16+
Лайт-версия сайта

Великая для верующих культура Эбла

Блоги / Блог пользователя svobodny / Великая для верующих культура Эбла

06 апреля ’2021   11:21

Время Авраама, отца всех верующих, в том числе православных
Вторым открытием, нанёсшим удар по матрице устоявшихся псевдонаучных мифов о человеческом происхождения Священного Писания, является открытие археологией великой западно-семитской культуры Эбла, буквально проиллюстрировавшее книгу Бытия реальными персонажами, действующими в Библии. Но если кумранские рукописи у всех на слуху, то Эбла замалчивается атеизированной историей. Интересно наблюдать, как честные учёные даже сквозь нежелание признают фактическую сторону Писания.
САРГОНИДЫ АККАДСКИЕ - ДЕД, СЫН И ВНУК
В 23-20 веках до Р.Х. (2316 – 2176 до Р.Х.) создана Первая Месопотамская империя – мировая держава, с учетом ее связей с Египтом, Индией, Малой Азией, от верховьев Тигра до Аравии и островов Персидского залива. Основатель династии Саргон Древний, тронное имя Шаррумкен («царь истинен»), личное имя неизвестно. Именно он разрушил родо-племенные перегородки общин и укротил родо-племенную знать, силой оружия вывел государство к источникам сырья, разбив соперников, контролировавших торговые пути. Саргон Древний создал унитарное государство нового типа, с постоянной армией, с соседской общиной и новым административным делением – восточную деспотию.
Армия нового типа состояла частью из ополчения и частью – из профессиональных воинов.
Армия Саргона состояла из трех родов войск: лучников, вооруженных луками и кинжалами, копейщиков и воинов вооруженных секирами и кинжалами. Кроме того, имелись многочисленные отряды ополчения, имевшие лишь один вид вооружения – либо луки, либо копья, либо секиры и кинжалы. Защитная амуниция заключалась лишь в остроконечных шлемах.
Многочисленность, высокий боевой дух и новая тактика ведения боя рассыпным строем обеспечили победу Саргона Древнего над шумерскими энси и лугальзагесси. Войско пользовалось популярностью, армия боготворила Саргона за необычное отношение к простым ополченцам. Вооружение царя ничем не отличалось от оружия простых воинов, его одежда также была ненамного богаче одеяния простого воина. При продвижении по служебной лестнице в армии знатность и богатство воинов не играли при Саргоне особого значения. Каждый, кто обладал талантом или просто силой мог продвинуться по службе и улучшить свое положение в обществе. Появилась новая военная аристократия, обязанная не знатности роду а лично Саргону.
В резерве ставки постоянно находился «царский полк», набранный на постоянной основе. Он был стянут к столице. Численность полка, согласно источникам, составляла 5400 человек.
Значительно укрепилась социальная база деспотии. Рядовые общинники и среднепоместные земледельцы приветствовали усиление власти, устанавливающей единую ирригационную систему, что создавало условия для согласованного использования сети каналов. Увеличилась безопасность водного пути по Евфрату, строились новые дороги, вводились единые меры и веса. С созданием объединенной ирригационной системы, сложился общемесопотамский рынок: товары двигались с востока на запад и обратно. Устанавивались торговые отношения с государством Дильмун ( острова Бахрейна в Персидском заливе), Маган (ближе к Оману), Мелухха (к востоку от Шумера). На улицах Аккаде появились слоны и верблюды. Колониям купцов оказывалась военная поддержка.
Права аристократов были урезаны. Будучи человеком из народа, Саргон допустил простых людей к высоким должностям в государстве и даже к управлению городами. Гражданские должности занимали прежде всего близкие Саргону по духу военачальники, даже зачастую безграмотные. Это, правда, стало причиной раздувания бюрократического аппарата, поскольку приходилось набирать на службу большой штат учетчиков, писцов и советников. С умножением бюрократии, стали расти налоги, что вызвало недовольство населения.
Осознавая значение религиозной идеологии для укрепления централизованного государства, Саргон, возвышая семитских богов, не отвергает и шумерский культ Энлиля в Ниппуре. Он перестраивает храмы, сооружает статуи богам а его дочь, являясь жрицей города Ура проявляет поэтические таланты, сочиняя гимны многим богам.
Когда шумерское войско юга было разбито, правители 53 городов были пленены или убиты а стены городов срыты, армия Саргона достигла Персидского залива – «Нижнего моря».
В 2305 году до Р.Х. на 11 году правления Саргона, он предпринимает поход к Средиземному морю. Это был второй его поход. Поход Саргона на запад в 2305 до Р.Х. был реакцией на просьбу купцов. Форсировав реку Пурана (Евфрат), он поразил войска города Хахха. Путь Саргона пролегал через Туттуль(Хит), Мари на Ср. Евфрате (Телль Харири), Яримути, и Эблу (Телль Мардих) и далее к Кедровому лесу в горах Аманус в Сев. Сирии.
АРАМЕИ БИБЛИИ И СИРИЙСКОЙ ЭБЛЫ
В 1973-75 гг в Телль Мардихе была обнаружена Эбла – столица одноименного государства, с дворцом и государственным архивом из 17 тысяч глиняных табличек. В результате проведенных раскопок были найдены изумительные архивы древних текстов: в 1974 г. обнаружили сорок две глинянные дощечки, в 1975-ом — шестнадцать тысяч, в 1977-ом поступило сообщение об обнаружении двадцати тысяч дощечек, а затем в 1979 г. нашли еще двадцать тысяч. Известный итальянский археолог и специалист по эпиграфике древних текстов профессор Римского университета Джованни Петтинато склонен считать датой их написания 2500 г. до Р. Х. В результате упорной работы Петтинато сумел расшифровать грамматику этого языка. Около 80 процентов таблиц найденных в Эбле шумерские и 20 процентов написаны на древнеханаанском, который также условно назван «эблаитским». «Эблаитский» язык имеет строго разработанную систему местоимений и глаголов, на основании чего Петтинато сделал вывод, что этот язык довольно близок еврейскому и финикийскому и обозначил его как древнепалео-ханаанский или древний западносемитский язык, «отличающийся от ближайших ему по времени, то есть от древнеаккадского и аморрейского... (но) имеющий явное родство с угаритским и, в еще большей степени, с финикийским и еврейским.
Можно сказать, что это древний семитский язык, сохраняющий родство по различным направлениям. Высказывалось мнение, что он «вероятно, является прадедом того местного языка, на котором говорили в Ханаане более тысячи трехсот лет спустя, когда Израиль вступил в эту землю».
Как сообщают исследователи, в дощечках упоминается около пяти тысяч наименований городов, что свидетельствует о значительной урбанизации этого региона к 2500 г. до Р. Х., то есть за несколько веков до эпохи Авраама.
Архив сохранил 1280 топонимов, из которых профессор Петтинато из Чикагского университета много топонимов отождествляет с библейскими, в их числе: Газа, Мегиддо, Самария, долина Сиддим, Синай, Иерусалим. Из личных имен упоминаются Исав, Исмаилвид, правда, не связанные с библейскими персонажами.
К середине третьего тысячелетия до Р. Х. древняя Эбла насчитывала около двухсот шестидесяти тысяч жителей а цари Эблы имели обширные экономические, политические, военные и общественные связи с Аккадом, Ассуром, Мари и другими центрами цивилизации в регионе между Тигром и Евфратом.
Подводя итог сенсационным открытиям, археолог профессор Матиэ подчеркнул, что «главная ценность архивов Эблы заключается в том, что они свидетельствуют о великом государстве, существовавшем в третьем тысячелетии до Р. Х., и раскрывают его административную, экономическую, социальную и религиозную структуру. Мы сталкиваемся с совершенно новым и незнакомым миром — северозападной семитской культурой.»
Дощечки с историческими и историко-правовыми текстами, содержат «царские указы, эдикты, государственные послания, послания государственных чиновников, списки городов, подчиненных Эбле, записи царственных бракосочетаний. «Есть также некоторые международные договоры, важнейшим из которых является договор между Эблой и Ассуром, касающийся правил существования торгового центра». Историко-правовые тексты содержат договоренности о купле-продаже, о распределении товара и, «по-видимому, отражают определенные правовые нормы». И наконец, необходимо упомянуть о литературных текстах, содержащих древние мифы, гимны, обращенные к божествам, заклинания и собрания притчей.
Как сообщают, в найденных текстах есть и повествование о Потопе, причём, Эблаитское повествование «ближе (по стилю) к уже известным месопотамским повествованиям о потопе, нежели к библейскому рассказу о нем». В настоящее время оно представляет собой самое древнее из известных нам повествований о потопе, относящихся к сиро-палестинскому региону.
Главным богом Эблы предположительно был Даган, (эквивалент этрусско-пеласгийского Таги) который выступал под наименованиями «Дагана Тутальского», «Дагана Сивадского» и «Дагана Ханаанского». Известно из Книги Бытия («В этой земле тогда жили хананеи», Быт. 12:6), что означает, что хананеи, как этническая группа, современная эпохе Авраама, пребывали в земле, которая была ему обещана. В Книге Бытия говорится, что Авраам для погребения Сарры купил пещеру Махпелу, уплатив за нее серебром, а не чем-либо из своего имущества (Быт. 23:1 — 16), при этом, из эблаитских текстов мы узнаем, что серебро представляло собой основной меновой стандарт.
Кроме того, выяснилось, что множество личных имен, известных нам из более позднего времени или только из Библии, имеется в архивах Эблы. Особо следует отметить имена «Ми-ка-ил» (Михаил), «Иш-ма-ил» (Измаил), «Ав-ра-му» (Аврам, Авраам), «Ша-у-лум» (Саул), «Иш-ра-ил» (Израиль), «Да-у-дум» (Давид). Эти типично библейские имена встречались на всем Ближнем Востоке в самые разные времена. Например, имя Авраам довольно часто встречается в небиблейских текстах, относящихся ко второй половине второго тысячелетия до Р.Х. При этом, первое упоминание имени Авраама, известное нам из архивов Эблы, датируется на тысячу лет раньше всех известных упоминаний этого имени, встречающегося в других небиблейских текстах, и на несколько веков раньше библейского упоминания.
Одним из наиболее впечатляющих открытий явилось имя одного из царей Эблы — Эбрума, «имя которого написано как Эб-уру-ум, что дает два варианта прочтения: «Эб-ру-ум», напоминающий Эвера (Эбера), отца семитов согласно 21-му стиху 10-й главы Книги Бытия или «Эб-ри-ум» («Эв-ри-ум»), что с неизбежностью наводит на мысль об «ibri» (еврей)».
Интересно сообщение о существовании в Эбле двух типов пророков, именовавшихся mahhu и nabi utum . В первом случае речь идет о лжепророке, жившем в Мари и занимавшемся сирийской или вавилонской магией и гаданиями; второй же, согласно некоторым свидетельствам, представляет собой аналогию ветхозаветному образу пророка.
Город Эбла, расположенный далеко на западе по реке Евфрат в северной Сирии, в своей экономической и торговой деятельности ориентировался на запад и юг. К большому удивлению, мы видим, что наименования городов, известных нам из Библии (таких как Ур, Иерусалим, Мегиддо, Асор, Библ, Сидон, Газа, Азот, Акко, Лахис, Иоппия и Дор), встречаются и в документах, датированных серединой третьего тысячелетия. Большое впечатление произвело сообщение, что в одной найденной дощечке есть названия пяти «городов долины», упоминаемых в Библии (Быт. 14:2, 8), а именно Содом, Гоморра, Адма, Севоим и Бела (называемая также Сигором).
Поскольку возник вопрос о том, где же находился город Ур, откуда изначально пришел Авраам на территории Харрана или же в южной Месопотамии, то есть более чем за тысячу миль к югу от Харрана, то обратила на себя внимание исследователей интригующая ссылка на «Ур в Харране». Профессор Сайрес Гордон подтвердил свой прежний аргумент, согласно которому Ур Халдейский» (Быт. 11:31) — это не Ур шумерский, т.е. Ур Харрана расположенный на юге Месопотамии.
БИБЛЕЙСКИЙ КЕДОРЛАОМЕР – ВНУК САРГОНА ДРЕВНЕГО
Культурный центр Телль Хуэйра, которая являлась промежуточным пунктом между Шумером и Сев. Кавказом, был сожжен Нарамсином-Кедорлаомером. Это произошло, повидимому в одно время с сожжением Эблы. Внук Саргона Древнего, устремившись на север и северо-запад и сооружая крепости в Сев. Месопотамии, стал тем царем, который разрушил Арманум и Эблу в Сев. Сирии, дошел до Кедровых гор (Амана) и достиг Уллазы на Средиземном море. Вследствие именно его похода произошла миграция населения из городов Эблы, сожженных Нарам-СуэномНарамсином Кедорлаомером. В эти миграции логично вписываются перемещения племени Авраама в Ханаан и Египет. Поход Нарам-СуэнаНарамсина в конце его царствования против пяти восставших царей, зафиксированный «глиняными» источниками, совпадает с Библейским сообщением о нем. Против него выступили правители Киша, Ниппура. Уммы, Урука, Мари и др. Восстание было подавлено, мятежные правители были смещены и заменены сыновьями Нарамсина и его вельможами а затем и вообще восстание на территории Юж. Двуречья было залито кровью.
ВЫВОДЫ:
Хапиру 15-14 веков до Р.Х. это ибри-евреи, которые, в силу подвижного образа жизни, нанимались воинами для охраны границ к правителям разных городов. Для Египта и правителей ханаанейских городов хапиру являлись символом полевых бандформирований. Однако это больше, чем просто изгои или бандиты, хапиру, по определению В.А. Сафронова - это сообщество с единым языком и единой целью - освобождения от угнетения и создания своего государства. События 14 века до Р.Х. описанные в источниках Эблы и в Св. Писании совпадают по смыслу и в деталях, лишь по разному называя одни и те же исторические персонажи. Для исторических источников земли Гедеона – это территория государства Амурру на границе с землями Асира и Неффалима, где в борьбе с мадианитянами сложилось первое, основанное на выборности правителя народом, еще рыхлое израильское предгосударство. Восстание против угнетателей возглавил еврей, который известен в Писании как Гедеон, живший в Офре на территории колена Манассии и это главный герой войн 14 века до Р.Х. в Палестине. Вождь восставших израильтян Сев. Палестины в стране Амурру Гедеон, он же Иероваал, он же в исторических источниках Эблы Абди-Аширта. Сын его Авимелех – он же Азиру источников, продолжил его дело, но был убит. Этноним колена Асирова отразился в именах Абди-Аширта и Азиру. Израильтяне колен Асира, Неффалима, Завулона, Манассии – это явно хапиру государства Амурру. По историческим источникам Абди-Аширта подстрекает через своих агентов жителей городов Палестины и Финикии к восстанию, но аналогичным образом на той же территории и в это же время действует Гедеон. Т.е. это одно и то же лицо.Сначала Абди-АширтаГедеон объединил родное свое племя Авиезерово тем что вернулся к единобожию, разрушив жертвенники Ваалу, ханаанейскому божеству, за что и получил прозвища Гедеон и Иероваал, ибо это эпитеты со значением соответственно «обрубленный» и «разрушитель жертвенника Ваала». Затем он призвал через своих послов к восстанию против угнетателей колена Манассии, Асира, Завулона и Неффалима (Суд.66:33). По Писанию, Гедеон наносит поражение войску мадианитян и жестоко наказывает жителей Сокхова и Пенуэла за отказ предоставить продовольствие его армии.

АРХЕОЛОГИЯ ПО ПИСАНИЮ
Эпоха Авраама соответствует последнему столетию существования государства Эблы. Авраам и его род появились в период первой великой цивилизации, в эпоху Ранней Бронзы, а точнее, в третьем тысячелетии (ок. 2800 — 2400 гг. до Р. Х.), когда большие города Ближнего Востока процветали и имели широкую сеть торговых и культурных связей, в частности со строителями пирамид в Египте, с представителями шумерских династий Месопотамии, и с правителями городов-государств, расположенных между или вокруг этих главных центров богатства и силы.
Праеврейское племя Авраама проживает около 30 лет в Харране, в границах государства Эбла. Хотя эблаитские тексты написаны шумерской клинописью, но набор знаков заимствован из протошумерского письма. Это подтверждается и тем, что эблаитский язык зафиксировал очень архаические формы, восходящие к афразийской общности, а значит, может иметь отношение к предславянской письменности, о которой пишет Гриневич.
СВЯЗЬ С МАЛОАЗИЙСКИМИ КУЛЬТУРАМИ
Эбла несомненно была связана и с Анатолийским центром цивилизации, что выразилось в едином для Аратты и Эблы культе Великой богини, укротительницы львов и быков. Высшее должностное лицо в Эбле обозначалось шумерским термином эн. В Эбле лугаль обозначал вельможу, вождя. Управление государством осуществлялось царем «эном» и 12 лугалями. Западные семиты Эблы были знакомы с литературными героями шумерских поэм, в частности с Гильгамешем, и знали город Аратту.
АРХИВЫ ЭБЛЫ ПОДТВЕРЖДАЮЩИЕ БИБЛИЮ
Ключевым событием, связывающим письменные источники Эблы и Библейскую историю, является переселение колонистов-ремесленников из городов Шумера в Харран, что, по данным археологии, кардинально изменило и материальную культуру и строительные традиции харранцев. Язык восточных эблаитов «ибри» наиболее близок к арамейскому и древнееврейскому. В документах Эблы упоминается топоним Арми, соответствующий аккадскому «Арманум». Это соответствие доказывает синонимичнось этнонимов арми и арами. Сам же этноним «еврей» является калькой с семитского «ибри». В Бытии 14 впервые о них сказано: «И пришел беглец, и поведал Авраму-Еврею».
Что касается топографии Эблы и Арми, то профессор Сафронов предполагает, что эти два столичных города-государства эблаитов соответствовали двухчастности его населения.
Эбла – к западу от Евфрата а Арми – к востоку от него, возле Харрана, там жили выходцы с юга Месопотамии армийцы-арамеи.

Инкубационный период в истории евреев – это время их пребывания в Южном Двуречье. Центральным городом эблаитской торговли как раз и являлся город арамеев Арманум. Эблаитские товары (ткани, металлоизделия) достигали, по данным письменных источников, территорий, простиравшихся до Ниневии, Библа, Палестины, Восточного Средиземноморья, Египта, Малой Азии и даже Афганистана. В это же время один из царей Эблы носил имя Ибриум.
Из источников известно, что два царя предпринимали поход на Эблу : Саргон Древний и Нарамсин. После первого Саргона Эбла вынуждена была платить дань, что касается Нарамсина, то он впоследствии похвалялся, что даже сжег и Арманум и Эблу.
Арамейский период истории Израиля в его догосударственную эпоху начинается с того момента, когда Фарра, отец Авраама, переселился в Харран.
Как известно, Фарра родил Аврама, Нахора и младшего АранаХарана. Нахор и Аврам были родными братьями и родоначальниками двух западно-семитских племен: арамеев и евреев. Эти племена были близкородственными.
Потомство Нахора, они же арамеи Библии, это переселенцы с левобережья Евфрата из восточной части Эбла. Нахором (он же Нагар в эблаитских текстах) называется также и город, где жили Ревекка и Лаван. Аран родил Лота и вскоре умер в Уре Халдейском (он же Ур Касдим). В Харране, построенном Фаррой и названном в честь рано умершего Арана\Харана, праевреи находятся как анклав в родственном им этническом массиве. Среди эблаитских топонимов также упоминается город Харан. Харран считают своей прародиной евреи в течение трех поколений Патриархов и жен берут из арамеев, а именно Ревекку, Рахиль и Лию. Их условно можно именовать «харранские евреи». Фарра, очень скорбевший о младшем своем сыне, тоже умер в Харране. А вот этноним «ибри» праевреи получают после того как они уходят из эблаитского Харрана и покидают левобережье Евфрата. «Ибри» в переводе означает «заречные» или «перешедшие реку» (а именно - Евфрат). Термин хапиру неоднозначен и помимо наименования этноса «ибри» имел значение «воин-наемник» а также обозначал асоциальную группу «банду». Так что древнееврейский этнос изначально представлял собой вооруженных чужеземцев, нанимавшихся на службу к местным правителям в качестве воинов и готовых, при удобном случае, к захвату чужой территории.
Первые сведения о хапиру и первые упоминания этнонима ибри относятся к концу 23-го века до Р.Х.. Хапиру были пленены Ахтоем I, согласно египетским источникам. Хронологически это совпадает с переселением Авраама из Ханаана в Египет в 2225-2224гг до Р.Х. За два года до этого события Авраам вышел из Харрана, перешел Евфрат со своим родом-племенем. Согласно Библии, Авраам впервые назван евреем-ибри сразу после возвращения из Египта и битвы пяти царей с Нарамсином\Кедорлаомером около 2213 года до Р.Х. Иосиф Флавий относит появление др. евреев в Палестине к 2210 г. до Р.Х. Предпоследним правителем Эблы до момента разрушения ее Нарамсином-Кедорлаомером в 2225 г. до Р.Х. был некто Ибриум, явно связанный с еврейским этносом. Согласно клинописным источникам, Харран входил в государство Эбла, образуя его заевфратскую часть с именем Арманум. Евреи, переселившись из Ура в Харран, полностью изменили материальную культуру этого города.
АМУРРУ
Страна Амурру была известна еще составителям поэмы «Энмеркар», где о ней говорится «тогда страна Амурру была в спокойствии». Это значит, что во время написания поэмы (а это 21 век до Р.Х.) такого спокойствия аморреев уже не было. Амурру – это аккадский этноним для обозначения аморреев, западных семитов, живших в Харране, Палестине.
Хотя отделение евреев от арамеев и происходит при Аврааме, все же первое их самих разделение связано с отделением его племянника Лота, который сначала живет с аморреями в Содоме и Гоморре а после страшной гибели этих городов становится родоначальником племен моавитян и аммонитян. Именно эти народы устанавливают свое иго в Израиле, в племени Иакова, внука Авраама.
19-й Век до Р.Х. – время аморрейской междоусобицы и борьбы за создание сильного государства, крайне необходимого для региона, зависящего от единой системы ирригации. В 1894 году до Р.Х. в Вавилоне было создано царство аморрейского князя Сумуабума.
Объединение Южного Двуречья было закончено при могущественном царе Ларсы – Рим-Сине. Этот царь воссоздал царство Шумера и Аккада в 1794 году до Р.Х.
Рим-Син заключил союз с новым царем Вавилона Хаммурапи. Выдающийся законодатель старовавилонской династии Хаммурапи был аморреем, т.е. западносемитом. Хаммурапи пользуется этим союзом и захватывает города к северу и востоку от Вавилона. В 1783 г. до Р.Х. Хаммурапи заключает союз с могущественным царем Ашшура – Шамши-Ададом. В 1764 г. до Р.Х. Хаммурапи разбил объединенное войско Малгиума, Эшнуны и Элама, усиленное хурритскими контингентами и получил власть над западносемитским Эламом.
Свое царство Хаммурапи провозгласил с тем же именем, что и государство Рим-Сина, бросая вызов Ларсе. После осады в 1763-1762гг до Р.Х. Ларса была взята. В 1761 г. до Р.Х. Хаммурапи завоевывает царство Мари, контролировавшее торговлю через Евфрат со странами Запада.
В 1757 г. до Р.Х. Хаммурапи покорил Ашшур а в 1755 г. до Р.Х. воевал против сутиев, хурритов и горцев Загроса. Западно-семитские пастухи назывались не аморреями а сутиями. Интересен этноним бини-ямина в исторических источниках Эблы, что явно соотносится с коленом Вениаминовым (Чис.60). Диданум – это еврейско-хеттское племя, отделившееся от племени Авраама и кочевавшее в Сев. Сирии и на окраинах Аккадской державы.
Когда Авраам впервые появляется в Палестине, там живут только ханаанеи и западных семитов аморреев еще там нет. Они появляются непосредственно перед вторым приходом Авраама в Палестину после Египта. Когда в 14 веке ослабляется влияние Египта а в Северной Сирии присутствие хурритского (т.е. гомеритского) Митанни сменяется арийско-хеттским, этим попытались воспользоваться хапиру, стремясь создать свое государство аморреев Амурру.
После двух Ханаанских войн израильтяне стали переселяться в города, где жили вместе с аморреями-ханаанеянами. Там они ассимилировались, заключали с ними браки и, уклонившись от единобожия, исповедовали общую языческую религию.
ГЕДЕОН – ПЕРВЫЙ ПРАВИТЕЛЬ АМУРРУ
Политическая программа первого правителя Амурру, библейского судьи Гедеона, а по письменным источникам - «Абди-Аширта», озвучена в письме правителя Библа, Риб-Адди, к фараону Аменхотепу III: «Соберитесь и нападем на Библ, выгоним градоначальников из «стран», и тогда все «страны» присоединятся к хапиру. Если (же) сам царь (т.е.фараон) выйдет против нас, то все страны будут ему враждебны, что он тогда сможет сделать нам?». Через своих агентов влияния Абди-Аширта склонял к восстанию жителей Тира, Амбии, Гезера, Иерусалима, Зилу. В результате, такие выступления состоялись. Абди-Ашире, то бишь Гедеону удалось захватить Амбию, Иркату, Ардату и центр египетского наместничества Цумор. При сыне Абди-Аширта Азиру,он же библейский Авимелех, завоевания в Финикии были расширены. Египет потерял Финикию и не смог оказать помощь городам Палестины, которые были вынуждены самостоятельно объединиться против общего врага - хапиру. И все же в это время большинство царьков Финикии и Палестины остаются верными Египту а Иерусалим и Хеврон получили помощь от финикийцев.
ЕЩЁ ОБ АМОРРЕЯХ (по Сафронову)
Подводя итог деятельности правителей Амурру, можно, сопоставляя с данными книги Судей сделать вывод, что они занимались подстрекательством к восстанию против «градоначальников», против фараона и против Египта. Таким образом использовался фактор разделения властей и населения. Наблюдается обстановка гражданской войны. При этом часть городов остается верными Египту. Смутой охвачены северные территории Палестины.
Переход евреев из Харрана в Ханаан и Египет и последующее возвращение в Ханаан заняло 11 лет, которые приходятся на иго царя Эламского Кедорлаомера. А возвращение это было связано с восстанием аморрейских царей против Кедорлаомера, месопотамского и эламского царя. Вполне вероятно, что угроза порабощения и была причиной быстрых переходов племени Аврама и ухода его в Египет и именно действия Кедорлаомера против Эблы вообще вызвали миграцию племени Аврама.
Ветхозаветный текст сообщает: « И было во дни Амрафела, царя Сеннаарского, Ариоха, царя Елласарского, Кедорлаомера, царя Эламского и Фидала, царя Гоимского ( в переводе «царь множеств»), пошли они войной против Беры, царя Содомского, против Бирши царя Гоморрского, Шинава, царя Адмы, Шемевера, царя Севоимского, и против царя Белы, которая есть Сигор. Все они соединились в долине Сиддим, где ныне море Соленое. Двенадцать лет были они в порабощении у Кедорлаомера, а в тринадцатом возмутились. В четырнадцатом году пришел Кедорлаомер и цари, которые с ним, и поразили Рефаимов, Зузимов, Эмимов и Хореев в горе их Сеире до Эль-Фарана, что при пустыне. Возвратившись оттуда, они пришли к Кадесу, и поразили всю страну Амаликитян, а также Аморреев…» ( Быт. 14: 1-8)
Поскольку Библия называет Кедорлаомера «царем Эламским», Сафронов В.А. обратился к эламской этимологии и выяснил, что по-эламски его имя звучит как «Кутир-Лагамар» и переводится с эламского как « бог-покровитель Элама». Кутир – это бог Элама а лагамар – покровитель и тогда «царь Сеннаарский Амрафел» - это ставленник Нарамсина.
Путь Кутирлагамара\Кедорлаомера пролегал через пустыню к западу от Евфрата, там он разбивает Рефаимов, Зузизмов, Эмимов и Хореев на их горе Сеире. Все эти племена находились к югу от Мертвого моря.
О рефаимах надо сказать отдельно. Древнееврейский историк Иосиф Флавий в свое время описывал великанов-рефаимов как имеющих «колоссальное тело, их лица приводят людей в изумление, а голоса вызывают страх». Древнегреческий писатель Павсаний, живший во II веке, тоже утверждал, что в Сирии был обнаружен прекрасно сохранившийся скелет великана ростом около 5 с лишним метров. Страна Маган – это Аравия, где Нарамсин покорил царя с именем Маниум. В Маган\Аравию Нарамсин двигался по руслам рек, пересыхающих летом.
Затем Кедорлаомер разбивает амаликитян, затем – аморреев и только потом начинается «битва царей».
НОВОАССИРИЙСКОЕ ЦАРСТВО
В течение долгих десятилетий Ассирия находилась в полосе глубокого кризиса, пока на престол не вступил Ассурнасирпал. Новому царю удалось вернуть стране её былое могущество, стабилизировав её внутреннее положение и существенно расширив её границы. Он также прославился удачными походами в Армению, Финикию и Сирию. Его преемник Салманассар II продолжал завоевательную политику своего предшественника. Так в одном из своих походов он разгромил объединённое войско 12 царей, в числе которых находился и израильский царь Ахав (его войско состояло из 10 тысяч пеших воинов и 260 военных колесниц). Эта битва состоялась в 853 году до х. э. Следующий крупный военный поход Салманассара II состоялся в 841 году, результатом которого явился разгром Сирии и Израиля; царь последнего Ииуй принёс ему дань. Один из его ближайших преемников Ададнерарри, бывший по одной из версий мужем, а по другой — сыном знаменитой царицы Семирамиды, заставил признать верховенство Ассирии царей Сирии, Израиля, Мидии, Едома, Персии и ряда финикийских городов-государств
При царе Тиглатпалассаре III (в Библии — Феглафелассаре) границы Ассирии достигают с запада Средиземного моря, а с востока — Персидского залива. По смерти Феглафелассара израильский царь Осия задумал вернуть себе полную независимость. Для этого он вступает в союз с Египтом (древним аналогом нынешнего Китая). Однако преемник Феглафелассара Салманассар IV мощным ударом разбивает израильтян и подступает к Самарии. Вскоре после этого Салманассар IV внезапно умирает, и власть захватывает Саргон, не принадлежащий к царственному дому. Именно при нём Ассирия достигла апогея своего могущества. Свое правление он начинает с покорения Самарии и отведения в плен израильского народа, который с того момента, как нация, перестает существовать. К концу своего правления он становится повелителем 45 народов и государств. Его преемник Сеннахириб был человеком в высшей степени одарённым, подающим надежды стать мудрым и добрым государем. Но, достигнув власти, Сеннахириб резко изменяется. В нем вспыхивает такой дикий и неукротимый нрав, что даже его близкие порой боялись приблизиться к нему. Завоевательные войны этого царя отличались дикой и бессмысленной жестокостью, приведшей к тому, что даже один слух об ассирийцах внушал ужас окружающим народам. И поэтому гнев и удивление Сеннахириба были крайне велики, когда он узнал, что царь маленькой Иудеи Езекия, бывший его данником, восстал против него. «Не слушайте же Езекии, который обольщает вас, говоря: «Господь спасёт нас». Спасли ли боги народов каждый свою землю, от руки царя Ассирийского? Где боги Емафа и Аркада? Где боги Сепарваима и Кны, Иввы? Спасли ли они Самарию от руки моей? Кто из всех богов земель сих спас землю от руки моей? Так неужели Господь спасет Иерусалим от руки моей?» (4 Царств 18:32-35) Так гордо обращался через своих послов к иудейскому народу Сеннахириб. Ассирия тогда была могущественнейшим государством, перед которым склонялись все тогдашние цари и народы, боясь даже в мыслях восстать против ассирийского владыки. И поэтому гнев Сеннахириба был крайне велик, когда он узнал, что царь какой-то Иудеи, надеясь единственно на своего лишь Бога, отложился от царя ассирийского и не стал служить ему.
В кратчайшие сроки, собрав несметное войско, Сеннахириб вторгается в Иудею. Казалось, этому государству пришёл конец, и оно разделит горькую судьбу своего собрата Израильского царства, уничтоженного Ассирией менее 20 лет назад. Но глубокая вера Езекии и народа в Бога спасла страну. Удивительное и необъяснимое по сей день событие, подтвержденное независимо от Библии как ассирийскими, так и греческими хрониками, произошло с войском Ассирии. В одну ночь почти всё войско умирает от какой-то непонятной болезни, а сам царь, став свидетелем своего и своей страны позора, бежит в Ниневию. В последующие за тем десять лет он ни разу не пытался отомстить за свой позор, осознав, что Бог Иудеи — это не боги Сепарваима или Арпада. Конец Сеннахириба был печален - он был убит своими собственными сыновьями Адрамелахом и Шарецером. Последние были недовольны тем, что отец вопреки праву старшинства, завещал престол своему младшему сыну Ассархаддонну (в Библии Асардану). Однако убийство отца не принесло им престола. В разгоревшейся вслед за убийством Сеннахириба междоусобной войне они были разгромлены АссарданомАссархаддоном и вынуждены были бежать из страны. Почти все правление нового царя представляет собой непрерывную цепь войн против Тира, Египта, Сидона, Кипра. После смерти царя на престол вступает его сын Ашшурбанипал. Правление нового царя было удачным: разгром Эламского царства, подавление мятежа в Вавилоне, захват Египта, которым он владел с 671 по 660 год, сменяется периодом упадка, во время которого страну потрясают многочисленные восстания. Имя Ашшурбанипала также связано с тем, что по его приказу была создана огромнейшая библиотека, обнаруженная менее двух столетий назад и поведавшая нам о державе, о которой кроме Библии больше нигде не упоминалось.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

143
С ЮБИЛЕЕМ! - Премьера.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 










© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft