Почему писатель так ценится в России? Не каждый, конечно. Но вот Гоголь – выцыганил у Пушкина сюжет своей будущей поразительной поэмы «Мертвые души» и так емко и образно нарисовал картину современной ему России, что историкам потребовалось бы для этого тома исследований, и всё равно суть схватить не удалось бы.
Или Булгаков со своим «Собачьим сердцем» пролетария Шарикова? Это ведь смертный приговор господствующей тогда системе идей о великой (мессианской) исторической роли пролетариата, которому «нечего терять, кроме своих цепей» и посему именно этот класс «шариковых» должен в ближайшей перспективе осчастливить страждущее человечество.
И у Платонова в «Чевенгуре» и «Котловане» блестяще показана абсурдность того порядка, который установился в России после Октября 17-го.
Можно согласиться, что интересное произведение - ценное. Востребованность писательского труда, даже узкая, должна иметь место. Иначе как оценишь, что ты написал?...
А.Грина читать было интересно, Толстого и Достоевского - трудно.
Первого из-за длинных рассуждений, упрятанных в основательные глыбы абзацев.
Второго - из-за страстных диалогов его героев, чередующихся с горячечными, на грани сумасшествия, монологами.
Чехов поначалу был скучен, особенно его пьесы. Понимание тонкости его зарисовок с натуры пришло не сразу. Как не сразу способен оценить любитель водки вкус коньяка или ароматный букет марочного вина.
Не удосужился как-то ознакомиться с творчеством Валентина Распутина, хотя и являюсь поклонником его собратьев по перу, писателей-деревенщиков: В.Белова, Ф.Абрамова, В.Астафьева, В.Шукшина и, конечно же, мэтра советской и русской литературы М.Шолохова.
И тем не менее, для меня он из когорты великих русских писателей, стержнем творчества которых были муки совести о современных им людях и обществе, нашедшие выражение в их произведениях. Они выполняли своё предназначение в этом мире: "глаголом жечь сердца людей".
"...С каждым годом, с каждым новым писателем изменяется воззрение на то, что есть благо человечества" Л.Толстой
"Властители дум", писатели, философы с массовым распространением интернета, по-моему, оказались не у дел. "Властителями дум" стали популярные блогеры на сайтах.
Журналист, как и большинство блогеров, пишут о сиюминутном. Нередко в стиле чукчи, едущего на упряжке по тундре - что видим, о том и поём.
Писатель пытается уловить в изображении вымышленной или реальной действительности типичные черты событий и людей.
Политолог на основе отмеченных характерных тенденций берется предсказать ход событий в ближайшем будущем.
Историк из массы фактов о прошлом выявляет существенные как для настоящего, так и для будущего.
Социолог и философ на основе выявленных типичных явлений пытаются в меру своих способностей и знаний сделать какие-то обобщения.
Все вместе эти творцы виртуальной действительности создают разные уровни восприятия духовной жизни общества.
Ну, а потребители "не хлеба единого" выбирают из этой продукции на свой вкус и способности нуждающегося в новых впечатлениях ума к перевариванию той или иной информации.
Шевченко и в самом деле это комок плюющейся ненависти. Причем по периметру в 360 градусов: "кругом мене, де не гляну - не люди, а змii".
Призывающие к десталинизации - начните с де-шевченковизации. Сегодня никто не подпитывает свою ненависть строками Сталина. А вот вирши Шевченки используются именно для этого.
Не раз я просил украинцев влюбить меня в Шевченко. Не удавалось. Поэзии как умения открыть неожиданную грань слова там и близко нет. Рифмованная идеология.
Есть так и не прочитанная Украиной книга:
Греков Н. А., Деревянко К. В., Бобров Г.Л.
Тарас Шевченко - крестный отец украинского национализма. Луганск, 2005.
Писатель - мастер художественного слова. Творец духовной реальности через образы Слова. Хотя есть и подмастерья в этом ремесле. Есть творцы эпические, как Л.Толстой. Есть исследователи мира души человека, как Достоевский.
Многие из выдающихся писателей через своё творчество и образы типичных для своего времени персонажей были камертонами эпохи. "Героями нашего времени" становились то Онегин с Печориным, то Базаров, то Обломов со Штольцем.
В советское время три наиболее выдающихся писателя Шолохов, Булгаков и Платонов отразили наиболее типичные черты советской эпохи через образы своих героев.
А вот В.О.В не в эпическом, а поэтическом плане лучше всего представлена Твардовским в образе Василия Тёркина. Своего графа Толстого для Великой Отечественной у Советской власти не нашлось. А жаль.
В отличие от писателя, как творца духовной реальности через образы Слова, историк всего лишь реставратор событий прошлого. Права на вымысел, домысел и фантазию о прошлом он не имеет.
В отличие от писателя, как творца духовной реальности через образы Слова, историк всего лишь реставратор событий прошлого. Права на вымысел, домысел и фантазию о прошлом он не имеет.
Иметь не имеет, но вымыслы-домыслы-фантазии
прут у историков вовсю.
Текст песен Вл. Высоцкого трудно оценить без контекста эпохи, но и саму эпоху (её радости, горести, заботы, проблемы) от Сталина до Брежнева песни Высоцкого помогают уяснить лучше.
То же можно сказать и о тексте и контексте произведений Шолохова, Булгакова, Платонова. Классики 19 века от Пушкина и Гоголя до Достоевского и Толстого дают нам представление о контексте духовной жизни России на протяжении столетия.
В.Шаламов и А.Солженинцын оба сидели в сталинском ГУЛАГе и оба написали об этом. Но текст рассказов Шаламова не давал пищи для антисоветских выводов по поводу системы ГУЛАГа в частности, и советского строя в общем.
А вот текст и контекст "Одного дня Ивана Денисовича" и особенно "Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына не оставлял камня на камне представлений о советском строе, как самом справедливом и гуманном в мире".
После публикации в СССР и прочтения "Архипелага Гулага" в период горбачевской гласности и перестройки общим выводом стало: "Так жить дальше нельзя!"
Государство вообще не бывает абсолютно справедливым и гуманным. Для меня господин Солженицин не такой уж и авторитет и тогда, и сейчас. При наличие определенного таланта и определенных навыков можно самый обыденый факт преподнести с таким информационным посылом и с таким эмоциональным накалом. Что сам этот обыденый факт будет восприниматься как божеское откровение. В каждом государстве есть тюрьмы, как есть больницы, школы,которые имеют определенную упорядоченную структуру. Я даже не касаюсь его довольно неприглядного морального облика. Вообще, таким " историческим трудам" в школьной программе не место.
Произведение настолько художесвенное, что не то, что каждое предложение, каждое слово надо проверять под микроскопом и делить даже не на четыре, а четыреста сорок четыре. Фнтазия у автора богатая, языком владеет достаточно хорошо. Автор мастерски и высокохудожественно манипулирует эмоциями читателя, что мало кто обращает внимание то, что эмоционально изложеный текст не выдерживает проверки элеметарной логикой. Проще говоря врет на каждом шагу, не особенно заботясь о правдоподобии. Врет в мелочах, врет в серьезных вещах. Как говорят " источник весьма сомнитеьной достоверности". Как книжица о приключениях зека с элементами антиутопии вполне читаема. Но не как источник информациии.
"Архипелаг ГУЛАГ" Солженицына, в отличие от "Колымских рассказов" Шаламова и "Записок из мёртвого дома" Достоевского не столько изложение лично пережитого в сталинских лагерях, сколько свидетельство других зэков о "прелестях" исправительно-трудовой системы времен "казарменного социализма" в СССР.
А это уже история вдобавок с немарксистко-ленинской социологией автора, развенчивающего в пух и прах сами принципы построения бесклассового общества путем насилия и массовых репрессий. В этом, по-моему, гражданский подвиг Солженицына и его неординарность, позволившая выйти ему за "красные флажки" тоталитарной системы мышления в которой он был воспитан и жил.
Поэзия есть магия слов, очаровывающих своей образностью и музыкальностью строк и позволяющих, в отличие от прозы, выражать свое представление о предмете кратко и красиво.
