16+
Лайт-версия сайта

ПОСТХЕТТСКИЕ ЭТНОМИГРАЦИИ В ИРАН И ТУРАН

Блоги / Блог пользователя svobodny / ПОСТХЕТТСКИЕ ЭТНОМИГРАЦИИ В ИРАН И ТУРАН

20 апреля ’2021   14:33

К иранским (арийским) языкам относятся многие живые и мертвые языки Центральной Азии, Ближнего Востока, Кавказа и Восточной Европы; в числе живых— персидский и таджикский (фарси), пуштунский (афганский), курдский, осетинский и многие другие. Среди мертвых — мидийский, парфянский, тохарский, хазарский и скифо-сарматский язык, то есть язык предков славян и угро-финнов. Никаких киммерийцев, кельтов и прочих протогерманских потомков библейского Гомера в этой группе языков нет.
Иначе говоря, получается, что посттроянские арийцы — это и есть хетты, погрузившие после троянской катастрофы свои пожитки на многочисленные колесницы, и отправившиеся из Анатолии на восток искать новую родину.
«Хаттуса потеряла статус столицы еще до падения Хеттской державы (немецкий археолог Ю. Зееэр). Царь Суппилулиума II, его ближайшее окружение, а также чиновники, военные и жрецы покинули город и отбыли в неизвестном направлении. За ними последовали прочие горожане — прежде всего ремесленники и торговцы. Это массовое переселение уничтожило городскую инфраструктуру. Очевидно, после отъезда знатных людей бедняки окончательно подчистили брошенную метрополию. Когда, в конце концов, враги добрались до Хаттусы, там нечем было поживиться».
Вполне возможно, что сначала это было спланированное отступление на «заранее приготовленные позиции» — в города Восточной Анатолии и Северной Сирии. Из них наиболее известны Метилена, ставшая после разгрома Новохеттской империи столицей одного из ее осколков, т. н. Великого Хатти (Восточная Анатолия), и Каркемиш, главный город другого карликового «царства» — «просто» Хатти (Северная Сирия). Правители этих княжеств именовали себя впоследствии, подобно великим хеттским царям, «царями из Хатти». Но в древности для такой преемственности нужны были веские основания. Самозванства тогда не терпели.
Возможно, что именно сюда эвакуировался хеттский царь с придворными, армией и госархивом, который не найден до сих пор. Именно отсюда Суппилулиума II отправился в свой последний поход — морской. Флот хеттов отплыл из гавани Угарита, лежавшей на финикийском побережье, напротив о. Аласии (Кипра), чтобы отбить его у народов моря: «Я пустился в путь… и быстро достиг моря, я, Суппилулиума, великий царь. Но против меня прямо в море трижды выходили в сражение корабли Аласии. Я уничтожил их; захватив корабли, я сжег их в море. Когда же я достиг берега, толпы врагов, [захвативших] Аласию, вышли против меня сражаться…». Дальнейшая судьба последнего хеттского царя неизвестна. Однако мы знаем, что город Угарит был уничтожен катастрофическим землетрясением. Не исключено, что флот погиб в море в результате того же землетрясения. Или царь был убит во время высадки на Кипр. Так или иначе, обратно он не вернулся.
На суше, на руинах хеттского царства, разыгралась последняя сцена великой трагедии: междоусобица в царской семье. Как видно из сохранившихся хеттских текстов, в последние годы существования Хеттской империи были четыре ветви царского рода, претендующие на верховную власть: потомки Суппилулиумы I, Мурсили, Муваталли и Тудхалии. «Придя к власти, Суппилулиума II потребовал от сановников принести ему клятву на верность: «Я буду защищать лишь потомков моего господина Суппилулиумы. Я никогда не поддержу другого человека, потомка Суппилулиумы Первого, потомка Мурсили, потомка Муваталли и Тудхалии». Победитель в этой гражданской войне остался править руинами империи. Остальные были вынуждены отправиться дальше на восток и стать иранцами и индоарийцами, ибо дорога на восток оставалась для хеттов единственной открытой. На юге был Египет, на юго-востоке путь в Месопотамию закрывала Ассирия. Сзади напирали враги. Оставался один путь — через верховья Евфрата и Тигра, южнее озера Ван к озеру Урмия и далее на восток, на Иранское нагорье.

АЙРАНА ВЭДЖА — АРИЙСКИЙ ДОМ

С ариями ушли не все. Помимо Табала и Каркемиша, на территории бывшей хеттской империи осталось еще одно княжество - Халиту. Его население, а это легендарные халибы, обитавшие в верховьях рек Евфрат и Галис (Кызылырмак), были известны далеко за пределами Малой Азии. Античная традиция, «забывшая» о хеттах, считала их первыми металлургами-сталеварами. В древнем мире сталь называли по их имени — «халипс». Этническую принадлежность халибов трудно определить точно. Но, если вспомнить, что именно хетты первыми научились выплавлять сталь, то более чем вероятно, что халибы были одним из хеттских племен. А учитывая, что из трех народов, составивших этнос хеттов (магог, фувал и мосох) именно мосхи первоначально поселились на данной территории, то можно сделать предположение, что таинственные халибы, научившие народы Передней Азии и Средиземноморья изготавливать железо, — не кто иные, как мосхи, предки савроматских племен, турок-месхетинцев и москвичей-московитов.

Когда часть мосхов вошла в состав государства Урарту и влилась в образующийся армянский этнос, другая их часть мигрировала вдоль восточного побережья Черного моря на север. Геродот сообщал о племенах мосхов и моссиников, проживавших в начале V в. до Р.Х. на территории, входившей в XIX сатрапию Персидского царства, то есть, между Трапезундом и р. Фасис в Колхиде. Затем они переселились на Северный Кавказ, приняли участие в этногенезе савроматов.

Если предположить, что племя мосхов было в Хеттской империи по преимуществу ремесленниками, магог — воинами, то фувал — жрецами (хеттская письменность была на самом деле лувийской, а лувийцы – это перегласованный этноним фувальцев.

Нет сомнения, что они в немалом количестве отправились на восток вместе с воинами-магогитами. Число покинувших землю Хатти могло составлять сотни тысяч человек. Ведь известно, что из регулярных военных походов ассирийцы и хетты приводили десятки тысяч пленных. Здесь же было событие экстраординарное — переселение целого народа.Но по пути многие отставали, занимая приглянувшиеся места, устраивая новую жизнь, так что многочисленные арийские города-государства распространились по всему Иранскому нагорью от Загроса на западе до Инда на востоке, от Средней Азии на севере до Аравийского моря на юге. И эта территория, возможно, стала называться родиной ариев «Айраной Вэджа», упомянутой в Авесте.

В научной литературе ее локализуют то в Хорезме, то на берегах Аракса, то в междуречье Амударьи и Сырдарьи и даже - в южно-русских степях. Страбон пишет, что область ариев находилась в 6000 стадиев восточнее Гирканского (Каспийского) моря — в районе современного Герата.

Ариана оказалась не просто местом, где хетты смогли обрести новую родину, она описана как очень привлекательное место. Описывая Гирканию (юго-восточное побережье Каспийского моря), Страбон указывает на ее необычайное плодородие: «Доказательства благосостояния этой страны следующие: виноградная лоза производит 1 метрет вина, смоковница 60 медимов ; хлеб родится из зерна, выпавшего из соломы; пчелы роятся на деревьях, а мед течет с листьев. То же имеет место и в области Матиане в Мидии».

Страбон называет Арию и Маргиану (соседнюю с Арианой область, современный юг постсоветской Средней Азии) «самыми могущественными странами в этой части Азии». И эти места также были столь плодородны, что здесь росли виноградные лозы, чьи корни у основания могли охватить только двое людей, а виноградные гроздья были размером в 2 локтя (около 90 см). Ариана, по словам Страбона, «превосходит другие [страны] качеством вина, так как там сохраняют вино в несмоленых сосудах по крайней мере в течение трех поколений». Неужели этот рай земной дожидался ариев необитаемым? А если нет, то как потерпевшим поражение в войне и в междоусобице беглецам удалось захватить этот благословенный край и дать ему свое имя? Конечно, эта земля была изначально заселена.

Если на запад из Месопотамии вел путь по Евфрату, то на восток — через горы Загроса, к южному берегу Каспия и далее через Среднюю Азию в Китай, либо — на юго-восток, в долину реки Инд. По этому древнему пути, ставшему затем известным как Великий Шелковый путь, шли из Месопотамии многочисленные народы, населившие Китай, Индию, да и само Иранское нагорье.

Как водится, самые сильные захватили «лучший кусок», за которым не надо было отправляться на край света: племена эламитов осели в юго-западной части Иранского нагорья, на восточных рубежах Вавилонии. Хамиты дравиды дошли до Инда, создав в его долине знаменитую Хараппскую цивилизацию.

В Китае потомки Хама своим множеством протокитайских племен заняли долину реки Хуанхе, затеяв тысячелетние войны за гегемонию в Поднебесной.
Хотя это вопрос и не бесспорный, но большинство исследователей считают эламитов потомками Сима. И Эламское государство было семитским.
Хатты, это автохтонное население до прихода иафетитов хеттов, были хамитами. Хетты не имели ничего общего с хамитами они были ариями. Расселившись на огромной территории, арии стали прародителями многочисленных народов и государств, постоянно враждующих друг с другом за гегемонию в Центральной Азии. Так триединый хеттский народ в изгнании временно утратил свое единство. На протяжении примерно пятисот лет в Ариане шел процесс создания новых народов и государств — от городов-государств рубежа II–I тысячелетия до Р.Х. до Мидийской и Персидской империй.
Соперником Арианы стало Урарту — новое государство на горах Арарат. Собственно, Урарту и значит Арарат по-ассирийски, сами же «урарты» называли свое государство Биайнили. Первоначально племена урартов входили в состав государства Митанни. Но после того как оно пало, а наследовавшие ему хетты и ассирийцы ослабли, урарты объединились и создали собственное царство между двух крупнейших озер Армянского нагорья — Ваном и Урмией — со столицей в городе Тушпа (сегодня г. Ван). Судя по близости языка к гомеритам-хурритам, урарты были иафетитами. Вместе с остатками хеттского этноса они сыграли ведущую роль в формировании армянского народа. К концу IX века до Р.Х. Урарту распространяет власть на Северную Сирию и Восточную Анатолию, включая в сферу своего влияния постхеттские княжества и «царства», отрезая, как некогда и Митанни Ассирию, от поставок металла из Малой Азии.
На юго-востоке от озера Урмия Урарту столкнулось с Ассирией в борьбе за Манну — первое значительное государство, созданное выходцами из Хеттии на территории Западного Ирана (в IX в. до Р.Х.).
К востоку от Маннийского царства, на южном берегу Каспийского моря, пришельцы-арии, ассимилировав местные каспийские племена, стали основой этнической арийской общности — мидян, сыгравших важную роль в истории Передней Азии середины I тысячелетия до Р.Х. Мидяне были первым арийским племенем, создавшим великую империю (VII в. до Р.Х.).
Мидийское царство объединило в своих границах Месопотамию, почти все арийские и часть бывших хеттских территорий — от Черного моря до Гималаев.Южнее Мидии, на восточном берегу Персидского залива, находилась область Парса, где возник еще один арийский народ, персы. Персидская империя сменила Мидийскую (VI в. до Р.Х.), еще больше расширив ареал влияния арийцев, завоевав Северную Индию, Финикию, Израиль, Египет и Малую Азию. Однако персидское войско потерпело два тяжелейших поражения от другой группы арийцев — от магогитов саков-массагетов и скифов-сарматов, которые разгромили персидские войска в Средней Азии (530 г. до Р.Х.) и Северном Причерноморье (514 г. до Р.Х.). Причем в битве с массагетами в степях Казахстана погиб основатель Персидской империи царь Кир II Великий.
От появления арийских городов-государств до возникновения первых арийских империй прошло около пятисот лет. Это был результатом того, что иафетитам-арийцам в первые века своего существования приходилось вести непрерывные войны за выживание со своими соседями, и, прежде всего, с семитской Ассирией.
В IX в. до Р.Х. ассирийцы, пришедшие в себя после столкновений с «народами моря», начали совершать систематические походы против арийских городов-государств. На протяжении 200 лет они совершили десятки грабительских походов в Западный Иран с целью захвата материальных ценностей и пленных. В арийских областях, оказавших сопротивление, семиты-ассирийцы устраивали зверские расправы над населением, уничтожали крепости и поселения, сжигали посевы.
Несмотря на то, что многие арийские города оказывали врагу ожесточенное сопротивление, они не могли в одиночку устоять против ассирийской армии, вооруженной по последнему слову тогдашней военной техники. Чтобы уцелеть, приходилось прятаться в горах, возвращаясь затем на пепелище и начиная жизнь с нуля. Лишь после того, как усилившееся Урарту иафетитов перекрыло ассирийцам доступ к железу Малой Азии и Армянского нагорья, агрессия Ассирии ослабла, и она даже вынуждена была пойти на политический союз с Манной против Урарту.
Урартские цари в VIII в. до Р.Х. также много раз совершали походы на Манну, пытаясь поставить ее под свой контроль, однако не добились от нее ни покорности, ни даже выплаты регулярной дани. При этом урартская агрессия несла западной Ариане громадное разорение.
После разгрома Урарту в 714 г. до Р.Х. союзными войсками Ассирии и Манны, у Ассирии, этого древнего аналога США, были развязаны руки и плоть до 677 г. до Р.Х. ассирийцы совершают грабительские походы в Иран. При этом, политика Ассирии в Западном Иране приобретает новые черты. Ассирийцы теперь не довольствуются грабежом, и даже регулярной данью. После завоевания Парсуа и прилегающих к ней областей они создают здесь две новые провинции и начинают выводить отсюда группы арийцев, заселяя освободившееся место семитами. Фактически, это была первая в истории человечества этническая чистка. К 705 г. до Р.Х. Ассирия захватила Мидию и другие страны южнокаспийского региона, создав здесь еще две провинции. Таким образом, ассирийские войска вышли к западным границам центральноазиатской Арианы.
Однако с 677 г. до Р.Х. ассирийцам стало не до экспансии. Их бывшие союзники-маннеи совместно со скифами (пришедшими в Переднюю Азию в погоне за киммерийцами) повели наступательную войну против Ассирии. К войне подключился и семитский Элам, возглавивший антиассирийскую коалицию, в которую вошли практически все окружавшие Ассирию государства, так как каждое из них подвергалось агрессии со стороны ассирийцев. Война шла с переменным успехом больше полувека, в ходе ее Ассирия захватила Египет (древний аналог современного Китая) и восточное побережье Средиземного моря. В 648 г. до Р.Х. ассирийцами был до основания разрушен Вавилон, в 639–м ими было уничтожено Эламское царство, но в августе 612 г. до Р.Х. союзные войска скифов, мидийцев и вавилонян все же захватили Ниневию, столицу тысячелетней Ассирийской империи.
Падение этого реликта древности, последнего из тройки великих держав послепотопного мира — Хеттии, Египта и Ассирии — открыло дорогу для экспансии Нововавилонского царства (626–539 гг. до Р.Х.) и ознаменовало начало новой исторической эпохи в Передней Азии, соответствующей «осевому времени» -периоду античности в Европе. На мировую арену вышли новые народы: персы, мидийцы, греки, македонцы, скифы и было забыты главные действующие «лица» предыдущего исторического периода пеласги и хетты, ставшие этнической и культурной основой для большинства новых «великих» наций.

ИРАН И ТУРАН
Значительная часть посттроянских мигрантов из Хеттии не осталась в западной Ариане. Причин тому могло быть несколько. Прежде всего тех плодородных земель, о которых с таким восторгом писал Страбон, на всех не хватало. Хотя кроме Элама значительных государств в этом регионе не было, все же эта территория оставалась заселена множеством местных племен (не менее 6–8 языковых групп), в основном, эламитами, касситами, лулубеями. Арии создавали свои города-государства между этими племенами, и процесс ассимиляции аборигенов занял у них несколько веков. До сих пор всю внутреннюю часть Иранского нагорья занимают непригодные для сельхоз-обработки солончаки и пустыни (Деште-Кевир, Деште-Лут, Дашти-Марго), протянувшиеся от Загроса до долины Инда, так что плодородные территории оказались лишь обрамлением этих негостеприимных земель.
Между самими ариями изначально не было единства. Наследственная вражда нескольких родов, принесенная из старого мира, сохранилась на протяжении всей истории арийских племен Ирана, Средней Азии и Индии вплоть до арабского завоевания в VII–VIII вв. по Р.Х. Именно эта вражда эта положила начало разделению арийских племен на «Туран» и «Иран». Разделение это было даже не столько политическим, сколько религиозным. Гумилев писал по этому поводу: «Иран и Туран населяли близкородственные племена арийцев. Разделяла их не раса или язык, а религия. Инициатива разделения древнеарийской культурной целостности приписывается пророку Заратустре, жившему в VI в. до н. э. и проповедовавшему монотеизм, почитание Ахурамазды («мудрого владыки») вместо пантеона арийских богов — дэвов, тех самых, которых эллины помещали на горном Олимпе, а германцы в подземной Валгалле. Если помощники Ахурамазды — ахуры эквивалентны эллинским циклопам и индийским асурам — врагам дэвов, то в новом исповедании мифология и космогония оказалась перевернутой на 180°.
Новую веру приняли далеко не все. Даже в Иране она возобладала не сразу. Но те арийцы, которые сохранили верность богам старой традиции, стали туранцами, а сторонники веры Заратустры — иранцами. В Туране, под которым понималась Средняя Азия и современный Афганистан, продолжали почитать не Ормузда, а дэвов, но персидские цари оказали покровительство учению Заратустры и таким образом совершилось разделение хеттийско-арийского этноса на Иран и Туран.
В самом деле, учение Заратустры (зороастризм) было государственной религией Персидской империи вплоть до ее окончательного падения в VII в. по Р.Х. Это учение было записано в своде священных книг — Авесте (от апастак, абастаг — «основа», «установление», «предписание» на среднеперсидском языке). Этот свод, записанный в VI в. по Р.Х. специально созданным для него алфавитом из 49 букв (включая 14 гласных), состоял из 21 книги, из которых до нас дошла лишь треть. Авеста была распространена на всем пространстве Персидской империи от Индии до Средиземного моря. До этого Авеста существовала в устной передаче на протяжении многих столетий. Ее лингвистический анализ показывает, что наиболее древними частями Авесты являются Гаты и «Ясна семи глав», в которых весьма точно воспроизводятся особенности языка, вышедшего из употребления за много веков до VI века по Р.Х., когда Авеста была записана, и даже еще более древнего диалекта этого языка, на котором пророчествовал Заратустра.
Персидская (сасанидская) традиция считает, что Заратустра жил «за 258 лет до Александра [Македонского]», т. е. в конце VII — начале VI вв. до Р.Х. Из сопоставления материалов самой Авесты и иных исторических данных следует, что Заратустра и Виштаспа (правитель страны на территории современного Афганистана, куда Заратустра бежал от преследований с родины — западной Арианы, т.е. магоисповедующей Мидии), жили задолго до ахеменидской эпохи.
По сообщению Авесты об «Ариана вэйджа» — арийской родине (доме), зима там (на реке Pax) длится 10 месяцев, а лето — лишь два. В Авесте упоминаются «северные» области расселения ариев: Хваризам (Хорезм), Сугда (Согдиана), Маргу (Маргиана, по реке Мургаб), Харайва (Арейа, совр. Афганистан в районе Герата), Бахди (Бактрия, страна между Гиндукушем и Амударьей), Хайтумат (на юго-западе совр. Афганистана), Арахосия (юго-восток Афганистана в районе Кандагара).
Лингвистика и география древнейших частей Авесты свидетельствует, что Заратустра жил не в VI в. до Р.Х., а на 500 лет раньше, и его учение было сформировано им не в Западном Иране (Персии или Мидии), а в Восточном — Среднеазиатской Ариане.
«Более вероятны, или, по крайней мере, не встречают прямых возражений мнения о возникновении зороастризма в таких областях, как Арейа, Маргиана, Дрангиана». То есть, вовсе не в Иране, а в Туране (Средней Азии). В Туране арийский этнос и арийский язык сохранились в большей чистоте, чем в Персии, где смешение с местными племенами и переселенными сюда при ассирийцах семитами оказало заметное отрицательное влияние на западноарийские племена.
Зороастризм, возникший первоначально как единобожие, был принят в Персии, правда вновь расширенный и «модернизирован-ный» вновь до многобожия. Персидская империя не могла допустить, чтобы ее традиционный противник — арийские племена Средней Азии и Северного Причерноморья (массагеты, саки-скифы, парфяне и пр.) неоднократно громившие персов, оставались «страной добра». Исказив учение Заратустры, персы объявили своего противника Туран «империей зла» а себя — верными последователями Ормузда и единственными истинными арийцами.
После смерти своего учителя последователи Заратустры стали его поправлять и добавлять. Постепенно было сделано много уступок «до-заратустровским» верованиям неарийских народов Арьяны, вновь стали почитаться и древние «божества». Свойства Ахурамазды, проявляющие себя во внешнем мире, были объявлены отдельными «богами», в честь которых для Авесты сочинили гимны. Так создался новый пантеон «богов» во главе с Ахурамаздой. В IV в. до Р.Х. зороастризм в сильно реформированном «младоавестийском» виде распространяется в Западном Иране и становится официальной религией.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

БАЛЬЗАМ ВЕСНЫ.

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft