Друзья и гости! 16 декабря 2020 года исполнилось 250 лет со дня рождения великого немецкого композитора ЛЮДВИГА ван БЕТХОВЕНА. Эта работа - посвящение маэстро.
История создания "Лунной сонаты"
Лунная соната: музыка ушедшей любви.
Это красивое фортепианное произведение знают не только заядлые любители музыки, но и любой мало-мальски культурный человек. Даже далекие от музыкального искусства люди хоть раз да слышали мелодию, полную завораживающей грусти или хотя бы словосочетание «лунная соната». Так что же это за произведение?
О музыке
Настоящее название произведения – Соната для фортепиано № 14 до-диез минор. Написал ее великий немецкий композитор Людвиг ван Бетховен в 1801-м году.
Четырнадцатая соната, как и предшествующая ей тринадцатая, снабжена авторским подзаголовком «В духе фантазии». Этим уточнением композитор хотел обратить внимание на отличие формы своего сочинения от общепринятой для подобного жанра. В то время традиционная соната состояла из четырех частей. Начало должно было быть в быстром темпе, а вторая часть – в медленном.
Соната № 14 включает три части. Не вдаваясь в специальную музыкальную терминологию, их можно кратко охарактеризовать так:
1. Медленная и сдержанная;
2. оживленная в танцевальном характере;
3. взволнованно - стремительная.
Получается, что первая часть была как бы пропущена, а произведение начиналось сразу со второй.
Примечательно, что название «Лунная» относится лишь к первой, самой известной в широких кругах, части. Название было дано не Бетховеном, а его младшим современником – немецким музыкальным критиком и драматургом Людвигом Рельштабом. Хотя критик и был лично знаком с композитором, сравнение музыки с лунным светом появилось в 1832-м году, уже после смерти автора. В представлениях Рельштаба музыка первой части сонаты ассоциировалась с «лунным светом над Фирвальдштетским озером», по его же собственному утверждению.
Звучание первой, «лунной» части вовсе не лирическое, как может показаться на первый взгляд, а скорбное. Например, критику Александру Серову в музыке слышалось даже траурное уныние. Скорбным и драматическим интонациям музыки есть объяснение, о чем речь пойдет ниже.
Об истории создания
Произведение было посвящено юной семнадцатилетней девушке по имени Джульетта Гвиччарди. Она была знатной аристократкой, брала у Бетховена уроки фортепианной игры. Вскоре совместное времяпровождение тридцатилетнего музыканта и его талантливой юной подопечной вышло за рамки отношений «учитель – ученик». Композитор влюбился в способную, умную и красивую графиню. Джульетта поначалу была благосклонна к нему и отвечала взаимными чувствами. Бетховен был переполнен эмоциями и строил счастливые планы на совместное семейное будущее с возлюбленной.
Но все его мечты рухнули, когда юная аристократка увлеклась графом Венцелем Галленбергом. К слову, соперник Бетховена был весьма посредственным композитором – любителем.
Поступок возлюбленной Людвиг воспринял как предательство. Вероятно, личные переживания усугубились чисто профессиональным восприятием ситуации: его, музыкального гения, Джульетта предпочла бездарному дилетанту.
Несмотря на титулованность и знатное происхождение, семья девушки не была богатой. Джульетта и ее родители всегда очень радушно принимали Людвига в своем доме как равного и никогда не вели себя заносчиво. Однако, когда речь зашла о браке, предпочтение было отдано графу Галленбергу, за которого Джульетта Гвиччарди и вышла замуж.
Примечательно, что Бетховен изначально собирался посвятить любимой девушке другое сочинение – Рондо соль – мажор. Это было в то время, когда отношения между ними еще были безоблачными и счастливыми. По причинам, не связанным с личными симпатиями, Рондо было посвящено другой даме – княгине Лихновской.
Посвящение Гвиччарди было сделано в память об ушедшем счастливом времени, проведенном вместе. И хотя Соната № 14 для фортепиано была издана с посвящением на титульном листе, Бетховен так и не простил Джульетте «измену».
В 21-м веке произведение является одним из самых популярных шедевров музыкальной классики. По данным статистических исследований, в поисковике «Яндекса» запрос о «Лунной сонате» ежемесячно делают более тридцати пяти тысяч раз.
Огромное спасибо нашему сайту! Все участники проекта познакомились здесь. Всем приятного просмотра и прослушивания! Посмотрите в широком формате и послушайте в наушниках, оно стоит того.
Свидетельство о публикации №379615 от 25 января 2021 года
Мои соавторы такие скромные, а зря, свои способности надо показывать, есть что продать. Женя, за премьеру бурлик наливает) а я что, я за дружбу и за труд
Вот какие же вы молодцы! Музыку конечно слышала и раньше, а вот историю рождения ее впервые читаю! Иришка, ты не только талантливый музыкант, но и огромная умочка, твои работы всегда добавляют что-то новенькое и интересное в сундучок познания мира!
Лена, училка мы, а это навсегда) Пусть каждый найдет у меня то, что ему интересно. Для меня честь быть атаманшей такой банды))) Такие парни рядом талантливые, я одна бы такое не смогла. А вместе мы сила. Виват НГ, а Бетховен с нами вечно живой!
Неожиданная трактовка "Лунной сонаты"...стала больше похожа на "Аппассионату"..))
Но и такая интерпретация по-своему интересна.
Браво, Ирина, Женя, Иван и Сергей!
Спасибо, Заури! Я чуть раньше ставила фп версию, показала Жене и все закипело) Виват Бетховену, его Лунная будет жить и в звуке, и в картинах художников - это наше все!
Очень здорово. Щас даже в закладки поставлю. Аранжировка по теме. Вообще все соавторы молодцы. Только с иллюстациями Дорофеева (красивыми) вещь приобрела совсем иное звучание и направленность. Бетховену и не снилось... ))) и )))
Я в восторге! Никогда не слышала в таком исполнении и главное в таком настроении.Очень давно я училась в музыкальной школе и играла эту сонату.Но характер совсем другой был - медленный, нежный - представлялась лунная тихая ночь.Прекрасное сочетание с картинами.Впечатление остаётся сильное.Спасибо всем создателям этого шедевра !
Маргарита, я здесь не играю сонату по нотам. Это парафраз - т.е. на пюпитре стоят ноты, а руки сами взяли другой размер, отсюда и характер изменился. Это как бы моё личное видение этого произведения. Здесь рок на самом деле, судьба несчастной любви. И эти картины Сергея как нельзя лучше энергетику музыки передали. Вот такая у нас интерпретация) Спасибо за внимание!
Сергей, Ваши работы морской тематики у меня давно "на карандаше". И при монтаже ролика у меня все пазлы сложились. Спасибо еще раз за участие и за теплые слова!
Получился саундтрек для фигурного катания. И картинки тоже соответствуют гимнастике на льду с блеском и внешним эффектом. Парафраз-это некая жвачка с упрошённым содержанием для неразвитого сознание обывателя в концертном исполнении. Но даже такому мастеру виртуозных парафразов как Листу в голову не пришло из безграничного трагизма ,14-й сонаты создать жвачку с пузырями. Кстати, Лист даже играть не разрешал своим ученикам ,14-,ю сонату. Есть святые вещи, которые упрощать,превращать в попсу, или вмешиваться со своей отсебячиной просто неуместно. Этак скоро мы услышим парафраз на Реквием Моцарта, или Страсти по Матфею
Получилось то, что получилось. Каждое время вносит свои коррективы. У нас сегодня такой опыт. Лично мне здесь все нравится, а что руки сами такое выдали, так это не моя заслуга. За отзыв спасибо.
С Ириной согласен. Время меняется, а с ним и вкусы и традиции и даже правила. Ничего не стоит на месте, все развивается и это должно быть интересным. Ремиксы и ремейки прочно завоевали муз. нишу и пользуются огромной популярностью. кто то предпочитает только оригиналы слушать, но и отлично. А нам интересно свое создать. Хуже сидеть сиднем и ничего не делать, акромя критики.
Покажите как бы вы сделали бы- нам будет интересно проанализировать.
Думаю для популяризации неплохо, здесь все способы хороши, может кто и заинтересуется первоисточниками, начнет слушать и откроет для себя этот мир... Не люблю фанатизм, толку то от него....
Да, ох уж эти Джульетты))
Вот было время, можно было брать уроки у самого Бетховена!...
Спасибо, мне понравился Ваш вариант исполнения сонаты!
С уважением, Александр.
Да, с таким соавтором как Бетховен можно создавать шедевры. В машинном ритме тоже отлично слушается. Живопись так же хороша, прямо новое воплощение Айвазовского
Сергея Дорофеева так и называют - современным Айвазовским.
А именно после этой работы я и задумала организовать конкурс) Дата какая и глыба какая! И мне немного обидно, что даже победители чисто по-человечески не написали "спасибо" всем нам, а это тоже говорит)
Спасибо, Олег!