16+
Лайт-версия сайта

ХЭЛЛОУИН


30 октября ’2023   17:51

ХЭЛЛОУИН

Друзья! Коллеги по цеху кинематографистов! Поздравляю с древним и весёлым праздником Хэллоуином! Новых творческих свершений в искусстве кино!

«Земля Италии у гор задрожит, Лев и Петух не очень объединены, но не испугавшись, один другому поможет, только Катулон и Кельты будут вне конфликта».Из катренов Нострадамуса

Пожалуй, по градусу хейта с Хеллоуином может сравниться разве что день святого Валентина, — и всё же тыквы с готичным антуражем стали привычной деталью осеннего пейзажа по миру в целом и в России в частности.

Откуда вообще взялся Хеллоуин? Этот праздник одновременно древний и юный. Как известно многим, его история уходит корнями в кельтский праздник, который чаще всего на русском и английском языке именуется Самайн. Первые упоминания о нём в письменных источниках приходятся на записи ирландских языческих легенд христианскими монахами в Х веке нашей эры. Именно от них мы знаем, что у ирландцев-язычников были четыре главных праздника, отмечаемых через три месяца: Имболк 1 февраля, Бельтайн 1 мая, Лугнасад 1 августа и Самайн 1 ноября. Холм Тары — древняя столица Ирландии, истории о которой особенно часто связаны с Самайном. Это отличалось от более распространённой в континентальной Европе схемы древних праздников, привязанных к очевидным астрономическим «отсечкам»: четырём солнцестояниям, отмечающим либо самые долгие день и ночь в году, либо равноденствия, когда тёмное и светлое время суток оказываются одинаковыми. Разве что Вальпургиева ночь у древних германцев совпадала с кельтским Бельтайном. Современные западные неоязычники скрестили две системы и получили то, что ныне зовётся «Колесом года»: восемь примерно равноудалённых праздников, в которые полагается совершать различные ритуалы. Судя по расположению камней, Стоунхендж «отслеживал» зимнее солнцестояние, и именно к этой дате все окрестные племена устраивали в его окрестностях эпический пир с массовым забоем скота и ритуалами в честь предков.

Как бы там ни было, у древних ирландцев самыми важными из праздников года были Самайн и Белтайн. Оба праздника считались периодами, когда истончается грань между мирами, и может случиться всякое. Осенний Самайн считался гораздо более мрачным и опасным, чем весенний Бельтайн — хотя германцы с этим бы не согласились, они куда больше страшились Дикой охоты в канун первомая. Практическим смыслом Самайна было завершение сбора урожая — на Британских островах климат значительно теплее, чем в Восточной Европе — сопутствующий отгон отар овец на зимние пастбища, и связанный со всем этим праздник. В Самайн полагалось не только почитать предков, но и бояться духов. Кого же боялись ирландцы на Самайн? Прежде всего Ши, они же дети Дану. В их легендах считалось, что это своего рода дочеловеческое население Ирландии, которое проиграло войну за остров людям и укрылось в зачарованных дворцах под холмами и ином мире. Именно этой концепцией вдохновлялся Толкин, когда описывал своих эльфов-эльдар, причём как в их прекрасных, так и в мрачных чертах.

Гэлы, то есть ирландцы и шотландцы, называли праздни Самайн (на самом деле вариантов куча, а Самайн — очень неточное английское прочтение, но в русском языке закрепилось именно оно). Носители бриттских языков — валлийцы, концы и перебравшиеся на французский берег бретонцы — пользовались конструкциями наподобие Калан Гаэф. Но отмечали, так или иначе, его все, и всегда он был связан с представлениями об опасности прорыва потустороннего в наш мир. Костры и факелы вообще были обязательным элементом Самайна: считалось, что они отпугивают злых духов, и даже их пеплом стоило обсыпаться, чтобы обрести дополнительную магическую защиту. Ещё на Самайн было принято гадать на самые разные темы. Всё началось с того, что в начале VII века папа Бонифаций постановил праздновать День всех святых — дабы почтить память и тех святых и мучеников, которые могли оказаться незамеченными церковью, как духовных отцов всех христиан. Заодно полагалось почитать и память вполне земных предков христиан. Правда, Бонифаций назначил датой 13 мая — чтобы она наложилась на принятый в римском язычестве праздник поминовения мёртвых предков, мрачные Лемурии, когда тоже было принято бояться опасных духов и обиженных предков. Как праздник «съехал» на 1 ноября — до сих пор не совсем понятно. Судя по всему, во всём виноваты всё те же ирландцы: в раннем средневековье ирландская церковь обладала сильнейшим влиянием далеко за пределами своего острова, ирландские проповедники массово отправлялись в языческие и полуязыческие земли нести христианскую веру, и несли вместе с ней традиции своей страны. А в ней жутковатый праздник поминовения предков приходился на рубеж октября и ноября. Их влияние оказалось настолько мощным, что уже в 835 году на территории континентальной империи Каролингов День всех святых был окончательно закреплён за 1 ноября. Правда, к древнему названию праздника добавилось новое. Слово Хеллоуин пришло из языка равнинных шотландцев, родственного не столько кельтскому гэльскому, сколько языку южных соседей. И именно от шотландцев он понемногу распространился и на соседнюю Ирландию.

Где-то с XIX века в Ирландии и горной Шотландии отмечается традиция вырезания на выдолбленных овощах страшных черепообразных рожиц и вставления внутрь свечи. Правда, изначально ирландцы издевались подобным образом не над редкими у них тогда тыквами, а над репками. В 1837 году с этой традицией в одной из публикаций связали легенду о Джеке Фонаре. На Хеллоуин этот образ использовали двояко: добропорядочные селяне ставили его у дома для отпугивания злых духов, а ряженые носили их с собой для пугания окружающих. Однако в XIX веке ирландцы миллионами переселялись со своего тогда нищего и голодного острова в Америку. За океан они несли свои традиции. Именно ирландцы-переселенцы придумали использовать вместо маленьких репок огромные тыквы коннтектикутских сортов. Именно так они и вошли в американскую культуру, распространяясь вместе с ирландскими иммигрантами по всем штатам. Правда, некоторое время тыквы с рожицами пробовали использовать и на День благодарения в конце ноября, но эта традиция не прижилась. Образ ведьмы в остроконечной шляпе с чёрным котом тоже приклеился к Хеллоуину в США на рубеже веков. А точнее — в Новой Англии, где вполне реальный пуританский страх перед колдовством XVII века успел переплавиться в популярный и весьма симпатичный образ ведьмы. Ничего удивительного, что больше всего этот образ прикипел именно к празднованиям Хеллоуина. Если в старой Ирландии в Самайн проявления злых духов боялись на полном серьёзе, то во всё более просвещённых и урбанизирующихся США речь всё больше шла о весёлой карнавальности. Американцы вырезали фонари из тыкв и переодевались в скелетов и ведьм не потому, что всерьёз хотели отпугнуть нечисть, а просто потому, что это было весело и прикольно. Ничего удивительного, что больше всего этот образ прикипел именно к празднованиям Хеллоуина. Если в старой Ирландии в Самайн проявления злых духов боялись на полном серьёзе, то во всё более просвещённых и урбанизирующихся США речь всё больше шла о весёлой карнавальности. Американцы вырезали фонари из тыкв и переодевались в скелетов и ведьм не потому, что всерьёз хотели отпугнуть нечисть, а просто потому, что это было весело.

Хеллоуин, шедший по миру вместе с влиянием Голливуда, кока-колы и Макдональдса, оказался очень удачной мишенью для критиков американизации и культурной глобализации.

В отличие от не менее крестьянской и полуязыческой в анамнезе Масленицы, которую празднуют и многие современные горожане, традиция Святок не сумела пережить урбанизацию и стать частью быта жителей российских городов. Возможно, дело именно в её карнавальности, подчёркнутом нарушении социальных норм — что в советском обществе не поощрялось. Следы святочных традиций в советском городском обществе можно увидеть разве что в форме новогодних маскарадов, которые, как и отмечание Нового года как праздника, вошли в обыкновение советских граждан только с конца 1950-х.

Однако запрос на карнавальность, на место и время, где можно нарушать нормы обычной жизни, выдохнуть, чтобы потом с новыми силами вернуться к «нормальной» жизни с её правилами и приличиями, существует в любом обществе. И особенно в среде молодёжи. Знаменитый советский культуролог Михаил Бахтин убедительно показал, что он имманентно свойственен человеческому обществу — просто в разные эпохи воплощается в разные формы. Хеллоуин вырос из весьма мрачных и совсем не смешных ритуалов древности — но, по сути к нашему времени успел превратиться в наиболее выраженную форму современной карнавальности. В том числе в Рунете и России.

Что будет дальше с Хеллоуином в России и мире? История мировой культуры позволяет дать достаточно уверенный ответ. Чем дольше россияне будут отмечать Хеллоуин, спорить о Хеллоуине, даже ругать Хеллоуин, тем прочнее он будет врастать в ткань живой культуры современной России. И при этом он будет всё больше становиться не столько заимствованием американского праздника Halloween, сколько всё более традиционным российским праздником Хеллоуином, с характерными именно для России чертами, привычками и особенностями. Уже сейчас таких отличий и особенностей немало.



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК

Присоединяйтесь 




Наш рупор

 
Оставьте своё объявление, воспользовавшись услугой "Наш рупор"

Присоединяйтесь 







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft