16+
Лайт-версия сайта

ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

Блоги / Блог пользователя Lucifer_18 / ПОЩЕЧИНА ОБЩЕСТВЕННОМУ ВКУСУ

19 июля ’2023   21:35

Мой стих
трудом
громаду лет прорвет
и явится
весомо,
грубо,
зримо,
как в наши дни
вошел водопровод,
сработанный
еще рабами Рима.
В курганах книг,
похоронивших стих,
железки строк случайно обнаруживая,
вы
с уважением
ощупывайте их,
как старое,
но грозное оружие.

...

Вам ли, любящим баб да блюда,
жизнь отдавать в угоду?!
Я лучше в баре блядям буду
подавать ананасную воду!

130-летие Владимира Маяковского отмечается 19 июля

В среду, 19 июля, исполнилось 130 лет со дня рождения поэта Владимира Маяковского. В честь этой даты подготовлена праздничная программа мероприятий. На 30 площадках Москвы пройдут экскурсии, мастер-классы, кинопоказы и театральные постановки, посвящённые жизни и творчеству поэта.

В Государственном Кремлёвском дворце состоится спектакль «Маяковский. Городской мюзикл», в основу которого легли стихотворения поэта, свидетельства о нём Лили Брик и её сестры Эльзы Триоле. Постановку подготовил художественный руководитель Театра Луны на Малой Ордынке Евгений Герасимов.

В Московском многофункциональном культурном центре в день рождения поэта представят спектакль «Облако в штанах», а в культурном центре «Вдохновение» покажут короткометражный фильм «Барышня и хулиган», режиссёром, сценаристом и актером главной роли которого стал сам Маяковский.

21 июля и 23 июля, сотрудники библиотеки № 214 имени Ю. А. Гагарина и библиотеки №39 проведут экскурсии по местам, связанным с жизнью поэта. Например, посетители увидят дом на Красной Пресне, где жил Владимир Маяковский и услышат о произведениях, написанных в селе Петровско-Разумовское, которое сейчас является частью Тимирязевского района. В театральной гостиной Дома Гоголя посетители и ведущие прочитают друг другу письма из переписки Маяковского с Лилей Брик, а 22 июля в Измайловском парке пройдёт литературный вечер, где гости смогут обсудить произведения поэта и интересные факты его биографии.

В Санкт-Петербурге 130-летие Владимира Маяковского и 155-летие Центральной городской публичной библиотеки имени В. В. Маяковского отмечают фестивалем «НАТЕ!», который открылся 17 июля и продлится до 27 июля. В программе организаторы обещают выставку-инсталляцию «ПРОекция», отражающую петербургские фрагменты жизни поэта, трансляцию на большом экране текстов стихотворений Маяковского, лекции о творчестве, искусстве написания его произведений и другое.

Владимир Маяковский – поэт, драматург, сценарист, режиссёр и художник. Был одним из ведущих представителей русского авангарда, а творчество и теоретические работы оказали большое влияние как на современников, так и на последующие поколения. Собрание сочинений в двух томах, выпущенное в 1987 году издательством «Правда», насчитывало 6 000 000 экземпляров. Произведения Владимира Маяковского продолжают издаваться многотысячными тиражами и сегодня.
https://sovlit.ru/tpost/kl9yf835k1-130-letie-vladimir..

... Маяковские поехали к старшей сестре в Москву, где жили, еле сводя концы с концами. Владимир зарабатывал, выжигая картинки на фанере и раскрашивая безделушки для сувенирной лавки.

В Москве он политизировался до крайней степени: вступил в большевистское крыло РСДРП, занимался агитацией и распространением нелегальных брошюр. Его трижды арестовывали, но выпускали из-за недостатка улик и по ходатайству матери (как несовершеннолетнего подростка-дворянина).

В тюрьмах с Маяковским произошла перемена: он все меньше думал о революционной пропаганде и все больше – о продолжении своего образования. После третьего ареста он за неподчинение тюремной дисциплине на несколько месяцев очутился в одиночной камере, где впервые за несколько лет начал жадно поглощать художественную литературу. Чтение «Анны Карениной» прервала радостная новость: узника Маяковского освободили.

Роман Толстого он так и не дочитал, зато начал усиленно готовиться к поступлению в Московское училище живописи, ваяния и зодчества, благо что в этом заведении не требовали справки о благонадежности. В училище Маяковский подружился с художником и поэтом Давидом Бурлюком, «отцом русского футуризма». Дружбе не помешало то, что Бурлюк был старше Маяковского на 11 лет. Показательно, что 18-летний Владимир смог заинтересовать искушенного 29-летнего сноба, успевшего пожить и поучиться живописи в Париже и Мюнхене.

Бурлюк вспоминал, что Маяковский при первой встрече пытался задирать его, но отец футуризма разглядел, что нападавший хоть и дылда, но при этом ужасно тощ и, скорее всего, голоден, поэтому позвал его в ресторан. Так подружились два больших поэта и художника. Примечательно, что предки Бурлюка тоже были казаками.

Маяковский считал Давида своим учителем. «Бурлюк сделал меня поэтом. Читал мне французов и немцев. Всовывал книги. Ходил и говорил без конца. Не отпускал ни на шаг. Выдавал ежедневно 50 копеек. Чтоб писать, не голодая», – вспоминал он.

Во время последней отсидки Маяковский, как он сам выразился, «перечёл всё новейшее» в литературе – символистов и прочих – и был намерен писать что-то подобное, только еще смелее. Бурлюк и его круг, люди, называвшие себя кубофутуристами, были самыми авангардными поэтами того времени.

В конце 1912 года Маяковский дебютировал как поэт на сцене петербургского артистического кафе «Бродячая собака», а также в печати – в футуристическом сборнике «Пощечина общественному вкусу». Это была та самая «Пощечина», где в манифесте предлагалось «бросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч. и проч. с парохода современности». Авторами манифеста были Бурлюк, Маяковский и Алексей Крученых.

Авторами сборника стали: Велимир Хлебников, Бенедикт Лившиц, Николай Бурлюк, Давид Бурлюк, Василий Кандинский, Алексей Крученых.

Из предисловия к сборнику, изданному Г.Л. Кузьминым тиражом в 600 экземпляров (1912 г.):
"Всем этим Максимам Горьким, Куприным, Блокам, Соллогубам, Ремизовым, Аверченкам, Черным, Кузьминым, Буниным и проч. и проч. – нужна лишь дача на реке."
...
"Мы приказываем чтить права поэтов:

1) На увеличение словаря в его объеме произвольными и производными словами (Слово-новшество).

...

3) С ужасом отстранять от гордого чела своего из банных веников сделанный Вами Венок грошовой славы.

4) Стоять на глыбе слова «мы» среди моря свиста и негодования".

...

«Летское дело» – воздухоплавание.

В смысле удобного для полета прибора можно пользоваться «леткий» (меткий), напр., «знаменитая по своей леткости снасть Блерио».

Для женщин удобно сказать «летавица» (красавица, плясавица).
...
Сидящие в воздухолете люди (пассажиры) заслуживают имени «летоки»: «Летоков было 7» (ходоки, игроки). Полетная снасть, взлетная снасть – совокупность нужных вещей при взлете или полете.

Самые игры летания следует обозначать «лета»(бега).

Явление лёта, а также общая постановка дела может быть обозначена «летеж», например: Успехи русского летежа в 1909 г., Летеж длился недолго.

Общ(ую) сложность воздухолтения можно обозначить «летава» (держава). Русская военная и торгово-промышленная летава над севером мира.

Слово «летава» может употребляться в смысле «эскадра». Летава Японии. Две летавы встретились готовые к бою.

Народы, искусные в воздухоплавании и способные в нем, можно обозначить – «летутные народы». Летавское/-ное общество.

«Летало» – авиатор. Известный за границей летало Гюйо.

Летачество. «Летская дружина». «Летья година».

Летьба – место и действие полета – воздухоплавательный парк.

Летьбище – аэродром. Летьбищенская площадь.

Летище, летовище – снасть и воздухоплавательный прибор, вообще место, связанное с полетом.

Леталище – леталище – костюм летока.

Летня – корзина для летоков.

Лётка, однолётка – дрожки, двуколка – машина воздухоплава(теля).

...

«Небесные казаки» – воздушное казачье войско.

Летежная выставка.

Летистый снаряд.

Летизна – способность лететь.

Летоука – учение о полетах: леторадость. Летожалость.

Летоужас. Летий бог – Стрибог – Бог воздухоплавания.

Летучий полк – воздушная дружина.

...

Парило – снаряд для парения в воздухе (планер).

Парьба. Паручесть. Парины.

Взмыв (взмывать) – время устремления кверху.

Скор – время наибольшего развития скорости в полете.

Реялка – снаряд для реяния.

Рейбище – место движения в небе.

Реюн, рейоч – приборы для реяния. Реязь.

Небореязь.

Неборень – путь в небе.

Мах – расстояние, пробегаемое прибором в один толчок крылий.

Крыломах – летящий с помощью удар(ов) кр(ыльев).

Велимир Хлебников

Неудивительно, что воинственные футуристы стали изгоями в пёстрой литературной среде начала ХХ века. Они шумели, гремели, но их предпочитали не воспринимать всерьёз.

«Газеты стали заполняться футуризмом. Тон был не очень вежливый. Так, например, меня просто называли "сукиным сыном"», – вспоминал Маяковский. Отчаявшись получить признание в столицах, Бурлюк, Маяковский и компания решили подчинить своему влиянию провинциальные города, отправившись в футуристическое турне по России.

Маяковский одним из первых реализовал распространённую ныне концепцию артиста как бренда. Да, некоторые артисты и до него делали шаги в этом направлении, раздувая свое имя и мифологизируя биографию, но пойти до конца им мешало чувство меры и приличия. Маяковский же не боялся быть грубым, вульгарным, смешным. Именно в этом он был «первым панком», как назвал его Эдуард Лимонов в одном из рассказов, где описывал фурор, произведённый стихами Маяковского в андеграундном клубе Нью-Йорка конца 1970-х.

Маяковский не просто писал стихи. Выражаясь современным языком, он строил бренд, художественно-социальный проект имени самого себя. Его первый поэтический сборник был озаглавлен «Я», а написанная несколько спустя автобиография – «Я сам». Первый спектакль, показанный в 1913-м в питерском луна-парке, назывался «Владимир Маяковский», и, естественно, он играл в нём главную роль. И хотя постановку, как сам поэт выразился, «просвистели до дыр», ему понравился и такой прием. Главное – посмотреть на Маяковского набился полный зал.

Желая создать максимально объемный публичный образ, Маяковский не упустил возможности сниматься в кино, сделав в 1918 году сразу три фильма, из которых до нас полностью дошёл только «Барышня и хулиган».

Для Серебряного века было нормальным вести себя претенциозно: поэты были кем-то вроде современных рок- или рэп-звезд. Даже самый сдержанный из них, Блок, выглядел как Аполлон, его фотографиями украшали кабинеты. Чтобы выделиться в этой среде, состоявшей из больших оригиналов, Маяковский использовал все преимущества своей внушительной внешности и всю дерзость, на которую был способен.

Однажды Илья Репин, вообще-то не одобрявший авангардистов, изъявил желание написать портрет молодого Маяковского, неосторожно похвалив его вихры. На следующий день футурист явился к Репину обритым наголо. Портрет не состоялся, зато родился новый брутальный образ поэта, ставший каноническим.

Но никакая самореклама не произвела такого действия, какое оказало первое большое произведение Маяковского – поэма «Облако в штанах» (1915). Несмотря на одиозную репутацию автора, её оценили многие – от недавно оплеванного футуристами Горького до тихого гения авангарда Велимира Хлебникова.

«"Облако в штанах"... считаю катехизисом сегодняшнего искусства. "Долой вашу любовь", "долой ваше искусство", "долой ваш строй", "долой вашу религию" – четыре крика четырех частей», – писал Маяковский. Его поэзия питалась раздражением и гневом.

... Маяковский, бунтуя против старого мира, отрицал и традиционные семейные отношения.

Поэтому он жил шведской семьей с Лилей Брик и её супругом Осипом, юристом и литературным критиком, а единственный ребёнок мятежного поэта, дочь Елена, появился на свет в США.

Всякому авангарду Ленин предпочитал Пушкина. По словам Горького, «к Маяковскому относился недоверчиво и даже раздражённо». Его коробило, что футуристы представляют себя чуть ли не рупором молодого советского государства, вещают от его имени.

После того как в 1921 году Госиздат опубликовал поэму Маяковского «150.000.000» (поэт послал вождю экземпляр с автографом), Ленин возмущённо написал наркому просвещения Луначарскому: «Как не стыдно голосовать за издание "150.000.000" Маяковского в 5000 экз.? Вздор, глупо, махровая глупость и претенциозность. По-моему, печатать такие вещи лишь 1 из 10 и не более 1500 экз. для библиотек и для чудаков. А Луначарского сечь за футуризм».

Нарком оправдывался, что «при чтении самим автором вещь имела явный успех, причем у рабочих», но тогда Ленин переключился на заместителя Луначарского Покровского: «Паки и паки прошу Вас помочь в борьбе с футуризмом и т. п. Нельзя ли это пресечь? Надо это пресечь. Нельзя ли найти надёжных антифутуристов?».

Знал ли о таком отношении Маяковский, когда сочинял свою знаменитую поэму об Ильиче? Недоверие вождя к авангарду разделяли и другие советские чиновники. Почувствовав это, в 1920 году эмигрировал Бурлюк и ни на какие уговоры Маяковского вернуться не поддавался. Маяковский всё же однажды получил комплимент от Ленина – за сатирическое стихотворение «Прозаседавшиеся» (1922). «Я не принадлежу к поклонникам его поэтического таланта, – изрек Ленин, прочитав стихи, – но давно я не испытывал такого удовольствия с точки зрения политической и административной».

Индивидуальному пути поэта Маяковский предпочел работу на государство. Некоторые биографы смотрят на этот выбор как на самопожертвование, но, возможно, самому поэту он казался, наоборот, шагом к еще большему величию. Работать на себя, писать интимную лирику для журналов и литературных кафе – это была схема того старого мира, который он с радостью отвергал. Революция предоставила Маяковскому возможность творить в совершенно новой ипостаси: поэт-гигант обслуживает молодое государство-гигант, формирует его новую культуру. Эта роль была под стать его невероятному честолюбию.

Однако с каждым шагом Маяковский с горечью наблюдал, как государство отторгает его идеи. К первой годовщине революции Маяковский написал пьесу «Мистерия-буфф». Её ставил Всеволод Мейерхольд в декорациях Казимира Малевича. «Три раза поставили – потом расколотили. И пошли "Макбеты"», – сетовал Маяковский, имея в виду, что авангардному искусству новая власть предпочла привычное, классическое.

В годы Гражданской войны он с неистовой производительностью целого художественного комбината рисовал и писал «Окна РОСТа» – агитационные плакаты с уникальным «маяковским» дизайном. В годы НЭПа, перестроившись в соответствии с курсом партии, превратился в ходячее рекламное агентство государственной продукции, выдавая мини-шедевры вроде «Нигде кроме как в Моссельпроме»...

Маяковский активно работал как журналист, колесил по России и другим государствам, агитируя за Страну Советов. Не забывая о соратниках по искусству, печатал их в своих журналах «ЛЕФ» («Левый фронт искусств») и «Новый ЛЕФ».

Пытаясь в очередной раз доказать, что лояльность государственной идеологии для него выше личных интересов, Маяковский ушёл из родной организации «ЛЕФ», над которой уже открыто издевалась советская печать, и вступил в РАПП (Российскую ассоциацию пролетарских писателей). Именно РАПП чаще всего критиковала лефовцев, так что появление Маяковского в её рядах было воспринято его бывшими соратниками как позорная капитуляция, демонстрация бессилия.

Как следствие такого лавирования, на масштабную выставку «20 лет работы Маяковского» открывшуюся в феврале 1930-го, не пришли ни друзья, ни враги. Не было и советских чиновников.

Казалось, что версия о том, что смерть Маяковского была не самоубийством, а операцией ГПУ, имеет под собой основания. В 1935 году Лиля Брик обратилась к Сталину с письмом, в котором вопрошала о причинах такого забвения. Генсек переправил письмо Ежову с резолюцией: «Очень прошу Вас обратить внимание на письмо Брик. Маяковский был и остается лучшим, талантливейшим поэтом нашей советской эпохи. Безразличие к его памяти и его произведениям – преступление».

Использована публикация в "Профиле"



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта





Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft