Автором чудотворного первообраза Донской Богоматери считается Феофан Грек – великий и непревзойденный, византийский художник - иконописец, учитель и наставник (монаха чернеца) прп. Андрея Рублева.
По композиции Донская икона напоминает Владимирскую.
Особенность извода Донской иконы - согнутые в коленях обнаженные ножки Младенца, поставленные на запястье левой руки Богоматери.
Христос правой рукой двуперстно благословляет, а в левой руке, опущенной на колено и прикрытой гиматием, держит свернутый синий свиток Благой Вести - Евангелия
В левой руке, под ножками Богомладенца, можно разглядеть плат. На ранних списках иконы, его изображали белым. Этим платом Богородица отирает слёзы прибегающим к Ней в нуждах.
Со временем, после многочисленных подмалевок и реставраций, плат превратился в одну из спадающих складок одежды Младенца.
Донской образ отличают еще две характерные особенности: пространственная постановка головы Девы Марии, с раскрытой удлиненной шеей, которая напоминает итальянских Мадонн, и золотая древнегреческая надпись на рукаве мафория Богородицы, скорее всего, представляющая собой стих псалма 44(45):
«Вся слава дщери царевы внутрь, рясны златыми одеяна, преиспещрена».
Иконная доска сделана из элементов убранства алтаря разрушенного храма Свято-Иверского женского монастыря.