16+
Лайт-версия сайта

ЧТО ПРОИСХОДИТ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ..

Блоги / Блог пользователя mihasya / ЧТО ПРОИСХОДИТ С СОВРЕМЕННЫМ ИСКУССТВОМ..

05 июля ’2012   23:04

«арт-одесса +» 29.10.11. КИЕВ, Рейтарская 29,галерея «ВЕРНИСАЖ» выставка «АХ,ОДЕССА !»
БЕСЕДА С ХУДОЖНИКОМ ….
Боголюбовым…

ОКСАНА БОЛГАРИНА(арт-одесса плюс): Сергей..могли бы Вы,на примерах своих произведений,рассказать о некоторых направлениях в искусстве..,чем, на ваш взгляд, сегодня интересно заниматся современному художнику…и вообще, каким критерием измеряется эта самая современность..? Что бы вы назвали актуальным искусством..и что на самом деле,происходит с современным искусством..? И еще.. в чем причина такого «робкого» интереса обывателя к тому,что сегодня делают художники…?



художник СЕРГЕЙ БОГОЛЮБОВ:
Безусловно,вопрос не праздный..в период постмодернизма,периода « разброда и шатания..» Обывателя,который не ходит на выставки современного искусства понять легко…еще и потому,что большинство художников относящих себя к современным…вообще, не понимают в какой области современного искусства они работают,а зачастую не понимают и что делают…. Поэтому,однозначно…говорить о этом надо!..говорить простым языком,для привлечения любопытного взора обывателя...
Еще в 80-х годах во Франции вышло издание.. « ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА»…так вот...!! там было указано 110 направлений ! Может ли,даже современный художник знать такое количество направлений, а обыватель разобраться в этой чехарде..??? Нет..! Поэтому обывателю и не интересно…поэтому, он и не ходит на выставки…и деньги ему, логичнее и проще вложить,к примеру,.. в антиквариат.. Поэтому,давайте…попробуем напомнить основные вехи развития современного искусства…между которыми..как указателями и будет блуждать наш обыватель,…но уже со знанием дела, относить то или иное современное произведение к направлению,а значит и сможет поддержать разговор об искусстве…
Итак…в 2004 ом году в Лондоне..(столице мирового искусства) определяли ТОП 5 произведений художников,оказавших наибольшее влияние на развитие мирового искусства…
1. Марсель Дюшан…работа «ФОНТАН»
2. Пабло Пикассо…..работа «Авиньонские девицы»
3. Энди Уорхалл……….работа «диптих Мэрилин»
4. Опять Пикассо…..5…не помню..,но не «ЧК»!
Не согласен с англичанами, что в ТОП 5 не вошел«Черный квадрат» Казимира Малевича…но , об этом позже..
Так кто же такой…этот Марсель Дюшан..? когда у нас в 1917 году происходила революция…в Нью- Йорке..на выставку,один молодой француз.. притащил,в магазине приобретенный писюар, и перевернув его на 90 градусов,назвал свое произведение «Фонтан»…!произведение не приняли… Марсель относился к дадаистам...Дадаизм –течение в искусстве,существовавшее с 1916-го по 1922-е годы…имело целью – УНИЧТОЖЕНИЕ ЭСТЕТИКИ в искусстве…Уничтожали они эстетику жестоко…так.., еще одна работа Дюшана представляет собой Мону Лизу,на которой он пририсовал усы и бородку…а поставленная внизу аббривиатура из пяти букв,при быстром прочтении,означала… «У меня горячая задница…» . Дада…в переводе с французского……обозначает игрушечную деревянную лошадку…и детский лепет…


И вот тут..не спешите соглашаться с традиционалистами в искусстве,приверженцами академической,реалистической живописи…ненавидищими даду по сегодняшний день..!Ибо !!!
Дада,как течение, возникло как реакция на последствия 1-ой мировой войны,ужасов и смертей,разрушений и людских мучений…Дадаисты..были иррационалистами…и выступали против рационализма и логики..которые,как они считали, и превели к 1-ой мировой войне.,а! воспитавшую эти… рационализм и логику.. ЭСТЕТИКУ,в том числе и в искусстве…они решили уничтожить…т.е они были пацифистами…БОРЦАМИ ЗА МИР… Другими словами..раз развернутая в искусстве академизмом эстетика приводит к таким общечеловеческим катастрофам…как ВОЙНА,значит это, не та.. эстетика…что нужна…!
Еще одно произведение начала 20-го века которое, так ненавидят традиционалисты…это «Черный квадрат» К.Малевича… Впервые демонстрировался в 1915-ом году в России…До сегодняшнего дня « с пеной у рта»,приверженцы академических направлений доказывают,что это «шаг к гибели искусства»,что его «надо выкинуть на помойку».. Да ..они конечно,слышали относительно «Квадрата»,что это «точка» на традиционном понимании искусства…,что это бесконечность в его,..искусства, развитии,что это концептуальная «икона» для художников ищущих,творящих…НО !!они так и не поняли простого и доступного смысла этого произведения со слов самого Малевича,который объявил всему миру…что ИСКУССТВО…НЕ ОГРАНИЧИВАЕТСЯ ТОЛЬКО ИЗОБРАЖЕНИЕМ УЗНАВАЕМОГО… а имеет еще и философскую сторону… Так появился супрематизм Малевича и абстракционизм Кандинского….и все вытекающее из этого..
Вот тут,видимо,важно..не мешать понятия и уметь видеть разницу в этих столпах развития мирового искусства..а именно… «Писюар» М.Дюшана..и «Черный квадрат» К.Малевича…
а ) Дюшан является основателем направления «ready made» - готовое изделие,когда из сферы производства или обращения брался предмет…и показывался так..,что приобретал художественную интерпритацию в глазах зрителя…И опять,.. Марсель издевась над традиционалистами…говорил им,что будьте вы хоть пять раз академистами,вы не изобразите предмет и его сущность так,как это делаю я…показывая по сути сам предмет… Этот метод широко использовался в других направлениях модернизма,таких как поп-арт,концептуализм,перфоманс…и пр..эти направления определенно уводят искусство в область философии….но искусством быть остаются..
Два примера использования метода реди мейда в работах…. «АВРОРА» и «АВТОПОРТРЕТ»



б)Малевич … говоря о философской стороне живописи… больше этой самой философии искал непосредственно В САМОЙ ЖИВОПИСИ !…на основе такого подхода к изображаемому..появилась масса направлений…Оказалось...!!! что самой по себе эстетики… в изображаемом, не меньше.., и она утонченней в АБСТРАКТНЫХ работах,конструктивистских и даже в сюрреализме…нежели в реалистических пейзажах или натюрмортах …! вот эта область,где сегодня эксперементирует основная масса современных художников… к ним относился и американец Джексон Поллок (разбрызгиватель),…в 2006 году его картина продана за 140 млн.долларов…(на сегодня самая дорогая )Так что..можно сказать,что это Малевич подарил этому художнику СВОБОДУ..творить ..ТАК!!!
Картина.. «Беседа с художником шестидесятых»..(картина 60-х годов без подписи)

в) а что же Пикассо..? навел он на мысль Малевича..своими разложениями изображаемого объекта на геометрические формы или нет …трудно сказать..но скорее ДА..! Безусловно Пикассо великий новатор в развитии искусства 20 века, да и вообще..НО!, что касается философии в искусстве …Малевич пошел дальше..поэтому англичане круто « прокололись»,не поставив в ТОП 5 нашего Малевича,а поставив две работы Пикассо… Конечно, на это есть объективные и субъективные причины…но об этом лучше в следующий раз..
ОКСАНА БОЛГАРИНА(арт-одесса плюс): ТАК КАКИЕ ЖЕ НАПРАВЛЕНИЯ современного искусства обыватель должен считать главными,что из этого множества направлений считать вехами..развития..?? На Ваш взгляд…?
СЕРГЕЙ БОГОЛЮБОВ : 1).« В XX в наряду с желанием всемерно расширить круг явлений, попадающих в поле зрения художника, родилось стремление сделать искусство .. интуитивно постигаемых идей. Это вызвало появление АБСТРАКТНОГО ИСКУССТВА.»
Абстракции бывают ассоциативные,а могут быть неассоциативные… В этом направлении «купается» масса художников,прежде всего пытаясь нащупать эстетику цветовых отношений в композиции ,ритма цвета, его выразительности во взаимодействии..Формулы создания уникальных абстракций…от которых зритель,сам не понимая почему,не может оторвать взор…еще не создана,.. именно в этом заключается актуальность данного направления,хотя уже сегодня, однозначно, современным направлением это.. назвать трудно…первым абстракциям уже исполнилось 100 лет …,впрочем, присловутое 4-ое измерение,некоторые ищут в абстрагировании…и это,также, дает право считать направление актуальным..
2).СЮРРЕАЛИЗМ…все,конечно,знают кто такой Сальвадор Дали…течение образовалось к концу 20-х годов во Франции.Сюрреалисты были приверженцами крайних левых идеологий,как и дадаисты были иррационалистами..Сюрреализм – это ..сон и реальность в одном..революцию в искусстве,они предлагали начинать со своего сознания… «Нередко для освобождения разума, чтобы достичь глубин своего подсознания, сюрреалисты выполняли свои работы под воздействием гипноза, алкоголя, наркотиков и голода. Хаотичность образов периодически уступала место их большей продуманности, и сюрреальность становилась обдуманным методом высказывания идей, стремившихся разорвать обыденные представления.»
3). ПОП-APT - направление в авангардистском искусстве 1950-1960 гг., для которого характерны
использование и переработка образов массовой (популярной) культуры..(Диптих Мэрилин..Энди Уорхалла, «Мона Лиза» Дюшана) .В поп-арте часто имитируется композиционные приемы и живописная техника рекламных щитов,поэтому ему присущи и свободное цитирование и декларативность и декоративность….одним из поводов возникновения поп-арта …был переизбыток товарной рекламы в Соединенных Штатах..когда люди, уже переставали обращать на нее внимание…художники делали «насмешки» по этому поводу… Поп-арт…еще можно
назвать искусством,производящим взрывной,шокирующий эффект..!

Здесь уместно было бы напомнить,что практически аналогом американскому поп-арту у нас является соц-арт,направление смеси поп-арта и соцреалистических атрибутов,т.е. соц-арт строится на тех же самых принципах,что и поп-арт….переработка образов массовой(популярной)культуры,истории,социальных аспектов,свободное цитирование и декларативность,плакатность и декоративность,шокирующая эффектность,..толчек к поп-арту дал реди мейд Дюшана,а его «Мона Лиза» с усами,считается великим шедевром этого стиля.. этот стиль стал использовать в своей практике инстоляции,ассамбляжи….

4). Особое место в модернизме..занимает КОНЦЕПТУАЛИЗМ…Очень модное слово..сегодня,часто употребляемое без правильного его понимания…Итак !!! В 1965 году,когда западная наука пришла к выводу,что искусство и философия себя исчерпали…появляются концептуалисты..в группу входили люди все с университетским образованием…руководил ими художник Кошут ..( в Нью Йоркском музеи находится его знаковая работа «один и три стула»..Они начали заниматься интелектуальной интерпритацией объекта…Объектом могли быть..предмет,фраза ,коммуникация… По сути..концептуальное произведение это некая интелектуальная агрессия на зрителя…произведение считается законченным,если у зрителя возникает вопрос «почему?»,после чего он сам(желательно ЛЕГКО..!) находит на него ответ… Для этого концептуалисты создавали «смысловую раму» объекту…не всегда его изображая … простой пример..
Работа назывется «КУПАЛЬЩИЦА»… почему..? смысловая рама..она пришла ,..разделась и ушла…в море...Получается,..что она(купальщица) есть..только зритель должен создать ее в своем воображении…такой ,какой он ее хочет видеть… Купальщица в привычном понимании зрителя…это обнаженка,НЮ…здесь «изображена» купальщица концептуально,потому что концепт – это … «сообщение» зрителю,о том,..что она есть..!



Еще один пример..показывающий как объектом концептуальной работы может быть коммуникация…



На щите советского времени – объявлении 1954 года..о выборах,прибиты посталы – куски кожи ,свернутые и заклепаные , служившие в начале 20-го века кому-то обувью,которая конечно же была неудобной и натирала ноги...эту обувь носили, чаще всего, нищие или зэки… на щите же,.. свободно процитировано.. «ОПОСТЫЛИЛИ ПОСТОЛЫ И ВЫБОРЫ !..» Почему..? Не надо иметь « семи пядей во лбу» чтобы сделать вывод,что пока что, выборы не приводят к улучшению социально-экономической ситуации в стране…НИЧЕГО НЕ МЕНЯЕТСЯ…это «сообщение» хотел передать художник зрителю.!!вот так можно оценить коммуникацию…состояние общества.. Работа включает в себя метод реди-мейда, артефакты…щит и постолы,здесь уместно впомнить позицию Марселя Дюшана о том,..что сущность показанных постолов вряд ли может представлена лучше,сильнее,правдоподобнее…в сравнении с изображением их..каким бы ни был хорошим,.. мастер реалистического жанра… В работе существуют элементы поп-арта (свободное цитирование)..она является концептуальной ,относится к направлению Соц-арта… Еще несколько работ…


Работа… «Под контролем» (концепт существования бывшего СССР)Союз трудового крестьянства и рабочих под контролем КПСС..


Работа «СЛАВА ТРУДУ» … знаменитый лозунг «переместился» …с высоких зданий на..? почему? имеется ввиду проституция…из-за отсутствия рабочих мест,безработицы…

Работа «Тяжко дихати» .. Украина – крепкого телосложения девушка(40% валового продукта СССР),вышла из красного прошлого.. На корсете,который душит девушку…надписи.. МВФ и ГАЗПРОМ...
Работа «Весомый материал в СМИ…»
«Не все то золото,что блестит,не все то,что громко…то доходчиво..» послание работникам СМИ..

Работа «ЗЛО – ДОБРО»


В работе «ЗЛО-ДОБРО»…интелектуальной интерпритации подвергнута фраза призедента США Р. Рейгана «Империя Зла»…которой в годы «холодной войны» называли СССР… т.е. при наличии «Империи Зла», как альтернатива должна быть и «Империя Добра»… на поле которой перечислены страны,которые эта «Империя Добра».. бомбила…включая и Хиросиму с Нагасаки…( Ливия?!)
На зрителя..идет интелектуальная атака «так все же где ЗЛО..?,а где ДОБРО..?...»


В концептуализме самое важное,чтобы концепт (послание) было сформулировано,как можно чище,..а «не высасывалось из пальца»… Многие художники называют свои работы концептуальными…но не все их можно понять,..т.е. «прочитать» работу..
КОНЦЕПТУАЛИЗМ..считается сымым высоким интелектуальным зданием в « пейзаже» модернизма…многие считают,что в век информатики,развития информационных коммуникаций…..современное искусство…будет нести информации зрителю во много раз больше,нежели традиционное искусство с его пейзажами и натюрмортами…и портретами… Не умоляя достижения академических направлений в искусстве…художникам,которые,как выученные ремесленники ..тянутся к уровню Шишкина,Репина и Айвазовского..необходимо понять..что вряд ли их деятельность можно будет назвать когда-то творческим поиском… ХУДОЖНИК…ОБЩАЕТСЯ С МИРОМ…ПОСРЕДСТВОМ СВОИХ РАБОТ… и вот..!к примеру, художник – академист, достает свой очередной пейзаж…и заявляет «Это – миллион первый пейзаж в нашем городке….НО ВОТ ТАКОЙ..!!!» Может кто-то сегодня поверить,что искусство «застопорится» на реалистических позициях изображаемого…??? И как реалистическое искусство может быть современным,если…СОВРЕМЕННОСТЬ СОВРЕМЕННОГО ИСКУССТВА…ОПРЕДЕЛЯЕТСЯ ЕГО АКТУАЛЬНОСТЬЮ…насколько актуально сегодня изображать пейзажи,натюрморты и портреты в реалистической манере…? конкурируя с фотографией.. Ведь похоже,что действительно,как утверждали дадаисты,..эта красота…не особо.. спасает мир…! Может актуальнее современными методами говорить …о чем то.. посущественней..?
Так или иначе…если открыть кран.. и под струйку поставить ладони,в которые набирать воду,она рано или поздно прольется….так и искусство,определится с направлением своего развития…
ОКСАНА БОЛГАРИНА : Спасибо,похоже, Вы встаете на позиции дадаизма..? «похоже…»



Комментарии:


Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft