В плане публичной дискуссии с пресс-секратарём президента РФ замечу, что конкурентная борьба, а это видно отлично и по спортивным состязаниям, не является помехой, а является стимулятором. Напомню, что Песков заявил, что у Путина в России на президентских выборах 2024 года нет конкурентов.
В последних числах декабря 1913 г. в известном литературно-артистическом кафе Бориса Пронина «Бродячая собака» студент-филолог Петербургского университета Виктор Шкловский прочёл доклад «Место футуризма в истории языка».
«Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее:
Гамбургский счёт — чрезвычайно важное понятие.
Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренёра.
Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы.
Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.
Долго, некрасиво и тяжело.
Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счёт необходим в литературе.
По гамбургскому счёту — Серафимовича и Вересаева нет.
Они не доезжают до города.
В Гамбурге — Булгаков у ковра.
Бабель — легковес.
Горький — сомнителен (часто не в форме).
Хлебников был чемпион.
Виктор Шкловский, «Гамбургский счёт», 1928
В результате проведённого расследования автор этих строк выяснил, что никаких соревнований в Гамбурге борцов не существовало, это всё придумал Виктор Шкловский. Увлекаюсь спортом, читаю много о спорте, но никаких подтверждений метафоре Шкловского не нашёл.
Считается, что впервые Шкловский услышал о гамбургском счёте в Москве, в ресторане на Тверском бульваре.
Случилось это в «Доме Герцена» — одного из прообразов булгаковского «Дома Грибоедова» из "Мастера и Маргариты". В ресторане собирались друзья шеф-повара — бывшего циркового борца. Однажды в компании появился Иван Поддубный. Он рассказал, как его, уже 70-летнего и практически переставшего бороться, неудачно попытался положить на лопатки молодой спортсмен. Комментируя рассказ, повар напомнил про «гамбургский счёт». Не понявшему идиому Шкловскому «объяснили, что это счёт без условностей, без наигрыша. Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики».
Издавая книгу, ещё в 1924 году Виктор Шкловский написал о гамбургском счёте и ему посоветовали вынести это выражение в её заглавие.
Сомнения добавляет тот факт, что И. М. Поддубному, возраст которого имел существенное значение для сюжета его рассказа, в 1924 году исполнилось только 53 года, хотя боролся он действительно до 70 лет.
Определение Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова последним было воспринято как оскорбительное, намекающее на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это осложнило отношения между двумя писателями. Намёк на клоуна, впрочем, усмотрели не все.
Так в письме к литературоведу Станиславу Рассадину Виктор Конецкий высказывал иное понимание ранжирования писателей у Шкловского:
“В который раз наткнулся на упрёк В. Б. Шкловскому в адрес Булгакова: «у ковра» (то есть выводится из игры!). Это некий массовый психоз, ибо выражение обозначает высокий комплимент и предсказание «гамбургской борьбы» и победы в ней.
Написано сие «у ковра» в 1924 году. В книге напечатано в 1928 году.
Понимать выражение, мне кажется, следует:
1. Булгаков уже приехал в Гамбург. А Серафимович или Вересаев туда даже приблизиться не могут.
2. Булгаков уже СТОИТ у ковра, ибо допущен к соревнованиям высшего пилотажа (это в 1924 году!).
3. Хлебников с ковра уже сошёл, ибо уже победил.
4. Бабель уже принимал участие в драке, но, по мнению В.Б.Ш., легковес. Горький же часто не в форме, то есть его на ковре могут просто-напросто придушить — старенький уже.
— В. Конецкий, письмо С. Рассадину от 21 октября 1980 года.
Позднее Шкловский признавал свой пролог неправильным.
Тем не менее, выражение Шкловского вошло в обиход филологов и литературоведов.
Иван Максимович Поддубный (1871 – 1949), который, как это показано в кинофильме с Михаилом Пореченковым в главной роли, вёл трезвый образ жизни, это легендарный российский и советский борец, образ которого по-прежнему используется СМИ для олицетворения духовной силы, богатырской мощи и несгибаемости российского народа. Иван Максимович не знал проигрышей и был способен на такие необычайные рекорды и физические упражнения, которые не могут повторить и самые именитые стронгмены современности.
Чемпион мира по борьбе в Париже 1905–1908 годов.
Заслуженный артист РСФСР (1939), заслуженный мастер спорта СССР (1945).
В плане публичной дискуссии с пресс-секратарём президента РФ замечу, что конкурентная борьба, а это видно отлично и по спортивным состязаниям, не является помехой, а является стимулятором.
В последних числах декабря 1913 г. в известном литературно-артистическом кафе Бориса Пронина «Бродячая собака» студент-филолог Петербургского университета Виктор Шкловский прочёл доклад «Место футуризма в истории языка».
«Гамбургский счёт» представлял собой действительное соотношение силы и мастерства цирковых борцов, тогда как на арене цирка победитель схватки определялся по договорённости заранее:
Гамбургский счёт — чрезвычайно важное понятие.
Все борцы, когда борются, жулят и ложатся на лопатки по приказанию антрепренёра.
Раз в году в гамбургском трактире собираются борцы.
Они борются при закрытых дверях и завешанных окнах.
Долго, некрасиво и тяжело.
Здесь устанавливаются истинные классы борцов, — чтобы не исхалтуриться.
Гамбургский счёт необходим в литературе.
По гамбургскому счёту — Серафимовича и Вересаева нет.
Они не доезжают до города.
В Гамбурге — Булгаков у ковра.
Бабель — легковес.
Горький — сомнителен (часто не в форме).
Хлебников был чемпион.
Виктор Шкловский, «Гамбургский счёт», 1928
В результате проведённого расследования автор этих строк выяснил, что никаких соревнований в Гамбурге борцов не существовало, это всё придумал Виктор Шкловский. Увлекаюсь спортом, читаю много о спорте, но никаких подтверждений метафоре Шкловского не нашёл.
Считается, что впервые Шкловский услышал о гамбургском счёте в Москве, в ресторане на Тверском бульваре.
Случилось это в «Доме Герцена» — одного из прообразов булгаковского «Дома Грибоедова» из "Мастера и Маргариты". В ресторане собирались друзья шеф-повара — бывшего циркового борца. Однажды в компании появился Иван Поддубный. Он рассказал, как его, уже 70-летнего и практически переставшего бороться, неудачно попытался положить на лопатки молодой спортсмен. Комментируя рассказ, повар напомнил про «гамбургский счёт». Не понявшему идиому Шкловскому «объяснили, что это счёт без условностей, без наигрыша. Его в старину устанавливали в Гамбурге на закрытых состязаниях — без публики».
Издавая книгу, ещё в 1924 году Виктор Шкловский написал о гамбургском счёте и ему посоветовали вынести это выражение в её заглавие.
Сомнения добавляет тот факт, что И. М. Поддубному, возраст которого имел существенное значение для сюжета его рассказа, в 1924 году исполнилось только 53 года, хотя боролся он действительно до 70 лет.
Определение Шкловским места «у ковра» для Михаила Булгакова последним было воспринято как оскорбительное, намекающее на клоуна, который у ковра развлекал в цирке публику. Это осложнило отношения между двумя писателями. Намёк на клоуна, впрочем, усмотрели не все.
Так в письме к литературоведу Станиславу Рассадину Виктор Конецкий высказывал иное понимание ранжирования писателей у Шкловского:
“В который раз наткнулся на упрёк В. Б. Шкловскому в адрес Булгакова: «у ковра» (то есть выводится из игры!). Это некий массовый психоз, ибо выражение обозначает высокий комплимент и предсказание «гамбургской борьбы» и победы в ней.
Написано сие «у ковра» в 1924 году. В книге напечатано в 1928 году.
Понимать выражение, мне кажется, следует:
1. Булгаков уже приехал в Гамбург. А Серафимович или Вересаев туда даже приблизиться не могут.
2. Булгаков уже СТОИТ у ковра, ибо допущен к соревнованиям высшего пилотажа (это в 1924 году!).
3. Хлебников с ковра уже сошёл, ибо уже победил.
4. Бабель уже принимал участие в драке, но, по мнению В.Б.Ш., легковес. Горький же часто не в форме, то есть его на ковре могут просто-напросто придушить — старенький уже.
— В. Конецкий, письмо С. Рассадину от 21 октября 1980 года.
Позднее Шкловский признавал свой пролог неправильным.
Тем не менее, выражение Шкловского вошло в обиход филологов и литературоведов.
Иван Максимович Поддубный (1871 – 1949), который, как это показано в кинофильме с Михаилом Пореченковым в главной роли, вёл трезвый образ жизни, это легендарный российский и советский борец, образ которого по-прежнему используется СМИ для олицетворения духовной силы, богатырской мощи и несгибаемости российского народа. Иван Максимович не знал проигрышей и был способен на такие необычайные рекорды и физические упражнения, которые не могут повторить и самые именитые стронгмены современности.
Чемпион мира по борьбе в Париже 1905–1908 годов.
Заслуженный артист РСФСР (1939), заслуженный мастер спорта СССР (1945).