Через кпп часто проходил один персонаж, фамилию которого записывал в тетрадь посещений как Один. Понятно, что это был псевдоним. В списки его вносил от некоего инситута по пищевым добавкам. На скандинава он похож не был, на ведических мероприятиях также его не встречал.
Как-то раз спросил его: за какие заслуги он взял себе такую фамилию?
Ответом было нечто невразумительное, в завершение он сказал: не гневите Богов.
И вот, решил написать про Одина. Как-бы вдогонку этому персонажу.
Выписал из брошюры "Руны. Древняя германская гадательная система" (Амрита-Русь, Москва, 2017), под. ред. К.А. Царихина. Приобрёл её в эзотерическом отделе книжного "Роза Мира" на Садовой.
Руны - это знаки письменности, которые использовались древними германцами для передачи информации, магии и гадания. Каждая руна многозначна: это и буква, это и символ, это и комплексный энергоинформационный код, с помощью которого можно приподнять таинственную завесу, отдаляющую нас от будущего.
...
Но как же трактует вопрос происхождения рун германо-скандинавская традиция? Согласно мифам, они были дарованы Верховному Богу Одину, когда тот добровольно повесил себя на Мировом Древе - ясене Иггдрасиле.
Понятый в буквальном смысле, данный мифологический сюжет представляет собой бессмыслицу; попытки же его прямого толкования приводят исследователя к надуманным гипотезам о том, что Верховный Бог, отец и предволитель асов, будто бы, за те девять дней, чтопровисел на дереве, прошёл обряд магической инициации, подобно шаману, и ему открылось тайное знание, выражаемое в рунах - спрашивается, кто тогда ему открыл это знание? Неужели во Вселенной есть Кто-то, кто посвящает Верховного Бога в тайны, которые ему неведомы?
Эзотерическое толкование этого мифа расставляет всё по своим местам. Один здесь символизирует Единое Божественное Сознание, которое в процессе одухотворения Вселенной дробится и фрагментируется на части, опускаясь в глубины Материи. Вот в чём смысл "висения" Одина на ясене Иггдрасиль, который метафорически представляет из себя, во-первых, древовидно организованную Вселенную, а во-вторых, наглядную иллюстрацию процесса фрагментации Единого Божественного Сознания. В результате этого процесса Один (Единое, ставшее Многим) посредством воплощения в теле человека приобретает конкретное знание, опыт поведения в тех или иных жизненных ситуациях. И всё это кодируются в рунах. В определённом смысле руны - это листья ясеня Иггдрасиль, результат применения конкретного дифференцированного знания о Мироздания на практике.
Таким образом, руны - это не просто алфавит, а информационная система, которая при правильном использовании может открывать человеку не только не только смысл событий, происходящих в настоящем, но и будущее.
В V в. вместе с англо-саксонскими завоевателями руническое письмо попадает на Британскиеострова. Там со временем к исходному набору были добавлены новые руны. Их число достигло двадцати восьми (в раннем англо-саксонском алфавите) и тридцати трёх (в позднем англо-саксонском или нортумбрийском алфавите). А вот в IX в. отважные викинги занесли руны в Исландию.
Среди исследователей рун бытует мнение, в частности, его высказывал ещё Герман Вирт (нашёл в книге Найджела Пенника "В поисках сокровенного знания древних", напечатанной в Новосибирске издательством "Зов"), что все системы письменности произошли из рунического алфавита. Речь про изначальную священную письменность человечества.
Стал набирать дополнительную главу про руны и нашёл то, что давно искал, это круто; подтверждение, что система каббалы походит на гадательные практики Иггдрасиля.
И ещё. Надо стараться бутафорить больше (термин из "Момента истины" Богомолова), чтобы дыхание вечности не было таким ледяным.
Славяне, русичи (рысичи) это аргонавты, а не алконавты.
Практика гадания. Метод "Иггдрасиль"
Автор: Фрейя Асвинн.
Самый исторически достоверный метод рунического гадания описан римским историком Тацитом в 98 г. н.э. ("Германия", глава X). Согласно этому описанию, жрец или глава семейства наносил рунические знаки на палочки, вырезанные из древесины плодоносящего дерева, затем закрывал глаза, поворачивался лицом к северу, взывал к богам и метал руны на белое полотно. Выбрав затем три руны, он толковал их в свете заданного вопроса. На первый взгляд это гадание кажется очень простым, но это не так: для того, чтобы оно дало правильный ответ, гадатель должен обладать очень тонкой интуицией.
Гадание основано на значениях двенадцати знаков Зодиака и прекрасно работает - при условии, что гадатель знаком с астрологическими методами. Между прочим, попытка соотнести двадцать четыре руны с двенадцатью зодиакальными знаками - отличное упражнение, помогающее освоиться в системе рун. Рассказывать подробно об этом методе гадания я не стану, так как о нём можно прочесть во множестве других книг, посвящённых рунам.
Но для того, чтобы работать с рунами, вовсе не обязательно знать астрологию и другие гадательные системы. Руны - система самодостаточная; к тому же, её можно обогатить и углубить, почерпнув из скандинавской мифологии массу ещё не изученного материала. Я представлю на суд читателя некоторые плоды моих собственных исследований в этой области, продемонстрировав методы гадания, разработанные на основе мифов (в основном, эддических). Психологические аспекты этих методов заимствованы, главным образом, из трудов К.Г. Юнга.
Средоточие мифологического мира древних скандинавов - священный ясень Иггдрасиль. Ветви этого древа простираются в девять миров, которые, в свою очередь, можно распределить между тремя планами бытия: высшим (сверхсознание), средним (обычное бодрствующее сознание) и низшим (подсознание или бессознательное). Каждому из девяти миров отведено своё особое место на древе, и каждый из них можно соотнести с особым состоянием сознания. Эти состояния очень точно согласуются с психологическими категориями, выделенными К.Г. Юнгом.
Широко известно, что в большинстве шаманских традиций центром мироздания считалось дерево. В современном оккультизме эту роль играет каббалистическое Древо Жизни, работа с которым входит в подавляющее большинство магических операций. Представленная здесь методика "Иггдрасиль" - гадание и метод путешествия между мирами - это не просто вариация каббалистической системы. Однако две эти системы во многом схожи между собой, что и не удивительно, так как обе они восходят к доисторическим временам. Одно из основных различий - в том, что каббалисты выделяют четыре плана и десять миров, тогда как в системе "Иггдрасиль" используется три плана и девять миров, или подпланов. Самым важным из чисел в северной мифологии является девятка; особое значение имеют также тройка (квадратный корень из девяти) и восьмёрка.
Для начала я представлю древо и девять миров в психологическом контексте и опишу метод гадания. (Сразу хочу заверить читателя, что эту систему я изучила вдоль и поперёк и пришла к выводу, что работает она превосходно). А в главе 4 я вернусь к этой модели и рассмотрю её уже в контексте магии.
В скандинавской мифологии начало творению полагают две первозданные силы - огонь и холод. Взаимодействие этих сил влечёт за собой рождение всех девяти миров. Эти девять миров я распределила между тремя уровнями сознания.
1. Девять миров и три уровня сознания
2. Сверхсознание
3. Сознание
4. Бессознательное
5. Асгард. Индивидуальность. Наивысший план. Высшее Я. Духовность
8. Мидгард. Личность. Эго-сознание, или низшее "я"
9. Свартальвхейм. Ощущение (земля). Тёмные альвы - кузнецы, подобно Вёлунду. Они работают с минералами, извлекая из земли грубые материалы и превращая их в благородные
10. Альвхейм. Мышление (воздух). Растения, светлые альвы, духи деревьев и птицы находятся под властью Фрейра - владыки ванов
11. Ётунхейм. Разрушительная, грубая мужская сила бессознательного; разрушительные мужские побуждения; хаотичная сторона "я".
12. Хель. Разрушительная сторона женского начала, тайная четвёртая ипостась луны; мать в роли пожирательницы; полуживая-полумёртвая дочь Локи, наполовину чёрная, наполовину белая.
13. Нифльхель. Глубочайший слой тени, таящейся в бессознательном. "Нифльхель" или "Нифльхейм" буквально означает "мир туманов". Туман - неосязаемое и коварное промежуточное состояние, среднее между водой и воздухом. Здесь оседает всё то, что было отвергнуто сознанием. Здесь коренятся причины всех конфликтов.
Интерпретация рунического расклада - это выражение врождённых интуитивных способностей гадателя. Гадатель должен развивать в себе эти способности и глубоко изучать руны и девять миров. Научиться правильно "ощущать" сочетания рун и девяти миров можно только на опыте. Пытаться описать этот метод гадания в стиле "поваренной книги" с готовыми рецептами - дело безнадёжное. Можно, конечно, сказать, что в общем смысле Турисаз в Хель символизирует подавленные сексуальные желания, но гадателю не следует забывать, что для разных кверентов та же самая Турисаз в Хель может обозначать совершенно разные вещи.
Процедура гадания по методу "Иггдрасиль" такова. Кверент должен выбрать не глядя девять рун и выложить их по схеме. Эти руны лягут в основу толкования. Начать толкование можно от корней древа - с позиции "Нифльхель". Здесь обнаружатся корни изучаемой проблемы или истоки ситуации, о которой задан вопрос. Руна, выпавшая в этой позиции, нередко даёт информацию о прошлом кверента. Иногда она характеризует проблемы, с которыми он столкнулся в детстве и влияние которых испытывает по сей день, а иногда - описывает его прошлые воплощения и накопленный вирд, отражающийся на нынешней ситуации.
Следующие два мира - Ётунхейм и Хель - представляют, соответственно, анимуса и аниму, то есть противостоящие друг другу мужское и женское начала. Руны, выпавшие в этих позициях, обычно позволяют выявить влияние родителей на кверента. Кроме того, эти миры символизируют мужское и женское начала в самом кверенте, на возможный дисбаланс между которыми могут указать определённые руны.
Все эти три мира связаны с различными аспектами бессознательного. Следующие же далее четыре мира описывают четыре функции сознания по классификации Юнга - чувство, мышление, интуицию и ощущение.
Начнём с Альвхейма и Свартальвхейма, составляющих ещё одну пару взаимодополняющих противоположностей. Эти миры символизируют противоположные друг другу функции мышления и ощущения. Согласно теории Юнга, одна из четырёх функций обычно доминирует в характере человека в ущерб остальным. Многие мыслители, к примеру, непрактичны в житейских делах. Изучив руны, выпавшие в этих позициях, можно понять, какая из функций господствует в сознании кверента на данный момент. Если окажется, что какая-либо функция полностью блокирована Исой, Наутиз или, к примеру, перевёрнутой Турисаз, то для восстановления равновесия можно прибегнуть к магическим упражнениям, включающим работу с Райдо или Совуло. Гадание - это не только анализ проблемы, но и средство практической помощи в её разрешении. Поэтому руны - прекрасное подспорье в психологическом консультировании.
Следующие два мира - Муспелльсхейм и Ванахейм. Муспелльсхейм - это мир стихии огня, символизирующий интуицию, а Ванахейм - мир воды, символизирующий чувство. Все перечисленные четыре мира и связанные с ними четыре функции следует рассматривать в комплексе, стараясь ответить на вопрос, совместимы ли руны, выпавшие в этих позициях, с соответствующими мирами. Затем, изучив обнаружившиеся преимущества и недостатки, следует понять, какое влияние все они оказывают на Мидгард - мир, расположенный в центре схемы и символизирующий "эго", или внешнюю личность кверента. Мидгард - это центральная точка расклада, и остальные восемь миров нужно рассматривать в связи с ним.
Наконец, верхнюю позицию в схеме расклада занимает Асгард, который расположен на одной оси с Мидгардом и Нифльхель и может считаться их "высшей октавой". Асгард символизирует высшую духовную реальность. Это мир богов, от которых кверент получает совет и руководство, выраженные руной, выпавшей в этой позиции.