Хотя, вот Гоголь назвал свои "Мертвые души" поэмой. И, действительно, по впечатлению от этого произведения, испытываешь какое-то светлое чувство, катарсис.
"Нобелевскую премию по литературе получила писательница из Беларуси, популярная на Западе своими антироссийскими выступлениями...
...Денис КОРСАКОВ:
"Светлана Алексиевич не является писателем в привычном смысле этого слова. Она не создавала в своих книгах миры, не придумывала персонажей, не наделяла их душой и характером. Всех своих героев она брала «с натуры» - просто умела показать их боль, как никто не мог. Она документалист - и то, что ей дали Нобелевскую премию, все равно что «Оскар» в категории «Лучший фильм года» вручили бы документальной картине". (подробности) http://www.kp.ru/daily/26443.4/3313984/#close
Чем раздражает "нобелевка" Алексиевич? http://maxfux.livejournal.com/938438.html
из комментов -
"Эту премию дали не Алексиевич, а Лукашенко, которого сейчас Запад начал обхаживать и ублажать, чтобы оторвать Белоруссию от России и превратить ее во вторую Украину. Великая писательница теперь у белорусов есть - осталось вырыть море и написать историю очередного избранного народа".
"Порошенко поздравил ее как великую украинскую писательницу :)"
"Вся политика запада, их премий и поощрений сводится к тому, кто больше России навредит. Говноеды".
"Сидел на днях с литагентом. В принципе, перед Франкфуртом у литагентов времени нет, но пару часов поговорили.
Две интересные не только для меня темы в разговоре.
1. Впервые за десять лет продажи электронных книг пошли вниз... А бумажных - вверх. Что-то изменилось в восприятии читателей. И это хорошо.
2. Про нобелевского литературного лауреата. :) "Это очень неудобно", говорит агент. "Все понимают, что она не совсем писатель, и что премию дали, чтобы подгадить России. А она у вас популярна?"
"Не очень", - дипломатично отвечаю я. "Но говорят, что на западе у неё миллионные тиражи..."
Глаза агента становятся круглыми. "Кто говорит?"
"Пресса. "Медуза", другие либеральные сми..."
"Миллионные тиражи?"
"Да, писали про четыре миллиона тиража одной только книги..."
Агент долго смеётся. Разливаем по бокалам вино, говорим о реальных тиражах и реальных писателях...
В общем - всегда надо помнить, что нормальные люди есть везде.
Ничему не удивляюсь. После того как "Оскарами" осыпали весьма слабенький фильмец (даже фильмом это творение не назвыать) "Левиофан" за откровенно русфобскую позицию, уже ничему удивляться не стоит. Как и тврения мадам Алексиевич явно не тянут на серьезный литературный труд.
"У войны не женское лицо" - потрясающая книга. Перечитывал не раз с комком в горле от накатывающих слез. Другое дело, что написана эта книга была аж в 1985 году, а Нобелевку Алексеевич получила ныне и, по-видимому, совсем не за эту не приукрашенную правду о войне. Жаль.
Прямо по “Левиафан” сюжетец, хотя фильмец действительно хреновенький.
Губернатор Сахалинской области Александр Хорошавин арестован Басманным судом Москвы по делу о получении взятки в размере 5,6 миллиона долларов при заключении госконтракта на строительство одного из блоков Южно-Сахалинской ТЭЦ.
А за пару месяцев до этого в рабочей Патриаршей резиденции в Чистом переулке в Москве состоялась встреча Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла с губернатором Сахалинской области А.В. Хорошавиным.
Во внимание к трудам на благо Южно-Сахалинской епархии и в связи с 55-летием со дня рождения Предстоятель Русской Церкви наградил губернатора Сахалинской области А.В. Хорошавина орденом преподобного Сергия Радонежского III степени.
Ну, и А.Д. Меньшиков был еще тот жульман и взяточник за что неоднократно отведывал тяжелых царских кулаков. Но никто не оспаривает и не умаляет из-за этого его заслуг перед Отечеством.
Так и с Хорошавиным - позаботился человек о своей грешной душе впрок. Может на том свете ему и скостятся кое-какие грешки.
Спасибо за замечания. Уже исправила. Только я не обличаю. Просто делюсь мыслями по поводу, а факты,говорящие о том,что товарищ "слегка соврамши" общеизвестны.
Как говорил мой друг: "Я горжусь своим р-р-р-"
И грассировка бывает разной. Как и то, что среди русаков и украинцев встречались "смердяковы", власовцы и бандеровцы.
Владимир Евгеньевич! Этот камень был в мой огород. Просто человека достали мои опечатки. Язык смозолил, говоря "Пиши грамотно!". Вот и хохмит. А с тем, что предатели и негодяи везде в ассортименте - тут я с Вами согласна на все сто.
Если серьезно то писатель -это своего рода художник. Отличие художественного произведения от расследования или научного исследования,даже журналистского весьма, существенна. При работе над документальным и научным трудом, автор оперирует фактами, пытаясь на основании этих фактов разобраться в произошедшем максимально объективно, насколько это возможно. При этом свои выводы и умозаключения агументирует фактическим материалом. При создания художественного произведения автор оперирует художественными образами, которые должны вызывать определенные эмоции, вызвать определенные симпатии и антипании, через что плавно подводить читателя к тем выводам и умозаключениям, которые предполагает автор.
Если серьезно то писатель -это своего рода художник. Отличие художественного произведения от расследования или научного исследования,даже журналистского весьма, существенна. При работе над документальным и научным трудом, автор оперирует фактами, пытаясь на основании этих фактов разобраться в произошедшем максимально объективно, насколько это возможно. При этом свои выводы и умозаключения агументирует фактическим материалом.
"насколько это возможно"...наука должна быть объективна на все 100 %.
"При этом свои выводы и умозаключения агументирует фактическим материалом"., то есть не на 100 % доводами, потому как факты хоть и "упрямая вещь", но они толкуются с позиции и источника и исследователя.
Например, можно назвать Октябрь 1917-го как государственным переворотом, так и "социалистической" революцией и в зависимости от этого сделать противоположные выводы: о случайности или закономерности этого события.
"Если кто-то и должен всерьез возмущаться Нобелевской премией г-жи Алексиевич, то это свидомая белорусская интеллигенция. Какая черная неблагодарность со стороны Европы! Люди целыми десятилетиями, потея, практикуются в обрыдлой белорусской мове, дабы закрепить отрыв своих губерний от России, а Нобеля в Белоруссии дали человеку, который систематически пишет на русском, на языке «оккупантов». То есть, как ни хотели европейские старички повысить международный статус белорусской интеллигенции, но давать премию за «белорусскую литературу» рука не поднялась. «Мы все-таки не до такой степени уроды и мазохисты, чтобы пачкать имя Нобеля о безграмотный диалектный говор. Это было бы даже не аналогом премии Обаме, а аналогом премии собаке Обамы. Мы же понимаем, что человек, думающий по-белорусски, в принципе не может обладать искрой таланта или проблеском мысли». Сволочи! Так бы и плюнул им (будь я белорусом) в наглые аристократические рожи.
Получается, что даже Европа признала реальность Русского Мира и неизбывную принадлежность к нему Белоруссии, несмотря на ее формальный суверенитет. Будь я белорусским националистом, тут бы до меня и дошло, как низко ставит Запад белорусскую самобытность и антирусскую фронду. «Даем вам Нобелевскую премию белорусы, за то, что отказались писать на родном языке и хорошо учились у русских, которых мы повелеваем вам ненавидеть и от которых предписываем вам бежать. Чувствуете в этом какое-то логическое противоречие? Нет, не чувствуете - вы же дураки свидомые, попки безмозглые. За таковых мы вас и держим»". http://kornev.livejournal.com/466610.html
"Книги Радзинского очень легко найти в книжном магазине, благодаря диким столпотворениям девочек романтического возраста.
Радзинский, будучи реально хорошим писателем увлекающимся историей придумал отличный способ сделать историю интересной для данной категории читателей. Он добавил в историю грязного белья, и вдобавок щедро вымочил его в отходах жизнедеятельности. На выходе мы получаем обыкновенные романы, к истории имеющие отношение лишь поверхностно". http://hueviebin1.livejournal.com/62910.html
Конечно, ссылаться на автора этой статьи, как на серьезный источник информации, несколько опрометчиво.
Но и рациональное зерно тоже присутсвует. Как то засилие псевдо-научной и псведо-исторической литературы. Когда собственныен болезненные фантазии и прилюдное полоскание грязного белья выдается за "подлиное знание и понимание истории". Говорить о том, что выдвигаемые гипотезы и их аргументация весьма сомнительны, и могут быть приняты разве что у "экзальтированых девиц романтичного возраста", даже и говорить не приходится. Тут уж идет речь не столько о ценности писательского труда, сколько о его обесценивании.
Я, конечно, не согласна, с огульной критикой такого фнтастического поджанра, как "альтернативная история". Потому как авторы фантазируют на тему и позиционаруют свои труды, как фантастические. В отличие от псевдо-историков и псевдо-ученых, утверждающих что "это самая правдивая правда на всем свете".
Чем романы Л.Толстого и Достоевского отличаются от рассказов того же, чтимого рафинированной интеллигенцией, Чехова? Полифоничностью, многогласием, более богатым содержанием и фабулой. Хотя, конечно, и рассказ хорош, как эстрадная песня-хит.
Говорят, что романисты перевелись из-за невостребованности. В эпоху кликабельной культуры спрос и на рассказы упал, не то что романы. Массовым стал просмотр ютьюба, селфи и прочего совсем бессмысленного видеоряда.
Калейдоскопичность и отсутствие "системного мышления" - примета времени постмодерна - конца идеологий и "конца истории". Зачем напрягаться, чтобы что-то осмыслить в череде событий и дней, если смысла, по большому счёту, нет ни в чем. Или он не таков, каким нам представляется и кажется...
"Вы знаете, что он написал враждебный роман «Август 14-го», написал пасквиль «Архипелаг ГУЛаг», теперь пишет «Октябрь 17-го». Это будет новое антисоветское произведение. Поэтому я вношу предложение выдворить Солженицына из страны в административном порядке"...
"Солженицын обнаглел, оплевывает советский строй, Коммунистическую партию, он замахнулся на святая святых — на Ленина. Вопрос времени, как поступить с Солженицыным: то ли его выдворить из страны, то ли судить по нашим советским законам — это надо сделать"...
"Несколько лет Солженицын пытается хозяйничать в умах нашего народа". http://philologist.livejournal.com/9164390.html
Написал правду об СССР не по передовицам газеты "Правда". "И всех делов-то..."
Не считаю себя поклонником таланта Евтушенко, да и вообще большим знатоком и ценителем поэзии.
Знаю, что и знатоки к Евтушенко по разному относились.
Но при этом для меня очевидно одно - он был большим поэтом. Последним из поколения, собиравшее огромные залы, стадионы... http://skif-tag.livejournal.com/2599842.html
Время было такое - время "шестидесятников", как порожение хрущевской "оттепели". Время романтиков и поэтов...
"...в последние 10-15 лет Бузина был самым читаемым литератором на Украине, и одновременно – самым ненавидимым подавляющим большинством СМИ и взращиваемых ими неонацистов. Он стал по сути негласным «врагом Украины» №1. И, кожей ощущая это, строил соответствующие отношения с миром мытцив, политиканов, журнализов, завсегдателей ток-шоу, громадськых актывистив, в котором ему постоянно приходилось вращаться". http://alternatio.org/articles/articles/item/50315-
"Мы вроде как патриоты, носим ленточки, и рассказываем, сколь велик был Советский Союз и какой геополитической катастрофой был его развал, в ту же самую минуту приходим в восторг от блистательной перспективы: следующий год может быть объявлен годом Солженицына. Того самого, кто Советский Союз проклинал и разваливал с помощью тех, кого называют нашими геополитическими противниками".
