16+
Лайт-версия сайта

Проекция и перенос

Блоги / Блог пользователя turist / Проекция и перенос

04 апреля ’2014   15:06

Проектирование есть общий психологический механизм по переносу субъективных содержаний и компонентов любого характера в объект. Например, когда я говорю: «Цвет этой комнаты – желтый», то это и проектирование, потому что объект сам по себе не желтый; желтый он только в нас. Цвет, как вы знаете, составляет содержание нашего субъективного опыта. То же самое и со звуком, и это – проектирование, так как звук сам по себе не существует; это звук в моей голове и это психический феномен, явление, которое я проектирую.

Перенос – это обычно процесс, случающийся между двумя людьми, а не между субъектом-человеком и физическим объектом. Процесс проектирования, – поскольку субъективные компоненты переносятся в объект и возникают в нем как присущие ему, объекту, – не является актом волевым; а перенос, как психический акт, субъектом не осознается. Невозможно одновременно осознавать и проектировать, поскольку в этом случае узнаешь, что проектируешь свои собственные компоненты, а следовательно, невозможно локализовать последние в объекте, так как знаешь, что они в действительности принадлежат тебе. В проектировании несомненный очевидный факт, с которым вы сталкиваетесь в объекте, в действительности оборачивается иллюзией, и все же вы предполагаете наблюдаемое в объекте не субъективным, а объективно существующим. Поэтому проектирование исключается, когда обнаруживается, что очевидные объективные факты суть реально субъективные содержания. В этом случае эти содержания связываются с особенностями собственной психологии и их уже больше нельзя относить к объекту.

Карл Густав ЮНГ

Аналитическая
ПСИХОЛОГИЯ

ТАВИСТОКСКИЕ ЛЕКЦИИ




Комментарии:

04 апреля ’2014   21:22

…конечно я не Юнг.
«Проектирование есть общий психологический механизм по переносу субъективных содержаний и компонентов любого характера в объект.» - тут нечего возражать! Определение – оно и есть определение. Например: «пицца – любое изделие из запеченого теста с сыром» - вот дал определение и буду настаивать на своем (хоть тресни!). Большинство с этим определением не согласятся – ну и что? Просто у них другое определение «пиццы». У Насти Злобиной – своё, у соседки Маши – свое… Нет проблем. А вот если уж начнем наводить на резкость… Нет не в определении…. , а в свойствах «пиццы».

«…. когда я говорю: «Цвет этой комнаты – желтый», то это и проектирование, потому что объект сам по себе не желтый».
Что значит не желтый? У этого объекта есть СВОЙСТВО (в данном случае, свойство отражать свет определенной длины волны). Свойство это никак не зависит от нашего субъективного опыта. Например, этот свет (с данной длиной волны) способен что-то там произвести – ну скажем какую-нибудь биохимическую реакцию в листике герани, находящейся в этой комнате. Или в нашем глазу. Иными словами, мы (каждый из нас) способен КОЛИЧЕСТВЕННО измерить это СВОЙСТВО. Наверно, не слишком точно, с ошибкой… Но, не с такой большой, чтобы мы (мы все) не смогли бы договориться (сообщить друг другу) о результатах этих измерений. Вот и сообщаем, говоря друг другу (согласно некой конвенциональной договоренности) – ЖЕЛТЫЙ! (А у других, другая «конвенция» - они говорят «YELLOW!). Где здесь субъективный опыт? Мне кажется, что здесь присутствует просто некая фиксация последствий ОБУЧЕНИЯ (обучения измерять свойства окружающего нас мира, и умение сообщать его другим в рамках принятых средств коммуникации). Впрочем, может быть это и называется «субъективным опытом»? Но для этого термина есть более удачные области применения. А вот воздействие этого свойства (ЖЕЛТЫЙ) на личность, действительно, определяется субъективным опытом. Причем не только свойства «ЖЕЛТЫЙ», но и знака, слова «ЖЕЛТЫЙ». Вот когда мы говорим (или смотрим, слушаем) о «желтом», то тут как раз и нужен субъективный опыт. Например, «Желтый Христос» у Гогена, «Желтый звук» у Кандинского… Вот смотрите как это у Пруста:
«Наконец он очутился перед "Видом Дельфта", который представлял себе более блестящим, больше отличающимся от всего, что было ему известно, но на котором, благодаря статье критика, впервые заметил маленьких человечков в голубом, розовую окраску песка и, наконец, драгоценное вещество совсем маленького кусочка желтой стены. Головокружение усиливалось; он приковывал взор к драгоценному кусочку стены, как ребенок к желтой бабочке, которую хочет поймать. "Вот так мне нужно было бы писать, - говорил он. - Мои последние книги слишком сухи, надо было бы положить больше красок, сделать свои фразы сами по себе драгоценными, как этот кусочек желтой стены". Однако серьезность его головокружения не ускользала от него. Ему представились небесные весы, на каждой чашке которых была положена его собственная жизнь, а на другой - кусочек стены, так мастерски написанный желтым тоном. Он чувствовал, как неблагоразумно им была отдана жизнь за такой кусочек. "Мне не хотелось бы, однако, - думал он, - послужить материалом для хроники вечерних газет, посвященной этой выставке".
Он все повторял: "Кусочек желтой стены с навесом, кусочек желтой стены". Тем временем он опустился на круглый диван и внезапно перестав думать, что дело идет о его жизни, снова проникся оптимизмом и сказал себе: "Просто у меня несварение желудка от этой недоваренной картошки, пустяки". Новый удар поразил его, он свалился с дивана на пол. Тотчас же сбежались посетители и сторожа. Бергот был мертв».
А в данном примере, мне кажется, что никакие субъективные переживания на объект я не переношу – просто занимаюсь измерением 
А, вообще, спасибо за цитату вызывающую раздумья.

05 апреля ’2014   09:25

Доброе утро, Владимир
Я благодарю Вас за комментарий
Рада, что моя цитата из Юнга вызвала у Вас раздумья
Всегда нужно учитывать время, в которое была написана работа.
Лекции были прочитаны в 1935 году - это приход Гитлера
Юнг пытается предупредить об опасности
К сожалению, опасность некоторых явлений сохранилась и в наше время



Оставлять сообщения могут только зарегистрированные пользователи

Логин
Пароль

Регистрация
Забыли пароль?


Трибуна сайта

Сказочный лес

Присоединяйтесь 




Наш рупор







© 2009 - 2024 www.neizvestniy-geniy.ru         Карта сайта

Яндекс.Метрика
Реклама на нашем сайте

Мы в соц. сетях —  ВКонтакте Одноклассники Livejournal

Разработка web-сайта — Веб-студия BondSoft