Если делать научную реставрацию, то заказчик, это просто не поймёт. Всегда объясняю, чем отличаются НР и поновление. Получив согласие, и увидев понимание, только тогда приступаю к работе.
Научную реставрацию дома и не потянешь, да и не стоят её ширпотребные иконы. Задача, скорее, убрать всё, что мешает восприятию особенности данной иконы.Раз заказчик хочет её реставрировать, значит что-то его смущает....
Недавно тоже реставрировал две иконы (одна была очень в печальном состоянии - сыпалась в руках). Заказчик просил не восстанавливать утраты, а только укрепить, почистить и состарить свежие сколы. Я тоже считаю, что дух времени придаёт ценность работе. Намоленная икона всегда отличается от свеженаписанной.
С грибком однажды боролся три года. О.Александр обнаружил в Храме замурованную в стену большевиками полутораметровую Иверскую Богородицу с обрезанными углами. Беда была в том, что он уговорил поновить её местного сельского учителя рисования. Тот её не высушил и масляной краской закрасил. И что самое страшное - покрыл лаком для блеска. Начала катастрофически сыпаться. Привёз мне. Чего только я не делал. Заклеивал, подводил шприцами под левкас и ацетилсалицилку, и купорос и пр. Ничего не помогало. Три года работал, устал. Левкас вздувался, и даже новый на утратах через некоторое время отслаивался. Тогда, по благославлению о. Александра, помолясь, рубанком снял верхние 2 мм древесины и написал новую Иверскую.
Конечно, не переводить же её на новую доску? Этот подвиг можно только для музейных икон предпринять раз в жизни, а для обычных церковных икон никто не оценит и не поймёт. Сельский учитель - это ещё не худший вариант. Я как-то перед Пасхой присутствовал при церковном субботнике, когда все иконы служки-старухи сняли со стен, положили на столы и посыпали их стиральным порошком, поливали кипятком из чайников и тёрли щётками. Говорили, что всегда так делали. Неудивительно, что и раньше приглашали иконописцев перевисать такие затёртые образа.
Признаюсь, не помню, где (может в Ерминии), читал как предки чистили иконы. В корыто заливали воду, клали Икону, а сверху сыпали золу и золой снимали поверхностную грязь и копоть.