16+
Лайт-версия сайта

СКИФЫ В АССИРИИ, КИММЕРЫ – ЭТО И РУССКАЯ ИСТОРИЯ

Блоги / Блог пользователя svobodny / СКИФЫ В АССИРИИ, КИММЕРЫ – ЭТО И РУССКАЯ ИСТОРИЯ

23 апреля ’2021   08:03

ТРОЯНОВА ТРОПА – ПУТЬ МИГРАНТОВ ИЗ ТРОИ

Если вторая группа венетов Арсавы, возглавляемая Антенором, переправилась на северо-западное побережье Адриатического моря, то маршрут третьей, видимо, самой многочисленной, группы венетов-троянцев вырисовывается при изучении современной карты причерноморских государств. С выходцами из Трои связаны следующие топонимы – города Троян в Болгарии, Траян в Румынии, два Тростянца (станы троянцев), Трихаты (хаты Трои) на Украине, где располагался летописный Треполь; Труа во Франции.
Между легендарной Троей и древнерусским Треполем обнаруживается сразу несколько поселений со схожим, а фактически с одним и тем же названием. Они, подобно маякам, обозначают воспетую в «Слове о полку Игореве» знаменитую «тропу Трояню» – путь, по которому древние русичи-арии возвращались на свою прародину. Археологи установили, что в эпоху бытования в Среднем Поднепровье чернолесской культуры (10–7 вв. до Р. Х.) пашенное земледелие становится ведущим в системе хозяйства а на смену привозной, и потому дорогой и малоупотреблявшейся бронзе приходит железо, выплавлявшееся из местной болотной и озерной руды. Именно использование более распространенного железа произвело подлинный переворот в хозяйстве и военном деле местных племен. Люди, жившие практически в каменном веке, сразу же вступили в век сравнительно дешевого металла. При этом есть все основания предположить, что этот экономический скачок в развитии жителей Поднепровья связан с появлением здесь малоазийских венетов. В этот же период у земледельческих племен Среднего Поднепровья возникает целая система укрепленных городищ («страна городов», «Гардарика» письменной традиции). Но ведь всему Древнему миру венеты, начиная с Балкан, были известны как выдающиеся градостроители. Малоазийские венеты накопили и колоссальный опыт плавания по Черному и Средиземному морям. Он чрезвычайно пригодился их потомкам, пришедшим на берега Балтики.
Луговые венеты «лужичане» не только колонизовали земли Скандинавии, но и осуществили первые морские походы вдоль северного побережья Европы. О балтийских энетах, добывающих янтарь, упоминает целый ряд античных авторов. Самое раннее свидетельство следует приписать Гесиоду (7 в. до р. Х.). К этому времени венеды не только обжили берега Балтийского моря, но и проложили торговые маршруты на юг.
Главный янтарный путь проходил по Висле, затем вверх по Дунаю и его притокам, потом по притокам и самой реке По, и завершался в ее устье, в земле адриатических венетов. вытесненные из Малой Азии венеты в течение следующего полутысячелетия прочно обосновались в Поднепровье, на севере Италии, в Прибалтике и Бретани. Некогда единый народ раскололся по меньшей мере на четыре части. Собраться вместе им суждено было много позднее. Центром притяжения стала днепровско-причерноморская группа венетов-ариев. Вторая часть слова – фениты – искаженное венеты. Малоазийское племя венетов, пришедшее на землю борисов, объединилось с ними в единый союз. Во II в. до Р. Х. в Поднепровье вторглись сарматские племена, пришедшие с низовий Дона. Часть скифов-пахарей (борисфенитов) под их натиском ушла на север, в зону лесов, другая же отступила за Днестр и Дунай. Там венеты сохранили свою государственную самостоятельность, что зафиксировано античными историками.
Знаменитая Певтингерова таблица, дорожная карта, относящаяся к первым векам христианской эры и названная так по имени владельца, удостоверяет, что в начале I тыс. по Р.Х. венеды сосредоточились в двух центрах: в Северо-Западном Причерноморье и на Балтике, где они поименованы как «венеды-сарматы», что подчеркивает их негерманское происхождение.
Славяне, пришедшие на берега Балтики и принятые венедами как свои кровные родственники, восприняли культ бога Иавана, который стали называть Свентовитом. Его атрибутами были меч, знамя, копья и боевые знаки, изображавшие орла. Идол Свентовита имел четыре головы.
Черноморских венедов Певтингерова карта помещает юго-восточнее Карпат, в междуречье Дуная и Днестра. Этих венедов естественно связать с теми борисфенитами, кто отступил под натиском сарматов в Подунавье. Историкам раннего Средневековья они известны под именем антов, народа «бесчисленного и храбрейшего» (Маврикий, 6 в.). Анты (они же росомоны) составили первичное ядро Киевской Руси. В 6–8 вв. их союз усилили славянские племена, переселившиеся из Центральной Европы, а еще позже и балтийские венеды, которых летопись называет варяги-русь. Приход потомков Рюрика в Киев знаменовал воссоединение южной и северной ветвей русского народа. Образование Древнерусского государства венчает второй период русской истории. Раскол венетского (вариантнорусского) этноса, произошедший в результате гибели государства Арсавы, был преодолен. Венеты воссоединились на земле прародины их далеких предков – русоариев. Следующий, третий, этап нашей истории включает уже, собственно, историю государства Российского, от первых Рюриковичей до наших дней. Это время возрожденной Русены-Арсавы – державы, которая по праву унаследовала славу древних росов – ариев, антов и венетов.
