На 82 году жизни в Питере умер легендарный русский музыкант – основатель и художественный руководитель первого в СССР ансамбля электрогитарной музыки…
Быть самым первым – это так здорово и так трудно… Все остальные уже – вторые. Сравните имидж Гагарина и Титова. Судьба Васильева – эталон судьбы музыканта, который может и хочет – и нет для него преград. Сначала он играл на саксофоне в джазовом коллективе и всё было хорошо и ровно. Но вот он услышал как-то записи Битлс и звучание нового инструмента – электрогитары и загорелся. Буквально за год он освоил технику игры на гитаре (какие тогда были в Союзе электрогитары – горе! Звукосниматель он крепил пластилином к деке и через некоторое время пластилин нагревался и звукосниматель падал на пол.) Тем не менее его пригласили гитаристом (!) в известный Питерский коллектив «Дружба». Через какое-то воемя он понял, что электрогитаре в типичном советском составе тесно и он задумал создать свой, гитарный коллектив. И он его создал в 1966 году – «Поющие гитары». К нему не хотели идти профессиональные музыканты – никто не знал, что из этого выйдет – и он набрал молодёжь-энтузистов новой музыки – биг-бита. Они начали с инструментальных пьес и песен - последних западных шлягеров, песни исполняли только на русском. Потом им стали давать свои песни наши композиторы. Ну и для всяких проверяющих они разбавляли этот набор надёжными патриотическими вещами, типа – «Тачанка», исполняемыми в новых, современных аранжировках.
Что меня поразило – Анатолий Васильев рассказывал – первые инструментовки он снимал на слух с записей «Shadows» и «Ventures» , при этом он «не ощущал, что ему не хватает техники игры на гитаре»…
Мне приходилось бывать на концертах первого состава – это было потрячсающее зрелище – звук, свет, постановка номеров… Я, в то время убеждённый рокер, печёнкой чувствовал своих. Но счастье не бывает вечным и ансамбль встал на скользкую дорожку, приведшую его к развалу в середине 80-х – увлёкся операми. Именно этот путь повторил через несколько лет другой самобытный коллектив – «Песняры» и с тем же результатом. Я даже как-то написал исследование – почему рок-опера обчязательно приводит к развалу любой концертирующий ансамбль. Там, если в двух словах – большое зрелище требует большой коллектив, который с собой возить накладно. Одно дело – если это какой-нибудь казачий хор – там нет разницы – сто человек ездят или двести – он всё равно не окупится и за всё платит бюджет… Но эстрадников никто не дотирует – они сами должны приносить концертным организациям прибыль. Поэтому – постепенно всё переводят на фонограмму. Сначала оркестр, потом хор, потом уже и основных музыкантов и остаются одни солисты, выходящие на сцену. Впрочем, и они уже могут петь под фонограмму – чего уж там строить невинность… Короче, основные музыканты увольняются из-за невостребованности и от ансамбля отаётся одно название.
Что ещё сказать? Могу ещё много, но будет ли это интересно? Печальное известие, уходят великие музыканты…