"Солженицын воевал за Советский Союз и имел две боевые награды - Орден Отечественной войны и Орден Красного знамени, об этом не стоит забывать квасным патриотам, которые думают, что патриотизм - это когда хоть плюй в глаза, всё "Божья роса".
Писал он в ситуации драконовской цензуры, вся информация про репрессии и ГУЛАГ хранилась под замком, и работать ему приходилось не столько с документами, сколько с воспоминаниями бывших з/к - естественно, что там много неточностей и порой даже вымысла, но "Архипелаг ГУЛАГ", тем не менее, явление для советской публицистики грандиозное и совершенно уникальное, а "Один день Ивана Денисовича" - вообще шедевр художественной литературы, превосходящий произведения Гроссмана и Шаламова". http://zina-korzina.livejournal.com/1157084.html
Литература -- не барская забава какого-нибудь графа Льва Толстого. Предназначение литературы -- быть "маяком" Данко в море повседневного невежества и смыслом смертного существования человека в череде его сумбурных дней и калейдоскопе событий жизни.
Как там у Пушкина: "Нет, весь я не умру — душа в заветной лире
Мой прах переживет и тленья убежит —
И славен буду я, доколь в подлунном мире
Жив будет хоть один пиит".
Писатель -- лоцман для тех, кто в нём нуждается для своей навигации в бурном житейском море. Своего рода десакрализованный духовник и камертон своего времени.
Российский юморист и писатель Михаил Задорнов скончался10 ноября 2017 года в возрасте 69 лет.
Подробнее на ТАСС: http://tass.ru/info/4717277
Заметный оставил след в нашей культуре эстрадного творчества. Царство небесное рабу божьему Михаилу.
Пост памяти: "Только наш человек..." https://ymorno-ru.livejournal.com/5036080.html
"Я не люблю заведомый обман.
Я не люблю политиков продажных,
Я никогда не полюблю майдан.
Я не люблю, что всюду лезут янки,
Линчуют Украину, как хотят.
Я не люблю, что киевские танки
Донбасс утюжат, города бомбят.
Я не люблю такую Украину,
Где честь и совесть проданы давно,
Где «Градами» стреляют подло в спину,
Насилуют и грабят, заодно.". https://abrod.livejournal.com/1237515.html
Одно из последних стихотворений Олеся Бузины написано в 2015 году
"Художественный образ и покоряет, и призван покорять - в этом его эстетическое и - шире - его духовное предназначение. Не оставляя человека равнодушным, художественный образ и очаровывает, и зачаровывает, и на какое-то время гипнотизирует человека и при этом способен надолго «отпечатываться» в человеческом сознании и подсознании, формируя и направляя определенным образом и мысль, и чувства, и даже действия человека. В этом, несомненно, состоит реальная магия любого подлинно художественного образа, в этом его несомненная сила, но в этом же - и его опасность, его потенциальная угроза «здоровью жизни», ее вольному и естественному течению.
В сущности, художественный образ - это своего рода заклинание, заклинание «силой красоты». И отдавать себе в этом отчет в нашу эпоху необходимо". http://www.neizvestniy-geniy.ru/cat/literature/kritik/1882905.html?author
"Нам не дано предугадать как слово наше отзовётся"...
Мы воспринимаем мир в словах, то есть понятиях (логос). Если система понятий-слов становится доминирующим в общественном сознании, то под его смысловую структуру меняется и действительность, как это наблюдалось в России с захватом власти коммунистами и в Германии с приходом к власти нацистов.
"Я, конечно, не верю, что русский народ питал активную ненависть к монархии, нет, - он просто терпел ее, так же позорно, как ныне терпит бессмысленный и бездарный режим Сов(етской) Власти.
Но я совершенно согласен с тем, что коммунистов необходимо пороть. Ах, какие это воры, если б Вы знали! И какие подлые буржуи будут из них года через два-три!" (В.И. Ленину, 9 декабря 1919, Петроград). https://zen.yandex.ru/media/verbinina/krasnye-takie-je-vragi-naroda-kak-i-belye-gorkii-i-revoliuciia-5d9872b835c8d800ae71e700