После разрушения Трои предки лувийцев заняли Западное побережье Малой Азии а предки хеттов и палайцев(пеласгов?), т.е. строители дольменов Западного Кавказа, заняли Юго-Восточное побережье Малоазийской Пропонтиды и проникли в Южные районы Малой Азии. Их путь проникновения в Малую Азию пролегал по Восточному побережью Черного Моря через страну Хатти и древнюю столицу хеттов Куссара. Эта страна Хатти воспрепятствовала продвижению хетто-палайцев к западу по Черноморскому побережью. Мелларт ограничивает прибытие хеттов в Анатолию из Кавказского региона до 1900 года до Р.Х.
ИОНИЙСКИЙ СОЮЗ
На западном побережье Малой Азии ионийцы создали знаменитый политический союз 12 городов. Города Ионии располагались по большей части в устьях рек или в конце дорог, по которым из глубины материка к морю доставлялись товары, вывозившиеся в самые разные страны. Самый южный из ионийских городов – Милет – в VI в. до Р. Х. был самым богатым городом греческого мира. Ионийские купцы основали колонии – торговые посты в Египте, Италии, на берегах Мраморного и Черного морей. У одного Милета было восемьдесят таких колоний, из них шестьдесят на севере, в том числе и в Северном Причерноморье.
Милетцы и сами путешествовали, наблюдая цивилизации Вавилона, Финикии и Египта; так египетская геометрия и вавилонская астрономия стали частицей ионийского духа. Коммерция и математика, заморская торговля и география, навигация и астрономия развивались рука об руку. Богатство создало досуг; выросла аристократия культуры античная интеллигенция, чье свободомыслие терпелось лишь потому, что читать могло лишь меньшинство. К числу знаменитостей, родившихся в Ионии, принадлежат также Пифагор, Анаксимандр, Анаксимен и Гераклит Эфесский. И в колонизации Северного Причерноморья главная роль принадлежала ионийским грекам, прежде всего милетянам. В VI в. до Р. Х. в устье Буго-Днепровского лимана ими были основаны Ольвия и ряд колоний на восточном побережье Крыма, по обоим берегам Керченского пролива, в древности носившего название Боспора Киммерий-ского. Встреча пеласгийских грекоговорящих «колонизаторов» и их праславянских родственников «аборигенов» носила исключительно мирный (взаимовыгодный) характер. И этому, в первую очередь, способствовало то, что встретились две очень близкие по происхождению и мировоззрению ветви одного и того же народа – ариев.
И наоборот, отсутствие сознания этнического единства ионийцев-малоазийцев с жителями материковой Греции («стопроцентными» греками) даже при их языковом единстве, наглядно продемонстрировали события, предшествовавшие греко-персидским войнам (500–449 гг. до н. э.). Персы, стремясь расширить границы своего владычества, в конце VI в. до н. э. напали на Ионию. Сопротивление ионийцев оказалось безуспешным. Действуя разрозненно, армии отдельных городов не смогли противостоять натиску врага. Персидские полководцы брали один город за другим. Напрасно обращались ионяне за помощью в Спарту, та отказалась от рискованного вмешательства в малоазийские дела. Охваченные ужасом жители Фокеи, второго по своему значению после Милета ионийского города в Малой Азии, погрузились на корабли и переселились на берега Италии. Остальные вынуждены были подчиниться Персии.
Но дух свободы жил в пеласгических ионийцах, и в 499 г. до Р. Х. они подняли восстание против персов. Возглавил его Аристагор.
Захват милетянами флота послужил сигналом для восстания всем ионийским городам, расположенным на островах и на западном побережье Малой Азии. Повсюду были низвергнуты тираны, поставленные персами, восстановлена демократия, готовились отряды для вооруженной борьбы. Аристагор, для того чтобы подать пример другим, сложил с себя власть и передал его народному собранию. Вожди восстания понимали всю трудность предстоящей борьбы: если на море можно было твердо рассчитывать на успех, то на суше персы были исключительно сильным противником. Поэтому Аристагор решил попытаться получить поддержку со стороны европейской Греции и осенью 499 г. до Р. Х. отправился в Спарту и Афины. И что же получил в ответ? Спартанцы вообще отказали в помощи, афиняне дали 20, а жители Эритреи снарядили 5 триер. Ясно, что эта поддержка совсем не соответствовала ожиданиям восставших. Для сравнения скажем, что в морском сражении со стороны ионийцев участвовало 353, а со стороны персов – 600 кораблей. И все же ионийцы в течение шести лет яростно бились с персами. Но они были обречены. С победой персов ионийские города теряют свою ведущую роль в Средиземноморье и приходят в упадок.
Совсем иной была судьба ионийских колоний в Северном Причерноморье. Они еще долгое время продолжали оставаться центрами притяжения для торговцев. Ионийцы первыми познакомили древних жителей южнорусских областей с греческой культурой.


В 11 -10 веках до Р.Х. культура НОА, распространенная в Молдавии, Припрутской Румынии, Трансильвании, в Среднем Поднестровье, сменяется срубной фракийской культурой (культурой басараби). В первой пол.5-го века до Р.Х. носители этой культуры вытесняются скифами царскими. Население этих областей, скорее всего, ушло за Карпаты. Трансильванские памятники были оставлены агафирсами, занимавшими Северовосточную Румынию с Молдавией. По этногонической легенде о братьях Липоксае, Арпоксае и Колаксае, потомками первого были авхиты, потомками второго были катиары и траспии а третьего – паралаты. И если скифы и паралаты – это одно и то же, то катиары, они же акациры, это и есть агафирсы, часть которых составляли траспии. Геродот упоминает имя царя агафирсов Спаргапифа, в 5-м веке, по словам Геродота, северными соседями скифов были агафирсы, народ общего со скифами происхождения, но не скифы. Их локализацию Геродот определяет в Трансильвании у истоков реки Муреш (в древн. Марис). Авхиты это, вероятно, и есть упоминавшиеся гелоны, заселившие Среднеднепровское Левобережье. Именно гелонов-авхитов упоминает Апполинарий Сидоний в 5-м веке в составе гунноболгарских полчищ Аттилы. Иначе говоря, после изгнания скифов сарматами из Северного Причерноморья, какая-то их часть сохранилась среди населения Средней Европы.
Согласно Страбону, во Фракии, называемой также Самофракией, обитали и одрисы. В 5-4-вв до Р.Х. они создали свое государство, которое достигло расцвета при царе Ситалке(440-424гг до Р.Х.), простираясь от Дуная до Стримона. В 3-м веке до Р.Х. оно попадает в зависимость от кельтов. Еще с середины 5-го века до Р.Х. Скифское и фракийское Одриское царства были связаны династическими узами. Затем оно входит в состав империи Александра Македонского и уже в 1-м веке по Р.Х. оно является римской провинцией. Интересна взаимосвязь Фракии и Анатолии, сохранившаяся в топонимике региона. В первые века по Р.Х. во Фракии был город Эн и река Эний. В Анатолии же – наоборот, топонимика заимствована из Фракии: Рес, Скей, Ксанф, Арисба. У северо-западного Причерноморья, где Полиний поместил «обширную землю Энингию», (они же венеты из Певтингеровой карты), есть в нынешних Болгарии, Румынии и Украине места с названиями Троян, Тропей, Тростянец, Треполь, отнюдь не восходящие к римскому императору Траяну а к гораздо более отдаленным временам.
В 4-м веке до Р.Х. устанавливаются тесные связи между поднепровской Скифией и фракийцами Карпато-Дунайского бассейна. Трансильвания издревле снабжала скифов металлами. В пору наибольшего могущества Одрисское царство простиралось от Эгейского моря до Дуная. По словам Фукидида, самое северное из фракийских племен были геты, которые жили между Балканскими горами (Гемом) и Дунаем, т.е. соседствуя со скифами. Во времена скифского царя Атея скифские владения распространились на Задунайскую Добруджу, в древности называвшуюся Гетской пустыней. Видимо освободившееся после ухода агафирсов в 4-м веке до Р.Х. Прикарпатье было заселено гетами, появившиеся севернее Дуная. Вероятно, ко времени царствования общескифского царя Атея наступил развал царства одрисов, что и привело к легкому захвату части Задунайской Фракии. Однако появление скифов на Балканах в тылу Македонского царства привело к ответным мероприятиям со стороны Филиппа Македонского – экспансия скифов к югу от Дуная была им пресечена. Борьба за Фракию между Скифией и Македонией на этом не закончилась. Известно, что наместник Александра Македонского во Фракии Зопирион продолжил его завоевания и дошел до Ольвии, но, не взяв этого города, на обратном пути был настигнут скифами и уничтожен.

СКИФЫ И КИММЕРЫ

Скифская культура «срубников» разрезала киммерийскую «катакомбную» на две части, одна из которых была прижата к Днепру и удалилась за Карпаты а другая ее часть еще продержалась некоторое время в Азово-Каспийском ареале, прежде чем уйти в Малую Азию через Кавказ.
Часть изгнанных из Сев. Причерноморья киммеров отступила в Карпато-Дунайскую зону, где смешалась с фракийскими поселениями, в результате чего возникла фрако-киммерийская археологическая культура, распространившаяся широкой полосой вдоль Карпат и в зоне Подунавья.
Через Кавказ киммеры вторглись в Малую Азию под руководством царя Теушпа и разгромили урартского царя Русу I. Оказавшись в Малой Азии, киммерийцы совершили ряд нападений в Пафлагонии, доходя до Эолиды, Ионии и Фригии,
но в 679-678гг были разбиты ассирийцами. Царь Теушпу погиб. Это произошло в Хубушкии, в верховьях реки Тигр. Ассархаддон хвастался в своей хронике: « Теушпу киммерийца, земля которого далеко, я убил и войско его уничтожил».
Каллисфен из 4-го века до Р.Х. сообщает о гибели царя Лидии Гига (Гуггу), т.е. Гога (видимо потомка Магога) (годы жизни 695-654), когда его столица г. Сарды была захвачена киммерийцами. Вождем киммеров в это время называется Лигдамис. Он же упоминается Ашшурбанипалом в гимне богу Мардуку как Тугдамме или царь Умман-Манды, т.е. царства скифов. Лигдамис известен и Плутарху, который называет его вождем наиболее воинственной части киммеров. Погиб он в Киликии.
Затем киммеры в союзе с Ванским царством совершили нападения на Фригию и Лидию. В 676- 674гг до Р.Х. погибает известный царь Мидас, сын Фригийского царя Гордия. Чтобы не попасть в руки врагов, он отравился бычьей кровью. Фригия была разгромлена. Во Фригии киммерийцы поселились восточнее Абидоса. Ассирия была серьезно обеспокоена, опасаясь нападения на Северные границы царства, проходившие в Сасунских горах. Город Антандр на северо-западе Малой Азии даже был назван Киммеридой. Около 660 года до Р.Х. Лидия обращается за военной помощью к Ассирии. Табал на востоке Малой Азии обращается с аналогичной просьбой.
В 654 году до Р.Х. киммерийцы нападают на Лидию, убивают царя Гуггу.
В 645 г до Р.Х. Сарды захватываются вторично, хроники называют вождем нападавших треров фрако-киммерийца Коба.
Страбон пишет, что «киммеры – это фракийское племя треров». Фукидид вторит ему - «треры» это фракийцы. Место их пребывания определялось между трибаллами и бессами, на Северо-западе современной Болгарии между Балканскими горами и Дунаем.
Кобу победил, в свою очередь, скиф Мадий. Дело в том что в 50-х – 40-х гг 7-го века до Р.Х. главная держава Месопотамии Ассирия направляет в Малую Азию союзных с нею скифов под предводительством царя Мадия. Его войска разбили киммерийцев руководимых Лигдамисом\Тугдамме и его сыном Сандакшатру(Сандилк). А фракийцы треры и союзные им киммеры потерпели поражение в Каппадокии на реке Галис ( соврем. Кызыл-Ирмак).
7-й век до Р.Х.
В 70-е гг 7-го века до Р.Х. скифы под руководством вождя(царя) Ишпакаи в союзе с маннейцами и мидянами выступают против Ассирии. Они захватывают территории Мильской степи между Курой и Араксом. Не успев еще обосноваться там как следует, скифы были вовлечены в военные действия Ассирии против восставших мидийских племен, выступив в защиту мидян. Это произошло с участием Маннейского царства.
С помощью скифов маннейцы захватили ряд ассирийских пограничных крепостей. Под руководством вождя Каштарити мидяне осадили и стратегические крепости. Почти вся Мидия была ассирийцами потеряна. В ходе войны с Ассирией Ишпакаи был убит и его наследник Прототий (Протасий?) вступил в переговоры с ассирийцами. В ходе переговоров Прототий/ Партатуа изменил преждним союзникам и перешел на сторону Ассирии, за что получил в жены дочь Ассархаддона и официально признан-ный титул царя скифского царства Ишкуза. С его помощью Ассирия смогла удержать часть мидийских владений. Остальные части Мидии полностью освободились от власти Ассирии и основали Мидийское царство, подобное Маннейскому и Ванскому. При этом в тылу у них находилось скифское царство Ишкуза, союзное Ассирии.
7-й век до Р.Х.
В 660 – 659 гг до Р.Х. Ассирия напала на Маннейское царство и осадила важней-шие города страны в местах соответствовавших современным Саккыз, Зивийе, Армаит, но взять не смогли. В 650-е гг до Р.Х. в Малую Азию был направлен союзник Ассирии скифский царь Мадий для войны с трерами и киммерами.
Когда в последней четверти 7-го века до Р.Х. ассирийская гегемония переходит к Вавилону, скифы вновь появляются на исторической арене. В это время Вавилон, огромный город и важнейший центр ближневосточной культуры, входил в состав ассирийской империи. В 627г до Р.Х. он восстал и его царем стал Набопаласар, который создал коалицию противников Ассирии, в которую вошла в первую очередь Мидия. В 625 году до Р.Х. Мидийский царь Фралтр выступил против Ассирии но был разбит и пал в сражении. Его наследник Киаксар встал во главе Мидии и и в 623 – 622 гг до Р.Х. одержал победу над ассирийцами. Столица Ассирии Ниневия была осаждена. Город спасли явившиеся на выручку скифы. Отбив мидян от Ниневии, скифы огнем и мечом прошли сквозь Месопотамию, Сирию, Палестину и достигли границ Египта. От вторгнувшихся скифов с большим трудом откупился фараон Псаметтих I (ум. в 610 гдо Р.Х.). По словам Геродота, скифы господствовали над Азией, налагали дани, поборы, бесчинствовали, но во втором десятилетии 7-го века до Р.Х. обе стороны получили сильных союзников: Ассирию поддержали Египет, Маннейское царство а Вавилон, кроме Мидии, поддер-жали скифы, что следует из сообщения Библии. Таким образом, Вавилон перетянул на свою сторону народ умман-манда (т.е. скифов). Это произошло, видимо, в 614- 613гг до Р.Х., когда мидяне двинулись на Ассирию, но по пути встретились со скифами, которые, вероятно, как союзники Ассирии поспешили ей на помощь. И тут… произошло личное свидание царей - Мидянского Киаксара и царя скифов. Коварному мидянину удалось уговорить скифского царя разорвать союзные отношения с Ассирией и примк-нуть к Вавилонской коалиции. Соединенные силы мидян и скифов направились к Ниневии, к ним присоединились вавилоняне и через три месяца, в августе 612 года до Р.Х. город был взят штурмом. Население большей частью было перебито, имущество разграблено, город разрушен. Чтобы избежать плена, ассирийский царь сжег себя вмесне с наложницами и сокровмщами во дворце. Так закончилась гегемония Ассирии, победители захватили огромную добычу.
С 612 по 585 гг до Р.Х. Пребывание Скифов в Азии
На роль наследника ассирийского наследства выступил союзный Ассирии Египет, ставший, тем самым, главным противником Вавилона, который тоже спешил прибрать к рукам владения Ассирии. С Египтом Вавилон вел войну чужими руками, используя то мидян, то скифов. В 605 г. до Р.Х. вавилоняне взяли последний оплот Египта в Месопотамии г. Кархемыш, находившийся на правом берегу Евфрата. При этом вся египетская армия была уничтожена. Путь в Палестину был открыт. В этом походе скифы участвовали в 604 г до Р.Х. и память о скифах содержится в книге пророчеств Иеремии. Фараон Нехо с трудом отразил их нашествие в 600 г. до Р.Х. В Палестинском Аскалоне, на побережье Средиземного моря они сожгли знаменитый храм Астарты. Возле Бетсана на реке Иордан скифы оставили свое имя в названии крепости Скифополь.
Вавилон, который забрал себе львиную долю ассирийских владений, предоставил Скифии добивать союзников Ассирии Маннейское и Ванское царства. Маннейское царство было покорено скифами без большого труда, а вот для подавления сопротивления Ванского царства пришлось обратиться за помощью к Вавилону и Мидии. Военные действия союзных сил против Ванского царства велись в 608-607 гг до Р.Х., но в 597г. до Р.Х. по какой-то причине между скифами и Вавилоном возник конфликт. Поскольку в числе врагов Вавилона пророк Иеремия называет мидян, то нетрудно догадаться, что мидийский царь видимо повторил свой коварный ход, который он использовал против Ассирии, когда в 595-594гг. до Р.Х. Киаксар, мидийский царь, заманив скифских царей на пир, перебил их и тем самым обезглавил скифское царство. Сделано это было, повидимому, по предварительному сговору с Вавилоном, потому что мидяне сразу же после убийства скифских вождей приступили к захвату скифских территорий.
Скифы, дезорганизованные коварной акцией мидянина Киаксара, вынуждены были отступить к границе с Лидией. Одна из крепостей, занятая скифским гарнизоном и расположенная возле нынешнего Еревана, известна ныне как ванская крепость Тейшебаини. Мидяне штурмом взяли ее и сожгли. То же самое было проделано ими и со столицей Ванского царства г.Тушпой, располагавшейся на Ванском озере. Однако легкого захвата скифских территорий не произошло. Более пяти лет понадобилось мидянам, чтобы окончательно столкнуться с ними в 590-м году до Р.Х. В войну на стороне скифов вмешалась Лидия, также претендовавшая на их территории. К этому времени Лидия уже оккупировала Каппадокию, где жили потерпевшие поражение от скифов киммерийцы. Следовательно, Каппадокия также была, по всей видимости, скифской территорией. Война мидян с Лидией и скифами продолжалась более пяти лет с переменным успехом, пока не наступил момент решающего сражения. Оно было вызвано тем, что Лидийский царь Алиат отказался выдать скифов, совершивших акт мести против царя Киаксара. Во время сражения между Мидией и Лидией произошло солнечное затмение. Благодаря ему, стала известна точная дата этого сражения – 28 мая 585 г. до Р.Х. Это затмение остановило кровопролитие и разъединило врагов. При содействии Вавилона, был заключен унизительный для скифов мир. По мирному договору, владения скифов в Азии, включая и Каппадокию, отошли к Мидии. Граница прошла по реке Галис. Лидия удовольствовалась лишь тем что была подтверждена ее власть над Фригией. Вот так и случилось, что ни скифам ни киммерийцам не осталось места в Асии и они вынуждены были вернуться туда, откуда пришли, т.е. в Сев. Причерно-морье по тропе Трояновой.
Скифы пробыли в Передней Азии около 90 лет и вернулись на свою родину хоть и после поражения, но в новом составе, с новой военной организацией. Вот уж действительно эти скифы стали «царскими». Бывший некогда племенной вождь обрел статус восточного царя с сильными элементами деспотизма, с почитанием священной особы царя, с новыми культурными традициями и, конечно, с памятью о тех геродотовских 28 годах «скифского владычества в Азии», заключенных между падением Ниневии в 612г. и заключением Мидо-Лидийского договора в 585 году.
По сообщению Геродота, Лидийский царь Алиат изгнал киммерийцев из своей страны после заключения мирного договора между Лидией и Мидией, по которому границей между этими государствами стала река Галис, где жили киммерийцы, участвовавшие в войне на стороне скифов. После разгрома их царства, скифы и киммерийцы вынуждены были покинуть Малую Азию. Пришлось возвращаться в Азово-Каспийское междуморье. Однако, по каким-то причинам, климатического или хозяйственного характера, киммерийцы предпочли ландшафт Прикубанья, куда уже внедрялись их предки, носители катакомбной культуры. Поселившись в меотской среде, киммерийцы, благодаря своей более высокой культуре и организованности, заняли в Прикубанье руководящее положение, при этом, в демографическом отношении, они оставались в меньшинстве. С течением времени, они слились с местным населением. Считается, что прямыми потомками кимвров, вернувшихся из Азии, являются синды. Топонимы по обе стороны Керченского пролива и само название пролива Боспор Киммерийский видимо связаны не с давно прошедшим их господством в Северном Причерноморье а с пребыванием там тех самых киммерийцев, которые вернулись вместе со скифами из Азии.
Варварские черты погребальной обрядности в Прикубанье свидетельствуют о принадлежности их местному синдскому населению. Могилы эти представляли собой ямы со стенками, обложенными сырцовыми кирпичами и сверху перекрытыми досками.
Богатые погребения под высокими курганами появляются только в 1-й половине 6-го века до Р.Х., т.е. после изгнания скифов и киммерийцев из Азии. Следует отметить литые бронзовые котлы с ручками по верхнему краю, иногда в виде стоящих козлов. В быту кочевой аристократии они были широко распространены. Изготов-ление таких котлов требовало высокой степени литейного мастерства, которое, по всей видимости было приобретено в Азии. Некоторые предметы выделяются греко-ионийским стилем украшений, как например серебряное зеркало скифской формы в виде диска с выступающим бортиком по краю. Тыльная сторона его покрыта выграви-рованными изображениями с сюжетами греко-ионийского происхождения.
Скифская культура, возникшая на рубеже 7-6 вв до Р.Х. еще до возвращения скифов из Азии, известна своим звериным стилем и тем, что число его сюжетов очень ограниченно: голова птицы с загнутым клювом (гриф, орлан); олень или копытное животное (козел), лежащее на поджатых под себя ногах; крупная кошка, похожая на гепарда (леопард), стоящая, лежащая или свернувшаяся кольцом; голова лошади; голова пардуса (рыса); голова осла; головы метафорических животных – барано-птицы (то ли баран с птичьим клювом, то ли птица с бараньим рогом); голова птицы сильно стилизована, иногда только глаз и клюв; иногда грифон с ушами и раскрытым клювом. В искусстве Месопотамии олень и козел давно известны как прототипы, а для Закавказья и Северной части Ближнего Востока характерны изображения пардуса. При этом скифы не просто копировали восточные образцы а отбирали из их сюжетов то что соответствовало их религиозной идеологии и легко воплощалось в доступных материалах – в дереве и кости. Со скифами в искусство вошла техника штамповки, когда изображения из дерева покрывались золотой фольгой. При этом необходимо отметить и родство стилей скифов Причерноморья и скифов Передней Азии, что лишний раз доказывает существовавшую между ними тесную связь.
ВЕЛИКАЯ ПРИЧЕРНОМОРСКАЯ ШВЕЦИЯ-СКУФЬ
Известно, что средневековые хронисты называли Великую Скифию Приднестровья и Подунавья также и Великой Швецией. Это факт неоспоримый, такой же как происхождение составного топонима Скотландия от формантов скот и клан. Хотя имя Швеция и выводится из ведоарийского «швета», что есть « белое сияние», но не менее правомочны будут корнесловы СВЕ/СВА, так что скифы мифологически дети их светозарной Матери-птицы СВА, а SWAN ( лебедь, птица Мирового древа, воплощение Артимпасы\Артемиды) – корень имени Сванильда, она же Лыбедь, она же Колпь. SVA-pura – свой город, Sva-bhumi – родина, Sva-deca – своя страна. От этого же корнеслова и гидроним Свена и этноним славянских племен, обитавших на этой реке, которые звались свенянами. Налицо сходство сва и све в значении свой, в применении к свенам, свевам и свеям, которые обнаруживаются не только в Скандии Новой, но и в кантоне Швица, давшего наименование Швейцарии и в Германской Швабии. Все это топонимы напоминающие о своих, о сватьях, о свете небесном.
ЦАРСКИЕ СКИФЫ
Вернувшиеся из Малой Азии скифы назывались скифами царскими, позднее в Ольвийском декрете они именуются «саи». Это иранский перевод греческого «царские». Получили это имя скифы по своей особенности – наличию сильной царской власти, которой не было у других скифов Северного Причерноморья. По словам Геродота скифский царь не только предводительствовал во время походов, он же распределял и воен-ную добычу и творил суд и расправу над своими подданными. Ложная клятва царс-кими предками считалась тяжким преступлением, влекущим мучительную казнь. Особа царя считалась священной и от нее зависело благополучие общества и получе-ние небесной благодати. Царская власть была наследственной и прерогативы царя, подтвержденные народом или его представителями, оставались неизменными. Такая власть имела сходные черты с восточными деспотиями, когда царь признавался земным божеством и эти особенности племенной вождь приобрел в окружении древневосточных государств. С такими традициями скифы вернулись из Азии в Северное Причерноморье, получив название «царских». После возвращения скифов из Азии начиная с Идантирса, возглавившего борьбу с Дарием в 514 г до Р.Х. (Антир – так готский историк Иордан называл царя скифов Идантирса, противника персидского царя Дария I. “Дарий – царь персов, сын Гистаспа, пожелал сочетаться браком с дочерью Антира, короля готов (читай скифов)», скифы хорошо знали генеалогию своих царей, что их с царями возвращение из Азии происходило при Спаргапифе. Однако не он считается родоначальником скифских царей а Таргитай, приравниваемый греками к полубогу Гераклу.
В сер.5-го века до Р.Х. «царские скифы, благодаря своей общественной и военной организации, занимали господствующее положение в Северном Причерноморье, всех остальных скифов они считали своими рабами, т.е. подвластными себе. Правда, коче-вое хозяйство не предполагает развитого рабовладения восточного типа и покупных рабов у скифов, по свидетельству Геродота, не было. Кочевки осуществлялись целыми общинами, передвигаясь по степи в кибитках. Земля находилась в общей собствен-ности. У земледельцев она подвергалась периодическим переделам. Собственность была семейной и личной. Именно личная уходила вместе с умершим в могилу. Родство и наследование велось по отцовской линии. Практиковалось многоженство. По смерти мужа жены переходили к наследнику в качестве имущества. За каждого члена семьи вся семья несла коллективную ответственность. Ссора между родственниками или соотечественниками разрешалась поединком в присутствии царя. Так урегулировалась кровная месть.
Место обитания царских скифов в 5-м веке до Р.Х. Геродот определяет так: « В том месте, до которого Борисфен судоходен…вся страна называется землею Роса, по течению…которым он (Днепр) разделяет страну кочевников от страны царских скифов». По сути, скитальчество кочевых скотов это и форма хозяйственной деятельности и образ жизни. Скифское кочевое царство было патриархально-рабовладельческим. Подчиненных скифов можно было бы сравнить со спартанскими илотами, также попавшими в зависимое состояние в результате завоевания, однако ни илоты ни скифы не были в частном владении подобно рабам. Они владели своими хозяйствами и облагались тем или иным налогом. Так что скифские «рабы» имели и свою самостоятельность во внутреннем управлении, у них была своя родо-племенная элита и свои царьки. Входившие в состав скифского царства племена сохраняли демократический строй, поскольку ни царь, ни его вооруженная дружина не противостояли вооруженному народу. Более того, при всем деспотизме царской власти у скифов, эта власть была строго ограниченной обычаем, нормы которого были обязательны и для самого царя. За пренебрежение к отеческим обычаям царь мог быть смещен, как это и произошло со Скилом. Скил был не только смещен но и казнен. Новым царем стал, в силу того же обычая, его брат. Скифский царь Скил, живший во второй половине 5-го века до Р.Х., был сыном Ариапифа и истрианки, вероятно греческого происхождения, т.к. получил греческое воспитание. Предпочитал жить в Ольвии, где выстроил себе дворец. Вел греческий образ жизни, одевался по гречески, принимал участие в вакхических мистериях. Недовольные его отступничеством скифы свергли его с престола и поставили вместо него брата по отцу от другой матери фракиянки, дочери одрисского царя Тирея Октамасада. Скил пытался бежать к одрисскому царю Ситалку, но, по настоянию Октамасада, был выдан скифам и казнен. Следует отметить, что одрисы были самым могущественным племенем среди фракийцев и их связи со скифами укрепились после войны с Дарием. У фракийцев появляются скифские вещи а у скифов – фракийские, поскольку фракийцы были более эллинизированы.
У Геродота есть описание похорон скифского царя. По его описанию, труп покойного бальзамировали и, освобождая от внутренностей, заполняли его душистой травой. Затем на повозке тело царя обвозили в течение сорока дней по всем подвластным племенам. Подданные же выражали свою скорбь тем что обрезали волосы и наносили на лицо себе глубокие порезы. По истечении сорока дней покойника доставляли к месту погребения, где к тому времени вырывалась глубокая яма. Там под балдахином из копий воткнутых в землю покойника помещали на специальном ложе. Вместе с покойником в могилу клали его любимую наложницу и ближайших слуг, в их числе оруженосца, виночерпия, глашатая и конюшего. Затем по голове разного скота и золотые вещи. Над могилой насыпали большой курган и по истечении года на нем устраивались поминки, в ходе которых убивали 50 слуг и столько же лошадей. Трупы тех и других насаживали на колья таким способом, чтобы создавалось впечатление, что люди находятся в положении всадников и так расставляли их вокруг кургана.
Катакомбная форма могил скифских царей не имеет преемственности с ранними катакомбными культурами и, возможно, явилась собственным заимствованием у народов Ближнего Востока. Так, например, хоронили персидских царей в скальных склепах.
По мнению Геродота, кладбище скифских царей находилось в местности Герра, там протекала одноименная река, служившая границей между землями скифов царских и скифов-номадов. Этим местом было Нижнее Поднепровье. Помимо вернувшихся на родину царских скифов, известно, что не все скифы выдвигались в Азию, что остались скифы-земледельцы да и часть кочевников продолжала кочевки в Северном Причерноморье. Это те самые скифы-номады, которых Геродот отличает от царских скифов и скифов-пахарей. Именно с этими кочевыми скифами пришлось выдержать борьбу скифам вернувшимся из Азии, чтобы получить место для поселения в Поднепровской степи. Так скифы царские оттеснили скифов-номадов в степной Крым и заняли степи Нижнего Поднепровья.
По словам Геродота, Скифия была населена только скифами, они составляли единый народ а отдельные отличия внутри них имело локальное значение. Ничего не сообщает он об их племенном делении. По его описанию, были только две большие группы, различавшиеся по способу хозяйствования: скифы, занимавшиеся разведением скота и постоянно передвигавшиеся вместе с ним с пастбища на пастбище и скифы, основным занятием которых являлось земледелие, выращивавшие хлеб не только на продажу но и для себя. Почти ничего не сообщается Геродотом о скифах лесостепной полосы, их он просто называет пахарями. По свидетельству Геродота, в обычае у царских скифов было бритье головы и нанесение шрамов на лоб и нос. Скифы именовали себя детьми святой матери Сва, которая также именовалась как Сван или Лыбедь (Артимпаса).
Можно предполагать, что ритуал разведения костров в курганных рвах был широко распространен. В курганной насыпи на месте погребения (на материке или на специальных площадках выше основания) разжигали ритуальный костер. Костры зажигали во рвах, окружающих длинные насыпи. Вне Смоленщины ритуальные кострища па месте погребений встречаются очень редко. По своему смыслу и содержанию ритуальные костры, зажигаемые в момент захоронений, близки, если не тождественны, огнищам, открытым во рву Перынского святилища под Новгородом. Недаром оно по архитектуре напоминает строение славянских курга¬нов.
23,4% исследованных захоронений помещены в глиняные урны или накры¬ты сосудами, опрокинутыми вверх дном. Наибольшая часть (от 33 до 52%) урновых захоронений прихо¬дится на Полоцкое Подвинье и Смоленское Поднепровье.
Д.И. Иловайский пишет о том, что, упоминаемые русскими летописями южнославянские племена улучей (угличей) и тиверцев, обитавшие по Днестру к Дунаю до самого моря, были племенами болгарскими и место их поселения греки именовали Великая Скуфь.
Слова Скот, скит и скиф имеют общеарийское происхождение. Скит Египетский и Скеф Причерноморский как и скуфь-скут подскажут, что Скифь или Скифия, - это все та же Скотландия, где живут скотоводы росс-аланы и тавроскифы. Недаром же в атласе принца Вильгельма Оранского большая часть Скотландии (Scotland) называется землей Росс. И хотя принято считать языковой формант ЛАНД западного происхождения и чуждым славянскому языку, семантика этого слова из западных языков не выводится, зато легко обнаруживается в скифославянском корнеслове « коло». Этноним «сколоты» легко переходит в сокращенное КЛАН. Кланы-племена антов известны в Причерноморье как солнцепоклонники, живущие в земле росс. Лукиан, греческий писатель 2-го века по Р.Х. в рассказе « Токсарис» сообщает, что аланы и скифы походят друг на друга и говорят близкими языками, но скифы носят более длинные волосы, в то время как аланы их обрезают. Что касается восточных соседей скифов савроматов, Геродот пишет, что они говорят на скифском языке, только издревле искаженном, то есть, видимо, восточно-иранском. По мнению Е.С. Галкиной, автора книги «Тайны русского каганата», роксоланы – это сармато-аланское кочевое племя. Во втором-первом веках до Р.Х. роксоланы стали господствовать среди скифов в степях между Доном и Днепром и в первом веке христианской эры заняли степи к западу от Днепра. Центр их государства находился в верховьях рек Северский Донец, Оскол и Дон.
К северо-востоку от сарматов Геродотом помещаются тиссагеты и иирки (возможно финно-угры). К северу от скифов жили меланхлены (черноризцы) и андрофаги (людоеды) архелогически представленные балтскими культурами Подесенья и Припяти с частью Поднепровья. В древности все они назывались будинами, это предки литовцев и латышей. Именно в страну будинов переселились гелоны, народ общего со скифами происхо-ждения, и там же у будинов поселились западные соседи скифов невры, которых некоторые исследователи отождествляют с праславянами. С запада же к скифам примыкали родственные им агафирсы\ акациры, которых Геродот помещает в Трансильвании в верховьях реки Муреш и которые могли расселиться в лесостепной зоне Прикарпатья, в Молдавии и Румынии. На юге соседями скифов были геты, относившиеся к фракийцам. В горах южного Крыма жили тавры, вероятно относившиеся к Северокавказским народам. За керченским проливом находились синды и меоты. Так что речи не идет о славянской этничности лесостепной части населения Скифии, оно было иранского происхождения, со срубной культурой.

ТАКТИКА СКИФОВ
В странах Древнего Востока скифы появились как конные лучники, вооруженные небольшими сигмаобразными луками и запасом стрел. В это время они оказались непобедимыми для тяжеловооруженной пехоты и конницы восточных государств, в армиях которых главной ударной силой были боевые колесницы с возничими и одним-двумя воинами-лучниками с большим арочным луком, мечом и щитом. Всадники-скифы легко избегали их натиска, возвращаясь и осыпая их, в свою очередь, тучами стрел с костяными и кремниевыми наконечниками. Лук вместе со стрелами скифы носили в туле, подвешенной на поясе с левой стороны. Луки были из дерева, склеенного из разных пород. Их составной частью служили костяные накладки, на которые натягивалась тетива. Средняя длина лука была 80-100 см. Дальнобойность – 0,5 км. Копья с древком из дерева имели длину до 2-х метров 20 см. Наконечники из бронзы и железа имели листовидную форму с ребром посредине. Имелись и метательные дротики с острым заостренным наконечником. К вооружению относились топор и клевец (чекан). Парадные топорики служили принадлежностью парадного вооружения. Для метания камней пользовались пращой. Шлем и поножи использовались редко, судя по редкости находок. Скифские щиты легкие, имели разную форму и сделаны из дерева, обтянутого кожей.
Скифский железный меч акинак был оружием ближнего боя и имел длину клинка от 50 до 85 см. Этот вид оружия был заимствован скифами у мидян и использовался как колющее оружие в спешенном виде боя. Для конного сражения оно было малопригодно. Меч носился справа на поясе, в деревянных ножнах. Пояс относился к защитному вооружению, был широким и покрыт узкими бронзовыми и железными пластинами. Так он прикрывал живот.
Акинак у скифов являлся не столько оружием, сколько ритуальным олицетворением духа или бога войны. Геродот писал: “У скифов не в обычае воздвигать кумиры, алтари и храмы богам, кроме Ареса (бог войны у греков)… В каждой скифской области по округам воздвигнуты такие святилища Аресу: горы хвороста нагромождены одна на другую на пространстве длиной и шириной почти в три стадии (>500 м!), в высоту же меньше. Наверху устроена четырехугольная площадка; три стороны ее отвесны, а с четвертой есть доступ. От непогоды сооружение постоянно оседает, и потому приходится ежегодно наваливать сюда по полтораста возов хвороста. На каждом таком холме водружен древний железный меч. Это и есть кумир Ареса”.
Таким образом, крестообразный меч, вонзенный в вершину кучи хвороста стал религиозным символом скифов, гунно-болгар и руссов (южных и северных). Наверняка, подобный «железный крест» был воздвигнут и на Киевских горах перед приходом туда апостола Андрея.
В пантеоне скифских богов Арей (Арес) вместе с Гераклом-Таргитаем, Гойтосиром и Аргимпасой ответственны за материальную зону мироздания. Этимология имени Арей (Арес) связана со скифским, или еще шире – с общим индо-иранским термином arya – арийский. В пользу такого предположения свидетельствует то обстоятельство, что Арей (Арес) являлся богом войны не только у греков, но и у родственных причерноморским скифам фракийцев. Мечи типа акинак использовались скифами, саками, массагетами, персами. Вероятно и слово акинак, так же, как и сам меч имеет скифское происхождение. В согдийском и хорезмийском языках сохранилось слово kynk – меч. Не от него ли происходит топоним Куннигардия, обозначающее страну гуннов или скифов. Есть еще слово “скимитар”, также обозначающее скифский меч.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Восхождение к Богу

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Приглашаем на премьеру песни и клипа " СНОВА МНЕ РАСТРЕВОЖИЛИ ДУШУ".

https://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/films/other/2255775.html?author
Всем Спасибо!!!


Присоединяйтесь 







© 2009 - 2021 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  FaceBook ВКонтакте Twitter Одноклассники Инстаграм Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft