.) пеласги проникают в Палестину (обязанную им своим именем). В Библии они упоминаются как филистимляне.
В настоящее время большинство ученых-мифологов отстаивает версию о семитских корнях месопотамского Бела. Его имя они производят от общесемитского Балу, что значит «господин», «владыка». Но в том-то и дело, что в момент зарождения культа Бела господами в Двуречье являлись не семиты-шумеры а протошумеры пришельцы-северяне. Впоследствии, вместе с падением влияния ариев, изменилось и отношение к этому богу. Его имя прилагали к чуждому для местных семитских племен Мардуку-Марту – богу аморреев (супругой последнего была Белет-цери – царица Бела, женская параллель бога Бела). И еще: представители арийских племен были светловолосы, поэтому образ Белбога ассоциируется скорее с ними, чем с черноволосыми семитами.
Одна из сохранившихся форм написания имени Вельзевул – Beelzebub – читается как Велес-бог. Она подсказывает, что слово Велес родилось как вариант произношения имени Бел другими народами.
Славу и значение Бела перенял Велес, скотий (т.е. скотовидный) бог всеязыческой Руси. В договорах с греками Велес соотнесен с золотом, чем, безусловно, напоминает Белуна. Хетты в своей переписке называли Трою Вилусией – городом Велеса или Белгородом.
Бел – божество славянское, а его культ пришел в Месопотамию через Балканы и Малую Азию. Велиар – это Белояр (Бел ярый) или Бел-арий, бог древних ариев русов, мигрировавших в Палестину.
Малоазийский полуостров считается родиной Ки-Белы – женской ипостаси Бела. Приставка «ки» здесь употребляется в смысле «великая, божественная» (она совпадает с именем неолитического бога индоевропейцев). Кибела близка по своим функциям с богиней Реей и отождествлялась с ней. Она – владычица гор, лесов и зверей, символ неиссякаемого плодородия Природы. Кибела носила также имя Великая матерь богов и требовала от своих служителей полного подчинения ей, забвения себя в безумном восторге и экстазе, когда они наносили друг другу кровавые раны, или когда неофиты оскопляли себя во имя Великой богини. Кибела родственна славянской Костроме – матери кастрата Кострубоньки (отрубившего «кость»). Его аналоги в Греции – братья-близнецы Кастор и Полидевк («Полудевка»), которые были спартанцы а Спарта была одним из крупнейших центров гомосексуализма в Средиземноморье. Вместе с переселенцами из Малой Азии и в ходе греческой колонизации Северного Причерноморья культ Кибелы пришел на территорию современной России, где она стала называться…Купала.
Купалою называли куклу или чучело (женщины или мужчины – сравни такую же куклу Костромы), которое в белорусских ритуалах именовали также Марой. Во время праздника куклу топят в воде (купают!) и, поскольку название данного ритуала созвучно имени Кибелы, богиню стали величать более понятным словом Купала. Среди богов, согласно «Илиаде», именно Аполлон выступает главным защитником троянцев перед олимпийцами. Среди малоазийских ариев жили обе формы имени – и Купала, и Аполлон – своя родная и грецизированная.
Мудрецы и служители Аполлона Абарис и Аристей, обучавшие греков, считались выходцами из страны гиперборейцев. Эти герои считались земными воплощениями Аполлона, так как они владеют древними фетишистскими символами бога (стрелой, вороном и лавром Аполлона с их чудодейственной силой), а также обучают и наделяют людей новыми культурными ценностями (музыкой, философией, искусством создания поэм, гимнов, строительства Дельфийского храма).
По утверждению Павсания, Дельфийское святилище было основано гиперборейцами, к которым причисляется и известный певец Аполлона Олей, то есть Олень (!):

О ВИНЧИ (не Леонардо)

Если представить схематично развитие культуры Винча в пространстве Европы, можно сказать следующее:
Винчанский комплекс появился в ареале культур Старчево-Криш- Кереш как мирно соседствующий элемент. Земледельцами-винчанами особенно ценились чернозем и коричневые лесные земли. Концентрация поселений культуры Винча происходила в плодородных равнинах Моравии и Средне-Дунайского бассейна. Поселения располагались либо на плоских речных террасах, либо у подножия холмов или у ручьев. Демографически размеры средних поселений варьировались от 200 до 500 жителей, а в крупных поселениях типа городищ было от 1000 до 2500 жителей.
Поселки культуры Винча строились по заведенному порядку: почву выравнивали, склоны преобразовывали в террасы, для домов ставились несколько рядов деревянных опор.
Дома располагались параллельно друг другу. Ширина улицы варьировалась от 2,5 до 3,5 метров. Расстояние между домами от 25 до 60 м. Границы дворов отмечались камнями. Дома могли быть и 3,4,5 – ти комнатные и достигать 20 м длиной, но в среднем жилища были двухкомнатными
ВИНЧА-ДИМИНИ-ТРОЯ
Привнесенное из Малой Азии земледелие стремительно распространилось по Фессалии и Балканам только потому, что оно было принесено родственными племенами и внедрялось в среде родственных племен и родов, имевших и тысячелетиями до того теснейшие культурно-исторические связи. Элементы Винчи и Гумельницы прослеживаются в Трое Раннеэлладской и это уже генетическая связь, поскольку именно с Винчанской культурой связана инфильтрация населения на юг Балканского полуострова и в Малую Азию. Интересно, что исчезновение поздней Винчи совпадает по времени с раннеэлладским периодом Греции, ее раннебронзовым веком в Фессалии.
Там Винчанские идеи получают новое качество, входя компонентом в их памятники.
На раннем этапе развития культуры Винча строения на поселениях представлены как землянками, так и наземными сооружениями. Землянки были нетипичны для этой культуры и рассматриваются археологами как временные сооружения. Типичны наземные дома в основном прямоугольной формы. Стены сделаны из бревен или досок, поставленных вертикально, а затем переплетенных прутьями и обмазанных глиной. Столбы, поддерживающие кровлю, размещали по длине дома.
Многокомнатные дома появляются на поздней стадии развития Винча и они становятся типичными. Появляются дома типа «мегарона». Именно этот архитектурный стиль является основанием отнесения культуры Винча к Балкано-Анатолийскому кругу, так как, по общему мнению, дома типа «мегарон» появляются впервые на Древнем Востоке. Мегарон это архитектурный комплекс, состоящий из прямоугольного зала с очагом в его центре. Вход в зал идет через портик (пропилеи) и еще один портик (вестибюль). Известно, что мегарон составлял неотъемлемую и наиболее важную часть любого микенского дворца, где устраивались пиршества, официальные приемы и аудиенции. Исходя из этого, мегароны Винчи могут рассматриваться как общественно значимые здания общинно-религиозного назначения. В них могли проводиться собрания.
О генетической связи балканских и греческих мегаронов свидетельствуют археологические памятники. Раскопками в Фессалии памятников 3-го тысячелетия до Р.Х. В.Милойчичем обнаружены постройки типа мегарона в культуре Димини, возникшей в связи с перемещением культуры Винча к югу. В Анатолии мегароны находят в Трое ранней и поздней, там обнаружены две царские резиденции в стиле мегарон.
И хотя в позднеубаидских слоях Тепе Гавра обнаружены мегароны, датируемые 3500 – 3300гг до Р.Х, все же более древними являются мегароны Винчи, датируемые 3900 – 3600гг до Р.Х.
Таким образом напрашивается вывод: мегарон, как архитектурный ордер, возник в Европе в культуре Винчи на поздней стадии ее развития, когда мигранты-носители этой культуры активно проникали в Малую Азию, вплоть до Месопотамии. При этом, винчанская архитектурная традиция получила распространение в Центральной и Северной Европе, где доживает до гальштатского времени (Федерзее, Бавария). Не случайно внешний вид поздневинчанских поселений аналогичен цитаделям и крепостям Микенского времени.
Для определения города, одним из его существенных признаков является наличие фортификационных сооружений вокруг него. Так, поселение Валач в Югославии находилось на отвесной скале и было ограждено каменной стеной из полуобработанных камней. На поселении Градац имелся кольцевой ров, сопровождаемый палисадом. Укрепления в Балканском регионе датируются по С14 - 5-м тысячелетием до Р.Х.
Поздневинчанские укрепления – это достаточно сложные фортификационные сооружения, состоящие из рвов, валов, палисадов, каменных стен. Искусственные сооружения усиливали естественно укрепленные места. Круговые обводные валы предполагали осуществление планировки с центром и последующей застройкой по радиусам. Такой тип укреплений удерживается и в период КВК в центре и на севере Европы

Помимо мегарона, имевшего повидимому функцию места общественных собраний, в культуре Винчи появляется еще один тип сооружений – так называемые абсидные дома. Этим термином исследователями обозначаются дома с закругленной торцевой стенкой. Размеры такого типа домов не уступают мегаронам (около 100 кв м) и были видимо необходимы для выполнения общественно-религиозных функций. Закругление стены было вызвано необходимостью выделить композиционно какую-то часть здания с важными функциями. Чтобы определить назначение такого архитектурного нововведения, археологи обратились к раннеэлладской Греции, где в Лерне и в Дорионе обнаружены подобного типа дома, достигающие размеров мегарона. Однако в микенской эпохе такие дома не пользуются популярностью. Там получают распространение круглые дома сакрального назначения. Таким образом, можно предположить о сакральном назначении апсидных домов с композиционно-круглой алтарно-печной формой.
СВЯТИЛИЩА ВИНЧИ
Известно что на Востоке храмы несли двойную нагрузку, выступая в качестве святилищ и одновременно административных центров. Что касается Европы, то там сквозной европейской традицией является совершение обрядов и ритуалов либо за пределами города, либо в таком святилище, которое не связано с административными функциями. Эта европейская традиция восходит корнями к культуре Винча, в которой имеется разделение на светские и религиозные здания.
Святилища ориентированы в направлении С – Ю или СВ – ЮЗ. В северной части устраивался монументальный жертвенник, который украшался лепным декором, метопами. Орнаменты прямоугольные и криволинейные, угловые и спиральные. Над жертвенником на столбе вешался священный символ «букрания». Кроме жертвенника в святилищах находились и печи. В разных местах культовых строений находят кости жертвенных животных. Там же находят зооморфную и антропоморфную пластику.
ГРАДОСТРОИТЕЛЬНАЯ ВИНЧА
Признаком достаточно развитой цивилизации является такой уровень экономики, который обеспечивает прибавочный продукт, позволяющий осуществлять культурно-технический рост общества. Таковой рост осуществляют уже не отдельные личности а выделившиеся социально-религиозные группы – сословия или варны. Власть царя и института жрецов становится определяющей и регулирующей жизнь общества. Таковая власть имеет внешнее выражение, проявляющееся материально в городском образе жизни. А город включает в себя прежде всего храмово-дворцовый комплекс и специализированные мастерские.
Наконец важнейшим признаком цивилизации является письменность, которая в первую очередь обслуживает ритуально-культовые потребности и уж во вторую бюрократические нужды царского хозяйства.

Полнее всего стадии культуры Винча представлены в одноименном поселении, расположенном в 14 км к востоку от Белграда. Его раскопки проводились в 1908 – 1934-х гг археологом М. Васичем. И в основе телля (два первых самых древних слоя) лежала старчевская «культура». Это ещё одно подтверждение того, что археологические культуры, в частности, Балкан не просто связаны и переходят одна в другую географически или по временной шкале, это фактически лишь локальные проявления одной большой археологической культуры русоариев.
Совпадая по ареалу с территорией культуры Старчево, поселения Винчи значительно больше старчевских, располагаясь по берегам рек на открытых пространствах. Некоторые из них покрывали площадь 80- 100 га. В самой Винча выявлено 10 уровней застройки.
Высота телля Винча составляла десять метров и имела много слоев. Русы Винчи были земледельцами и скотоводами, охотниками и рыбаками (признак переходного бореалоарийского этапа). Они ловили рыбу сетями, на крючок, били гарпуном. На охоте использовали лук, стрелы, булавы, топоры. Жили в полуземлянках и столбовых домах с обмазанными глиной стенами. Все дома имели сводчатые печи. В качестве плотничьего инструмента использовали каменные тесла-топорики.
Наряду с большими домами (больше 200 кв м) существовали небольшие (до 30 кв м), трехчастные, с очагом в средней части. Над очагом укреплялся священный рогатый символ – букраний. Пол в домах был либо деревянный, либо из утрамбованной земли или щебенки. Ширина досок 15 см, толщина 2,5 см. Полы настилались поперечно или крестообразно. Дома поздней Винчи имеют исключительно двускатную крышу коньковой конструкции, над входом укреплялось изображение с охранительной функцией.

В нижних слоях найдено множество фигурок Лады-Роды. Позже их сменяют каменные и глиняные фигурки одетых женщин – это, скорее, не ритуальная пластика, а бытовая. Большим разнообразием в Винче отличалась керамическая посуда: горшки всех форм, кувшины, кубки, прототипы «древнегреческих» амфор, лицевые (антропоморфные) сосуды. Декор тоже был разнообразным. Интересно то, что с одной стороны использовался точечный и ленточный рисунок, связующий Винчу с «линейно-ленточными культурами» Северной и Восточной Европы, и волнисто-спиральный – ближневосточного типа. Но особенно хороши были узоры крестово-свастичные, типичные для практически всех родов русоариев именно они доказывают единство большой многотысячелетней «культуры» – точно такие же узоры мы видели в Мезине и других городищах, в поселениях Анатолии и т.д.
Происхождение культуры Винча еще не выяснено. Хотя ее и включают в Балкано-Анатолийский комплекс младшего неолита, однако памятника, адекватного Винче на территории Малой Азии еще не найдено. При этом выявлены параллели на юге Центральной Анатолии, в Чатал-Хююке. Для Винчи и Чатал-Хююка характерны специфически оформленные святилищные комплексы, главным атрибутом которых является монументальный очаг, с которым связаны ритуальные захоронения. Кроме очага, в Чатал-Хююке стены украшались фресками. В Винче же, как и в Чатал-Хююке, сохранились столбы, украшавшиеся, как и в Малой Азии, черепами быков и оленей.
Повидимому, черепа животных (возможно тотемных) выполняли защитно-охранительную функцию и вывешивались над входом в святилищах Винчи. В Чатал-Хююке вход в святилища охранялся неким зооморфным божеством с разведенными в стороны руками и ногами(как на рисунке Леонардо). Такое положение рук и ног имело магически охранительное значение.
То же божество повторяется и в рельефе ЧХ и в его фресках. На сосудах и рельефах культуры Винча имеются зооморфные и антропоморфные изображения с похожим «охранительным» положением рук, поднятых вверх. Орнаментация и декорация сосудов Винчи по стилю совпадает со сценой экскарнации грифами трупов людей на фресках Чатал-Хююка.
Предметы культов, хотя и не определенные по назначению, тождественны в ЧХ и в Винче, в частности костяные шпатулы.
Сравнительно-типологический анализ пластики Винча и ЧХ показывает уникально множественное сходство в тематике и сюжетном репертуаре, в детальном исполнении, в разнообразии форм двух культур. При этом Винчанская пластика керамическая а Чатал-Хююкская - по большей части из камня. К числу общих сюжетов можно отнести «Акт рождения», «Матерь с младенцем», «Богиня на троне», «Близнецы». Очень выразительны параллели «Великой богини», сопровождаемой гепардами в Чатал-Хююке с Винчанской «Мадонной» сидящей на пятках. Имитация шкуры леопарда кружками на скульптуре Чатал-Хююка повторяется в орнаменте, нанесенном на бедра женской фигуры в Винче. Уникальная Чатал-Хююкская скульптура «Близнецы», представляющую собой сдвоенную фигуру, повторяется в Винчи и не повторяется в культурах неарийского круга. Это знаменитый арийский близнечный культ, отраженный в мифологии именно арийских народов и популярный у них. Кроме Винчи, встречается еще в пластике Гумельницы.
.

Археологами выдвинуто предположение, что культура Винча двигалась с Востока на запад вдоль Дуная и развитие ее сопровождалось исчезновением культуры Старчево-Криш-Кереш. Это не было завоеванием, скорее всего это была ассимиляция с подчинением культурному доминанту. На землях нынешней Молдавии культура Кёреш естественным образом смыкается с известной нам буго-днестровской культурой. В связи с мирным характером экспансии винчанской культуры, некоторыми исследователями делается вывод о значительном превосходстве культуры Винча как в хозяственном так и в социальном и в религиозно-культурном отношении, что позволило ей занять лидирующие позиции в последующие 2 тысячи лет. Что касается взаимоотношений с КЛЛК (линейно-ленточная культура), то последняя трансформируется под влиянием Винчи в младшую КЛЛК, представленную венгеро-словацкой культурой Желиз – Железовце.
Движение Винчи на запад и северо-запад имело результатом появление культуры Сопот и Бичке. Причем Сопот явился активным проводником идей культуры Винчи, творчески перерабатывая ее идеи и выдвигая свои оригинальные стили в широкогорлых и узкогорлых кубках, двуручных амфорах биконической формы, вазах на полой ножке.


КУЛЬТУРЫ КРУГА ВИНЧА

Основными культурами Винчанского круга являются культуры - Старчево – Криш – Кереш, занимающие Югославию и все Подунавье от Западного Причерноморья до Словакии (Баната) включительно. В этот же круг входят - Дудешть (Румыния), Боян, Усое (Болгария, Причерноморье), Хотница (Северо-Восточная Болгария). На основе культуры Винча и Старчево-Кереш возникает культура Лендьел-Сопот с памятниками в Хорватии, Словении, Задунайской Венгрии, Западной Словакии. На протяжении более чем 1000 лет культура Лендьел соседствовала на юге с материнской культурой Винча а на севере в течение 700 лет со своей дочерней культурой КВК (культура воронковидных кубков). Винча исчезает тогда лишь, когда определилась консолидация центрально-европейских культур под именем Баденской культуры.
ВИНЧА-ЛЕНДЬЕЛ
На следующем этапе развития культуры Винча, а именно в Подунавье, Западной Словакии, Моравии, оформляется новая культура – краснорас-писной Лендьел. Поселение Лужанки в Западной Словакии является древнейшим этапом краснорасписного Лендьела. Таким образом устанавливается культурно-наследственная преемственность Винчи и Лендьела. Сужение ареала культуры Винчи и смещение его к югу в горные районы совпадают с начавшимися глобальными изменениями климата. В горных районах культура Винча доживает даже до 28 века до Р.Х.
ВЫВОД: Винчанские дочерние культуры 4-го - 3-го тысячелетий до Р.Х. занимают в течение 1,5 тысячи лет почти всю территорию Средней Европы, а последующие культуры 3-го – 2-го тысячелетий до Р.Х. занимают и все степные и лесостепные пространства Восточной Европы, Предкавказья а также степную часть от Черного моря до Минусинской котловины, достигая и мест локализации исторических европоарийцев, тех их регионов, откуда могли осуществляться связи с картвело-язычными, семитскими и северокавказскими народами.

Протошумерские (араттские) письмена из Каменной Могилы? А почему бы и нет?

В 1994-1996 годах московский шумеролог А.Г. Кифишин, изучая надписи в районе Каменной Могилы, установил, что первичная родина всех европейских арийцев, малоазийская Аратта, воспетая шумерами еще в III тысячелетии до н.э., находилась вначале на территории нынешней Украины.
Примерно в двадцати километрах от Мелитополя на берегу реки Молочной находится загадочное природное образование под названием Каменная Могила. Этот природный феномен имеет огромную историко-археологическую ценность: на этих камнях можно увидеть следы деятельности человека, начиная от палеолита и заканчивая ранним средневековьем: здесь встречаются и петроглифы первобытных людей, и надписи ранних христиан, и рисунки римлян. Еще в 60-70 годах некоторые археологи обратили внимание на то, что найденные возле Каменной Могилы предметы быта подозрительным образом напоминают аналогичную утварь из Шу-эден-на-ки-Дуга (современного Чатал-Хююка) – древнейшего поселения в Анатолии, возникновение которого ученые относят к концу VII – началу VI тысячелетия до н.э. Кроме того, некоторые ученые обнаружили, что многие письмена, высеченные на монолитах Каменной Могилы, идентичны знакам шумерской клинописи.
В середине 90-х годов московский исследователь А.Г. Кифишин занялся изучением этой проблемы и посетил этот доисторический памятник. На одной из восточных плит Каменной Могилы Кифишин отчетливо прочитал шумерский символ «Шу-нун», означающий «Рука Царицы». В Древней Месопотамии был город с таким названием. Следующей шумерской надписью было слово «Нун-бирду». На языке этого древнего народа оно означало «Царица Степи». По преданию шумеров, так называлась река, около которой бог Энлиль соблазнил юную Нинлиль, за что был навечно сослан в преисподнюю. На сегодняшний день в разных местах Каменной Могилы обнаружено 130 наскальных надписей и 160 каменных табличек, исписанных древним письмом. Самые ранние датируются XII-X тысячелетиями до х.э., поздние относятся к III тыс. до х.э., то есть ко времени существования шумерской цивилизации.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft